Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 787   788   789   790   791   792   793   794   795  796   797   798   799   800   801   802   803   804   805  » »»

развивая нравоучит. характер Д., распространяет гуманистич. мораль и  на
гос. жизнь, требует подчинения е„  не  произволу  монарха,  а  интересам
общества и особенно его демократич. слоев. Формально Д. Просвещения  еще
сохраняла приверженность к  поэтике  классицизма.  Однако  представители
просветительского  реализма  (Дидро  во  Франции,  Лессинг  в  Германии)
требовали приближения Д. к реальным условиям совр. жизни и начали  ломку
строгих норм классицизма  в  отношении  жанров,  сюжетов,  характеров  и
языка.  Они  утвердили  право  на  существование   промежуточных   между
трагедией  и  комедией  жанров,   придали   сюжетам   из   бурж.   жизни
первостепенное  значение,  вывели  в  своих  пьесах  героев  из   бурж.,
демократич. среды, приблизили  язык  Д.  к  живому,  разговорному  языку
эпохи.
   Д.  сентиментализма,  немецким  вариантом  к-рой  была  Д.  "Бури   и
натиска", идейно связанная с просветительством,  полностью  ниспровергла
поэтику классицизма,  демократизировала  сюжеты  и  героев,  ввела  нар.
элементы. В отличие от просветит, классицизма и реализма, выдвигавших на
первый план требования  здравого  смысла  и  разума,  сентименталисты  и
"штюрмеры" (представители "Бури  и  натиска")  считали  чувство  главной
сферой иск-ва (ранняя драматургия Г„те и Шиллера).
   В конце 18 и  нач.  19  вв.  в  период  бурж.  революции  во  Франции
происходит  возрождение  классицизма  в  новых  формах.  "В  классически
строгих преданиях римской республики борцы за буржуазное общество  нашли
идеалы и искусственные формы, иллюзии, необходимые им  для  того,  чтобы
скрыть от самих себя  буржуазно-ограниченное  содержание  своей  борьбы,
чтобы  удержать  свое  воодушевление  на  высоте  великой   исторической
трагедии" (К. Маркс и Ф.  Энгельс  об  искусстве,  т.  1,  с.  131).  Но
республиканский классицизм в Д. (Шенье) быстро  выродился  в  эпигонский
монархич. классицизм империи Наполеона.  Неизмеримо  большее  художеств.
значение имел т. н. "веймарский" классицизм  Г„те  и  Шиллера,  к-рые  в
своих поздних произв. отразили противоречия возникавшего бурж. строя и с
большой философской глубиной показали их в обобщ„нной форме.
   Реальное развитие бурж. общества оказалось в вопиющем противоречии  с
идеалами просветительства 18 в. Разочарование в итогах  бурж.  революции
породило романтич. реакцию. Романтич. Д. формировалась в  борьбе  против
сковывающих правил классицизма. Романтики стремились к более конкретному
изображению историч. прошлого (излюбленной эпохой для романтич. Д.  были
средневековье и Возрождение), предшествовавшего победе бурж.  отношений.
Историч. и местный колорит служит  в  романтич.  Д.  фоном  для  героев,
надел„нных исключит. характерами и страстями. Реалистич. типизации Д. 18
в.  романтики   противопоставили   принцип   индивидуализации,   бытовым
конфликтам - красочные грандиозные события, прозаич. языку персонажей  -
вдохновенный лиризм речей. В лучших своих образцах романтич. Д. отразила
протест против утверждения бурж. порядков (Гюго, Виньи, Байрон,  Шелли).
Эпигоны романтизма  пошли  по  пути  поверхностного  развлекательства  и
псевдоисторизма (Дюма-отец).  Школа  здравого  смысла  породила  сюжетно
острые, но пошлые, буржуазно-ограниченные по  содержанию  пьесы  (Скриб,
Ожье).
   Новый  период  в  развитии  зап.-европ.  Д.  был  открыт  реа-листич.
драматургией  Ибсена,  остро  ставившей  социально-философские  и  этич.
проблемы, важные для обществ, жизни 2-й пол. 19 в. В  силу  особенностей
историч.  развития  Норвегия  в  наименьшей  степени  подверглась  тогда
уродующим условиям капиталистич. развития, в частности это  сказалось  в
том, что  в  этой  стране  еще  не  произошли  нивелировка  и  мещанское
измельчание характеров. Поэтому в драмах Ибсена  "...люди  еще  обладают
характером и инициативой и  действуют...  самостоятельно"  (Энгельс  Ф.,
Письмо П. Эрнсту, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве,  т.  1,  с.
125). Идейная глубина творчества Ибсена  сочетается  с  острым  чувством
драматизма, композиционным мастерством.
   Конец 19 в. ознаменован возникновением двух течений в Д.- натурализма
и  символизма.  Теоретик  натурализма   Золя   утверждал   необходимость
максимально точного воплощения в Д. социальных условий жизни героев,  т.
к. характер и поведение людей обусловливаются влиянием среды и биологич.
факторами.  Типичные  образцы  натуралистич.  Д.-  пьесы   Бе-ка,   Бри„
(Франция, 2-я пол. 19 в.); отдельные элементы натурализма проявились и у
Ибсена,  Гауптмана,  творчество  к-рых  было  в   осн.   реалистическим.
Натурализм подменял реалистич. типизацию бытовым правдоподобием. Для  Д.
натуралистич. направления характерно  предельно  точное  воспроизведение
всех деталей обстановки действия. В противоположность  этому,  символизм
отказывался  от  конкретного  изображения   действительности,   стремясь
выразить мистич. сущность  бытия  вне  конкретных  образов  и  жизненных
ситуаций,  внешнее  действие  лишь  намекало  на   эту   сущность.   Как
нату-ралпстич., так и символистская Д.  конца  19  в.  отразили,  каждая
по-своему, противоречия бурж. общества. Натурализм искал им объяснения в
биологич. природе человека и  механич.  сумме  внешних  факторов  среды.
Бессильный  решить  наболевшие  социальные  и   нравственные   проблемы,
натурализм, однако, ставил их с большой остротой, отражая  отно-,  шение
демократич. слоев общества к уродливым последстви-I1 ям бурж  прогресса.
Символизм также выражал мрачные стороны  жизни,  но  видел  корни  их  в
действии неких вечных сил, не подвластных  контролю  и  пониманию  людей
(Ме-терлинк). В  нек-рых  случаях  символизм  в  Д.  выражал  ан-тибурж.
настроения (Верхарн).
   Расцвет реалистич. Д. происходит в 19 в. в России. Начало становления
Д. критич.  реализма  относится  к  концу  18-нач.  19  вв.  (Фонвизин).
Преодолев ограниченность  просветительского  реализма,  Пушкин  направил
развитие  рус.  Д.  по  пути  широчайших  социальных  обобщений  ("Борис
Годунов")  и  глубокого   психологич.   раскрытия   противоречий   жизни
("маленькие трагедии"). Грибоедов создал  классич.  социальную  сатирич.
комедию "Горе от ума", навеки заклеймившую пороки барской среды.  Гоголь
продолжил и развил критич. тенденцию рус. реалистич. Д. Его "Ревизор"  -
образец "вполне художественного создания, вполне удовлетворяющего высшим
требованиям  искусства  и  основным  философским   законам   творчества"
(Белинский). Уже первые рус. реалисты, от Фонвизина до Гоголя, с большой
художеств. силой разоблачили  несправедливость  самодержавно-помещичьего
строя. Тургенев, Салтыков-Щедрин, Сухово-Кобылин  продолжили  и  развили
критич. реализм в Д. Наиболее полное выражение эти тенденции получили  в
творчестве  Островского,  ознаменовавшем  полное  раскрытие   художеств.
возможностей реалистич. Д. "Верность действительности, жизненная правда"
творчества Островского, по определению Добролюбова, состоит н  том,  что
"Островский умеет заглядывать в  глубь  души  человека,  умеет  отличить
натуру от  всех  извне  принятых  уродств  и  наростов...  Типы  комедий

Страницы: «« « 787   788   789   790   791   792   793   794   795  796   797   798   799   800   801   802   803   804   805  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия