Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 802   803   804   805   806   807   808   809   810  811   812   813   814   815   816   817   818   819   820  » »»

Цезаре. От этого т-ра сохранились остатки наружной стены, раздел„нной на
3 этажа, что соответствует 3 внутр. ярусам.  Архитектура  римского  т-ра
имела ряд особенностей,  отличавших  его  от  греч.  театра.  Места  для
зрителей (лат. cavea) были расположены в один  или  несколько  ярусов  в
виде полукруга. Орхестра также имела форму полукруга, на ней  помещались
места для сенаторов. Здание скены (лат. scaena)  и  места  для  зрителей
были  соединены:  открытые  пароды  греч.   т-ра   заменены   сводчатыми
проходами. Сценич. площадка в рим. т-ре (pul-pitum,  proscaenium)  имела
высоту в среднем 1,5 м, глубину 6 м. Фасад  скены  (scaenae  frons)  был
богато декорирован. Подробнее описание римского т-ра в его  сравнении  с
греческим дал Витрувий - римский инженер и архитектор времени  Цезаря  и
Августа.
   В сво„м трактате "Об архитектуре" Витрувий  да„т  указание  как  надо
делать план римского т-ра. В круг орхестры вписываются 4  равносторонних
треугольника, вершияы к-рых в 12 местах через равные промежутки касаются
линии окружности. Основание того треугольника, вершина  к-рого  касается
середины зрительских мест, образует переднюю стену (на плане  линия  АБ)
здания скены, богато украшенную в  римских  т-рах  (это  и  есть  задник
сценич. площадки, называвшийся у  римлян  scaenae  frons,  т.  е.  фасад
скены). Линия проходящая через  центр  круга  и  параллельная  основанию
этого треугольника (на плане линия ВГ), отграничит помост  просцения  от
2-й половины орхестры,  предназначенной  для  сенаторских  мест.  Высота
этого помоста не должна, по Вит-рувию превышать 5 футов, чтобы сидящие в
орхестре могли следить за движениями  всех  исполнителей.  Из  12  углов
треугольников 7 указывают на направление подъ„мов и лестниц,  ведущих  к
первому круговому проходу и разделяющих первый ярус на отд.  клинья.  Во
2-м  ярусе  между  лестницами,  идущими  из  1-го   яруса,   добавлялись
дополнительные лестницы.  Остальные  5  углов  треугольников  обозначают
положение сцены. Средний должен находиться против  царских  дверей  (Л')
углы справа и слева обозначат расположение гостевых дверей (К' и М'),  а
два крайних угла (А и Б) - боковые проходы на сцену. Длина сцены  должна
превышать вдвое диаметр орхестры.  Витрувий  упоминает  и  о  периактах,
помещая их  сзади  гостевых  дверей.  За  периактами  находятся  выступы
крыльев, образующие входы на сцену, один с форума.  другой  -  из  чужой
страны.
   Рим. театр. культура проникла и в провинции. Как на западе, так и  на
востоке в обширных рим.  владениях  стали  воздвигаться  театр.  здания.
Однако большинство из них было построено уже в период империи.
   Римский театр императорской эпохи.  Установление  принципата  Августа
означало консолидацию  римского  рабовладельческого  строя.  Прекращение
длительных гражданских войн благоприятно сказалось на развитии  культуры
и иск-ва. Высшего подъ„ма достигает литература ("Золотой век"  Августа);
значительного развития -  изобразит,  иск-во.  Однако  уже  при  Августе
выявились  тенденции,  пагубно  повлиявшие  в  дальнейшем  на   развитие
литературы и иск-ва - отсутствие свободы в трактовке обществ,  вопросов,
зависимость иск-ва, в т. ч. и т-ра, от официальной идеологии  и  знатных
покровителей. Август стремился превратить т-р в средство отвлечения нар.
масс от  политич.  борьбы.  При  Августе  (как  и  при  его  преемниках)
представления  стали  устраиваться  чаще,  но  они   носили   гл.   обр.
развлекательный, зрелищный характер. Общественная роль  т-ра  снизилась.
Эта тенденция усилилась при  последующих  правителях,  превратившихся  в
настоящих монархов, опиравшихся на  постоянное  войско  и  разветвл„нный
бюрократич. аппарат. Исчезновение свободного  италийского  крестьянства,
рост  деклассированного   гор.   населения,   паразитич.   образ   жизни
рабовладельческих верхов и бесправие всех обществ,  кругов  перед  лицом
императорской  власти  оказывали  отрицат.  влияние  на   вс„   развитие
рим.куль-туры, в т. ч. и на т-р. Снижение идейной  роли  т-ра  сказалось
прежде всего на репертуаре. Хотя трагедии в 1-2 вв. еще шли на сцене, но
обычно из них исполнялись  лишь  отд.  лирич.  партии,  на  первый  план
выдвигалось вокальное мастерство акт„ра. Дошедшие до нас  трагедии  рим.
философа-стоика Сенеки (приблизительно 3 до н. э. - 65 н. э.), по мнению
ряда исследователей, предназначались не для постановки на сцене,  а  для
чтения в аристократич. салонах единомышлен. ников автора.
   В первые века империи на сцене еще  шли  паллиаты  и  тогатыдраматургов. Но, по-видимому, чаще  ставилась  лит.  ателлана,  в  к-рую
вводились  порой  острые  нам„ки  на  политич.  события.  Ателлана  была
распространена и в сев. провинциях Рима, особенное Германии. Ещ„ большим
успехом пользовался  пантомим  -  сольный  драматич.  танец  (обычно  на
мифоло-гич. сюжет), сопровождавшийся музыкой и пением хора. Другим видом
балетного спектакля была пирри-ха (pyrrhicha),  исполнявшаяся  ансамблем
танцовщиков и танцовщиц. Е„ сюжеты также  черпались  из  мифологии,  гл.
внимание  уделялось  роскошным  декорациям   и   разнообразным   сценич.
эффектам. По-прежнему огромным успехом пользовался мим,  вытеснивший  ко
времени поздней империи все другие виды представлений,  кроме  балетных.
Из маленькой бытовой сценки мим превратился в большую пьесу (строившуюся
в  основном  на  импровизации)  с  занимательным  и  нередко  запутанным
сюжетом, со  значит,  количеством  действующих  лиц  и  сложным  сценич.
аппаратом. Мим эпохи империи представлял собой часто  блестящее  феерич.
зрелище. В небольших  городах  и  сельских  местностях  бродячие  труппы
показывали   по-прежнему   небольшие    сценки,    акробатич.    номера,
жонглирование и фокусы. Темами  для  мима  служили  супружеские  измены,
приключения   разбойников,   судебное   крючкотворство,    нападки    на
христианство с его догматами и обрядами. От 2 в.  н.  э.  дош„л  до  нас
сценарий мима, составленного на  сюжет  трагедии  Еврипида  "Ифигения  в
Тавриде". Обществ, положение акт„ров  и  актрис  мима  было  чрезвычайно
низким. Значительно большей популярностью, даже по сравнению с  мимом  и
пантомимом,   пользовались   еще   со   времени   республики    цирковые
представления и  гладиаторские  бои,  устраивавшиеся  в  Колизее  и  др.
амфитеатрах, а также и в цирках. Они отличались  в  императорскую  эпоху
крайней  жестокостью.  В  играх  принимало  участие  несколько  сот  пар
гладиаторов.  В  ряде  случаев  эти  игры   были   театрализованными   и
разыгрывались на к.-л. мифологич. сюжет.
   Так, одна часть гладиаторов изображала  троянцев,  другая  -  греков,
идущих на  штурм  Трои.  Наряду  с  гладиаторскими  играми  устраивались
кровавые зрелища - растерзание безоружных  людей  (гл.  обр.  осужд„нных
преступников) дикими зверями. В амфитеатре и цирках разыгрывались  также
сцены единоборства охотника со зверем или массовой охоты.  Иногда  такие
зрелища входили составной частью в мим или  пантоми-мич.  представления.
Цирковые игры включали в себя состязания колесниц,  бег,  кулачные  бои,
театрализованные  сражения.  На  особых  прудах  и  оз„рах,  на   аренах

Страницы: «« « 802   803   804   805   806   807   808   809   810  811   812   813   814   815   816   817   818   819   820  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия