|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 » »» гражданина демократич. гос-ва.проявления идейного кризиса афинской демократии - религиозный скептицизм
и вс„ более развивающийся индивидуализм. Еврипид не видел в окружающей
его действительности доказательств правящей миром разумной божеств,
воли. Его внимание привлекали внутр. мир человека, обуревающие его
страсти - любовь, ревность, месть и т. п. С этим связано и активное
использование Еврипидом бытовых элементов, а также интриги как средства
раскрытия характеров героев.
Усложнение принципов художеств. изображения человека обусловливает
введение в трагедию третьего акт„ра, осуществл„нное Софоклом и
использованное Эсхилом в его последнем произведении - трилогии
"Орестея". Участие тр„х акт„ров дало возможность Софоклу и Еврипиду
значительно углубить психологич. характеристику действующих лиц,
многосторонне показать их взаимоотношения и соответственно
сократить-роль хора, к-рый у Еврипида часто терял непосредственную связь
с действием. Тем не менее структура аттич. трагедии до конца 5 в. до н.
э. сохраняла двусоставность, свидетельствовавшую о е„ исконной связи с
хоровым дифирамбом. Трагедия обычно начиналась с пролога, к-рый у Эсхила
еще носит характер сюжетной экспозиции, а у Софокла и Еврипида
превращается в сравнительно большую драматич. сцену. Затем следовал
парод - вступительная песня хора. Ранние трагедии Эсхила
("Просительницы", "Персы") начинались непосредственно с парода. В
дальнейшем речевые сцены-эписодии чередовались с хоровыми
пес-нями-стасимами, к-рые составлялись из симметричных строф, иногда
замыкаемых эподом. Заключит, часть трагедии-эксод в ранних произв.
Эсхила и в "Эвменидах" представляет собой также большие хоровые партии.
У Софокла и Еврипида хору принадлежит всего лишь несколько завершающих
стихов, обычно носящих характер назидания, к-рым предшествует большая
речевая сцена с участием нескольких действующих лиц. Наряду с
перечисленными элементами композиции в трагедии используются такие
формы, как коммос (?-????;) - совместная партия акт„ров и хора, и
монодия ([??????) - сольная ария.
Представление др.-греч. трагедии являлось составной частью празднеств
в честь бога Диониса - т. н. Дионисий. Три соревнующихся драматурга
выступали каждый с тетралогией, состоявшей из тр„х трагедий и одной
сатировской драмы. У Эсхила четыре пьесы, составляющие тетралогию,
большей частью были связаны единством содержания; у его преемников эта
связь нарушилась и каждая часть тетралогии являлась самостоят,
произведением. Замыкавшая е„ драма сатиров строилась на к.-н.
второстепенном эпизоде мифа, комически трактованном; в ней обязательно
участвовали вес„лые и озорные спутники бога Диониса - сатиры.
Одним из источников др.-греч. комедии, по сообщению Аристотеля,
являлись фаллич. песни, прославлявшие животворящие силы природы и
составлявшие неотъемлемую часть праздничных гуляний в честь Диониса - т.
н. комосов. В период разложения родового строя эти песни становились
также средством обличения тех членов общества, чь„ поведение нарушало
традиц. нормы родовой морали, напр. алчных родовых вождей, стремившихся
присвоить б. ч. добычи, захваченной в бою или на охоте при участии всего
родоплеменного коллектива. В более позднюю эпоху точнее определяется
социальная направленность хоровых обличений, выражавших классовый
протест аттич. крестьянства против богатых. Песня (???), исполнявшаяся
участниками подобного об ряд ово-обличит, комоса, и явилась зародышем
будущей комедии ["комедии" (?,????'?), т. е. песни комоса].
Другим источником др.-греч. комедии послужили нар. бытовая сценка
шуточного или даже балаганного характера с участием традиц. типов
фольклорного фарса-глупого богача, хвастуна-всезнайки, плута, вора. С
нач. 5 в. до н. э. (487-486) древняя комедия вошла в состав Великих
Дионисий и подчинила оба элемента - хоровой и драматический - задаче
создания спектакля-памфлета, поднимающего самые злободневные
общественно-политич. проблемы современности. Творчество комедиографов 5
в. дон. э. принято объединять под термином древней аттической комедии,
характерными признаками к-рой были политич. актуальность и специфич.
структура, отражающая, как и в трагедии, двусоставность древней комедии.
В ней также различаются пролог, парод, эписодия и эксод, но более
оживл„нные по своему характеру. Своеобразные составные элементы
древнеаттич. комедии - агон и парабаса. В ходе агона, представляющего
собой спор двух антагонистов, утверждается осн. обществ. идея комедии.
Парабаса - обращение хора к зрителям - обычно не связана с содержанием
комедии; это лирич. и публицистич. отступление, в к-ром поэт бесе дует
со зрителями о себе и о сво„м творчестве, обсуждает политич. вопросы,
обличает своих идейных и лит. противников. Сохранились имена ок. 40
авторов древней комедии и ок. 300 названий пьес. До нас дошли целиком
только 11 комедий Аристофана (ок. 446-385 до н. э.), к-рые являются гл.
источником для характеристики всего жанра. В форме красочного нар.
зрелища, объединяющего фантастич. сюжет и смелую гиперболу с юмористич.
бытовой зарисовкой, Аристофан обличает богатую рабовладельч. верхушку
Афин, протестует против междоусобной войны между греч. гос-вами,
высмеивает "модные" эстетич. и философские течения, разлагающие
патриархальную мораль аттич. земледельца.
С упадком в 4 в. афинской демократии теряет почву и политич. комедия.
На смену ей приходит т. н. среди еаттическая комедия, уделяющая осн,
внимание бытовым типам и пародиям на мифологич. сюжеты, а после
покорения Афин Александром Македонским наступает расцвет "новой
комедии", от к-рой сохранились имена 47 авторов и отрывки из их пьес.
Самым значит, драматургом был Менандр (343-291 до н. э.), произв. к-рого
отличаются тонкой разработкой характеров и интересом к их психологич.
содержанию. До недавнего времени его комедии были известны только по
фрагментам; в 1956 найдена папирусная рукопись 3 в. н. э. с целиком
сохранившейся комедией Менандра "Угрюмец". Уже средняя комедия исключает
хор из числа действующих лиц; если он и сохраняется, то только как
исполнитель не связанных с содержанием пьесы интермедий. Соответственно
отпадают и такие части древней комедии, как парод, парабаса, агон,
эксод. В новой комедии этот процесс завершается и она принимает обычное
для совр. драмы членение на акты, к-рое заимствуется затем римской и
новой европ. комедией.
Д. д. оказала большое влияние на развитие европ. т-ра - сначала
римского (произв. др.-греч. трагиков легли в основу трагедий Энния,
Акция и Сенеки), а затем нового времени. Образы и сюжеты Д. д. нашли
отражение в творчестве Ганса Сакса ("Верная жена Алкеста...",
"Несчастная царица Иокаста"- по мотивам "Царя Эдипа" Софокла,
Страницы: «« « 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |