|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 » »» Мариинского т-ра (ныне Т-р оперы и балета им. Кирова). С 1936 Д. - худ.
рук. и гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко в Киеве. Руководил
пост. опер: "Борис Годунов" в первонач. авторской редакции (1928),
"Саломея" Р. Штрауса (1924), "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева
(1926), "У Парижской заставы" ("Водовоз") Керубини (1933), "Пиковая
дама" (1935), балетов "Пламя Парижа" (1932) и др. (все в Т-ре оперы и
балета им. Кирова). Д. способствовал росту сценич. культуры спектаклей в
Т-ре им. Кирова, но модернистская интерпретация нек-рых произведений
привела его к ряду неудач ("Л„д и сталь" Дешевова, "Золото Рейна"
Вагнера, "Травиата"; "Мазепа" Чайковского). В Т-ре оперы и балета им.
Шевченко осуществил пост. спектаклей "Тарас Бульба" Лысенко (1937),
"Щорс" ("Полководец") Ля' тошинского (1938), "Перекоп" Мейтуса,
Рыбальченко, Тица (1939) и др. Для исполнительской манеры Д. характерны
темперамент, импульсивность, многокрасоч-ность, склонность к широкому
штриху. Д. принадлежат ряд соч. в различных жанрах, муз.-критич. статьи
и др.
Лит.: Богдане в-Б ерезовский В., Ленинградский гос. акад. ордена
Ленина театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л.-М., 1959; Асафьев Б. В.
(?гор Глебов), В. О. Дран?шн?ков, "Радянська музика", 1940, .ј 4; ? ? ?
и-????? Д. И., Из прошлого русской оперы, Л., 1949, с. 118-19 Д. К.
ДРАНШЕ, Осип Иванович (1824-49) - русский акт„р. В 1844 окончил
Петерб. театр. уч-ще. В том же году начал сценич. деятельность в Орле в
труппе Л. Ю. Млотковского. С 1845 до конца жизни работал в Харьковском
т-ре. Обладал незаурядным комедийным дарованием; сыграл множество
водевильных ролей. Своей правдивой, заразительно-вес„лой игрой Д.
оживлял самые пустые схематичные роли. Так пг-рал он Зятюшку в
одноим„нном водевиле Д. Т. Ленского, Калистратку ("Жених, чемодан и
невеста" П. И. Григорьева). Среди его лучших ролей - старый булочник
Клейстер в водевиле "Булочная" Ф. А. Кони, староста Сем„н Иванович
("Ямщики, или Как гуляет староста Сем„н Иванович" П. И. Григорьева).
Умение Д. не только смешить, но и трогать особенно ярко проявилось в
роли Синичкина ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского). Одна из выдающихся
работ Д.- слуга Жак в комедии Мольера "Скупой". В этой и ряде других
ролей Д. на харьковской сцене успешно соперничал со знаменитым укр.
акт„ром К. Солеником. Умер Д. от чахотки. А. /\
ДРАХМАН (Drachmann), Хольгер (9. X. 1846- 14.1.1908) - датский поэт и
драматург. По окончании ун-та в Копенгагене жил в Англии, где участвовал
в социалистич. движении. Возвратившись на родину, в 1872 начал лит.
деятельность; издал сб. революц. стихов. В дальнейшем в творчество Д.
проникают песси-мистич. мотивы, он отказывается от изображения
действительности и становится на позиции неоромантизма. Осн. тема пьес
Д.- разлад мечты и реальности, противопоставление светлой
одухотвор„нности героев (гл. обр. людей иск-ва) филистерскому миру; этой
теме посвящены сказочная комедия "Однажды" (1885, Королевский т-р),
мелодрама "Ренессанс" (1898, там же)- о жизни худ. Тинторетто, историч.
пьеса "Танец в ледяном доме" (1896, "Дагмартеатр"), действие к-рой
происходит в Дании 16 в., "Кузнец Волунд" (1898, Королевский т-р), по
мотивам древнесканд. мифов. В своих произв. Д. пытался продолжить
традиции творчества писателей А. Эленшлегера и X. К. Андерсена.
С о ч.: Samlede poetiske skrifter, bd 1-12. Kbh., 1906-09. Лит.:
Brandes G.," Det moderne gjennembruds maend, Kbh., 1883; 2 udg., 1919; R
u b o w P. V., Holger Drachmann, bd 1-3, Kbh., 1940-50. Bi M
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Нача ло др.-греч. драмы - в сельских
обрядовых хорах в честь бога Диониса, покровителя скотоводства,
земледелия и виноградарства. По сообщению Аристотеля, трагедия возникла
на основе импровизации от зачинателей дифирамба (??????.;) (Поэтика,
гл.4). Долитера-турный дифирамб, от к-рого не сохранилось никаких
следов, уже в классич. Греции являлся хоровой песнью, составлявшей
неотъемлемую часть культа Диониса. Термин "зачинать" дифирамб, к-рым
пользуется Аристотель, а ещ„ раньше - поэт Архилох (фрагмент 77),
указывает, что в дифирамбе различались две части: "зачин" солиста и
последующая партия хора. Первым поэтом, придавшим импровизац. дифирамбу
организованную лит. форму, в античности считали Ариона (6 в. до н. э.).
Дальнейшее развитие дифирамба в трагедию происходит уже в Аттике и
связывается с именем поэта Феспи-да (2-я пол. 6 в. до н. э.), к-рому
приписывается и введение первого акт„ра. Вероятно, акт„р Феспида явился
преемником "зачинателя" дифирамба, получив уже функции декламатора. Т.
о., первоначальную форму трагедии можно представить себе как диалог
между акт„ром (см. Гипокрит}, исполнявшим ряд небольших
речей-повествований, и хором, выражавшим реакцию на них в своих песнях.
Преобладающая роль хора, придающая трагедии характер патетич. оратории,
сохранилась и у античных трагиков - преемников Феспида, напр. у Фриниха
(конец 6-1-я четв. 5 вв. до н. э.), и в ранних произв. Эсхила (525-456
до н. э.). Их творч. деятельность относится уже к периоду установления в
Афинах демократии после свержения тирании Писист-ратидов и протекала в
условиях роста обществ, активности демоса, повышения роли отдельного
человека. В трагедию вводится актуальная морально-этич. проблематика,
зрители ищут в ней ответа на вопросы, интересующие общину свободных
граждан, обоснования норм поведения е„ членов. Перед драматургом вста„т
задача непосредств. изображения на орхестре драматнч. или нравств.
конфликта, яркой, контрастной обрисовки характеров. В творчестве Эсхила
нашли отражение характерные для эпохи греко-персидских войн
противопоставление демократич. государственности восточному деспотизму,
прославление патрио-тпч. долга и принципов гражданского равноправия. Гл.
вопросом в трагедийной проблематике Эсхила стали самостоятельность
поведения человека и ответственность за соверш„нные им поступки. В
судьбах героев драматург видел проявление божеств, норм справедливости и
воздаяния за преступление. Превращение трагедии из патетич. оратории в
подлинную драму требовало введения по меньшей мере ещ„ одного акт„ра;
этот важнейший для греч. драматургии шаг совершил Эсхил, творчество
к-рого завершает раннюю стадию развития трагедии как пьесы с одним
акт„ром.
Дальнейшее повышение интереса к человеч. личности и к е„ внутр. миру
является определяющим для творчества Софокла (497/496-406 до н. э.) и
его младшего современника Еврипида (ок. 480-406 до н. э.). В трагедиях
Софокла раскрывается противоречие между действиями человека, смело
вступающего в борьбу за выполнение своего морального долга, и
непознанной таинственной силой, к-рая подчиняет себе людей. В
столкновении с ней проявляются лучшие качества героев Софокла -
благородство, честность, верность нравств. принципам свободного
Страницы: «« « 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |