|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 802 803 804 805 806 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 » »» Цезаре. От этого т-ра сохранились остатки наружной стены, раздел„нной на
3 этажа, что соответствует 3 внутр. ярусам. Архитектура римского т-ра
имела ряд особенностей, отличавших его от греч. театра. Места для
зрителей (лат. cavea) были расположены в один или несколько ярусов в
виде полукруга. Орхестра также имела форму полукруга, на ней помещались
места для сенаторов. Здание скены (лат. scaena) и места для зрителей
были соединены: открытые пароды греч. т-ра заменены сводчатыми
проходами. Сценич. площадка в рим. т-ре (pul-pitum, proscaenium) имела
высоту в среднем 1,5 м, глубину 6 м. Фасад скены (scaenae frons) был
богато декорирован. Подробнее описание римского т-ра в его сравнении с
греческим дал Витрувий - римский инженер и архитектор времени Цезаря и
Августа.
В сво„м трактате "Об архитектуре" Витрувий да„т указание как надо
делать план римского т-ра. В круг орхестры вписываются 4 равносторонних
треугольника, вершияы к-рых в 12 местах через равные промежутки касаются
линии окружности. Основание того треугольника, вершина к-рого касается
середины зрительских мест, образует переднюю стену (на плане линия АБ)
здания скены, богато украшенную в римских т-рах (это и есть задник
сценич. площадки, называвшийся у римлян scaenae frons, т. е. фасад
скены). Линия проходящая через центр круга и параллельная основанию
этого треугольника (на плане линия ВГ), отграничит помост просцения от
2-й половины орхестры, предназначенной для сенаторских мест. Высота
этого помоста не должна, по Вит-рувию превышать 5 футов, чтобы сидящие в
орхестре могли следить за движениями всех исполнителей. Из 12 углов
треугольников 7 указывают на направление подъ„мов и лестниц, ведущих к
первому круговому проходу и разделяющих первый ярус на отд. клинья. Во
2-м ярусе между лестницами, идущими из 1-го яруса, добавлялись
дополнительные лестницы. Остальные 5 углов треугольников обозначают
положение сцены. Средний должен находиться против царских дверей (Л')
углы справа и слева обозначат расположение гостевых дверей (К' и М'), а
два крайних угла (А и Б) - боковые проходы на сцену. Длина сцены должна
превышать вдвое диаметр орхестры. Витрувий упоминает и о периактах,
помещая их сзади гостевых дверей. За периактами находятся выступы
крыльев, образующие входы на сцену, один с форума. другой - из чужой
страны.
Рим. театр. культура проникла и в провинции. Как на западе, так и на
востоке в обширных рим. владениях стали воздвигаться театр. здания.
Однако большинство из них было построено уже в период империи.
Римский театр императорской эпохи. Установление принципата Августа
означало консолидацию римского рабовладельческого строя. Прекращение
длительных гражданских войн благоприятно сказалось на развитии культуры
и иск-ва. Высшего подъ„ма достигает литература ("Золотой век" Августа);
значительного развития - изобразит, иск-во. Однако уже при Августе
выявились тенденции, пагубно повлиявшие в дальнейшем на развитие
литературы и иск-ва - отсутствие свободы в трактовке обществ, вопросов,
зависимость иск-ва, в т. ч. и т-ра, от официальной идеологии и знатных
покровителей. Август стремился превратить т-р в средство отвлечения нар.
масс от политич. борьбы. При Августе (как и при его преемниках)
представления стали устраиваться чаще, но они носили гл. обр.
развлекательный, зрелищный характер. Общественная роль т-ра снизилась.
Эта тенденция усилилась при последующих правителях, превратившихся в
настоящих монархов, опиравшихся на постоянное войско и разветвл„нный
бюрократич. аппарат. Исчезновение свободного италийского крестьянства,
рост деклассированного гор. населения, паразитич. образ жизни
рабовладельческих верхов и бесправие всех обществ, кругов перед лицом
императорской власти оказывали отрицат. влияние на вс„ развитие
рим.куль-туры, в т. ч. и на т-р. Снижение идейной роли т-ра сказалось
прежде всего на репертуаре. Хотя трагедии в 1-2 вв. еще шли на сцене, но
обычно из них исполнялись лишь отд. лирич. партии, на первый план
выдвигалось вокальное мастерство акт„ра. Дошедшие до нас трагедии рим.
философа-стоика Сенеки (приблизительно 3 до н. э. - 65 н. э.), по мнению
ряда исследователей, предназначались не для постановки на сцене, а для
чтения в аристократич. салонах единомышлен. ников автора.
В первые века империи на сцене еще шли паллиаты и тогатыдраматургов. Но, по-видимому, чаще ставилась лит. ателлана, в к-рую
вводились порой острые нам„ки на политич. события. Ателлана была
распространена и в сев. провинциях Рима, особенное Германии. Ещ„ большим
успехом пользовался пантомим - сольный драматич. танец (обычно на
мифоло-гич. сюжет), сопровождавшийся музыкой и пением хора. Другим видом
балетного спектакля была пирри-ха (pyrrhicha), исполнявшаяся ансамблем
танцовщиков и танцовщиц. Е„ сюжеты также черпались из мифологии, гл.
внимание уделялось роскошным декорациям и разнообразным сценич.
эффектам. По-прежнему огромным успехом пользовался мим, вытеснивший ко
времени поздней империи все другие виды представлений, кроме балетных.
Из маленькой бытовой сценки мим превратился в большую пьесу (строившуюся
в основном на импровизации) с занимательным и нередко запутанным
сюжетом, со значит, количеством действующих лиц и сложным сценич.
аппаратом. Мим эпохи империи представлял собой часто блестящее феерич.
зрелище. В небольших городах и сельских местностях бродячие труппы
показывали по-прежнему небольшие сценки, акробатич. номера,
жонглирование и фокусы. Темами для мима служили супружеские измены,
приключения разбойников, судебное крючкотворство, нападки на
христианство с его догматами и обрядами. От 2 в. н. э. дош„л до нас
сценарий мима, составленного на сюжет трагедии Еврипида "Ифигения в
Тавриде". Обществ, положение акт„ров и актрис мима было чрезвычайно
низким. Значительно большей популярностью, даже по сравнению с мимом и
пантомимом, пользовались еще со времени республики цирковые
представления и гладиаторские бои, устраивавшиеся в Колизее и др.
амфитеатрах, а также и в цирках. Они отличались в императорскую эпоху
крайней жестокостью. В играх принимало участие несколько сот пар
гладиаторов. В ряде случаев эти игры были театрализованными и
разыгрывались на к.-л. мифологич. сюжет.
Так, одна часть гладиаторов изображала троянцев, другая - греков,
идущих на штурм Трои. Наряду с гладиаторскими играми устраивались
кровавые зрелища - растерзание безоружных людей (гл. обр. осужд„нных
преступников) дикими зверями. В амфитеатре и цирках разыгрывались также
сцены единоборства охотника со зверем или массовой охоты. Иногда такие
зрелища входили составной частью в мим или пантоми-мич. представления.
Цирковые игры включали в себя состязания колесниц, бег, кулачные бои,
театрализованные сражения. На особых прудах и оз„рах, на аренах
Страницы: «« « 802 803 804 805 806 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |