|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 824 825 826 827 828 829 830 » »» Г. Д'Аннунцио; в его претенциозных, декадентских пьесах она играла: Анну
("М„ртвый город"), Франческу ("Франческа да Рими-ни"), Сильвию
("Джиоконда") и др. Д. играла также и в пьесах М. Метерлинка (Монна
Ванна - о. п.). Иск-во Д. поражало силой убедительности и неизъяснимой
прелестью. Простота, человечность, обаятельная женственность -
характерные черты творчества замечательной актрисы. По сравнению со
своими предшественниками - великими итал. акт„рами нач. и сер. 19 в. (Г.
Модена, А. Ристори, Э. Росси, Т. Саль-вини) - Д. казалась более нервной,
мятущейся, жизненный ритм е„ героинь отличался особым напряжением.
Душевный надлом, ощущение непрочности жизненных устоев,
неудовлетвор„нность настоящим и страх перед будущим, острое чувство
одиночества, тоска, внутренний разлад - характеризуют большинство
образов, созданных Д. Но, несмотря на известное влияние модернизма и
декадентства, Д. сохраняла верность гуманному и демократич. иск-ву своих
предшественников. Она утверждала красоту и благородство человеческой
души, отстаивала право и достоинство женщины. Образы, созданные Д., были
окрашены особым колоритом, проникнуты индивидуальностью самой актрисы,
исполнены задушевности, лиризма, необыкновенной женственности.
Психологич. реализм актрисы связан с большими идейными задачами,
стремлением Д. выразить в иск-ве значительные мысли, передать
истинные,чужды e всякого внешнего эффекта, чувства, переживания людей.
Д. обладала тонкой интуицией, она несла со сцены иск-во жизненной
правды, захватывала зрителей заразительным темпераментом. Исполнение Д.
отличалось виртуозной сценич. техникой, но техника эта никогда не
становилась самоцелью - она использовалась Д. для глубокого и тонкого
раскрытия внутр. мира е„ героинь. Длительная, вдумчивая работа Д. над
ролью не была заметна зрителям; игра актрисы казалась импровизацией
художника. Разочарование в бурж. т-ре, тяж„лые личные переживания
вынудили Д. в 1909 оставить сцену. В 1916 вышел фильм "Пепел" (по роману
Деледды) с участием Д. В 1921 материальные трудности заставили Д. снова
вернуться в т-р. Лучшая роль этого периода - фру Альвинг (1921). После
захвата власти в Италии фашистами Д. покинула родину, отказавшись от
выгодных предложений, к-рые были ей сделаны. В последние годы жизни Д. с
интересом и симпатией следила за жизнью в СССР, с большой любовью писала
о рус. лит-ре и иск-ве.
Лит.: К у г e л ь А. Р., Театральные портреты, П.-М-, 1923, с. 83-93;
Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Л., 1928, с. 296, 300, 335.
336, 433, 508, 517, 580-81; А. И. Урусов. Статьи его о театре, о
литературе, об искусстве..., т. II и III в одной кн., М., 1907, т. II,
с. 19-27;
Швыров А. В., Знаменитые акт„ры и актрисы в характеристиках,
воспоминаниях..., СПБ. 1902, с. 263-274; Шоу Б., Capa Бернар и Дузе,
Полное собр. соч., т. 5, пер. с англ., М., 1911; Bolla N., Eleonora
Duse. Romanzo della sua vita, [Roma, 1948]; Vergani L., E. Duse, Milano,
1958; Win-war P., Wingless victory. A biography of Gabriele d'Annunzio
and E. Duse, N.Y., [s. d.]; S h a w B.-( Plays and players, L., 1952, с.
33-41 ("Duse and Bernhardt"); L e maitre J., Impressions de theatre, 4
ed.. P., 1888. с. 159-179 (10 serie);
Rasi L., La Duse, Firenze, 1901; Pandolfi V., Antologia del grande
attore. Bari, 1954, с. 380-86; Antoine A., Le theatre, v. II, P., 1933,
с. 328-30; S i g n o r e l 1 i O., E. Duse, Milano, 1959. JJ. Д.
ДУЙШИН (Dujsin), Дубравко (12.IX.1894-30.1. 1947)-югославский
(хорватский) акт„р. Учился в Театр. школе в Загребе. С 1921 до конца
жизни работал в Хорватском нар. т-ре в Загребе. Играл в шекспировских
спектаклях - Антоний ("Антоний и Клеопатра"),
Макбет; Лир; Брут ("Юлий Цезарь"), Просперо ("Буря") и др.
Среди др. ролей - Тесей и Нерон ("Федра" и "Бри-танник" Расина),
Эгмонт (осоздал разнохарактерные образы. Тонкостью Психологич. анализа отличалось
исполнение ролей Иволгина ("Идиот" по Достоевскому), Акт„ра ("На дне").
Комедийное мастерство Д. наиболее полно раскрылось в исполнении роли
Тартюфа; Кира Яни (о. п. Стерии-Поповича). Д. играл также в пьесах М.
Држича, И. Войновича, М. Крлежи, И. Цанкара, М. Беговича и др. Выступал
как режисс„р, в„л педагогич. работу в театр. уч-ще. Аг. М.
ДУКС (Dux), Клара (р. 2.VIII.1885) - польская артистка оперы (лирич.
сопрано). Пению обучалась в Берлине у А. Депре и в Милане у Т. Аркель.
Дебютировала в 1906 на оперной сцене в К„льне, где пела до 1911. В
1911-18 выступала в Берлинской гос. опере. В 1913 гастролировала в
Лондоне, в 1918-23-в Стокгольме, в 1921-23-в Чикаго. С 1923 Д. выступала
как концертная певица. Обладала голосом красивого тембра, отточенной
вок. техникой. Считалась одной из лучших исполнительниц ведущих партий в
операх Моцарта и Вагнера.
Партии: Софи ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Недда ("Паяцы"), Марта (о.
п. Флотова) и др. Д, Коз.
ДУЛЕМБА (Duleba), Мария (28.IX.1885-6.V. 1959) - польская актриса.
Обучалась акт„рскому иск-ву у писательницы и актрисы Г. Запольской в
Кракове, где в 1902 начала сценич. деятельность. Работала в городском
т-ре, а затем в "Т-ре Народовы", с 1906 - в различных т-рах Варшавы. В
1912 с труппой "Т-ра Польски" (Варшава) выступала в России (Киев,
Петербург). В 1919-21 входила в состав труппы "Редуты", была одной из
близких сотрудниц реж. Ю. Остэрвы. С 1924 играла в Нац. т-ре, после 2-й
мировой войны - в Краковском т-ре и в "Т-ре Польски". Среди ролей Д.:
Ашантка (о. п. Пежиньского), Мария ("В маленьком домике" Ритнера),
Графиня ("Безумная из Шайо" Жироду), Целина ("Дом женщин" Налковской) и
др. Выступала как режисс„р. Занималась педагогич. деятельностью в театр.
школах:
Кракове (1945-47) и в Варшаве (1947-52).
Лит.: Babel J., Maria Duleba, [Warsz., 1957].
ДУЛОГИЯ (от лат. duo - два и греч. ????? - слово, рассказ) - цикл
музыкально-сценических произведений, состоящий из 2 произведений.
Такова, напр., оперная Д. "Троянцы" Берлиоза ("Взятие Трои" и "Троянцы в
Карфагене").
ДУМИТРЕСКУ (Dumitrescu), Георге (р. 1914) - румынский композитор,
педагог. Музыке обучался у М. Жоры и Д. Куклина. Композиторскую
деятельность начал в 1938.Автор опер "Антигона" (соч. 1940); "Ион Водэ
Лютый" по одноим. пьесе Л. Фулга (1956), "Восстание" по роману Л.
Ребряну на собств. либр. (I960), поставленных Бухарестским т-ром оперы и
балета. Эти оперы входят в муз.-драматич. цикл произв. Д., посвящ„нный
борьбе рум. народа за нац. и социальное освобождение. Цикл включает
также муз. трагедию "Дече-бал"(1961, Клужскийт-р оперы и балета) и
Страницы: «« « 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 824 825 826 827 828 829 830 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |