|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 » »» комедии - злых гротесков. Сухая деловитость и воинственный дух римлян
выразились в Д., исполненной строгой логики чувств и прямолинейных
характеров. Наивысшее развитие в Риме получила комедия (Теренций,
Плавт).
С падением многовековой антич. культуры драматич. иск-во др. мира
прекратило сво„ существование. В условиях феод. общества Д. как бы снова
рождается из массовых нар. действ, языческих обрядов и культов. После
того как христианство, возникшее еще в антич. мире как религия
угнет„нных, становится идеологией господств, класса феод. общества (5-6
вв. н. э.), церковь созда„т литургич. Д. (10 в. н. э.). Постепенно в Д.
проникают мирские элементы и это заставляет церковников вывести Д. из
храмов (13 в. н. э.), она переходит на площадь ср.-век. города.
Первоначально ср.-век. Д. изображала библейскую историю мира {мистерии).
Развитие городов создало почву для рождения фарса, к-рый воспринял
нек-рые элементы рим. комедии, а осн. содержание черпал из повседневной
жизни горожан. Освободившись от библ. сюжетов, Д. и в новом жанре
аллегорни-моралите и в различных формах фарса (соти, интерлюдия,
фастнахтшпиль) еще оста„тся в плену ср.-век. мировоззрения (служители
церкви сохраняют контроль над Д.), хотя эти жанры уже содержат нек-рые
зачатки трагедии и комедии. С падением духовной диктатуры католич.
церкви европ. Д. достигает после двухтысячелетнего перерыва нового
расцвета (16 в.). В эпоху Возрождения в Испании и Англии Д. пережила
свой "золотой век". Ломка феод. устоев, отрицание ср.-век. схоластики,
господствующей церковной морали создали необходимую предпосылку для
дальнейшего развития личности, свободной в своих помыслах и страстях. Д.
отразила это в могучих, титанических, целеустремл„нных характерах,
утверждавших право человека на удовлетворение его помыслов. В 16 в. в Д.
проявилось стремление порвать все оковы, опутывающие человека (Марло). В
нач. 17 в., ознаменовавшегося католич. и феодально-монархич. реакцией,
произошло второе рождение трагедии. Шекспир в Англии отразил трагедию
человечества, к-рое.не успев вырваться из оков феодального деспотизма,
оказалось под гн„том власти золота;
Лопе де Вега в Испании показал противоречия мира, к-рый так и не смог
освободиться из-под ярма феодального авторитаризма. Д. европейского
Возрождения была вольной и широкой по своим формам. Достигнув высокой
степени развития трагического и комического, она допускала их смешение,
точно так же, как она сочетала реальное с фантастическим, тончайший
интеллект и поэтичность с грубейшим фарсом. Но главное е„ значение было
в открытии героя нового духовного склада, в к-ром отразилось обогащение
и усложнение цивилизации, культуры, разнообразие историч. опыта и
сложность новых жизненных условий. Этот герой был не только могучим, но
и двойственным по своей природе, в формировании его характера проявились
противоречия самой действительности, создавшей почву как для духовного
расцвета человека, так и для жестокого эгоизма. Противоречия Ренессанса
определили сложную двойственность Д. того времени, но она обладала
внутр. единством, ибо была спаяна гуманистич. мировоззрением.
Феодально-католич. реакция 17 в. и контрреформация, разрушившие
иллюзии бурж. гуманизма, привели к распаду внутр. единства Д. и
появлению нового стиля, называемого иногда барокко. Полнее всего этот
стиль наш„л выражение в творчестве Кальдерона. Его герои мечутся между
требованиями земной жизни и устремлением духа. Если в эпоху Возрождения
трагическое и комическое сочеталось на почве земных интересов, то в Д.
барокко они выявляются как противоположность земного и духовного,
подавление земного во имя духовного. Однако католицизм был вынужден
делать уступки, не требуя полного аскетизма и открывая узкие клапаны для
"грешных" человеческих стремлений, к-рые прорываются в Д. как хаотич.
фантазия, лиш„нная внутренней логики. Развиваясь в годы социальной
реакции. Д. барокко отражала обществ, условия, в к-рых судьба человека
решалась не им самим, а стоящими над ним силами, что в конечном итоге
привело к распаду формы и измельчанию содержания Д.
В период утверждения абсолютизма во Франции (17 в.) развивается Д.
классицизма (принципы классицизма начали оформляться еще в эпоху
Возрождения, но лишь в сер. 17 в. эта теория становится господствующей,
и подчиняет своим требованиям драматич. практику). Классицизм был
двойственным по своей природе. В н„м сочетались иерархич. понятия
возвышенного и низменного, стремление к внешней приглаженности, к
дворянской галантности с трезвым рационализмом, реальным взглядом на
жизнь. Строгая регламентация всех форм жизни в абсолютистском гос-ве
наложила свою печать на этот стиль, утвердивший "три единства" и ряд др.
правил драматич. иск-ва. Возникнув сначала во Франции, этот стиль
получил затем в 18 в. распространение во всех странах Европы. Несмотря
на сковывающую творчество регламентацию, классицизм представлял собой
прогрессивный этап в развитии Д. Многие принципы Д. нового времени были
теоретически разработаны классицизмом. Он утвердил принцип типизации
человеческих характеров в Д., хотя и рассматривал этот принцип
односторонне, как воплощение одной господствующей страсти или порока.
Классицизму принадлежит требование внутр. обусловленности композиции Д.,
обязательной логич. связи между е„ частями. Двойственность этого стиля
яснее всего проявилась в толковании драматич. конфликта. Классицизм
исходил из признания противоречий жизни, но понимал их как извечные
противоречия между долгом и чувством: долг перед обществом,гос-вом,
персонифицирующимся в образе монарха (официальная идеология требовала
безусловного подавления личного начала во имя государственного), и
чувство как проявление свободы личности. Внутр. пафос всех трагедий
классицизма состоял в защите человеческих чувств (Корнель, Расин). В
понятие долга вносились и нек-рые элементы гражданственности, но на
"священные" права самодержца классицизм еще не посягал. Классицистич. Д.
утверждает, что монарх должен быть идеальным воплощением законности и
опорой порядка в борьбе против дворянского своеволия. Полнее всего
прогрессивные стороны классицизма проявились в комедии (Мольер), к-рая
допускала изображение повседневной реальной действительности и в силу
этого была наиболее близкой к жизни. Изображая частную жизнь, Мольер
утверждал нравственность не сословную, а общегражданскую. Комедия
Мольера судила как представителей старого господств, класса - дворян,
так и представителей поднимающегося класса - буржуа.
Просветительство 18 в. провозгласило важнейшей задачей Д.
распространение в народе антифеодальной бурж.-де-мократич. идеологии.
Если классицизм 17 в. ограничивал гражданское воспитание подчинением
личности гос-ву и лишь в сфере частных отношений нравственность могла
быть гуманистической, то просветительский классицизм 18 в., сохраняя и
Страницы: «« « 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |