|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 » »» повестях Гоголя").
Идеальное и реальное начало проходит через всю историю мировой Д.
Исторически раньше наибольшее развитие получили формы Д. идеальной,
характерной для Др. Востока и для античной культуры Греции. Однако уже у
греков в Д. были значит, элементы реального. Полное утверждение
реального начинается в Европе с эпохи Возрождения. В новое время
разновидности Д. идеальной создали Кальде-рон, Корнель, Расин, Шиллер,
романтики-Байрон, Шелли, Гюго, Виньи, Мюссе, символисты - Метер-линк.
Блок. Разнообразны были различные этапы Д. реалистической, к-рую
представляют Шекспир, Мольер, Шеридан, Бомарше, Фонвизин, Гоголь,
Островский, Л. Толстой, Тургенев, Чехов, Горький. Достоинства Д.
идеальной измеряются поэтичностью образов, эмоциональной силой, а
социально-воспитательная ценность определяется соответствием стремлениям
прогрессивной части общества, глубиной социально-философской оценки
жизненных явлений. Д. реалистическая воплощает в художеств. образах
картины реальной жизни, пользуясь для этого при„мом типизации. Она
изображает жизнь в е„ конкретных проявлениях и достигает жизненной
правды, сочетая общее с единичным в типичных явлениях. С особой силой,
глубиной раскрывает реа-листич. Д. правду человеческих характеров. В
сим-волич. и романтич. Д. реальные жизненные конфликты выражаются не
столько в действии, сколько в ли-рич. речах. Реалистич. Д. более
действенна и поэтому более драматична. Однако реалистич. Д. иногда
использует и элементы символики ("Дикая утка" Ибсена, "Чайка"). В свою
очередь, романтич. Д. пользуется характерностью, "местным колоритом" и
другими элементами реалистич. иск-ва (пьесы Гюго). Уже В. Белинский не
считал эти два метода непримиримыми, т. к., по его мнению, "они ведут к
одной цели" и "...есть точки соприкосновения, в которых сходятся и
сливаются эти два элемента поэзии. Сюда должно отнести, во-первых, поэмы
Байрона, Пушкина, Мицкевича, эти поэмы, в которых жизнь человеческая
представляется, сколько возможно, в истине, но только в самые
торжественнейшие свои проявления, в самые лирические свои минуты..." (В.
Белинский, "О русской повести и повестях Гоголя"). Ф. Энгельс указывал
на возможность синтеза в Д. двух художественных направлений, когда писал
Лас-салю: "Полное слияние большой идейной глубины, осознанного
исторического смысла, которые Вы не без основания приписываете немецкой
драме, с шекспировской живостью и действенностью будет достигнуто,
вероятно, только в будущем, да, пожалуй, и не немцами" (К. Маркс и Ф.
Энгельс об искусстве, т. 1, с. 29).
Соответственно содержанию и эмоциональному эффекту, производимому
действием, драматич. произв. распадаются на особые, отличающиеся друг от
друга виды или жанры. Антич. мир, создавший первые формы европ. Д.,
определил две крайние, полярные точки драматич. иск-ва: трагедию и
комедию, в наиболее чистом виде выражающие осн. виды Д. Но уже
Аристотель, следуя в этом за Сократом, указывал на внутреннее родство
этих 2 осн. форм. Общественно-историч. смысл соотношения трагедии и
комедии в разные эпохи раскрыт в известном высказывании
К. Маркса: "История действует основательно и проходит через множество
фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни. Последний фазис
всемирно-исторической формы есть ее комедия. Богам Греции, которые были
уже раз-в трагической форме-смертельно ранены в "Прикованном Прометее"
Эсхила, пришлось еще раз - в комической форме - умереть в "Беседах"
Лукиана. Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы
человечество в е с е-л о расставалось со своим прошлым" (там же, с.
53-54).
Антич. Д. строго отграничивала трагическое от комического. Д. эпохи
Возрождения допускала их смешение. Однако у Шекспира, постоянно
соединявшего в одном произв. разнородные жанровые элементы, в каждой
пьесе сохраняется преобладающее значение либо трагического, либо
комического. Теория Д. 17 в. создала иерархию жанров по степени
важности, признавая за трагедией большую значительность в силу
серь„зности е„ содержания, касавшегося вопросов жизни и смерти людей, и
объявляя комедию "низшим" жанром. Но развитие Д. показывает, что в
разные эпохи наиболее существенное жизненное содержание выражалось то в
трагедии, то .в комедии. Комедии Мольера и Бомарше в силу своей большей
народности и реализма живее и непосредственнее отразили свой век, чем
трагедии Корнеля, Расина и Вольтера. В 19 в. также созданы исключительно
высокие по идейным и художеств. качествам образцы комедии, особенно в
России (Гоголь, Островский). Рус. комедия 19 в. отразила вырождение
бурж.-помещичьего строя и посмеялась над его чудовищной уродливостью
("Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор").
Еще Дидро, способствовавший разрушению дог-матич. понимания жанров
Д., установил, что между 2 осн. видами Д.- трагедией и комедией -
существует ряд промежуточных жанров, представляющих собой разнообразные
степени трагического и комического и их сочетания друг с другом. В 17 в.
возникает особый жанр трагикомедии, а в 18 в. утверждается право на
существование среднего между трагедией и комедией вида, за к-рым
сохранилось название драмы. Дидро указывал, что за пределами трагедии и
комедии есть ещ„ дополнительные разновидности Д.: за трагедией находится
"фантастическая" (мифологическая) Д., а за комедией - фарс и др. виды Д.
Ни один драматич. жанр сам по себе не является низким или высоким,
художественным или антиэстетичным. Вс„ дело в том, что историч. развитие
их приводит к внутренней трансформации каждого вида под влиянием
общественных и культурных условий. 'Отсутствие значит, жизненного
содержания, ложное мировоззрение могут привести к упадку самый "высокий"
жанр. В сво„ время мифологич. Д. достигала высокого совершенства
(античная трагедия), а фарс был наиболее реалистич. жанром ср.-век. Д. В
18 в. произв., усвоившие внешние признаки этих жанров, выражали
мировоззрение и эстетич. понятия эпохи. В последующее время происходит
упадок трагедии, функции к-рой в видоизмен„нных формах перешли к жанру
драмы. Трагедия в бурж. обществе выродилась в уродливую форму т-ра
ужасов (гиньоль), комедия - в пошлые водевили и скетчи и т. д. Но при
определ„нных условиях, старая драматич. форма может обрести новую жизнь
и стать средством большого иск-ва. Так, фантастич. пьеса-сказка в
новейшее время обретает философское значение ("Потонувший колокол"
Гаупт-мана, "Роза и крест" Блока). Фантастич. сюжет становится средством
драматич. сатиры (В. Маяковский, Б. Шоу). Высокая идейность способна
вдохнуть жизнь в любые драматич. жанры при условии подчинения жанра
большим обществ, и художеств. задачам.
Классификация драматич. жанров у разл. народов разнообразна. Так,
напр., индийская Д. знает неск. систем деления по признакам сюжета и
Страницы: «« « 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |