Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 783   784   785   786   787   788   789   790   791  792   793   794   795   796   797   798   799   800   801  » »»

характер сразу не раскрывать, а  только  по  частям  и  намекам...  Надо
помнить в этот момент всех присутствующих и по  характеру  дать  каждому
свое необходимое  действие,  положение,  слово"  (Фурманов  Д.,  Вопросы
композиции, в кн.:
   Собр. соч., т. 4, М., 1961, с. 387-88).
   Конфликт, составляющий основу драм.  развития  Д.,  не  исчерпывается
конкретным поводом для столкновения между  персонажами.  "Гамлет"  -  не
трагедия  мести,  а   социально-философская   Д.   широкого   диапазона,
охватывающего  нек-рые  из  коренных   вопросов   человеческого   бытия.
"Коварство и любовь" - не драма трагич.  любви,  но,  как  определил  Ф.
Энгельс, "политически-тенденциозная драма".  Социальный  смысл  имеет  и
"Гроза", где неверность  жены  перерастает  в  символ  восстания  против
бездушного уклада купеч. жизни и образ героини оказывается "лучом  света
в т„мном царстве" (Н. Добролюбов).  Нередко  Д.  возбуждает  в  сознании
зрителей мысли  и  чувства,  непосредственно  не  выраженные  в  сюжете.
Действит. смысл комедии "Ревизор" не в частном анекдотич.  случае,  а  в
критике и отрицании всего самодержавно-бюрократич. строя. "Дни Турбиных"
Булгакова - не драма отдельной семьи в условиях гражд. войны, а  картина
гибели всего бурж.-помещичьего общества, низвергнутого нар.  революцией.
"Платон Кречет" Корнейчука - не только рассказ о мужестве сов.  хирурга,
но и художеств. изображение победы рабочего класса, овладевающего  всеми
средствами науки и культуры для обновления жизни.
   Классич. теория Д. до сер. 17 в.  считала  основой  действия  борьбу,
проявлявшуюся  как  конфликт  разл.  нравственных  начал,  характеров  и
интересов. Развитие Д. в новое время показывает, что  это  положение  не
является всеобщим законом. Так, напр.,  борьба  различных  мировоззрений
составляет основу "Горе от ума", но уже  взаимоотношения  Городничего  и
Хлестакова в "Ревизоре", образующие два полюса действия, не  могут  быть
объяснены как столкновение двух  воль  или  разных  взглядов  на  жизнь.
Изображаемая  драматургом  действительность   противоречит   идеалу,   и
драматич.  ситуация  возбуждает  в  зрителе  сознание  того,   что   вс„
происходящее на сцене находится в вопиющем несоответствии с  тем,  какой
должна быть жизнь.
   Совр. Д., и тогда, когда она  содержит  видимый  конфликт,  и  тогда,
когда она  лишена  его,  характеризуется  сложным  отражением  жизненных
противоречий, часто при помощи средств внешне  недраматичных.  Драматич.
напряжение  созда„тся  изображением   идейных   и   душевных   кризисов.
Драматургия  социалистич.  реализма,  отражающая  напряж„нные   обществ,
конфликты  во  всех  областях  жизни,  включает   пьесы   о   революции,
гражданской и отечеств. войнах  ("Любовь  Яровая",  "Бронепоезд  14-69",
"Оптимистическая трагедия", "Шторм", "Гибель эскадры",  "Русские  люди",
"Нашествие" и др.), а  также  пьесы,  хотя  и  лиш„нные  острых  внешних
конфликтов, но не менее  драматичные  ("Дал„кое"  Афиногенова,  "Золотая
карета" Леонова, "Годы странствий"  Арбузова,  "Неравный  бой"  Розова).
Формой  драматич.  конфликта  часто  является   столкновение   отдельной
личности с обществом.  В  таких  случаях  конфликт  обретает  социальное
значение в той мере, в какой данная личность  отражает  стоящие  за  ней
социальные  силы  (Нил  -  "Мещане"   Горького).   Особую   остроту   Д.
приобретает, когда  социальный  конфликт  сочетается  с  противоречиями,
возникающими между людьми, связанными личными отношениями ("Коварство  и
любовь", "Любовь Яровая"). Чем более тесной является вначале связь между
персонажами Д., тем острее оказывается возникающий между ними  конфликт,
ибо социальное в таких случаях  сплетается  с  личным  (произведения,  в
к-рых социальные противоречия отражаются в конфликтах между родителями и
детьми, братьями, супругами, друзьями).
   В условиях классового  общества  относительная  свобода,  позволяющая
осознать  несоответствие  идеалов  тем  нормам,  к-рые  утверждаются   в
действительности, была доступна  лишь  людям  из  среды  господствующего
класса.  Поэтому  герои  многих  Д.  принадлежат   к   верхушке   данной
общественной системы: в античной  Д.-это  представители  царских  родов,
военачальники, в Д. Возрождения  и  классицизма  -  короли  и  знать,  в
буржуазной Д. 18- 19 вв.- представители различных слоев буржуазии. Когда
противоречия данной социальной системы  достигают  большей  остроты,  то
обнаруживается, что даже в среде господств, класса появляются  люди,  не
только остро  сознающие  эти  противоречия,  но  и  протестующие  против
порядков,  враждебных  всему  народу.  Так  появляются  герои,  подобные
Гамлету, Фердинанду, Чацкому и Егору Булычеву.  Герои,  происходящие  из
господств, класса, иногда отражают настроения и взгляды народа, хотя при
этом сами они далеки от него по психологии, уровню  культуры,  жизненным
навыкам и т. д. Подъ„м новых обществ, классов, рост  их  самосознания  и
активности приводит к тому, что конфликт в Д.  приобретает  непосредств.
социальный характер. Подъ„м буржуазии в 18 в. вызвал появление героев из
третьего сословия, и в накал„нной предреволюц. атмосфере  Франции  конца
18 в. возник герой-плебей Фигаро, отстаивавший человеческое  достоинство
в борьбе против своего господина.
   Непосредственно связано с историч. развитием общества и создание в Д.
коллективного образа народа. Нар.  движения  эпохи  Возрождения  создали
реальную предпосылку для возникновения нар. фона в произв. Лопе де  Вега
и Шекспира; демократич. и революц. движения 18 в. обусловили изображение
народа Г„те и'Шиллером;  развитие  революц.  активности  пролетариата  в
конце 19 - нач. 20  вв.  получило  непосредственное  выражение  в  таких
социальных пьесах, как "Ткачи"  Гауптмана,  "Враги"  Горького,  "Борьба"
Голсуорси, в  к-рых  на  сцене  появились  как  отдельные  представители
пролетариата, так  и  масса  рабочих,  поднявшаяся  на  борьбу  за  свои
интересы. С победой социалистич. революции осн. героями сов. Д. стали не
только отд. представители рабочих, колхозников и нар. интеллигенции,  но
и целые коллективы этих  обществ.  групп.  В  Д.  социалистич.  общества
значит, место  занимают  вопросы  соревнования  двух  социальных  систем
("Русский вопрос" и др.), вопросы, связанные с воспитанием  и  развитием
норм комму нистич. морали ("Чудак"  Афиногенова,  "Мой  друг"  Погодина,
"Директор" Ал„шина, "Иркутская история" Арбузова,  "В  добрый  час",  "В
поисках радости" Розова и др.).
   Классификация Д. (стили и ж а н-р ы). Сформулированное  В.  Белинским
различие между поэзией идеальной и поэзией реальной полностью  применимо
и к Д. "Поэт или пересоздает жизнь по собственному идеалу, зависящему от
образа его воззрения на вещи, от его отношения к миру, к веку и  народу,
в котором он живет, или воспроизводит ее во всей  ее  наготе  и  истине,
оставаясь   верен   всем   подробностям,   краскам   и    оттенкам    ее
действительности. Поэтому поэзию можно разделить на  два,  так  сказать,
отдела-на идеальную и реальную" (В.  Белинский,  "О  русской  повести  и

Страницы: «« « 783   784   785   786   787   788   789   790   791  792   793   794   795   796   797   798   799   800   801  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия