|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 » »» пьесах для детей впервые появился образ активного, деятельного
подростка, живущего интересами своей страны. Среди первых пьес для
детей, посв. современности, имевших большое зйачение в развитии Д. д. д.
и т-ра для детей,- "Тимошкин рудник" Л. Ф. Ma-карьева (1925), "Пионерия"
С. С. Заяицкого (1926), "Ч„рный Яр" А. Н. Афиногенова (1928) и др. В
конце 20-х и в 30-х гг. 20 в. совр. тема становится ведущей; е„
разрабатывают Е. Л. Шварц ("Клад", 1933), Н. Я. Шес-таков ("Аул Гидже",
1929, "Алтайские Робинзоны", 1928, "Дом с привидениями", 1929), А. А.
Крон ("Винтовка JVs 492 116", 1929) и др. В этот период создаются также
историко-героич. пьесы ("Стрелок Телль", 1925, "Робин Гуд" С. С.
Заяицкого, 1926), сказки (сб. "Театр для детей" С. Я. Маршака и ?.??.
Васильевой, 1922, "Соловей" по Андерсену, "Щелкунчик" по Гофману, 1922,
и др.), пьесы, пропагандирующие идеи интернационализма ("Так было" А. Я.
Бруштейн и Б. В. Зона, 1929, "Фриц Бауер" В. А. Селиховой и Н. И. Сац,
1928, "Путь дал„кий" Шестакова, 1929); ставились инсценировки произв.
мировой лит-ры ("Дон Кихот" по Сервантесу, "Гаврош" по Гюго, "Том Сойер"
по Твену и др.).
В первые годы становления советской Д. д. д. е„ создатели иногда
несколько преувеличивали, чрезмерно подч„ркивали специфичность пьесы для
детей, непосредственную близость е„ к педагогике. С сер. 30-х гг. борьба
со схематизмом в Д. д. д. усилилась. Д. д. д. 2-й пол. 30-40-х гг.
характеризуется особым богатством и разнообразием. В качестве
центральных героев пьес избираются не только дети, но и взрослые. Однако
по-прежнему гл. задача Д. д. д. 30-х и 50-х гг. - раскрыть широкие и
тесные связи детей с важнейшими процессами и этапами в жизни страны.
Так, события Великой Отечеств. войны находят сво„ отражение в пьесах:
"Сын полка" В. П. Катаева (1945), "Старые друзья" Л. А. Малюгина (1946),
"Дал„кий край" Е. Л. Шварца (1942) и др. Тематика Д. д. д. расширяется,
значительно больше внимания уделяется проблемам школы и семьи ["Сер„жа
Стрельцов" В. А. Любимовой (1935), "Дом ј 5" И. В. Штока (1940),
"Красный галстук" С. В. Михалкова (1947), "Чудесный мальчик" Е. С. Рысса
(1953) и др.]. Романтич. линию в драматургии для юношества разрабатывает
М. А. Светлов в своих пьесах "Сказка" (1939), "Двадцать лет спустя"
(1940). Пьесы из жизни детворы с приключенч. сюжетом пишет E.C. Рысс -
"Родная семья" (1947), "Приключения на острове" (1950) и др. В области
детской комедии активно работает С. В. Михалков - "Коньки" (1939),
"Вес„лое сновидение" (1945), "Особое задание" (1946), "Зайка-зазнайка"
(1952), "Сомбреро" (1957) и др. К тому же жанру принадлежат "Дима и
Вава" ("Опасное знакомство") А. Л. Барто и Р. Зел„ной (1939),
"Димка-невидимка" ?.?. Коростыл„ва и М. Т. Львовского (1955) и др.
пьесы.
В 50-х гг.появляются произведения о современности В С. Розова -
"Страница жизни" (1952), "В добрый час" (1955),"В поисках радости"
(1957), "Неравный бой" (1960), ещ„ более расширяющие идейно-тематич.
рамки пьес для детей и юношества, на новом материале ставящие важнейшие
этич. проблемы. К пьесам Розова по проблематике и художеств.
особенностям близки "Друг мой Колька" Хмелика (1960), "Бывшие маль-чики"
Ивантер (1961).
Историко-революц. тематика осваивается в пьесах "Белеет парус
одинокий" В. П. Катаева (1937), "Единая боевая" А. Я. Бруштейн (1940),
"Музыкантская команда" (1935) и "Третья верста" (1937) Д. Дэля (Л. С.
Любашевского) и др. "Гимназисты" ?.?. Трен„ва (1935) и "Голубое и
розовое" Бруштейн (1936) рассказывают о жизни дореволюц. гимназии.
С конца 30-х гг. заметно усиливается интерес к жанру пьесы-сказки.
Сказки для сцены пишут:
Е. Л. Шварц - "Красная шапочка" (1937), "Снежная королева" (1938),
"Царь Водокрут" (1943), "Два кл„на" (1953) и др.; С. Я. Маршак -
"Двенадцать месяцев" (1945), "Горе-Злосчастье" (1954); ?. Я. Шестаков -
"Финист - ясный сокол" (1939); Т. Г. Габбе - "Город мастеров" (1944),
"Оловянные кольца" (1953);
П. Г. Маляревский - "Счастье" (1940), "Чудесный клад" (1948) и др.
Развивается Д. д. д. и в лит-рах народов СССР. Всеобщее признание
получают "Чудесная дудка" (1939) белорус. драматурга В. Ф. Вольского,
груз. сказки Г. Нахуцришвили - "Комблэ", "Похождения храброго Кикилы"
(совместно с Б. А. Гамрекели); "Зямка Копач" ("Хлопчик", 1936) и
"Изобретатель и комедиант" (1939), написанные на евр. яз. М. Даниэлем, и
др. пьесы.
К Д. д. д. относятся также пьесы для кукольного театра, сценарии
детских радио- и телепередач.
Лит.: Бахтин Н., Обзор пьес для детского и школьного театра, "Русская
школа", СПБ, 1911, ј 10-12; Белецкий А., Вопросы репертуара в театре для
детей, в кн.: Театр для детей. Сб. статей, Харьков, 1926; "Театр и
драматургия", 1934, ј 7 (посв. театрам для детей и их драматургии);
Театр для детей. Сб. статей, М., 1955; Калманов-с к и й Е., Драматургия
для детей и юношества. Очерки истории советской драматургии, т. 1, Л.-М.
(готовится к печати). Е. К.
"ДРАММАТЙЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ..." - первый в России театральный словарь,
вышедший в Москве в 1787. Фамилия составителя неизвестна. "Д. с."
содержит краткие сведения о 339 рус. и иностр. драматич. произв.,
появившихся в печати или поставленных на петерб., моек. и провинц.
сценах в 30-80-х гг. 18 в. Словарь содержит ценные факты из жизни рус.
сцены 2-й пол. 18 в., а также называет драматургов, композиторов,
переводчиков и акт„ров, участвовавших в создании драматич., оперных и
балетных спектаклей. Интересен материал, относящийся к премьерам пьес
"Недоросль" (1782); "Фигарова женидьба" ("Женитьба Фигаро", 1787)
Бомарше и др. В предисловии безымянный автор отмечает широкое развитие
рус. театр. культуры 18 в. и подч„ркивает обществ, значение т-ра как
учреждения, призванного искоренять предрассудки и дурные нравы. "Д. с."
издания 1787 уникален. Он был полностью переиздан в 1880 А. С.
Сувориным.
ДРАМСОЮЗ (Драматический союз)- общество драматич. писателей и оперных
композиторов, существовавшее в Петербурге (Ленинграде) в 1904-ЗО. До
1904 вместе с аналогичной моек. орг-цией МОД ПИК Д. составлял единое
Об-во рус. драм. писателей и оперных композиторов. В 1930 Д. влился во
вновь организованный В сер оском драм. А. Шн.
ДРАНЙШНИКОВ, Владимир Александрович [29. V(IO.VI). 1893-6.II.1939] -
русский советский дириж„р, режисс„р, композитор. Засл. арт. РСФСР
(1933).. Окончил Придворную певческую капеллу (1909) и Петрогр.
консерваторию по классам фп., композиции и дирижирования (1916). С 1914
Д.- концертмейстер, с 1918 - дириж„р, в 1925-36 - гл. дириж„р
Страницы: «« « 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |