Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 793   794   795   796   797   798   799   800   801  802   803   804   805   806   807   808   809   810   811  » »»

"Царица-убийца Клитемнестра" -  по  "Орестее"  Эсхила),  заняли  большое
место в драматургии  франц.  и  позднего  итал.  классицизма  ("Эдип"  и
"Медея" Корнеля, "Ифигения", "Андромаха" и "Федра" Расина, "Антигона"  и
"Ифигения в Авлиде" Ротру, "Агамемнон", "Орест", "Антигона" и "Альцеста"
Альфьери),  в  литературе  и  оперной  музыке  периода   Просвещения   и
романтизма 18 - нач. 19 вв. ("Прометей" и  "Ифигения  в  Тавриде"  Г„те;
"Ифигения" Готшеда; "Алкеста" Виланда и оперы на тот же сюжет Генделя  и
Глюка;  "Раскованный  Прометей",  "Филоктет"  и  "Дом  Адмета"  Гердера;
трагедии о Медее,  написанные  Клингером,  Тиком,  Грильпарцером,  опера
Керубини, балет Новера;
   "Освобожд„нный Прометей" и "Эдип" Шелли; оперы "Федра",  "Ифигения  в
Авлиде"  и  "Ифигения  в  Тавриде"  Глюка;  балетная  музыка   "Творения
Прометея" Бетховена). На рубеже 19-20 вв. наследие Д. д.  использовалось
в трагедиях  Гофмансталя  "Эдип  и  Сфинкс",  "Царь  Эдип",  "Антигона",
"Электра" (на текст "Электры" написана одноим. опера Р. Штрауса). С 20-х
гг. 20 в.  образы  Д.  д.  получили  своеобразное,  часто  пес-симистич.
истолкование в драмах  франц.  писателей-  Кокто  ("Антигона",  "Эдип"),
Жироду ("Электра"), Сартра ("Мухи" - по мотивам "Орестеи" Эсхила),  Ануя
("Антигона", "Медея"), операх Онеггера ("Антигона", музыка  к  "Федре"),
Стравинского ("Эдип"). Ряд  драматич.  произведений  на  сюжеты  древних
трагиков создал в последние годы жизни Гауптман  ("Ифигения  в  Авлиде",
"Смерть Агамемнона", "Электра" и др.).
   Произв. др.-греч. трагиков ставятся в т-рах всего мира. В нач. 20  в.
реж. М. Рейнхардт осуществил на  арене  берлинского  цирка  пост.  "Царя
Эдипа" Софокла (в заглавной роли - С. Моисеи), "Лисистраты" Аристофана и
др. Др.-греч. трагедии систематически ставят Нац. т-р (Афины) на'древних
открытых сце-нич. площадках (в Эпидавре, в т-ре Ирода Аттика в Афинах) и
итал. Нац. ин-т  античной  драмы  в  Сиракузах  (Сицилия).  Среди  пост.
произв. Д. д. выделяются: "Орестея" (1955, "Т-р Мариньи", Париж, реж. Ж.
Л. Барро),  "Персы"  (1953,  Лима  -  Перу),  "Прометей"  Эсхила  (1954,
Лионский театр. фестиваль), "Царь Эдип" (1945, т-р "Олд Вик", Лондон,  в
загл. роли - Л. Оливье; 1951, "Шиллер-театр", Берлин), "Электра" Софокла
(1956, Т-р Чехословацкой  армии,  Прага),  "Антигона"  (1946,  Катовице,
Польша), "Ифигения в  Тавриде"  (1957,  Финляндия),  "Ипполит"  Еврипида
(1957, Мексика).
   В СССР с успехом ставились "Лисистрата" Аристофана (1923, Муз. студия
МХАТа), "Царь Эдип" (1956, Т-р им. Руставели, Тбилиси), "Медея" Еврипида
(1961, моек. Т-р им. Маяковского; 1962, Т-р им. Марджанишвили,  Тбилиси)
и др.
   Лит.: История греческой литературы, т. l, M.-Л., 1946;
   ? а д ц и г С. И., История древнегреческой литературы,  2  изд.,  М.,
1959; Тройский И. М., История античной литературы,  3  изд.,  Л.,  1957;
Толстой И. И., Аэды, М., 1958;
   P i с k а г d-C ambridge A. W., Dithyramb, tragedy and comedy,  Oxf.,
1927; Ziegler K., Tragodia, в кн.:
   Paulys-Wissowa Realencyclopadie der Klassisch. Altertumswissenschaft,
2 Reihe, Bd VI, Halbbd 12, Stuttg., 1937; Norwood G., Greek tragedy. L.,
[1948]; P o h l en z M., Die griechische  Tragodie,  Lpz.-B.,  1930,  2.
Aufl., Gottingen, 1954;
   Korte A., Komodie, в кн.: Paulys-Wissowa Realencyclopadie,  2  Reihe,
Halbbd 21,Stuttg., 1921; N o r w о о d G." Greek comedy,  Boston,  1950.
В. Я.
   ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР. Истоки греческого театра.  Греческий  театр  в
эпоху подъ„ма и расцвета афинской  рабовладельческой  демократии.  Греч.
драма и театр возникли из сельских празднеств в честь  бога  Диониса,  в
основе к-рых лежала древнейшая  земледельч.  игра,  связанная  с  зимним
умиранием и весенним возрождением природы. Дифирамбы и  фал-лич.  песни,
исполнявшиеся на этих праздниках хором ряженых  участников  праздника  и
запевалой и сопровождавшиеся танцами,  уже  содержали  в  себе  элементы
диалога и примитивного театр. действия. Аристотель указывает в "Поэтике"
(гл. 4), что трагедия и комедия возникли  из  импровизации  и  что  одна
(трагедия) вед„т сво„ начало ог запевал дифирамба, другая (кояедия) - ог
запевал фаллич. песен. Очевидно, Аристотель потому и говорит о запевалах
(греч. ????????; - дословно "зачинатели"),  что  именн1  они  вносили  в
дифирамб диалог и мимич. акт„рскую игру и побуждали своими репликами хор
к пению. Из хора, составлявшего вплоть до  эпохи  эллинизма  необходимую
принадлежность драмы, уже во 2-й пол. 6 в. до  н.  э.  выделился  особый
исполнитель - акт„р, к-рым и был сам драматург.  Импровизация  сменилась
точной фиксацией роли акт„ра (первоначально одного) и хора. Уже в раннее
время т-р занимал важное место в обществ. жизни  греков.  Значение  т-ра
особенно возросло в пору расцвета греч. рабовладельч. демократии  (5  в.
до н. э.). Драматургия великих греч. трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида,
комедиографа  Аристофана  (см.  Древнегреческая  драматургия)   отразила
важнейшие стороны обществ., политич. и духовной  жизни  греч.  народа  и
создала т-р больших идей и совершенной художеств. формы.
   Нар. характер антич. т-ра определил  особенности  его  организации  и
устройства. Д. т. состоял из  3  осн.  частей:  орхестры  (????????,  от
глагола ???????? - пляшу), мест для зрителей (греч.  ?????,  от  глагола
?????? - смотрю) и скены (греч. ?????  -  палатка,  позже  и  деревянное
строение).  Древнейшей  из  этих  частей  является  орхестра  -  круглая
площадка, на к-рой выступали хор  и  акт„ры.  Вначале  зрители  свободно
размещались вокруг орхестры. Позднее появились особые места для публики,
расположенные на склонах прилегающих холмов и гор. Античный  т-р  вмещал
огромное количество зрителей (Афинский т-р, напр.,  до  17  тыс.  чел.).
Скена, первоначально предназначавшаяся только для переодевания и выходов
акт„ров, находилась вне круга орхестры, позже-уже на касательной  к  его
окружности. Передняя стена скены - проскений  -  приобрела  со  временем
большое значение в оформлении спектакля.
   Так как в трагедии действие почти всегда  происходило  перед  дворцом
или храмом, то, по мнению нем. архитектора и  археолога  В.  Д„рпфельда,
проскений обычно имел вид колоннады или портика; эта колоннада проходила
либо вдоль всего фасада скены, либо занимала только е„ центр, часть.  На
обоих концах здания скены были пристроены (возможно, уже в 1-й пол. 5 в.
до п. э.) два боковых  строения,  к-рые  наз.  параскениями.  Параскении
служили, по-видимому, местом хранения декораций и др. театр.  имущества;
в тех случаях, когда  драма  требовала  наличия  двух  или  тр„х  жилищ,
параскении могли изображать эти  жилища.  Между  скеной  и  местами  для
зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы
- пароды (греч. ???????), через к-рые вступали на орхестру хор и акт„ры,
по ходу пьесы прибывавшие из города, гавани или из чужой страны. В 5 и 4

Страницы: «« « 793   794   795   796   797   798   799   800   801  802   803   804   805   806   807   808   809   810   811  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия