|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 » »» она сводится к ж„сткому минимуму. Действие Д. строится так, чтобы все
причины и обстоятельства событий раскрывались в ходе развития сюжета.
Установленный теоретиками классицизма 16-17 вв. закон единства действия,
требующий ограничения сюжета лишь теми элементами, к-рые необходимы для
его развития, начиная с 19 в. толкуется более широко; в Д. вводятся
эпизоды, слабо связанные с осн. действием, но помогающие более полному
выявлению характеров или жизненных условий. Так, в "Ревизоре" сцены, в
к-рых чиновники дают взятки Хлестакову, тормозят действие, но раскрывают
нравы и обстоятельства, характеризуют всю систему взяточничества,
практикуемого бюрократич. аппаратом самодержавного гос-ва. У Шекспира, а
также в реалистич.Д. 19-20 вв. встречаются эпизоды, слабо связанные с
осн. действием, но введение их оправдывается тем, что такие сцены
создают широкий фон для осн. действия и связаны с ним не столько
сюжетно, сколько тематически. Это привело к образованию нового понятия в
Д., обозначаемого как единство интереса. Однако эпизоды иллюстративного
характера имеют в Д. подчин„нное значение. Действенное развитие сюжета
по внутр. мотивам оста„тся важнейшим условием художественности драматич.
произв. Построение сюжета Д. намечается уже в экспозиции, где возникают
осн. предпосылки конфликта. Действие может осложняться различными
обстоятельствами, но, как правило, они возникают не извне, а в ходе
борьбы гл. персонажей и вводятся для более полного и глубокого раскрытия
осн. конфликта. В такой же мере, как экспозиция созда„т предпосылки для
действия, последнее подготовляет неизбежность определ„нной развязки.
Части Д. взаимно связаны, и это прида„т действию мотивированный
характер. Все элементы Д. должны участвовать в ходе развития действия.
Как говорил А. Чехов: "Если в первом действии на стене висит ружье, в
четвертом оно должно выстрелить".
Логика действия Д. коренится в реальной жизни. Но это не означает,
что на сцене должны быть изображены с фотографич. точностью действит.
события. Д. допускает много условностей, но изображение событий в театр.
иск-ве должно обладать внутр. правдивостью, жизненной достоверностью.
Пушкин требовал "правдоподобия положений и правды диалога". Пушкину
принадлежит и классич. формулировка сущности реализма в Д.: "Истина
страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах -
вот чего требует наш ум от драматического писателя" (Полн. собр. соч., в
одном томе, 1949, с. 1343).
Какова бы ни была длительность изображаемого в Д. периода, в совр. Д.
он должен уместиться в краткое время театр. представления (обычно от 2
до 4 часов). Древн. формы т-ра, сохранившиеся еще на Востоке, допускают
большую длительность представления - вплоть до нескольких дней. В
течение веков были выработаны при„мы для сокращения длительности
действия в Д. и ограничения количества мест, где происходят события.
Сво„ крайнее выражение эта тенденция достигла в поэтике Д. классицизма,
где, согласно правилу единств, действие должно длиться не дольше суток и
происходить в одном и том же месте.
Объ„м Д. и характер построения действия прошли в развитии европ. Д. 3
осн. стадии: 1) в антич. греческой и римской Д. (5 в. до н. э.- 1 в. н.
э.) изображался момент, когда созревали условия для драматич. решения
события. Начало действия антич. Д. близко к развязке (или катастрофе).
Такая напряж„нность действия приводила к тому, что оно начиналось и
завершалось в течение одного дня. 2) В средневековой Д. как на Западе,
так и на Востоке (10-15 вв.) драматич. действие охватывало время,
задолго предшествовавшее возникновению конфликта,что расширяло объ„м
действия до целой человеческой жизни, а порой и до длительного историч.
периода. В мистериях изображалась история мира от сотворения человека до
воскресения Христа. Драматургия эпохи Возрождения в Испании и Англии
(16-нач. 17 вв.) в осн. также не признавала ограничений времени и места
действия. 3) Д. 17-18 вв. вернулась к антич. принципу единства времени.
4) В эпоху романтизма (начало 19 в.) ограничения места и длительности
действия были окончательно отвергнуты и за драматургами признано право
свободного выбора композиции в зависимости от требований сюжета.
Различаются "одноплановая" композиция с одной линией действия
("Тартюф", "Ревизор", "Горе от ума") и композиция многоплановая ("Король
Лир", "Борис Годунов"), характеризующаяся введением параллельных линий
действия, к-рые, скрещиваясь, обогащают действие контрастами, разл.
решениями аналогичных ситуаций. Так, в "Борисе Годунове" действие
строится на параллельном развитии судеб Бориса и Самозванца, борьба
между к-рыми составляет основу драматич. конфликта, хотя они
непосредственно друг с другом не встречаются. Каждый этап действия
развивает сюжет в целом и подвигает его к развязке, показывающей падение
Годунова и возвышение Самозванца. Особенно эффективным является такое
построение параллельных линий, когда они обнаруживают сходство или
контрастность характеров и ситуаций; напр., в "Гамлете" 3 персонажа
должны решить для себя вопрос о мести за смерть отца (Гамлет, Лаэрт,
Фортинбрас), в "Короле Лире" история Лира и его дочерей развивается
параллельно с историей Глостера и его сыновей. Многоплановость созда„т
возможность показать разные решения одной и той же жизненной проблемы
людьми различных характеров и социальных стремлений, что прида„т Д.
сходство с многообразием самой жизни. Широта действия Д. определяется
характером изображаемых событий, и здесь возможны различные варианты -
от многоплановых шекспировских драм, изображающих события многих лет,
происходящие в разных городах и странах, до драм Распна, действие к-рых
происходит в течение нескольких часов, в одном месте, в кругу немногих
лиц.
Существуют 3 осн. способа развития действия, имеющие целью охватить
события от их истоков до завершения. Первый способ, самый
распростран„нный, заключается в изображении событий в хро-нологич.
последовательности (драмы Шекспира, Мольера, Шиллера, Чехова, Горького и
др.). Второй, присущий т. н. аналитически-ретроспективной Д.,
заключается в изображении действия только в момент приближения его к
развязке события. В таких случаях предшествующие события
восстанавливаются в ходе самого действия через рассказы персонажей
("Эдип-царь" Софокла, "Привидения"). Третий способ состоит в перерыве
осн. действия сценич. изображением предшествующих событий ("Мать"
Чапека, "Опасный поворот" и "Время и семья Конвэй" Пристли, "Иркутская
история" Арбузова). Этот способ получил развитие в Д. 20 в. В нек-рых Д.
обстоятельства, предшествовавшие началу осн. событий, показываются в
прологе ("Без вины виноватые"), а состояние, в каком оказались персонажи
через длит. время после завершения осн. событий,- в эпилоге ("Русалка").
Иногда пролог и эпилог (т. н. обрамление) не связаны непосредственно с
Страницы: «« « 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |