|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 811 » »» "Царица-убийца Клитемнестра" - по "Орестее" Эсхила), заняли большое
место в драматургии франц. и позднего итал. классицизма ("Эдип" и
"Медея" Корнеля, "Ифигения", "Андромаха" и "Федра" Расина, "Антигона" и
"Ифигения в Авлиде" Ротру, "Агамемнон", "Орест", "Антигона" и "Альцеста"
Альфьери), в литературе и оперной музыке периода Просвещения и
романтизма 18 - нач. 19 вв. ("Прометей" и "Ифигения в Тавриде" Г„те;
"Ифигения" Готшеда; "Алкеста" Виланда и оперы на тот же сюжет Генделя и
Глюка; "Раскованный Прометей", "Филоктет" и "Дом Адмета" Гердера;
трагедии о Медее, написанные Клингером, Тиком, Грильпарцером, опера
Керубини, балет Новера;
"Освобожд„нный Прометей" и "Эдип" Шелли; оперы "Федра", "Ифигения в
Авлиде" и "Ифигения в Тавриде" Глюка; балетная музыка "Творения
Прометея" Бетховена). На рубеже 19-20 вв. наследие Д. д. использовалось
в трагедиях Гофмансталя "Эдип и Сфинкс", "Царь Эдип", "Антигона",
"Электра" (на текст "Электры" написана одноим. опера Р. Штрауса). С 20-х
гг. 20 в. образы Д. д. получили своеобразное, часто пес-симистич.
истолкование в драмах франц. писателей- Кокто ("Антигона", "Эдип"),
Жироду ("Электра"), Сартра ("Мухи" - по мотивам "Орестеи" Эсхила), Ануя
("Антигона", "Медея"), операх Онеггера ("Антигона", музыка к "Федре"),
Стравинского ("Эдип"). Ряд драматич. произведений на сюжеты древних
трагиков создал в последние годы жизни Гауптман ("Ифигения в Авлиде",
"Смерть Агамемнона", "Электра" и др.).
Произв. др.-греч. трагиков ставятся в т-рах всего мира. В нач. 20 в.
реж. М. Рейнхардт осуществил на арене берлинского цирка пост. "Царя
Эдипа" Софокла (в заглавной роли - С. Моисеи), "Лисистраты" Аристофана и
др. Др.-греч. трагедии систематически ставят Нац. т-р (Афины) на'древних
открытых сце-нич. площадках (в Эпидавре, в т-ре Ирода Аттика в Афинах) и
итал. Нац. ин-т античной драмы в Сиракузах (Сицилия). Среди пост.
произв. Д. д. выделяются: "Орестея" (1955, "Т-р Мариньи", Париж, реж. Ж.
Л. Барро), "Персы" (1953, Лима - Перу), "Прометей" Эсхила (1954,
Лионский театр. фестиваль), "Царь Эдип" (1945, т-р "Олд Вик", Лондон, в
загл. роли - Л. Оливье; 1951, "Шиллер-театр", Берлин), "Электра" Софокла
(1956, Т-р Чехословацкой армии, Прага), "Антигона" (1946, Катовице,
Польша), "Ифигения в Тавриде" (1957, Финляндия), "Ипполит" Еврипида
(1957, Мексика).
В СССР с успехом ставились "Лисистрата" Аристофана (1923, Муз. студия
МХАТа), "Царь Эдип" (1956, Т-р им. Руставели, Тбилиси), "Медея" Еврипида
(1961, моек. Т-р им. Маяковского; 1962, Т-р им. Марджанишвили, Тбилиси)
и др.
Лит.: История греческой литературы, т. l, M.-Л., 1946;
? а д ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М.,
1959; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957;
Толстой И. И., Аэды, М., 1958;
P i с k а г d-C ambridge A. W., Dithyramb, tragedy and comedy, Oxf.,
1927; Ziegler K., Tragodia, в кн.:
Paulys-Wissowa Realencyclopadie der Klassisch. Altertumswissenschaft,
2 Reihe, Bd VI, Halbbd 12, Stuttg., 1937; Norwood G., Greek tragedy. L.,
[1948]; P o h l en z M., Die griechische Tragodie, Lpz.-B., 1930, 2.
Aufl., Gottingen, 1954;
Korte A., Komodie, в кн.: Paulys-Wissowa Realencyclopadie, 2 Reihe,
Halbbd 21,Stuttg., 1921; N o r w о о d G." Greek comedy, Boston, 1950.
В. Я.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР. Истоки греческого театра. Греческий театр в
эпоху подъ„ма и расцвета афинской рабовладельческой демократии. Греч.
драма и театр возникли из сельских празднеств в честь бога Диониса, в
основе к-рых лежала древнейшая земледельч. игра, связанная с зимним
умиранием и весенним возрождением природы. Дифирамбы и фал-лич. песни,
исполнявшиеся на этих праздниках хором ряженых участников праздника и
запевалой и сопровождавшиеся танцами, уже содержали в себе элементы
диалога и примитивного театр. действия. Аристотель указывает в "Поэтике"
(гл. 4), что трагедия и комедия возникли из импровизации и что одна
(трагедия) вед„т сво„ начало ог запевал дифирамба, другая (кояедия) - ог
запевал фаллич. песен. Очевидно, Аристотель потому и говорит о запевалах
(греч. ????????; - дословно "зачинатели"), что именн1 они вносили в
дифирамб диалог и мимич. акт„рскую игру и побуждали своими репликами хор
к пению. Из хора, составлявшего вплоть до эпохи эллинизма необходимую
принадлежность драмы, уже во 2-й пол. 6 в. до н. э. выделился особый
исполнитель - акт„р, к-рым и был сам драматург. Импровизация сменилась
точной фиксацией роли акт„ра (первоначально одного) и хора. Уже в раннее
время т-р занимал важное место в обществ. жизни греков. Значение т-ра
особенно возросло в пору расцвета греч. рабовладельч. демократии (5 в.
до н. э.). Драматургия великих греч. трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида,
комедиографа Аристофана (см. Древнегреческая драматургия) отразила
важнейшие стороны обществ., политич. и духовной жизни греч. народа и
создала т-р больших идей и совершенной художеств. формы.
Нар. характер антич. т-ра определил особенности его организации и
устройства. Д. т. состоял из 3 осн. частей: орхестры (????????, от
глагола ???????? - пляшу), мест для зрителей (греч. ?????, от глагола
?????? - смотрю) и скены (греч. ????? - палатка, позже и деревянное
строение). Древнейшей из этих частей является орхестра - круглая
площадка, на к-рой выступали хор и акт„ры. Вначале зрители свободно
размещались вокруг орхестры. Позднее появились особые места для публики,
расположенные на склонах прилегающих холмов и гор. Античный т-р вмещал
огромное количество зрителей (Афинский т-р, напр., до 17 тыс. чел.).
Скена, первоначально предназначавшаяся только для переодевания и выходов
акт„ров, находилась вне круга орхестры, позже-уже на касательной к его
окружности. Передняя стена скены - проскений - приобрела со временем
большое значение в оформлении спектакля.
Так как в трагедии действие почти всегда происходило перед дворцом
или храмом, то, по мнению нем. архитектора и археолога В. Д„рпфельда,
проскений обычно имел вид колоннады или портика; эта колоннада проходила
либо вдоль всего фасада скены, либо занимала только е„ центр, часть. На
обоих концах здания скены были пристроены (возможно, уже в 1-й пол. 5 в.
до п. э.) два боковых строения, к-рые наз. параскениями. Параскении
служили, по-видимому, местом хранения декораций и др. театр. имущества;
в тех случаях, когда драма требовала наличия двух или тр„х жилищ,
параскении могли изображать эти жилища. Между скеной и местами для
зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы
- пароды (греч. ???????), через к-рые вступали на орхестру хор и акт„ры,
по ходу пьесы прибывавшие из города, гавани или из чужой страны. В 5 и 4
Страницы: «« « 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 811 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |