|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 824 825 826 827 828 829 830 831 832 » »» связан с утверждением жанра франц. комич. оперы. В сотрудничестве с Ш.
Фава-ром Д. написал и пост. здесь 23 комич. оперы на бытовые ("Художник,
влюбл„нный в свою модель", 1757; "Нина и Линдор, или Капризы сердца",
"Дочь, за которой плохо присматривали", 1758; "Два охотника и
молочница", 1763; "Школа юности", 1765;
"Жнецы", 1768) и сказочные сюжеты ("Остров безумных", 1760; "Фея
Ургела", 1765; "Колокол", 1766)
В своих операх, отличавшихся выразительной и изящной мелодикой и
реалистич. характеристиками нар. персонажей - крестьян, городских
ремесленников - Д. соединил лучшие черты итал. оперы-буффа и франц.
комич. оперы, оказав значит, влияние на развитие последней. Д.
принадлежат также оратории и соч. в др. жанрах.
Лит.: Л я-Л оранси Л.де, Французская комическая опера XVIII в., пер.
с франц., М., 1937; Contant d' O r v i 1 1 e A., Histoire de l'opera
bouffon, Amst., 1768;
D'Angeli A., C. Goldoni e E. R. DJLWII, "La cronaca music.", Pesare,
1912, JVs 12; CucuelG., Les createurs de l'opera-comique francais, P.,
1914. Св. Г.
ДУНИН-МАРЦИНКЕВИЧ, Викентий Иванович
(1807-7.XII.1884) - белорусский драматург, театральный деятель.
Создатель белорусского нац. т-ра. Учился на мед. ф-те Петерб. ун-та.
Драматургич. деятельность начал в 1841 (оперетта "Рекрутский еврейский
набор"). В 1846 написал либретто комич. оперы "Селянка" (на муз.
Монюшко), в к-рой высмеивается преклонение представителей
господствующего класса перед иностранным, показана тяж„лая жизнь
белорус. крепостного крестьянства (пост. в Минске, 1852, 1853, Г855 при
участии автора). В 1852 создал труппу, работавшую в Минске, а затем в
усадьбе Д.-М. в Люцинке, руководил труппой как режисс„р. Основу
коллектива составили члены семьи Д.-М. На сцене т-ра в Люцинке шла
"Селянка" и неск. несохранившихся пьес Д.-М. Лучшие комедии
Д.-М.-"Пинская шляхта" (1866, была запрещена цензурой) и "Зал„ты"
("Сватовство", 1870, предположит. дата первой пост. 1915, Вильно, комич.
опера, муз. М. Кимонт) - высмеивают нравы -мелкой шляхты, царских
чиновников, кулаков-мироедов, дают реалистич. изображение белорус.
пореформенной деревни. Творчество Д.-М. оказало влияние на последующее
развитие белорус. драматургии. Пьесы Д.-М. впервые напечатаны в сов.
время.
Соч.: Избр. произведения [Вступ. ст. В. Рудаковского], Минск, 1957
(на белорус. яз.).
Лит.: Майхров? ч С., В. I. Дун?н-Марц?нкев?ч, М?нск, 1955; Няф„д Ул.,
Беларуси! тэатр. Нарыс г?сто-ры?, М?нск, 1959. В. Я.
ДУНКАН (правильнее - Д a н к а н; Duncan), Айседора
(27.1.1878-14.IX.1927) - американская танцовщица. Одна из
осно-воположниц пластич. школы "танца модерн". В 1903 впервые выступила
в Будапеште со своей концертной программой. Д. резко отрицала
классическую школу в балете, отстаивала идею всеобщего художеств.
воспитания детей, выдвинула принцип общедоступности танцевального
иск-ва. В своих исканиях опиралась на образцы др.-греч. пластики,
стремилась к органич. связи танца с музыкой. Отказавшись от условных
жестов, она искала естественных выразит, движений. Заменила балетный
костюм (т. н. пачки, трико) свободной туникой; отказалась от танца на
пуантах, танцевала без обуви (позднее этот танец получил название танца
"босоножек"). Д. широко использовала классич. симфонич. и фортепианную
музыку, иллюстрируя своими танцами произв. Бетховена, Чайковского и др.
В 1908 Д. впервые исполнила "Ифигению в Авлиде" Глюка (Нью-Йорк); в
.1915 выступала на сцене "Метрополитен-опера" с импровизацией на тему
"Марсельезы"; в годы пребывания в Москве поставила цикл революц. песен и
"Интернационал". Иск-во Д. близко пантомиме. Танец Д. состоял в осн. из
ходьбы и бега на полупальцах и выразит. жестов. Как мимич. актриса
достигала большого эмоционального воздействия. В творчестве Д.
отразились черты субъективизма и импрессионизма. Д. считала, что
движения в танце обусловливаются "внутренним импульсом" и не могут быть
заранее подчинены музыке и определ„нной танц.форме. Проповедь "свободы
движений", не подкрепл„нных техникой танца, на практике значительно
обедняла танец. Д. не оставила системы, к-рая могла бы удовлетворить
требованиям проф. хореографич. иск-ва, в частности совершенно не
коснулась мужского танца. Основанные Д. школы в Германии (1904), Франции
(1912), США (1915) существовали недолго. Д. гастролировала по Европе,
неоднократно приезжала в Россию (1905, 1907-13). После Великой
Октябрьской социа-листич. революции Д.- одна из первых среди артисток
Запада, приветствовала Сов. гос-во, создала ряд танцев на революц. темы.
В 1921-24 жила в СССР, в 1922 вышла замуж за поэта С. Есенина и приняла
сов. гражданство. Организовала студию (существовала до 1949), к-рой
после отъезда Д. руководила е„ при„мная дочь И. Дункан.
Соч.: Моя жизнь. [Автобиография], пер. Я. Яковлева, М., 1930; Танец
будущего, пер. Н. Филькова, М., 1907; My life, 3 ed., N. Y., 1927; The
dance, N. Y., 1909.
Лит.: Молоствов Н., Айседора Дункан (Беседа с А. Волынским), СПБ.
1908;Левинсон А., Старый и новый балет, П., 1917, гл. II, с. 47-60;
Светлов В., Современный балет, СПБ, 1911, с. 57-80; СИДОРОВА. А.,
Современный танец, М., 1922, гл. 2; Isadora Duncan, ed. by P. Magriel,
N. Y., [1947] (см. библиографию, с. 73-78);
Duncan Irma, The technique of Isadora Duncan, N. Y., 1937; La fitte
J. P., Les danses d'Isadora Duncan, P., 1930. Ham. P.
ДУНЯЕ, Александр Александрович [p.23.11 (8.III). 1913] - русский
советский акт„р. Нар. арт. Чув. АССР (1956). В 1933 окончил Горьковский
муз.-театр. техникум и вступил в труппу рус. т-ра в Чебоксарах. Роли:
Тузенбах ("Три сестры"), Никита ("Власть тьмы"), Платон ("Платон
Кречет"), Рыбаков ("Кремл„вские куранты"). Творчество Д. отмечено
лаконичной ясностью замысла, ч„ткой логикой в раскрытии характера, ф. Р.
ДУОДРАМА (итал. duodrama, от duo-два)-музыкально-сценическое
произведение для двух действующих лиц. Наиболее известна Д. "Ариадна на
Наксосе" И. Бенды (1775); в наст. время популярна Д. "Телефон, или
Любовь втроем" Дж. К. Менотти (1947). Р. Л.
ДУПАРЙНОВА, Маргарита (р. 1.VI. 1921) - болгарская актриса. Деп. Нар.
собрания. С 1944 работает в софийском Нар. т-ре им. Вазова. Роли:
Юрталаница ("Сноха" по Караславову), Лилии Донка ("Тревога" и "Любовь"
Василева), Антигона (о. п. Софокла), Джульетта; Калерия ("Дачники"
Горького), Пеклеванова ("Бронепоезд 14-69"У, Ирина ("Огненный мост"
Ромашова) и др. Дважды удостоена Димитр. пр. Аг. М. сДУРАК" -
Страницы: «« « 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 824 825 826 827 828 829 830 831 832 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |