|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 822 823 824 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 » »» Моча-лов, В. А. Каратыгин.
С о ч. в рус. пер,- Смерть Каласа, М., 1830; Тридцать лет, или Жизнь
игрока, М., 1923.
Лит.: R о у е r A., Histoire du theatre contemporain en France et a
l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, t. 1, P., 1878;
G i n i s t y P., Le melodrame, P., 1910. E. Ф.
ДЮКЛО (Duc] os) (наст. фам. - ДеШатон„ф;
De Chateauneuf), Мария Анна (1670-18.VI.1748) - французская актриса.
В 1693-1733 играла в т-ре "Комеди Франсез" роли трагич. героинь:
Гермиона ("Андромаха" Расина), Зенобия ("Радомист и Зенобия" Кребийона),
Саломея ("Мариамна" Вольтера), Иокаста ("Эдип" Ламота) и др. Д.
продолжала традиции иск-ва М. Шанмеле. Обладая огромным по диапазону
голосом и бурным темпераментом, Д. с пафосом, напевно произносила
трагич. монологи, изумляя зрителей голосовыми эффектами.
Лит.: Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son
theatre. P., 1900; Campardon E., Les comediens du roi de la troupe
francaise pendant les deux derniers siecles, v. 1-2, P., 1879;
Gueullette Ch., Acteurs et actrices du temps passe, P., 1881; История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского. т. 2, М.,
1957. Е. Ф.
ДЮКОВЫ - семья харьковских антрепрен„ров. Впервые имя Д. появляется
на харьковских афишах в 1853, когда здание Харьковского т-ра,
построенного в 1842" антрепрен„ром Л. Ю. Млотковским, перешло по
дарственной записи к его дочери, Вере Люд-виговне, выступавшей нек-рое
время на провинц. сценах в ролях гранд-дам. Вера Людвиговна поделила
свои права по владению театр. зданием с мужем, Николаем Николаевичем Д.
В 1843 -67 руководство труппой осуществляла дирекция, возглавляемая
последовательно Альфераки, Петровским, Львовым, Щербиной. Неумелым
ведением дела директора почти развалили т-р. В 1867 управление
Харьковским т-ром бер„т в свои руки Николай Николаевич Д. Человек
малообразованный и прежде дал„кий от т-ра, он оказался хорошим
организатором, умевшим, по свидетельству H. H. Синельникова,
комплектовать и сохранять сильные по акт„рскому составу труппы, ч„тко
вести финансовую сторону дела. После его смерти (1882) один сезон театр
возглавляла Вера Людвиговна Д., но в 1884 она отказалась от ведения дела
и сдала т-р в на„м. Непосредственное руководство т-ром возвратилось к
семье Д. в 1894-95, когда антрепрен„ром Харьковского т-ра стала
Александра Николаевна Д. (дочь Николая Николаевича). Она вновь собрала
образцовую труппу, значительно подняла художеств. уровень постановок. В
конце 90-х гг. Александра Николаевна предприняла перестройку т-ра, к-рая
привела е„ на грань финансового краха и заставила в 1905 продать театр
городскому управлению.
Лит.: Багалей Д.И.иМюллер Д. П., История города Харькова за 250 лет,
т. 2, Харьков, 1912. Д. Цл.
ДЮ КРУАЗЙ (Du Croisy) (наст. имя и фам.-Фили-бер Г а с с о; Gassot)
(ок. 1629-3.V. 1695) - французский акт„р. Творч. деятельность начал в
1653 в провинции, в г. Пуатье. В 1659, вступив в труппу Мольера,
дебютировал в роли Дю Круази ("Смешные жеманницы"). Творчески восприняв
уроки Мольера, Дю К. стал одним из лучших характерных акт„ров труппы.
Был первым исполнителем роли Тартюфа. Играл самые различные роли в
пьесах Мольера. Фарсовые традиции определяли исполнение ролей Сотанвиля
и Жеронта ("Жорж Данден", "Плутни Скапена"). Играл интриганов и слуг
(Сгрибани - "Господин де Пурсо-ньяк" и Ковьель - "Мещанин во
дворянстве"). В репертуаре ДюК. были лирический Валер ("Скупой"),
рассудочный Беральд ("Мнимый больной")" остро характерный Гарпен
("Графиня Д'Эскар-баньяс"). После смерти Мольера Дю Круази покинул
сцену. Гр. Б.
ДЮЛГЕРОВА, Сия Пешева (23.Ш. 1904-1956) - болгарская актриса. Засл.
арт. НРБ (1953). С 1926 работала в Нар. т-ре им. Сарафова. За исполнение
роли Параскевы - матери Георгия Димитрова в спектакле "Лейпциг 33"
Кронфельда и Компанейца была удостоена Димитровской пр. (1951).
Внутренняя сила, историч. конкретность этого образа выдвинули Д. в ряды
выдающихся актрис.
Роли: Ирина ("Престол" Вазова, 1934), Урсула ("Много шума из ничего",
1935), Клара ("Д-р" Нушича, 1938), Адель ("Д-р Вернер" Ф. Вольфа, 1945)
и др. Ст. К.
ДЮЛЛЕН (Dullin), Шарль (12.III.1885-12.XII. 1949) - французский
режисс„р, акт„р и педагог. Работал в Лионе приказчиком, клерком.
Увл„кшись т-ром, начал брать уроки у частных педагогов, затем поступил в
лионскую консерваторию. С 1905 работал в небольших окраинных т-рах и
кафе Парижа ("Проворный кролик", т-р в Бельвиле, Народный дом в Берни).
В сезоне 1907-08 Д. играл в т-ре "Одеон" у А. Антуана, в 1909-12 (с
небольшими перерывами)- в "Т-ре дез Ар" Ж. Руше; пост. здесь свой первый
спектакль - "Мария Магдалина" Хеббеля (1912). В 1913-19 работал у Ж.
Копо в т-ре "Вь„ коломбье". В этом т-ре он сыграл одну из своих лучших
ролейГарпагона, а также роль Смердякова ("Братья Карамазовы" по
Достоевскому). В 1919-21 участвовал в спектаклях реж. Ф. Жемье, Г. Бати
и др. в т-рах- Комедии, Елисейских полей, "Т-ре дез Ар", в Зимнем цирке.
В 1921 Д. создал свою труппу, в 1922 приобр„л т-р на пл. Даркур, назвал
его "Ателье". Работал здесь до 1940, пост. св. 70 спектаклей, исполнил
более 30 ролей. В репертуаре т-ра "Ателье" были пьесы Мольера,
Кальдерона, Пиранделло, Аристофана, Бена Джонсона, Шекспира, Бальзака,
Салакру, Ж. Ромена, М. Ашара, Р. Фердинанда и др. В 1936 Д. вместе с Г.
Бати, Л. Жуве и Ж. Копо руководил т-ром "Комеди Франсез"; пост.
"Женитьбу Фигаро". В 1940, передав т-р "Ателье" А. Барсаку, Д. переш„л в
"Т-р де Пари", затем в "Т-р Сары Бернар", где работал до 1947. В 1947-49
гастролировал по Франции. В 1949 в "Т-ре Селестинцев" в Лионе Д.
осуществил свою последнюю пост. - "Мачеха" Бальзака, сыграв в этом
спектакле роль генерала де Граншан" В своих лучших акт„рских работах -
Смердяков" Гарпагон; Меркаде ("Делец" Бальзака), Вольпоне (о. п. Бена
Джонсона) Д. сочетал сдержанность со страстным порывом, лиризм с
лукавством, добродушие с величием. В своих пост. Д. стремился добиться
простоты, ясности, свободы акт„ра на сцене. Среди учеников Д.- Ж. Л.
Барро, Ж. Вилар, М. Марсо, Ж. Маре, М. Жамуа и др. Творческий метод Д.
близок системе Станиславского. Д. - автор книги "Воспоминания и заметки
акт„рам (сб. статей, Париж, 1946).
С о"ч. в рус. пер.- Воспоминания и заметки акт„ра, М., 1958; Le
maitre du theatre, c'est l'auteur, "Paris-theatre"" 1956, ј 104.
Лит.:8 a r m e n t J., Charles Dullin, 2 ed.,P.,[1950].Я. Б. ДЮМА
(Dumas; Дюма отец), Александр (24. VII. 1802, Виллер-Котре, -5. XII.
Страницы: «« « 822 823 824 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |