|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 » »» развивая нравоучит. характер Д., распространяет гуманистич. мораль и на
гос. жизнь, требует подчинения е„ не произволу монарха, а интересам
общества и особенно его демократич. слоев. Формально Д. Просвещения еще
сохраняла приверженность к поэтике классицизма. Однако представители
просветительского реализма (Дидро во Франции, Лессинг в Германии)
требовали приближения Д. к реальным условиям совр. жизни и начали ломку
строгих норм классицизма в отношении жанров, сюжетов, характеров и
языка. Они утвердили право на существование промежуточных между
трагедией и комедией жанров, придали сюжетам из бурж. жизни
первостепенное значение, вывели в своих пьесах героев из бурж.,
демократич. среды, приблизили язык Д. к живому, разговорному языку
эпохи.
Д. сентиментализма, немецким вариантом к-рой была Д. "Бури и
натиска", идейно связанная с просветительством, полностью ниспровергла
поэтику классицизма, демократизировала сюжеты и героев, ввела нар.
элементы. В отличие от просветит, классицизма и реализма, выдвигавших на
первый план требования здравого смысла и разума, сентименталисты и
"штюрмеры" (представители "Бури и натиска") считали чувство главной
сферой иск-ва (ранняя драматургия Г„те и Шиллера).
В конце 18 и нач. 19 вв. в период бурж. революции во Франции
происходит возрождение классицизма в новых формах. "В классически
строгих преданиях римской республики борцы за буржуазное общество нашли
идеалы и искусственные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы
скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы,
чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической
трагедии" (К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, с. 131). Но
республиканский классицизм в Д. (Шенье) быстро выродился в эпигонский
монархич. классицизм империи Наполеона. Неизмеримо большее художеств.
значение имел т. н. "веймарский" классицизм Г„те и Шиллера, к-рые в
своих поздних произв. отразили противоречия возникавшего бурж. строя и с
большой философской глубиной показали их в обобщ„нной форме.
Реальное развитие бурж. общества оказалось в вопиющем противоречии с
идеалами просветительства 18 в. Разочарование в итогах бурж. революции
породило романтич. реакцию. Романтич. Д. формировалась в борьбе против
сковывающих правил классицизма. Романтики стремились к более конкретному
изображению историч. прошлого (излюбленной эпохой для романтич. Д. были
средневековье и Возрождение), предшествовавшего победе бурж. отношений.
Историч. и местный колорит служит в романтич. Д. фоном для героев,
надел„нных исключит. характерами и страстями. Реалистич. типизации Д. 18
в. романтики противопоставили принцип индивидуализации, бытовым
конфликтам - красочные грандиозные события, прозаич. языку персонажей -
вдохновенный лиризм речей. В лучших своих образцах романтич. Д. отразила
протест против утверждения бурж. порядков (Гюго, Виньи, Байрон, Шелли).
Эпигоны романтизма пошли по пути поверхностного развлекательства и
псевдоисторизма (Дюма-отец). Школа здравого смысла породила сюжетно
острые, но пошлые, буржуазно-ограниченные по содержанию пьесы (Скриб,
Ожье).
Новый период в развитии зап.-европ. Д. был открыт реа-листич.
драматургией Ибсена, остро ставившей социально-философские и этич.
проблемы, важные для обществ, жизни 2-й пол. 19 в. В силу особенностей
историч. развития Норвегия в наименьшей степени подверглась тогда
уродующим условиям капиталистич. развития, в частности это сказалось в
том, что в этой стране еще не произошли нивелировка и мещанское
измельчание характеров. Поэтому в драмах Ибсена "...люди еще обладают
характером и инициативой и действуют... самостоятельно" (Энгельс Ф.,
Письмо П. Эрнсту, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, с.
125). Идейная глубина творчества Ибсена сочетается с острым чувством
драматизма, композиционным мастерством.
Конец 19 в. ознаменован возникновением двух течений в Д.- натурализма
и символизма. Теоретик натурализма Золя утверждал необходимость
максимально точного воплощения в Д. социальных условий жизни героев, т.
к. характер и поведение людей обусловливаются влиянием среды и биологич.
факторами. Типичные образцы натуралистич. Д.- пьесы Бе-ка, Бри„
(Франция, 2-я пол. 19 в.); отдельные элементы натурализма проявились и у
Ибсена, Гауптмана, творчество к-рых было в осн. реалистическим.
Натурализм подменял реалистич. типизацию бытовым правдоподобием. Для Д.
натуралистич. направления характерно предельно точное воспроизведение
всех деталей обстановки действия. В противоположность этому, символизм
отказывался от конкретного изображения действительности, стремясь
выразить мистич. сущность бытия вне конкретных образов и жизненных
ситуаций, внешнее действие лишь намекало на эту сущность. Как
нату-ралпстич., так и символистская Д. конца 19 в. отразили, каждая
по-своему, противоречия бурж. общества. Натурализм искал им объяснения в
биологич. природе человека и механич. сумме внешних факторов среды.
Бессильный решить наболевшие социальные и нравственные проблемы,
натурализм, однако, ставил их с большой остротой, отражая отно-, шение
демократич. слоев общества к уродливым последстви-I1 ям бурж прогресса.
Символизм также выражал мрачные стороны жизни, но видел корни их в
действии неких вечных сил, не подвластных контролю и пониманию людей
(Ме-терлинк). В нек-рых случаях символизм в Д. выражал ан-тибурж.
настроения (Верхарн).
Расцвет реалистич. Д. происходит в 19 в. в России. Начало становления
Д. критич. реализма относится к концу 18-нач. 19 вв. (Фонвизин).
Преодолев ограниченность просветительского реализма, Пушкин направил
развитие рус. Д. по пути широчайших социальных обобщений ("Борис
Годунов") и глубокого психологич. раскрытия противоречий жизни
("маленькие трагедии"). Грибоедов создал классич. социальную сатирич.
комедию "Горе от ума", навеки заклеймившую пороки барской среды. Гоголь
продолжил и развил критич. тенденцию рус. реалистич. Д. Его "Ревизор" -
образец "вполне художественного создания, вполне удовлетворяющего высшим
требованиям искусства и основным философским законам творчества"
(Белинский). Уже первые рус. реалисты, от Фонвизина до Гоголя, с большой
художеств. силой разоблачили несправедливость самодержавно-помещичьего
строя. Тургенев, Салтыков-Щедрин, Сухово-Кобылин продолжили и развили
критич. реализм в Д. Наиболее полное выражение эти тенденции получили в
творчестве Островского, ознаменовавшем полное раскрытие художеств.
возможностей реалистич. Д. "Верность действительности, жизненная правда"
творчества Островского, по определению Добролюбова, состоит н том, что
"Островский умеет заглядывать в глубь души человека, умеет отличить
натуру от всех извне принятых уродств и наростов... Типы комедий
Страницы: «« « 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |