Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 791   792   793   794   795   796   797   798   799  800   801   802   803   804   805   806   807   808   809  » »»

Мариинского т-ра (ныне Т-р оперы и балета им. Кирова). С 1936 Д. -  худ.
рук. и гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко в  Киеве.  Руководил
пост. опер: "Борис  Годунов"  в  первонач.  авторской  редакции  (1928),
"Саломея" Р. Штрауса  (1924),  "Любовь  к  тр„м  апельсинам"  Прокофьева
(1926), "У Парижской  заставы"  ("Водовоз")  Керубини  (1933),  "Пиковая
дама" (1935), балетов "Пламя Парижа" (1932) и др. (все в  Т-ре  оперы  и
балета им. Кирова). Д. способствовал росту сценич. культуры спектаклей в
Т-ре им. Кирова, но  модернистская  интерпретация  нек-рых  произведений
привела его к ряду  неудач  ("Л„д  и  сталь"  Дешевова,  "Золото  Рейна"
Вагнера, "Травиата"; "Мазепа" Чайковского). В Т-ре оперы  и  балета  им.
Шевченко осуществил пост.  спектаклей  "Тарас  Бульба"  Лысенко  (1937),
"Щорс"  ("Полководец")  Ля'  тошинского   (1938),   "Перекоп"   Мейтуса,
Рыбальченко, Тица (1939) и др. Для исполнительской манеры Д.  характерны
темперамент, импульсивность, многокрасоч-ность,  склонность  к  широкому
штриху. Д. принадлежат ряд соч. в различных жанрах, муз.-критич.  статьи
и др.
   Лит.: Богдане в-Б ерезовский  В.,  Ленинградский  гос.  акад.  ордена
Ленина театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л.-М., 1959; Асафьев Б. В.
(?гор Глебов), В. О. Дран?шн?ков, "Радянська музика", 1940, .ј 4; ? ?  ?
и-????? Д. И., Из прошлого русской оперы, Л., 1949, с. 118-19 Д. К.
   ДРАНШЕ, Осип Иванович (1824-49)  -  русский  акт„р.  В  1844  окончил
Петерб. театр. уч-ще. В том же году начал сценич. деятельность в Орле  в
труппе Л. Ю. Млотковского. С 1845 до конца жизни работал  в  Харьковском
т-ре.  Обладал  незаурядным  комедийным  дарованием;  сыграл   множество
водевильных  ролей.  Своей  правдивой,  заразительно-вес„лой  игрой   Д.
оживлял  самые  пустые  схематичные  роли.  Так  пг-рал  он  Зятюшку   в
одноим„нном водевиле Д. Т.  Ленского,  Калистратку  ("Жених,  чемодан  и
невеста" П. И. Григорьева). Среди его лучших  ролей  -  старый  булочник
Клейстер в водевиле "Булочная"  Ф.  А.  Кони,  староста  Сем„н  Иванович
("Ямщики, или Как гуляет староста Сем„н  Иванович"  П.  И.  Григорьева).
Умение Д. не только смешить, но и трогать  особенно  ярко  проявилось  в
роли Синичкина ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского). Одна из выдающихся
работ Д.- слуга Жак в комедии Мольера "Скупой". В  этой  и  ряде  других
ролей Д. на харьковской сцене  успешно  соперничал  со  знаменитым  укр.
акт„ром К. Солеником. Умер Д. от чахотки. А. /\
   ДРАХМАН (Drachmann), Хольгер (9. X. 1846- 14.1.1908) - датский поэт и
драматург. По окончании ун-та в Копенгагене жил в Англии, где участвовал
в социалистич. движении. Возвратившись на  родину,  в  1872  начал  лит.
деятельность; издал сб. революц. стихов. В дальнейшем  в  творчество  Д.
проникают  песси-мистич.  мотивы,   он   отказывается   от   изображения
действительности и становится на позиции неоромантизма. Осн.  тема  пьес
Д.-   разлад   мечты   и    реальности,    противопоставление    светлой
одухотвор„нности героев (гл. обр. людей иск-ва) филистерскому миру; этой
теме посвящены сказочная  комедия  "Однажды"  (1885,  Королевский  т-р),
мелодрама "Ренессанс" (1898, там же)- о жизни худ. Тинторетто,  историч.
пьеса "Танец в  ледяном  доме"  (1896,  "Дагмартеатр"),  действие  к-рой
происходит в Дании 16 в., "Кузнец Волунд" (1898,  Королевский  т-р),  по
мотивам древнесканд.  мифов.  В  своих  произв.  Д.  пытался  продолжить
традиции творчества писателей А. Эленшлегера и X. К. Андерсена.
   С о ч.: Samlede poetiske skrifter,  bd  1-12.  Kbh.,  1906-09.  Лит.:
Brandes G.," Det moderne gjennembruds maend, Kbh., 1883; 2 udg., 1919; R
u b o w P. V., Holger Drachmann, bd 1-3, Kbh., 1940-50. Bi M
   ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Нача ло др.-греч.  драмы  -  в  сельских
обрядовых  хорах  в  честь  бога  Диониса,   покровителя   скотоводства,
земледелия и виноградарства. По сообщению Аристотеля, трагедия  возникла
на основе импровизации от  зачинателей  дифирамба  (??????.;)  (Поэтика,
гл.4).  Долитера-турный  дифирамб,  от  к-рого  не  сохранилось  никаких
следов, уже в  классич.  Греции  являлся  хоровой  песнью,  составлявшей
неотъемлемую часть культа Диониса.  Термин  "зачинать"  дифирамб,  к-рым
пользуется Аристотель, а  ещ„  раньше  -  поэт  Архилох  (фрагмент  77),
указывает, что в дифирамбе различались  две  части:  "зачин"  солиста  и
последующая партия хора. Первым поэтом, придавшим импровизац.  дифирамбу
организованную лит. форму, в античности считали Ариона (6 в. до н. э.).
   Дальнейшее развитие дифирамба в трагедию происходит уже  в  Аттике  и
связывается с именем поэта Феспи-да (2-я пол. 6 в.  до  н.  э.),  к-рому
приписывается и введение первого акт„ра. Вероятно, акт„р Феспида  явился
преемником "зачинателя" дифирамба, получив уже функции  декламатора.  Т.
о., первоначальную форму трагедии  можно  представить  себе  как  диалог
между   акт„ром    (см.    Гипокрит},    исполнявшим    ряд    небольших
речей-повествований, и хором, выражавшим реакцию на них в своих  песнях.
Преобладающая роль хора, придающая трагедии характер патетич.  оратории,
сохранилась и у античных трагиков - преемников Феспида, напр. у  Фриниха
(конец 6-1-я четв. 5 вв. до н. э.), и в ранних произв.  Эсхила  (525-456
до н. э.). Их творч. деятельность относится уже к периоду установления в
Афинах демократии после свержения тирании Писист-ратидов и  протекала  в
условиях роста обществ, активности  демоса,  повышения  роли  отдельного
человека. В трагедию вводится  актуальная  морально-этич.  проблематика,
зрители ищут в ней ответа  на  вопросы,  интересующие  общину  свободных
граждан, обоснования норм поведения е„ членов. Перед драматургом  вста„т
задача непосредств.  изображения  на  орхестре  драматнч.  или  нравств.
конфликта, яркой, контрастной обрисовки характеров. В творчестве  Эсхила
нашли   отражение   характерные   для   эпохи   греко-персидских    войн
противопоставление демократич. государственности восточному  деспотизму,
прославление патрио-тпч. долга и принципов гражданского равноправия. Гл.
вопросом  в  трагедийной  проблематике  Эсхила  стали  самостоятельность
поведения человека и  ответственность  за  соверш„нные  им  поступки.  В
судьбах героев драматург видел проявление божеств, норм справедливости и
воздаяния за преступление. Превращение трагедии из патетич.  оратории  в
подлинную драму требовало введения по меньшей мере  ещ„  одного  акт„ра;
этот важнейший для греч.  драматургии  шаг  совершил  Эсхил,  творчество
к-рого завершает раннюю стадию  развития  трагедии  как  пьесы  с  одним
акт„ром.
   Дальнейшее повышение интереса к человеч. личности и к е„ внутр.  миру
является определяющим для творчества Софокла (497/496-406 до  н.  э.)  и
его младшего современника Еврипида (ок. 480-406 до н. э.).  В  трагедиях
Софокла  раскрывается  противоречие  между  действиями  человека,  смело
вступающего  в  борьбу  за  выполнение  своего   морального   долга,   и
непознанной  таинственной  силой,  к-рая   подчиняет   себе   людей.   В
столкновении  с  ней  проявляются  лучшие  качества  героев  Софокла   -
благородство,  честность,   верность   нравств.   принципам   свободного

Страницы: «« « 791   792   793   794   795   796   797   798   799  800   801   802   803   804   805   806   807   808   809  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия