Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 780   781   782   783   784   785   786   787   788  789   790   791   792   793   794   795   796   797   798  » »»

она сводится к ж„сткому минимуму. Действие Д. строится  так,  чтобы  все
причины и обстоятельства событий раскрывались в  ходе  развития  сюжета.
Установленный теоретиками классицизма 16-17 вв. закон единства действия,
требующий ограничения сюжета лишь теми элементами, к-рые необходимы  для
его развития, начиная с 19 в. толкуется  более  широко;  в  Д.  вводятся
эпизоды, слабо связанные с осн. действием, но помогающие  более  полному
выявлению характеров или жизненных условий. Так, в "Ревизоре"  сцены,  в
к-рых чиновники дают взятки Хлестакову, тормозят действие, но раскрывают
нравы  и  обстоятельства,  характеризуют  всю  систему   взяточничества,
практикуемого бюрократич. аппаратом самодержавного гос-ва. У Шекспира, а
также в реалистич.Д. 19-20 вв. встречаются эпизоды,  слабо  связанные  с
осн. действием, но  введение  их  оправдывается  тем,  что  такие  сцены
создают широкий фон для  осн.  действия  и  связаны  с  ним  не  столько
сюжетно, сколько тематически. Это привело к образованию нового понятия в
Д., обозначаемого как единство интереса. Однако эпизоды  иллюстративного
характера имеют в Д. подчин„нное значение. Действенное  развитие  сюжета
по внутр. мотивам оста„тся важнейшим условием художественности драматич.
произв. Построение сюжета Д. намечается уже в экспозиции, где  возникают
осн.  предпосылки  конфликта.  Действие  может  осложняться   различными
обстоятельствами, но, как правило, они возникают  не  извне,  а  в  ходе
борьбы гл. персонажей и вводятся для более полного и глубокого раскрытия
осн. конфликта. В такой же мере, как экспозиция созда„т предпосылки  для
действия, последнее  подготовляет  неизбежность  определ„нной  развязки.
Части  Д.  взаимно  связаны,  и  это  прида„т  действию   мотивированный
характер. Все элементы Д. должны участвовать в ходе  развития  действия.
Как говорил А. Чехов: "Если в первом действии на стене  висит  ружье,  в
четвертом оно должно выстрелить".
   Логика действия Д. коренится в реальной жизни. Но  это  не  означает,
что на сцене должны быть изображены с  фотографич.  точностью  действит.
события. Д. допускает много условностей, но изображение событий в театр.
иск-ве должно обладать внутр.  правдивостью,  жизненной  достоверностью.
Пушкин требовал "правдоподобия  положений  и  правды  диалога".  Пушкину
принадлежит и классич. формулировка  сущности  реализма  в  Д.:  "Истина
страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах  -
вот чего требует наш ум от драматического писателя" (Полн. собр. соч., в
одном томе, 1949, с. 1343).
   Какова бы ни была длительность изображаемого в Д. периода, в совр. Д.
он должен уместиться в краткое время театр. представления (обычно  от  2
до 4 часов). Древн. формы т-ра, сохранившиеся еще на Востоке,  допускают
большую длительность  представления  -  вплоть  до  нескольких  дней.  В
течение  веков  были  выработаны  при„мы  для  сокращения   длительности
действия в Д. и ограничения количества  мест,  где  происходят  события.
Сво„ крайнее выражение эта тенденция достигла в поэтике Д.  классицизма,
где, согласно правилу единств, действие должно длиться не дольше суток и
происходить в одном и том же месте.
   Объ„м Д. и характер построения действия прошли в развитии европ. Д. 3
осн. стадии: 1) в антич. греческой и римской Д. (5 в. до н. э.- 1 в.  н.
э.) изображался момент, когда созревали условия  для  драматич.  решения
события. Начало действия антич. Д. близко к развязке  (или  катастрофе).
Такая напряж„нность действия приводила к  тому,  что  оно  начиналось  и
завершалось в течение одного дня. 2) В средневековой Д. как  на  Западе,
так и на  Востоке  (10-15  вв.)  драматич.  действие  охватывало  время,
задолго предшествовавшее  возникновению  конфликта,что  расширяло  объ„м
действия до целой человеческой жизни, а порой и до длительного  историч.
периода. В мистериях изображалась история мира от сотворения человека до
воскресения Христа. Драматургия эпохи Возрождения  в  Испании  и  Англии
(16-нач. 17 вв.) в осн. также не признавала ограничений времени и  места
действия. 3) Д. 17-18 вв. вернулась к антич. принципу единства  времени.
4) В эпоху романтизма (начало 19 в.) ограничения  места  и  длительности
действия были окончательно отвергнуты и за драматургами  признано  право
свободного выбора композиции в зависимости от требований сюжета.
   Различаются  "одноплановая"  композиция  с  одной   линией   действия
("Тартюф", "Ревизор", "Горе от ума") и композиция многоплановая ("Король
Лир", "Борис Годунов"), характеризующаяся введением  параллельных  линий
действия, к-рые,  скрещиваясь,  обогащают  действие  контрастами,  разл.
решениями  аналогичных  ситуаций.  Так,  в  "Борисе  Годунове"  действие
строится на параллельном развитии  судеб  Бориса  и  Самозванца,  борьба
между  к-рыми  составляет   основу   драматич.   конфликта,   хотя   они
непосредственно друг с  другом  не  встречаются.  Каждый  этап  действия
развивает сюжет в целом и подвигает его к развязке, показывающей падение
Годунова и возвышение Самозванца. Особенно  эффективным  является  такое
построение параллельных  линий,  когда  они  обнаруживают  сходство  или
контрастность характеров и ситуаций;  напр.,  в  "Гамлете"  3  персонажа
должны решить для себя вопрос о мести за  смерть  отца  (Гамлет,  Лаэрт,
Фортинбрас), в "Короле Лире" история  Лира  и  его  дочерей  развивается
параллельно с историей Глостера и его сыновей.  Многоплановость  созда„т
возможность показать разные решения одной и той  же  жизненной  проблемы
людьми различных характеров и  социальных  стремлений,  что  прида„т  Д.
сходство с многообразием самой жизни. Широта  действия  Д.  определяется
характером изображаемых событий, и здесь возможны различные  варианты  -
от многоплановых шекспировских драм, изображающих  события  многих  лет,
происходящие в разных городах и странах, до драм Распна, действие  к-рых
происходит в течение нескольких часов, в одном месте, в  кругу  немногих
лиц.
   Существуют 3 осн. способа развития действия, имеющие  целью  охватить
события  от   их   истоков   до   завершения.   Первый   способ,   самый
распростран„нный,  заключается  в  изображении  событий  в  хро-нологич.
последовательности (драмы Шекспира, Мольера, Шиллера, Чехова, Горького и
др.).  Второй,   присущий   т.   н.   аналитически-ретроспективной   Д.,
заключается в изображении действия только в  момент  приближения  его  к
развязке   события.   В    таких    случаях    предшествующие    события
восстанавливаются в  ходе  самого  действия  через  рассказы  персонажей
("Эдип-царь" Софокла, "Привидения"). Третий способ  состоит  в  перерыве
осн.  действия  сценич.  изображением  предшествующих  событий   ("Мать"
Чапека, "Опасный поворот" и "Время и семья Конвэй"  Пристли,  "Иркутская
история" Арбузова). Этот способ получил развитие в Д. 20 в. В нек-рых Д.
обстоятельства, предшествовавшие началу  осн.  событий,  показываются  в
прологе ("Без вины виноватые"), а состояние, в каком оказались персонажи
через длит. время после завершения осн. событий,- в эпилоге ("Русалка").
Иногда пролог и эпилог (т. н. обрамление) не связаны  непосредственно  с

Страницы: «« « 780   781   782   783   784   785   786   787   788  789   790   791   792   793   794   795   796   797   798  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия