Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 814   815   816   817   818   819   820   821   822  823   824   825   826   827   828   829   830   831   832  » »»

связан с утверждением жанра франц. комич. оперы. В сотрудничестве  с  Ш.
Фава-ром Д. написал и пост. здесь 23 комич. оперы на бытовые ("Художник,
влюбл„нный в свою модель", 1757; "Нина и Линдор,  или  Капризы  сердца",
"Дочь,  за  которой  плохо  присматривали",  1758;   "Два   охотника   и
молочница", 1763; "Школа юности", 1765;
   "Жнецы", 1768) и сказочные  сюжеты  ("Остров  безумных",  1760;  "Фея
Ургела", 1765; "Колокол", 1766)
   В своих операх, отличавшихся  выразительной  и  изящной  мелодикой  и
реалистич.  характеристиками  нар.  персонажей  -  крестьян,   городских
ремесленников - Д. соединил лучшие  черты  итал.  оперы-буффа  и  франц.
комич.  оперы,  оказав  значит,  влияние  на  развитие   последней.   Д.
принадлежат также оратории и соч. в др. жанрах.
   Лит.: Л я-Л оранси Л.де, Французская комическая опера XVIII в.,  пер.
с франц., М., 1937; Contant d' O r v i 1 1 e  A.,  Histoire  de  l'opera
bouffon, Amst., 1768;
   D'Angeli A., C. Goldoni e E. R. DJLWII, "La cronaca music.",  Pesare,
1912, JVs 12; CucuelG., Les createurs de l'opera-comique  francais,  P.,
1914. Св. Г.
   ДУНИН-МАРЦИНКЕВИЧ, Викентий Иванович
   (1807-7.XII.1884)  -  белорусский  драматург,  театральный   деятель.
Создатель белорусского нац. т-ра. Учился на  мед.  ф-те  Петерб.  ун-та.
Драматургич. деятельность начал в 1841 (оперетта  "Рекрутский  еврейский
набор"). В  1846  написал  либретто  комич.  оперы  "Селянка"  (на  муз.
Монюшко),    в    к-рой    высмеивается    преклонение    представителей
господствующего  класса  перед  иностранным,  показана   тяж„лая   жизнь
белорус. крепостного крестьянства (пост. в Минске, 1852, 1853, Г855  при
участии автора). В 1852 создал труппу, работавшую в Минске,  а  затем  в
усадьбе  Д.-М.  в  Люцинке,  руководил  труппой  как  режисс„р.   Основу
коллектива составили члены семьи Д.-М.  На  сцене  т-ра  в  Люцинке  шла
"Селянка"  и   неск.   несохранившихся   пьес   Д.-М.   Лучшие   комедии
Д.-М.-"Пинская  шляхта"  (1866,  была  запрещена  цензурой)  и  "Зал„ты"
("Сватовство", 1870, предположит. дата первой пост. 1915, Вильно, комич.
опера, муз. М.  Кимонт)  -  высмеивают  нравы  -мелкой  шляхты,  царских
чиновников,  кулаков-мироедов,  дают  реалистич.  изображение   белорус.
пореформенной деревни. Творчество Д.-М. оказало влияние  на  последующее
развитие белорус. драматургии. Пьесы Д.-М.  впервые  напечатаны  в  сов.
время.
   Соч.: Избр. произведения [Вступ. ст. В.  Рудаковского],  Минск,  1957
(на белорус. яз.).
   Лит.: Майхров? ч С., В. I. Дун?н-Марц?нкев?ч, М?нск, 1955; Няф„д Ул.,
Беларуси! тэатр. Нарыс г?сто-ры?, М?нск, 1959. В. Я.
   ДУНКАН  (правильнее  -   Д   a   н   к   а   н;   Duncan),   Айседора
(27.1.1878-14.IX.1927)    -    американская    танцовщица.    Одна    из
осно-воположниц пластич. школы "танца модерн". В 1903 впервые  выступила
в  Будапеште  со  своей  концертной  программой.   Д.   резко   отрицала
классическую  школу  в  балете,  отстаивала  идею  всеобщего  художеств.
воспитания  детей,  выдвинула  принцип   общедоступности   танцевального
иск-ва. В  своих  исканиях  опиралась  на  образцы  др.-греч.  пластики,
стремилась к органич. связи танца с  музыкой.  Отказавшись  от  условных
жестов, она искала естественных  выразит,  движений.  Заменила  балетный
костюм (т. н. пачки, трико) свободной туникой; отказалась  от  танца  на
пуантах, танцевала без обуви (позднее этот танец получил название  танца
"босоножек"). Д. широко использовала классич. симфонич.  и  фортепианную
музыку, иллюстрируя своими танцами произв. Бетховена, Чайковского и  др.
В 1908 Д. впервые исполнила "Ифигению  в  Авлиде"  Глюка  (Нью-Йорк);  в
.1915 выступала на сцене "Метрополитен-опера" с  импровизацией  на  тему
"Марсельезы"; в годы пребывания в Москве поставила цикл революц. песен и
"Интернационал". Иск-во Д. близко пантомиме. Танец Д. состоял в осн.  из
ходьбы и бега на полупальцах  и  выразит.  жестов.  Как  мимич.  актриса
достигала  большого  эмоционального   воздействия.   В   творчестве   Д.
отразились  черты  субъективизма  и  импрессионизма.  Д.  считала,   что
движения в танце обусловливаются "внутренним импульсом" и не могут  быть
заранее подчинены музыке и определ„нной танц.форме.  Проповедь  "свободы
движений", не подкрепл„нных  техникой  танца,  на  практике  значительно
обедняла танец. Д. не оставила системы,  к-рая  могла  бы  удовлетворить
требованиям  проф.  хореографич.  иск-ва,  в  частности  совершенно   не
коснулась мужского танца. Основанные Д. школы в Германии (1904), Франции
(1912), США (1915) существовали недолго. Д.  гастролировала  по  Европе,
неоднократно  приезжала  в  Россию  (1905,   1907-13).   После   Великой
Октябрьской социа-листич. революции Д.- одна из  первых  среди  артисток
Запада, приветствовала Сов. гос-во, создала ряд танцев на революц. темы.
В 1921-24 жила в СССР, в 1922 вышла замуж за поэта С. Есенина и  приняла
сов. гражданство. Организовала  студию  (существовала  до  1949),  к-рой
после отъезда Д. руководила е„ при„мная дочь И. Дункан.
   Соч.: Моя жизнь. [Автобиография], пер. Я. Яковлева, М.,  1930;  Танец
будущего, пер. Н. Филькова, М., 1907; My life, 3 ed., N. Y.,  1927;  The
dance, N. Y., 1909.
   Лит.: Молоствов Н., Айседора Дункан (Беседа  с  А.  Волынским),  СПБ.
1908;Левинсон А., Старый и новый балет, П.,  1917,  гл.  II,  с.  47-60;
Светлов В., Современный  балет,  СПБ,  1911,  с.  57-80;  СИДОРОВА.  А.,
Современный танец, М., 1922, гл. 2; Isadora Duncan, ed. by  P.  Magriel,
N. Y., [1947] (см. библиографию, с. 73-78);
   Duncan Irma, The technique of Isadora Duncan, N. Y., 1937;  La  fitte
J. P., Les danses d'Isadora Duncan, P., 1930. Ham. P.
   ДУНЯЕ, Александр Александрович  [p.23.11  (8.III).  1913]  -  русский
советский акт„р. Нар. арт. Чув. АССР (1956). В 1933 окончил  Горьковский
муз.-театр. техникум и вступил в труппу рус. т-ра  в  Чебоксарах.  Роли:
Тузенбах  ("Три  сестры"),  Никита  ("Власть  тьмы"),  Платон   ("Платон
Кречет"),  Рыбаков  ("Кремл„вские  куранты").  Творчество  Д.   отмечено
лаконичной ясностью замысла, ч„ткой логикой в раскрытии характера, ф. Р.
   ДУОДРАМА   (итал.   duodrama,   от    duo-два)-музыкально-сценическое
произведение для двух действующих лиц. Наиболее известна Д. "Ариадна  на
Наксосе" И. Бенды (1775); в  наст.  время  популярна  Д.  "Телефон,  или
Любовь втроем" Дж. К. Менотти (1947). Р. Л.
   ДУПАРЙНОВА, Маргарита (р. 1.VI. 1921) - болгарская актриса. Деп. Нар.
собрания. С 1944 работает  в  софийском  Нар.  т-ре  им.  Вазова.  Роли:
Юрталаница ("Сноха" по Караславову), Лилии Донка ("Тревога"  и  "Любовь"
Василева), Антигона  (о.  п.  Софокла),  Джульетта;  Калерия  ("Дачники"
Горького), Пеклеванова  ("Бронепоезд  14-69"У,  Ирина  ("Огненный  мост"
Ромашова)  и  др.  Дважды  удостоена  Димитр.  пр.  Аг.  М.  сДУРАК"   -

Страницы: «« « 814   815   816   817   818   819   820   821   822  823   824   825   826   827   828   829   830   831   832  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия