Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 786   787   788   789   790   791   792   793   794  795   796   797   798   799   800   801   802   803   804  » »»

комедии - злых гротесков. Сухая деловитость и  воинственный  дух  римлян
выразились в Д.,  исполненной  строгой  логики  чувств  и  прямолинейных
характеров.  Наивысшее  развитие  в  Риме  получила  комедия  (Теренций,
Плавт).
   С падением многовековой антич. культуры  драматич.  иск-во  др.  мира
прекратило сво„ существование. В условиях феод. общества Д. как бы снова
рождается из массовых нар. действ, языческих обрядов  и  культов.  После
того  как  христианство,  возникшее  еще  в  антич.  мире  как   религия
угнет„нных, становится идеологией господств, класса феод. общества  (5-6
вв. н. э.), церковь созда„т литургич. Д. (10 в. н. э.). Постепенно в  Д.
проникают мирские элементы и это заставляет церковников  вывести  Д.  из
храмов (13  в.  н.  э.),  она  переходит  на  площадь  ср.-век.  города.
Первоначально ср.-век. Д. изображала библейскую историю мира {мистерии).
Развитие городов создало  почву  для  рождения  фарса,  к-рый  воспринял
нек-рые элементы рим. комедии, а осн. содержание черпал из  повседневной
жизни горожан. Освободившись от  библ.  сюжетов,  Д.  и  в  новом  жанре
аллегорни-моралите  и  в  различных  формах  фарса  (соти,   интерлюдия,
фастнахтшпиль) еще оста„тся в плену  ср.-век.  мировоззрения  (служители
церкви сохраняют контроль над Д.), хотя эти жанры уже  содержат  нек-рые
зачатки трагедии и  комедии.  С  падением  духовной  диктатуры  католич.
церкви европ.  Д.  достигает  после  двухтысячелетнего  перерыва  нового
расцвета (16 в.). В эпоху Возрождения в Испании  и  Англии  Д.  пережила
свой "золотой век". Ломка феод. устоев, отрицание  ср.-век.  схоластики,
господствующей церковной  морали  создали  необходимую  предпосылку  для
дальнейшего развития личности, свободной в своих помыслах и страстях. Д.
отразила  это  в  могучих,  титанических,  целеустремл„нных  характерах,
утверждавших право человека на удовлетворение его помыслов. В 16 в. в Д.
проявилось стремление порвать все оковы, опутывающие человека (Марло). В
нач. 17 в., ознаменовавшегося католич. и  феодально-монархич.  реакцией,
произошло второе рождение трагедии. Шекспир в  Англии  отразил  трагедию
человечества, к-рое.не успев вырваться из оков  феодального  деспотизма,
оказалось под гн„том власти золота;
   Лопе де Вега в Испании показал противоречия мира, к-рый так и не смог
освободиться из-под  ярма  феодального  авторитаризма.  Д.  европейского
Возрождения была вольной и широкой по своим  формам.  Достигнув  высокой
степени развития трагического и комического, она допускала их  смешение,
точно так же, как она  сочетала  реальное  с  фантастическим,  тончайший
интеллект и поэтичность с грубейшим фарсом. Но главное е„ значение  было
в открытии героя нового духовного склада, в к-ром отразилось  обогащение
и  усложнение  цивилизации,  культуры,  разнообразие  историч.  опыта  и
сложность новых жизненных условий. Этот герой был не только могучим,  но
и двойственным по своей природе, в формировании его характера проявились
противоречия самой действительности, создавшей почву как  для  духовного
расцвета человека, так и для жестокого эгоизма. Противоречия  Ренессанса
определили сложную двойственность  Д.  того  времени,  но  она  обладала
внутр. единством, ибо была спаяна гуманистич. мировоззрением.
   Феодально-католич.  реакция  17  в.  и  контрреформация,  разрушившие
иллюзии  бурж.  гуманизма,  привели  к  распаду  внутр.  единства  Д.  и
появлению нового стиля, называемого иногда барокко.  Полнее  всего  этот
стиль наш„л выражение в творчестве Кальдерона. Его герои  мечутся  между
требованиями земной жизни и устремлением духа. Если в эпоху  Возрождения
трагическое и комическое сочеталось на почве земных интересов, то  в  Д.
барокко  они  выявляются  как  противоположность  земного  и  духовного,
подавление земного во имя  духовного.  Однако  католицизм  был  вынужден
делать уступки, не требуя полного аскетизма и открывая узкие клапаны для
"грешных" человеческих стремлений, к-рые прорываются в  Д.  как  хаотич.
фантазия, лиш„нная  внутренней  логики.  Развиваясь  в  годы  социальной
реакции. Д. барокко отражала обществ, условия, в к-рых  судьба  человека
решалась не им самим, а стоящими над ним силами, что  в  конечном  итоге
привело к распаду формы и измельчанию содержания Д.
   В период утверждения абсолютизма во Франции (17  в.)  развивается  Д.
классицизма  (принципы  классицизма  начали  оформляться  еще  в   эпоху
Возрождения, но лишь в сер. 17 в. эта теория становится  господствующей,
и  подчиняет  своим  требованиям  драматич.  практику).  Классицизм  был
двойственным по  своей  природе.  В  н„м  сочетались  иерархич.  понятия
возвышенного  и  низменного,  стремление  к  внешней  приглаженности,  к
дворянской галантности с трезвым  рационализмом,  реальным  взглядом  на
жизнь. Строгая регламентация всех форм  жизни  в  абсолютистском  гос-ве
наложила свою печать на этот стиль, утвердивший "три единства" и ряд др.
правил драматич.  иск-ва.  Возникнув  сначала  во  Франции,  этот  стиль
получил затем в 18 в. распространение во всех странах  Европы.  Несмотря
на сковывающую творчество регламентацию,  классицизм  представлял  собой
прогрессивный этап в развитии Д. Многие принципы Д. нового времени  были
теоретически разработаны классицизмом.  Он  утвердил  принцип  типизации
человеческих  характеров  в  Д.,  хотя  и  рассматривал   этот   принцип
односторонне, как воплощение одной господствующей  страсти  или  порока.
Классицизму принадлежит требование внутр. обусловленности композиции Д.,
обязательной логич. связи между е„ частями. Двойственность  этого  стиля
яснее всего проявилась  в  толковании  драматич.  конфликта.  Классицизм
исходил из признания противоречий жизни,  но  понимал  их  как  извечные
противоречия между долгом  и  чувством:  долг  перед  обществом,гос-вом,
персонифицирующимся в образе монарха  (официальная  идеология  требовала
безусловного подавления  личного  начала  во  имя  государственного),  и
чувство как проявление свободы  личности.  Внутр.  пафос  всех  трагедий
классицизма состоял в защите человеческих  чувств  (Корнель,  Расин).  В
понятие долга вносились и  нек-рые  элементы  гражданственности,  но  на
"священные" права самодержца классицизм еще не посягал. Классицистич. Д.
утверждает, что монарх должен быть идеальным  воплощением  законности  и
опорой порядка в  борьбе  против  дворянского  своеволия.  Полнее  всего
прогрессивные стороны классицизма проявились в комедии  (Мольер),  к-рая
допускала изображение повседневной реальной действительности  и  в  силу
этого была наиболее близкой к жизни.  Изображая  частную  жизнь,  Мольер
утверждал  нравственность  не  сословную,  а  общегражданскую.   Комедия
Мольера судила как представителей старого господств,  класса  -  дворян,
так и представителей поднимающегося класса - буржуа.
   Просветительство   18   в.   провозгласило   важнейшей   задачей   Д.
распространение в народе  антифеодальной  бурж.-де-мократич.  идеологии.
Если классицизм 17 в.  ограничивал  гражданское  воспитание  подчинением
личности гос-ву и лишь в сфере частных  отношений  нравственность  могла
быть гуманистической, то просветительский классицизм 18 в.,  сохраняя  и

Страницы: «« « 786   787   788   789   790   791   792   793   794  795   796   797   798   799   800   801   802   803   804  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия