Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 784   785   786   787   788   789   790   791   792  793   794   795   796   797   798   799   800   801   802  » »»

повестях Гоголя").
   Идеальное и реальное начало проходит через  всю  историю  мировой  Д.
Исторически раньше наибольшее  развитие  получили  формы  Д.  идеальной,
характерной для Др. Востока и для античной культуры Греции. Однако уже у
греков  в  Д.  были  значит,  элементы  реального.  Полное   утверждение
реального начинается  в  Европе  с  эпохи  Возрождения.  В  новое  время
разновидности Д. идеальной создали Кальде-рон, Корнель,  Расин,  Шиллер,
романтики-Байрон, Шелли, Гюго, Виньи, Мюссе,  символисты  -  Метер-линк.
Блок.  Разнообразны  были  различные  этапы  Д.  реалистической,   к-рую
представляют  Шекспир,  Мольер,  Шеридан,  Бомарше,  Фонвизин,   Гоголь,
Островский,  Л.  Толстой,  Тургенев,  Чехов,  Горький.  Достоинства   Д.
идеальной  измеряются  поэтичностью  образов,  эмоциональной  силой,   а
социально-воспитательная ценность определяется соответствием стремлениям
прогрессивной  части  общества,  глубиной  социально-философской  оценки
жизненных явлений. Д.  реалистическая  воплощает  в  художеств.  образах
картины реальной жизни,  пользуясь  для  этого  при„мом  типизации.  Она
изображает жизнь в  е„  конкретных  проявлениях  и  достигает  жизненной
правды, сочетая общее с единичным в типичных явлениях. С  особой  силой,
глубиной раскрывает реа-листич. Д.  правду  человеческих  характеров.  В
сим-волич. и романтич. Д. реальные  жизненные  конфликты  выражаются  не
столько в  действии,  сколько  в  ли-рич.  речах.  Реалистич.  Д.  более
действенна и поэтому  более  драматична.  Однако  реалистич.  Д.  иногда
использует и элементы символики ("Дикая утка" Ибсена, "Чайка").  В  свою
очередь, романтич. Д. пользуется характерностью, "местным  колоритом"  и
другими элементами реалистич. иск-ва (пьесы Гюго). Уже В.  Белинский  не
считал эти два метода непримиримыми, т. к., по его мнению, "они ведут  к
одной цели" и "...есть  точки  соприкосновения,  в  которых  сходятся  и
сливаются эти два элемента поэзии. Сюда должно отнести, во-первых, поэмы
Байрона, Пушкина, Мицкевича, эти поэмы,  в  которых  жизнь  человеческая
представляется,  сколько  возможно,  в  истине,  но   только   в   самые
торжественнейшие свои проявления, в самые лирические свои минуты..." (В.
Белинский, "О русской повести и повестях Гоголя"). Ф.  Энгельс  указывал
на возможность синтеза в Д. двух художественных направлений, когда писал
Лас-салю:  "Полное  слияние   большой   идейной   глубины,   осознанного
исторического смысла, которые Вы не без основания приписываете  немецкой
драме, с  шекспировской  живостью  и  действенностью  будет  достигнуто,
вероятно, только в будущем, да, пожалуй, и не немцами" (К.  Маркс  и  Ф.
Энгельс об искусстве, т. 1, с. 29).
   Соответственно содержанию  и  эмоциональному  эффекту,  производимому
действием, драматич. произв. распадаются на особые, отличающиеся друг от
друга виды или жанры. Антич. мир,  создавший  первые  формы  европ.  Д.,
определил две крайние,  полярные  точки  драматич.  иск-ва:  трагедию  и
комедию,  в  наиболее  чистом  виде  выражающие  осн.  виды  Д.  Но  уже
Аристотель, следуя в этом за Сократом, указывал  на  внутреннее  родство
этих 2 осн. форм.  Общественно-историч.  смысл  соотношения  трагедии  и
комедии в разные эпохи раскрыт в известном высказывании
   К. Маркса: "История действует основательно и проходит через множество
фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни.  Последний  фазис
всемирно-исторической формы есть ее комедия. Богам Греции, которые  были
уже раз-в трагической форме-смертельно ранены в  "Прикованном  Прометее"
Эсхила, пришлось еще раз - в комической  форме  -  умереть  в  "Беседах"
Лукиана.  Почему  таков  ход  истории?  Это  нужно   для   того,   чтобы
человечество в е с е-л о расставалось со  своим  прошлым"  (там  же,  с.
53-54).
   Антич. Д. строго отграничивала трагическое от комического.  Д.  эпохи
Возрождения  допускала  их  смешение.  Однако  у   Шекспира,   постоянно
соединявшего в одном произв. разнородные  жанровые  элементы,  в  каждой
пьесе  сохраняется  преобладающее  значение  либо   трагического,   либо
комического.  Теория  Д.  17  в.  создала  иерархию  жанров  по  степени
важности,  признавая  за  трагедией  большую   значительность   в   силу
серь„зности е„ содержания, касавшегося вопросов жизни и смерти людей,  и
объявляя комедию "низшим" жанром.  Но  развитие  Д.  показывает,  что  в
разные эпохи наиболее существенное жизненное содержание выражалось то  в
трагедии, то .в комедии. Комедии Мольера и Бомарше в силу своей  большей
народности и реализма живее и непосредственнее отразили  свой  век,  чем
трагедии Корнеля, Расина и Вольтера. В 19 в. также созданы исключительно
высокие по идейным и художеств. качествам образцы  комедии,  особенно  в
России (Гоголь, Островский). Рус.  комедия  19  в.  отразила  вырождение
бурж.-помещичьего строя и посмеялась  над  его  чудовищной  уродливостью
("Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор").
   Еще Дидро, способствовавший разрушению  дог-матич.  понимания  жанров
Д., установил, что между 2  осн.  видами  Д.-  трагедией  и  комедией  -
существует ряд промежуточных жанров, представляющих собой  разнообразные
степени трагического и комического и их сочетания друг с другом. В 17 в.
возникает особый жанр трагикомедии, а в  18  в.  утверждается  право  на
существование  среднего  между  трагедией  и  комедией  вида,  за  к-рым
сохранилось название драмы. Дидро указывал, что за пределами трагедии  и
комедии есть ещ„ дополнительные разновидности Д.: за трагедией находится
"фантастическая" (мифологическая) Д., а за комедией - фарс и др. виды Д.
Ни один драматич. жанр сам по  себе  не  является  низким  или  высоким,
художественным или антиэстетичным. Вс„ дело в том, что историч. развитие
их  приводит  к  внутренней  трансформации  каждого  вида  под  влиянием
общественных  и  культурных  условий.  'Отсутствие  значит,   жизненного
содержания, ложное мировоззрение могут привести к упадку самый "высокий"
жанр.  В  сво„  время  мифологич.  Д.  достигала  высокого  совершенства
(античная трагедия), а фарс был наиболее реалистич. жанром ср.-век. Д. В
18  в.  произв.,  усвоившие  внешние  признаки  этих  жанров,   выражали
мировоззрение и эстетич. понятия эпохи. В последующее  время  происходит
упадок трагедии, функции к-рой в видоизмен„нных формах перешли  к  жанру
драмы. Трагедия в бурж.  обществе  выродилась  в  уродливую  форму  т-ра
ужасов (гиньоль), комедия - в пошлые водевили и скетчи и т.  д.  Но  при
определ„нных условиях, старая драматич. форма может обрести новую  жизнь
и стать  средством  большого  иск-ва.  Так,  фантастич.  пьеса-сказка  в
новейшее  время  обретает  философское  значение  ("Потонувший  колокол"
Гаупт-мана, "Роза и крест" Блока). Фантастич. сюжет становится средством
драматич. сатиры (В. Маяковский, Б.  Шоу).  Высокая  идейность  способна
вдохнуть жизнь в любые драматич.  жанры  при  условии  подчинения  жанра
большим обществ, и художеств. задачам.
   Классификация драматич. жанров у  разл.  народов  разнообразна.  Так,
напр., индийская Д. знает неск. систем деления  по  признакам  сюжета  и

Страницы: «« « 784   785   786   787   788   789   790   791   792  793   794   795   796   797   798   799   800   801   802  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия