Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 803   804   805   806   807   808   809   810   811  812   813   814   815   816   817   818   819   820   821  » »»

амфитеатров (и даже в т-рах) устраивались инсценировки морских сражений.
Существование подобных театрализованных  зрелищ  -  яркое  свидетельство
упадка собственно театр. иск-ва.
   В период империи, особенно в первые два века,  было  построено  много
новых т-ров, как на западе, так и на востоке империи. На юге Италии и  в
Сицилии существовавшие там раньше греч. т-ры перестраивались по римскому
образцу (большой т-р в Помпеях, Сегесте, Таормине и др.). По соседству с
Римом, а также в Сев.  Италии  и  Галлии,  где  не  было  раньше  т-ров,
возникали уже чисто римские т-ры. При Августе был построен т-р в римской
гавани Остии, перестроенный в конце 2 в. Он соедин„н с форумом, на к-ром
стоит храм. Хорошо сохранилось здание т-ра,в Оранже с высоким и красивым
фасадом (1-2 вв.). По верхнему краю зрительных мест ид„т  вокруг  крытая
колоннада, имевшая приспособления для устройства тента  над  т-ром.  Над
сценич. площадкой имелась крыша. Внутренность  высоких  боковых  зданий,
соответствующих греч. параскениям, служила,  по  всей  вероятности,  для
репетиций хора или для артисТич. уборных. Внешний фасад т-ра выходил  на
перистиль (peristylum, т. е. ЧЙвор с колоннадой), к-рый  мог  служить  в
качестве фойе. К перистилю примыкал цирк. Такая комбинация встречается и
в нек-рых других т-рах. В правление Нерона (54-68) перестроили  по  рим.
образцу и т-р Диониса в Афинах (см. рис. на с. 530 в ст. Древнегреческий
театр).  Перед  зданием  скены  соорудили   сценич.   площадку   высотой
приблизительно 1,5 .%, благодаря чему полный круг орхестры нарушился.  К
этому же времени орхестру вымостили мраморными плитами. Посредине  е„  -
ромб,  также  вымощенный  плитами,  а  на  пересечении  его   диагоналей
находится небольшая впадина, где стоял жертвенник  Диониса.  С  наружной
стороны водосточного канала этого т-ра воздвигли  мраморную  балюстраду,
к-рая должна была защищать  зрителей  от  несчастных  случаев  во  время
гладиаторских игр или же  когда  на  орхестру  выпускали  диких  зверей.
Последние изменения были сделаны уже в 3  или  4  в.  правителем  Аттики
Федром. Канал для стока  воды  засыпали.  Балюстраду  и  переднюю  стену
гипоскения сделали водонепроницаемыми.
   Орхестра могла теперь наполняться водой для постановок,  изображающих
морские сражения. На том же рис. виден  фриз,  украшающий  гипоскений  и
сделанный, до предположению Д„рпфельда, еще  при  Нероне.  Сохранившаяся
часть этого фриза имеет 3 ниши, в одной из к-рых  изображ„н  стоящий  на
коленях Силен. У всех фигур, кроме Силена,  головы  срезаны,  что  можно
объяснить общим понижением сцены приблизительно до 1,3 м.
   В Малой Азии к началу нашей эры  широко  распространился  особый  тип
театр. здания, получивший в совр. науке название "греко-римского"  (т-ры
в Тер-мессе, Сагалассе, Патаре, Мире и др. городах). Здания  этого  типа
не только сооружались вновь, но по их образцу перестраивались  и  старые
эллинистич. т-ры (напр., в Магнесии и Эфесе). Как и  в  греч.  т-pax,  в
этих театр. зданиях места для  зрителей  б.  ч.  сохраняют  свою  старую
форму, занимая более половины круга, между зрительскими местами и скеной
имеются только открытые проходы  (пароды),  орхестра,  частично  занятая
зданием скены,  вс„  же  охватывает  более  половины  круга  (в  нек-рых
греко-римских т-рах она составляет даже  целый  круг).  В  то  же  время
греко-римские т-ры,  по  сравнению  с  чисто  греческими  т-рами,  имеют
нек-рые новые черты: сцена в них ниже сцены эллинистич.  т-ра,  но  выше
сцены римского т-ра; е„ приблизительная высота 2,5  м,  глубина  больше,
чем в эллинистич. т-ре и  иногда  достигает  св.  6  м;  фасад  скены  в
греко-рим. т-ре был детально разра-ботан (в Эфесе, напр.,  разнообразные
архитектурные сооружения, подымающиеся до 3 этажей, дают пышный условный
фон для игры акт„ров; скена имеет семь дверей, выходящих на просцений).
   Много новых т-ров было сооружено в эпоху Анто-нинов  (96-192),  когда
Рим. империя в связи с возникновением новых городов и оживлением  старых
провинц. центров достигла кульминац. пункта своего развития. Новые чисто
римские т-ры возникли во 2 в. в  Сев.  Африке.  Нек-рые  из  них  хорошо
сохранились, напр. т-ры  в  Тимгаде  (ныне  в  Алжире),  Дугге  (ныне  в
Тунисе), а также т-р в  Сабрате  (ныне  в  Ливии),  относящийся  уже  ко
времени Септимия Севера (193-  211).  Во  всех  этих  т-рах  зрительские
места, идущие полукругом, соединяются с высоким  фасадом  скены,  богато
украшенным портиками и большими прямоугольными нишами. В  Афинах  вскоре
после 160 богатым аттич. гражданином Иродом Аттиком было воздвигнуто  на
юго-зап.  склоне  Акрополя  здание  в  чисто  римском  стиле  для   муз.
состязаний. Склон Акрополя естественно был использован  для  зрительских
мест, окруж„нных наверху  полукруглым  портиком.  Т-р  имел  параскении,
смыкавшиеся со зрительскими местами. Т. о., пароды по рим. образцу  были
закрытыми. Сценич. площадка лежит между параскениями. Фасад  скены,  так
же как и внутр. стороны параске-ниев, украшен  колоннами,  поставленными
на  высоких  пьедесталах,  пилястрами  и  нишами  в  нижнем  эта'  же  и
центральной нишей в верхнем  этаже.  Одеон  имел  деревянную  крышу  над
сценой.
   Интенсивный рост театр. строительства при Антонинах,  распространение
театр. культуры в зап. и вост. провинциях  империи  не  могли  заслонить
отмеченного уже факта общего упадка театр. культуры  в  период  империи.
Временный подъ„м империи при  Антонинах  оказался  непрочным.  В  период
социального кризиса
   3 - 1-й пол. 4 вв., а особенно во 2-й пол. 4 и в  5  вв.,  когда  под
напором усиливающегося революц.  движения  рабов  и  колонов,  вторжения
германцев    начинается    крушение    рабовладельческой    системы    в
Средиземноморье, происходит дальнейшее падение театр. культуры. Однако и
в это время устраиваются игры. В сер.
   4 в. для них было отведено 175  дней  в  году:  из  них  10  дней  на
гладиаторские, 64 на цирковые и 101 день  на  театр.  игры  (цирковых  и
гладиаторских игр было меньше, т. к. они стоили  дороже).  Среди  театр.
игр в последние  века  империи  преобладали  почти  исключительно  мимы,
репертуар к-рых  строился  на  пародировании  мифов,сценах  повседневной
жизни,супружеских измен и т. д. Нападки на христианство и  пародирование
его обрядов стало уже невозможным, т. к. в нач.  4  в.  при  Константине
христианство было объявлено официально дозволенной, а в конце 4  в.  при
императоре  Феодосии  (379-395)  и  гос.  религией.  С   этого   времени
усиливается борьба церкви  против  мимов,  появляется  ряд  направленных
против них церковных постановлений. Однако мимы продолжали  существовать
как в вост., так и в зап. части империи. В Италии игры продолжаются  еще
и  при  короле  остготов  Теодорихе  (493-526).  Бродячие  труппы  мимов
существовали еще в 6 и 7 вв. н. э. в отд. варварских гос-вах,  возникших
на  развалинах  Римской  империи.  Богатый  опыт   римских   мимов   был
использован и ср.-век. гистрионами.
   В Восточной Римской империи  кризис  рабовладельческого  общества  не

Страницы: «« « 803   804   805   806   807   808   809   810   811  812   813   814   815   816   817   818   819   820   821  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия