|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 806 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 824 » »» природных условиях; тигру легко совершить огромный прыжок и т. п.
Поэтому совр. дрессировщик, помимо необходимых ему качеств-бесстрашия,
хладнокровия, воли, терпения, наблюдательности, должен в своей работе
опираться на данные науки.
Д., рассчитанная на демонстрацию в цирке, ставит своейсоздание увлекат. и познават. зрелища с возрастающими в последнее время
элементами театрализации. Укрощение хищников было известно в странах Др.
Востока, в античную эпоху, в средние века; звери участвовали в
представлениях странствующих акт„ров Зап. Европы (гистрионы и др.), Азии
(дорвозы), а также рус. скоморохов. В 20-30-х гг. 19 в. хищников
демонстрируют в клетках-фургонах странствующих зверинцев. Д. лошадей,
основанная на остроте их зрения и способности реагировать на самые
незначительные, незаметные для публики перемещения предметов, движения
дрессировщика, предопределила форму и размер манежа совр. цирка.
Развитие транспорта, создание зоопарков и разв„ртывание междунар.
торговли зверями, в т. ч. дрессированными (деятельность К. Гагенбека и
др.), вызвали интерес к экзотич. животным. В 50-60-х гг. укротители
начинают работать в стационарных цирках, клетка-вагон сменяется высокой
разборной металлич. реш„ткой, устанавливаемой по барьеру циркового
манежа. Возникают новые методы Д. Насильственная, т. н. "дикая" система
жестокого избиения и предельного запугивания зверей уступает место
гуманной, т. н. "мягкой" Д., в основе к-рой лежит не наказание, а
поощрение (по принципу К. Гаген-бека: "путь к сердцу животного лежит
через его желудок"). В 90-х гг. на аренах цирков появляются т. н.
"смешанные" группы хищников (львы, тигры, леопарды, медведи, волки и
др.), мелкие животные и птицы (т. н. настольная Д.). Номера Д.
становятся важной частью цирковой программы, нередко аттракционом.
Соответственно менялся облик самого дрессировщика. Укротитель
странствующего зверинца, входивший в клетку-вагон с почти дикими, но
запуганными хищниками, поражал лишь своей отчаянной смелостью. В большой
круглой клетке на манеже цирка дрессировщик показывал то, чему он научил
своих зверей, старался создать театр. зрелище, цельное по замыслу, с
впечатляющим финалом. Учитывая природные особенности каждого животного,
дрессировщик превращает его в действующее лицо сценария, созда„т
пантомимы, а иногда и целые представления, где звери нередко выступают
как герои известных сказок и басен.
Новое направление в Д. связано с именем А. Л. Дурова, к-рый соединил
Д. с чтением обличительных монологов, использовал зверей в качестве
действующих лиц в своих интермедиях и репризах.
Дрессировщиком-экспериментатором был В. Л. Дуров, усиливший в своих
выступлениях познават. элемент, использовавший множество разнообразных
животных - от домашних и мелких до слонов - своего рода зоопарк на
манеже. Выступления, в к-рых дрессировщик становится
режисс„ром-учителем, а звери - учениками, "бессловесными друзьями",
"четвероногими артистами", общение со зрительным залом (чтение
монологов, серь„зные и шутливые комментарии, сопровождающие номер) -
таковы дуровские традиции, с успехом развиваемые нар. арт. РСФСР В. Г.
Дуровым и засл. арт. РСФСР Ю. В. Дуровым.
Среди мастеров Д. в сов. цирке: нар. арт. РСФСР Б. А. Эдер, засл.
арт. РСФСР И. Н. Бугримова, Н. П. Гладильщиков; И.А. Лерри, Н. А.
Никитин, М. Д. Анисимов, нар. арт. РСФСР В. И. Филатов и др.;
зарубежных: А. Шнейдер, Тагорэ, Ш. Бауман и др. Лит.: Дуров В. Л.,
Дрессировка животных, М., 1930;
Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Эдер Б., Мои питомиы, М., 1955;
Бугримова И., Моя профессия, М., 1957; Хагенбек К., О людях и зверях,
М., 1959. М.З.
ДРЕЧИН, Сем„н Вульфович (р. 24.XII.1914) - советский артист балета,
балетмейстер. Нар. арт. БССР (1954). Выступал в самодеятельном
коллективе под рук. К. А. Алексютовича. Сценич. деятельность начал в
1932 в белорус. оперной студии. С 1933 работал в Белорус. т-ре оперы
(1942-44 - в Большом т-ре). Создал героич. образы в белорус. балетах.
Творчество Д. отмечено ярким темпераментом, реалистич. устремл„нностью.
Партии: Симон ("Соловей" Крошнера), Василь ("Князь-озеро" Золотар„ва,
Гос. пр. СССР, 1950), Зигфрид, Дезире ("Лебединое озеро", "Спящая
красавица"), Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Базиль ("Дон Кихот") и др.
Пост.: "Красный цветок" (1950), "Эсмеральда" Пуни (1951), "Корсар" Адана
(1957).
Лит.: Мулер К." С. В. Дрэчын, в сб.: Мастацтва Со-вецкай
Беларус?.Зборн?к артыкула,М?нск,1955, с. 366-370. Б. С.
ДРЭКИЧ (Drzic), Марин (1508-67)- хорватский драматург. Один из
крупнейших европейских драматургов эпохи Возрождения. Род. в Дубровнике
в семье видного поэта. Приняв духовное звание, изучал в Италии право,
богословие, философию. В 1544, вернувшись на родину, организовал неск.
любительских трупп, ставивших его пьесы. Д. писал пасторальные драмы -
"Тирена" (1548), "Венера и Адонис" (154%, "Плакир", и комедии,
критически рисующие быт и нравы Дубровника, - "Дядя Маройе" (1550),
"Комедия о Помете", "Скупой" (свободное переложение комедии Плав-та
"Горшок"), "Аркулин", "Манде" (на сюжет новеллы Боккаччо), "Шутка над
Станацем" (1551). Перев„л на серб. яз. "Гекубу" Еврипида.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; R e s e t a г M., Diela 'Marina Drzica, 2
izd., Zagreb, 1930. С. И.
ДРИГО (Drigo), Риккардо (Ричард Евгеньевич) (30. VI.1846, Падуя, -
1.Х.1930, там же) - композитор, дириж„р. По происхождению итальянец.
Музыке обучался в консерватории в Венеции. В 1868 в Падуе (театр
"Нуово") была поставлена опера Д. "Дон Педро Португальский". В
последующие годы Д. дирижировал в оперных т-рах Венеции и миланском т-ре
"Мандзони". В 1879 был приглаш„н Дирекцией рус. императорских т-ров на
должность дириж„ра Итал. оперы в Петербурге. С 1886 Д.- гл. дириж„р
балета Мариин-ского т-ра. Руководил первыми пост. в Петербурге балетов
Чайковского: "Спящая красавица" (1890), "Щелкунчик" (1892), "Лебединое
озеро" (1895; инструментовал три фп. пьесы Чайковского, включ„нные в
балет) и балета Глазунова "Раймонда" (1898). Д. выступал также как
балетный композитор, успешно сотрудничая с балетмейстерами М. Петипа и
Л. Ивановым. В Мари-инском т-ре были пост. его балеты: "Очарованный лес"
(1887), "Талисман" (1889), "Волшебная флейта" (1893), "Пробуждение
Флоры" (1894), "Арлекинада" (1900). Балетные партитуры Д. отличаются
ме-лодич. изяществом, колоритной оркестровкой и пластичностью муз.
образов, ясной ритмикой. Балет "Арлекинада" ("Миллионы Арлекина") ш„л на
сценах т-ров мн. стран, в т. ч. в СССР [Москва, Большой т-р (1924),
Страницы: «« « 806 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 824 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |