Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 803 804 805 806 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 » »» амфитеатров (и даже в т-рах) устраивались инсценировки морских сражений. Существование подобных театрализованных зрелищ - яркое свидетельство упадка собственно театр. иск-ва. В период империи, особенно в первые два века, было построено много новых т-ров, как на западе, так и на востоке империи. На юге Италии и в Сицилии существовавшие там раньше греч. т-ры перестраивались по римскому образцу (большой т-р в Помпеях, Сегесте, Таормине и др.). По соседству с Римом, а также в Сев. Италии и Галлии, где не было раньше т-ров, возникали уже чисто римские т-ры. При Августе был построен т-р в римской гавани Остии, перестроенный в конце 2 в. Он соедин„н с форумом, на к-ром стоит храм. Хорошо сохранилось здание т-ра,в Оранже с высоким и красивым фасадом (1-2 вв.). По верхнему краю зрительных мест ид„т вокруг крытая колоннада, имевшая приспособления для устройства тента над т-ром. Над сценич. площадкой имелась крыша. Внутренность высоких боковых зданий, соответствующих греч. параскениям, служила, по всей вероятности, для репетиций хора или для артисТич. уборных. Внешний фасад т-ра выходил на перистиль (peristylum, т. е. ЧЙвор с колоннадой), к-рый мог служить в качестве фойе. К перистилю примыкал цирк. Такая комбинация встречается и в нек-рых других т-рах. В правление Нерона (54-68) перестроили по рим. образцу и т-р Диониса в Афинах (см. рис. на с. 530 в ст. Древнегреческий театр). Перед зданием скены соорудили сценич. площадку высотой приблизительно 1,5 .%, благодаря чему полный круг орхестры нарушился. К этому же времени орхестру вымостили мраморными плитами. Посредине е„ - ромб, также вымощенный плитами, а на пересечении его диагоналей находится небольшая впадина, где стоял жертвенник Диониса. С наружной стороны водосточного канала этого т-ра воздвигли мраморную балюстраду, к-рая должна была защищать зрителей от несчастных случаев во время гладиаторских игр или же когда на орхестру выпускали диких зверей. Последние изменения были сделаны уже в 3 или 4 в. правителем Аттики Федром. Канал для стока воды засыпали. Балюстраду и переднюю стену гипоскения сделали водонепроницаемыми. Орхестра могла теперь наполняться водой для постановок, изображающих морские сражения. На том же рис. виден фриз, украшающий гипоскений и сделанный, до предположению Д„рпфельда, еще при Нероне. Сохранившаяся часть этого фриза имеет 3 ниши, в одной из к-рых изображ„н стоящий на коленях Силен. У всех фигур, кроме Силена, головы срезаны, что можно объяснить общим понижением сцены приблизительно до 1,3 м. В Малой Азии к началу нашей эры широко распространился особый тип театр. здания, получивший в совр. науке название "греко-римского" (т-ры в Тер-мессе, Сагалассе, Патаре, Мире и др. городах). Здания этого типа не только сооружались вновь, но по их образцу перестраивались и старые эллинистич. т-ры (напр., в Магнесии и Эфесе). Как и в греч. т-pax, в этих театр. зданиях места для зрителей б. ч. сохраняют свою старую форму, занимая более половины круга, между зрительскими местами и скеной имеются только открытые проходы (пароды), орхестра, частично занятая зданием скены, вс„ же охватывает более половины круга (в нек-рых греко-римских т-рах она составляет даже целый круг). В то же время греко-римские т-ры, по сравнению с чисто греческими т-рами, имеют нек-рые новые черты: сцена в них ниже сцены эллинистич. т-ра, но выше сцены римского т-ра; е„ приблизительная высота 2,5 м, глубина больше, чем в эллинистич. т-ре и иногда достигает св. 6 м; фасад скены в греко-рим. т-ре был детально разра-ботан (в Эфесе, напр., разнообразные архитектурные сооружения, подымающиеся до 3 этажей, дают пышный условный фон для игры акт„ров; скена имеет семь дверей, выходящих на просцений). Много новых т-ров было сооружено в эпоху Анто-нинов (96-192), когда Рим. империя в связи с возникновением новых городов и оживлением старых провинц. центров достигла кульминац. пункта своего развития. Новые чисто римские т-ры возникли во 2 в. в Сев. Африке. Нек-рые из них хорошо сохранились, напр. т-ры в Тимгаде (ныне в Алжире), Дугге (ныне в Тунисе), а также т-р в Сабрате (ныне в Ливии), относящийся уже ко времени Септимия Севера (193- 211). Во всех этих т-рах зрительские места, идущие полукругом, соединяются с высоким фасадом скены, богато украшенным портиками и большими прямоугольными нишами. В Афинах вскоре после 160 богатым аттич. гражданином Иродом Аттиком было воздвигнуто на юго-зап. склоне Акрополя здание в чисто римском стиле для муз. состязаний. Склон Акрополя естественно был использован для зрительских мест, окруж„нных наверху полукруглым портиком. Т-р имел параскении, смыкавшиеся со зрительскими местами. Т. о., пароды по рим. образцу были закрытыми. Сценич. площадка лежит между параскениями. Фасад скены, так же как и внутр. стороны параске-ниев, украшен колоннами, поставленными на высоких пьедесталах, пилястрами и нишами в нижнем эта' же и центральной нишей в верхнем этаже. Одеон имел деревянную крышу над сценой. Интенсивный рост театр. строительства при Антонинах, распространение театр. культуры в зап. и вост. провинциях империи не могли заслонить отмеченного уже факта общего упадка театр. культуры в период империи. Временный подъ„м империи при Антонинах оказался непрочным. В период социального кризиса 3 - 1-й пол. 4 вв., а особенно во 2-й пол. 4 и в 5 вв., когда под напором усиливающегося революц. движения рабов и колонов, вторжения германцев начинается крушение рабовладельческой системы в Средиземноморье, происходит дальнейшее падение театр. культуры. Однако и в это время устраиваются игры. В сер. 4 в. для них было отведено 175 дней в году: из них 10 дней на гладиаторские, 64 на цирковые и 101 день на театр. игры (цирковых и гладиаторских игр было меньше, т. к. они стоили дороже). Среди театр. игр в последние века империи преобладали почти исключительно мимы, репертуар к-рых строился на пародировании мифов,сценах повседневной жизни,супружеских измен и т. д. Нападки на христианство и пародирование его обрядов стало уже невозможным, т. к. в нач. 4 в. при Константине христианство было объявлено официально дозволенной, а в конце 4 в. при императоре Феодосии (379-395) и гос. религией. С этого времени усиливается борьба церкви против мимов, появляется ряд направленных против них церковных постановлений. Однако мимы продолжали существовать как в вост., так и в зап. части империи. В Италии игры продолжаются еще и при короле остготов Теодорихе (493-526). Бродячие труппы мимов существовали еще в 6 и 7 вв. н. э. в отд. варварских гос-вах, возникших на развалинах Римской империи. Богатый опыт римских мимов был использован и ср.-век. гистрионами. В Восточной Римской империи кризис рабовладельческого общества не Страницы: «« « 803 804 805 806 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |