|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 » »» характер сразу не раскрывать, а только по частям и намекам... Надо
помнить в этот момент всех присутствующих и по характеру дать каждому
свое необходимое действие, положение, слово" (Фурманов Д., Вопросы
композиции, в кн.:
Собр. соч., т. 4, М., 1961, с. 387-88).
Конфликт, составляющий основу драм. развития Д., не исчерпывается
конкретным поводом для столкновения между персонажами. "Гамлет" - не
трагедия мести, а социально-философская Д. широкого диапазона,
охватывающего нек-рые из коренных вопросов человеческого бытия.
"Коварство и любовь" - не драма трагич. любви, но, как определил Ф.
Энгельс, "политически-тенденциозная драма". Социальный смысл имеет и
"Гроза", где неверность жены перерастает в символ восстания против
бездушного уклада купеч. жизни и образ героини оказывается "лучом света
в т„мном царстве" (Н. Добролюбов). Нередко Д. возбуждает в сознании
зрителей мысли и чувства, непосредственно не выраженные в сюжете.
Действит. смысл комедии "Ревизор" не в частном анекдотич. случае, а в
критике и отрицании всего самодержавно-бюрократич. строя. "Дни Турбиных"
Булгакова - не драма отдельной семьи в условиях гражд. войны, а картина
гибели всего бурж.-помещичьего общества, низвергнутого нар. революцией.
"Платон Кречет" Корнейчука - не только рассказ о мужестве сов. хирурга,
но и художеств. изображение победы рабочего класса, овладевающего всеми
средствами науки и культуры для обновления жизни.
Классич. теория Д. до сер. 17 в. считала основой действия борьбу,
проявлявшуюся как конфликт разл. нравственных начал, характеров и
интересов. Развитие Д. в новое время показывает, что это положение не
является всеобщим законом. Так, напр., борьба различных мировоззрений
составляет основу "Горе от ума", но уже взаимоотношения Городничего и
Хлестакова в "Ревизоре", образующие два полюса действия, не могут быть
объяснены как столкновение двух воль или разных взглядов на жизнь.
Изображаемая драматургом действительность противоречит идеалу, и
драматич. ситуация возбуждает в зрителе сознание того, что вс„
происходящее на сцене находится в вопиющем несоответствии с тем, какой
должна быть жизнь.
Совр. Д., и тогда, когда она содержит видимый конфликт, и тогда,
когда она лишена его, характеризуется сложным отражением жизненных
противоречий, часто при помощи средств внешне недраматичных. Драматич.
напряжение созда„тся изображением идейных и душевных кризисов.
Драматургия социалистич. реализма, отражающая напряж„нные обществ,
конфликты во всех областях жизни, включает пьесы о революции,
гражданской и отечеств. войнах ("Любовь Яровая", "Бронепоезд 14-69",
"Оптимистическая трагедия", "Шторм", "Гибель эскадры", "Русские люди",
"Нашествие" и др.), а также пьесы, хотя и лиш„нные острых внешних
конфликтов, но не менее драматичные ("Дал„кое" Афиногенова, "Золотая
карета" Леонова, "Годы странствий" Арбузова, "Неравный бой" Розова).
Формой драматич. конфликта часто является столкновение отдельной
личности с обществом. В таких случаях конфликт обретает социальное
значение в той мере, в какой данная личность отражает стоящие за ней
социальные силы (Нил - "Мещане" Горького). Особую остроту Д.
приобретает, когда социальный конфликт сочетается с противоречиями,
возникающими между людьми, связанными личными отношениями ("Коварство и
любовь", "Любовь Яровая"). Чем более тесной является вначале связь между
персонажами Д., тем острее оказывается возникающий между ними конфликт,
ибо социальное в таких случаях сплетается с личным (произведения, в
к-рых социальные противоречия отражаются в конфликтах между родителями и
детьми, братьями, супругами, друзьями).
В условиях классового общества относительная свобода, позволяющая
осознать несоответствие идеалов тем нормам, к-рые утверждаются в
действительности, была доступна лишь людям из среды господствующего
класса. Поэтому герои многих Д. принадлежат к верхушке данной
общественной системы: в античной Д.-это представители царских родов,
военачальники, в Д. Возрождения и классицизма - короли и знать, в
буржуазной Д. 18- 19 вв.- представители различных слоев буржуазии. Когда
противоречия данной социальной системы достигают большей остроты, то
обнаруживается, что даже в среде господств, класса появляются люди, не
только остро сознающие эти противоречия, но и протестующие против
порядков, враждебных всему народу. Так появляются герои, подобные
Гамлету, Фердинанду, Чацкому и Егору Булычеву. Герои, происходящие из
господств, класса, иногда отражают настроения и взгляды народа, хотя при
этом сами они далеки от него по психологии, уровню культуры, жизненным
навыкам и т. д. Подъ„м новых обществ, классов, рост их самосознания и
активности приводит к тому, что конфликт в Д. приобретает непосредств.
социальный характер. Подъ„м буржуазии в 18 в. вызвал появление героев из
третьего сословия, и в накал„нной предреволюц. атмосфере Франции конца
18 в. возник герой-плебей Фигаро, отстаивавший человеческое достоинство
в борьбе против своего господина.
Непосредственно связано с историч. развитием общества и создание в Д.
коллективного образа народа. Нар. движения эпохи Возрождения создали
реальную предпосылку для возникновения нар. фона в произв. Лопе де Вега
и Шекспира; демократич. и революц. движения 18 в. обусловили изображение
народа Г„те и'Шиллером; развитие революц. активности пролетариата в
конце 19 - нач. 20 вв. получило непосредственное выражение в таких
социальных пьесах, как "Ткачи" Гауптмана, "Враги" Горького, "Борьба"
Голсуорси, в к-рых на сцене появились как отдельные представители
пролетариата, так и масса рабочих, поднявшаяся на борьбу за свои
интересы. С победой социалистич. революции осн. героями сов. Д. стали не
только отд. представители рабочих, колхозников и нар. интеллигенции, но
и целые коллективы этих обществ. групп. В Д. социалистич. общества
значит, место занимают вопросы соревнования двух социальных систем
("Русский вопрос" и др.), вопросы, связанные с воспитанием и развитием
норм комму нистич. морали ("Чудак" Афиногенова, "Мой друг" Погодина,
"Директор" Ал„шина, "Иркутская история" Арбузова, "В добрый час", "В
поисках радости" Розова и др.).
Классификация Д. (стили и ж а н-р ы). Сформулированное В. Белинским
различие между поэзией идеальной и поэзией реальной полностью применимо
и к Д. "Поэт или пересоздает жизнь по собственному идеалу, зависящему от
образа его воззрения на вещи, от его отношения к миру, к веку и народу,
в котором он живет, или воспроизводит ее во всей ее наготе и истине,
оставаясь верен всем подробностям, краскам и оттенкам ее
действительности. Поэтому поэзию можно разделить на два, так сказать,
отдела-на идеальную и реальную" (В. Белинский, "О русской повести и
Страницы: «« « 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |