Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 785   786   787   788   789   790   791   792   793  794   795   796   797   798   799   800   801   802   803  » »»

эмоционального содержания. В древней санскритской Д. произв. различались
по признакам возбуждения чувства любви, героизма, нежной скорби,  злобы,
смеха,  страха  или  ужаса,  отвращения,  удивления  или  восхищения.  В
китайской Д. существует деление на пьесы из гражданской и военной  жизни
и т. д. В Европе Д. делятся по социальному признаку, кругу зрителей, для
к-рых она предназначена: Д. церковная, школьная, придворная,  буржуазная
(или мещанская), народная;  по  кругу  жизненных  явлений,  охватываемых
действием:  Д.  интимные,  семейно-бытовые,  социальные,   исторические.
Жанровая характеристика определяется также по идеологическим  признакам:
Д. религиозная, философская, нравоучительная. Существуют Д. положений  и
Д. характеров; в первых преобладающее значение  получает  сюжет,  острая
интрига, во вторых- разнообразие и глубина сценич. образов. Преобладание
элементов внеш. действия характерно для Д. интриги, раскрытие идеологич.
мотивов образует Д. идей, концентрированное изображение  эмоций  созда„т
Д. страстей. На Д. влияют и особенности театр.  представлений:  введение
песен и танцев в комедию образует водевиль, пародийное  изображение  тех
или иных форм Д. и т-ра типично для бурлеска и т.  д.  Существуют  также
многочисленные нац. модификации известных жанров, как, напр., в  Испании
- "комедия плаща и шпаги", во Франции 18 в. - "сл„зная комедия". Все эти
определения имеют частный характер, нередко  основываются  на  случайных
внешних признаках и не могут служить основанием для науч.  классификации
Д., хотя их необходимо  принимать  в  расч„т  для  понимания  конкретных
историч. и нац. форм драматич. иск-ва. Определ„нные периоды развития  Д.
характеризуются строгим и ч„тким разграничением  жанров  (древнегреч.  и
римская Д., Д. классицизма 17 в.), в другие периоды истории т-ра границы
жанров расширяются, что вед„т  к  возникновению  произв.,  смешанных  по
своим  жанровым  признакам.  Запутанность  жанрового   деления   отчасти
объясняется произвольным определением авторами жанра своих произведений.
Так, Чехов считал свои пьесы комедиями, хотя т-ры и критика видят в  них
скорее драмы. Горький называл нек-рые свои драматич.  произв.  "пьесами"
или "сценами" ("Егор Булычев и другие").
   Историческое  развитие  Д.   Истоки   Д.   восходят   к   древнейшему
синкретическому  иск-ву,  представлявшему  собой  нерасчлен„нную   форму
художественно-практич.  деятельности.  Это   были   действа,   в   к-рых
применялись  ритмически  организованные  движения,  слово,  музыка.  Они
отражали  трудовые  процессы,  примитивные,   преим.   анималистические,
воззрения на природу и обществ,  жизнь.  Связанные  с  религ.  культами,
действа имели обрядовый и ритуальный характер, но уже на ранних ступенях
обществ, организации обретали идеологич. и социально-воспитат. значение,
определяемое господствующими обществ, отношениями и  религией,  отражали
жизненные  понятия,  утверждали  определ„ннее  мировоззрение.   Наиболее
древние  образцы  Д.,  восходящие  к  4-му   тысячелетию   до   н.   э.,
существовали, как  свидетельствуют  лит.  источники,  в  Египте  (пьесы,
связанные с  государственно-религиозным  ритуалом  по  случаю  коронации
фараона, похоронные, "лечебные" - об излечении  от  болезней).  В  Китае
зачатки Д. относятся к 3-му тысячелетию до н. э., когда драматич.  форму
обретали боевые танцы и религиозные обряды. театр. иск-во Китая,  Индии,
Японии,  Кореи,  Индонезии  да„т  возможность  проследить   переход   от
первоначальных и простейших форм ритуального "действа" к более  развитым
формам  Д.  Учитывая,  что  эти  огромные   рабовладельческие   деспотии
развивались чрезвычайно медленно, по образцам Д. 17-19 вв. можно  судить
о драматич. иск-ве Китая,  Индии,  Индонезии  в  более  ранние  времена.
Ранние Д. инсценируют эпич. предания о богах и героях,  насыщены  лирич.
мотивами. Муз. начало, исчезнувшее из  европ.  Д.,  сохраняет  важнейшее
место в Д. Востока вплоть до настоящего времени, подчиняя себе структуру
Д., е„ форму, стилистику. Др.-восточная Д. связана  с  религ.  культами.
Постепенно в Д. Китая и Индии  появляются  бытовые  сюжеты,  в  качестве
героев  выступают  обыкновенные  люди,  ставятся   политич.,нравственные
проблемы. Д. начинает отражать  нек-рые  противоречия  действительности.
Однако  жесточайший  гн„т  правящих  классов   рабовладельческих   вост.
деспотий, полное бесправие народа, консерватизм идеологии, насаждавшийся
верхушкой   общества,   авторитарные   религии    подавляли    личность,
препятствовали   выявлению   индивидуальных   характеров.   Поэтому   ни
трагическое, ни комическое начало не получило в Д. этих  стран  большого
развития.'Д. Др.  Востока  богата  как  эпическими,  так  и  лирическими
мотивами, но присущий ей драматизм не знает  тех  крайних  форм  трагич.
напряжении, к-рые получили развитие в европ. драме  античности  и  эпохи
Возрождения. То, что было невозможно в условиях деспотизма и  азиатского
способа производства.оказалось достижимым в  условиях  рабовладельческой
демократии античной  Греции,  где  развитие  личности  впервые  достигло
высокого уровня, хотя бы в господствующей части общества.  Др.-греч.  Д.
также возникла в пределах религ. культов (культ  Диониса).  Е„  сюжетную
основу составляли  мифы  о  богах  и  героях,  но  иной  склад  обществ,
отношений и другой характер религии позволили грекам сделать новый шаг в
развитии Д. Культовая Д. Греции смогла подняться до того  уровня,  когда
свободная человеч. мысль задалась вопросами  о  справедливости  богов  и
существующего  миропорядка  (Эсхил),  а  осознание  прав  и  достоинства
человека возбудило протест против условий,  обрекающих  его  на  горе  и
страдания (Софокл, Еврипид).  Жизнерадостное  язычество  древних  греков
возвысилось до юмористич. взгляда на недостатки  людей  и  на  отношения
между ними, до сатирич. осмеяния пороков и смелого скепсиса по отношению
к разл. верованиям и заблуждениям (Аристофан). Вс„ это создало почву для
развития таких форм драматич. иск-ва, как трагедия и  комедия.  Действие
первой в осн. вращалось в кругу мифологич. сюжетов, наполненных, однако,
жизненным значением, вторая -  более  свободно  обращалась  к  реальной,
повседневной действительности. Для обоих этих видов античной греч. Д. (5
в.  до  н.  э.)  характерно   изображение   людей   внутренне   цельных,
индивидуальное в них не доходит до противопоставления себя  обществу,  а
проявляется в стремлении отстоять гос. и нравств.  основы  существующего
строя  жизни.  Вс„  враждебное  ему  осмысливается  как   противоречащее
человеческой природе.  Античная  Д.  отличается  удивительной  гармонией
формы и содержания.  В  ней  органически  сочетаются  трагич.  осознание
противоречий  действительности  с  внутренней  ясностью   и   цельностью
человеческой личности, героически  противостоящей  бедствиям,  способной
полнокровно ощущать радость и красоту жизни.
   Римляне, унаследовав внешние формы греч. Д., наполнили е„ иным духом,
согласно потребностям своей обществ. жизни. Народу,  чь„  мировоззрение,
может быть, яснее всего проявилось  в  неумолимой  логике  юриспруденции
(рим. право), была чужда поэтичность. Римская Д.  рациональна  и  тогда,
когда рисует страсти, е„ трагедии  полны  кровавых  ужасов  (Сенека),  а

Страницы: «« « 785   786   787   788   789   790   791   792   793  794   795   796   797   798   799   800   801   802   803  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия