Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 822   823   824   825   826   827   828   829   830  831   832   833   834   835   836   837   838   839   840  » »»

Моча-лов, В. А. Каратыгин.
   С о ч. в рус. пер,- Смерть Каласа, М., 1830; Тридцать лет, или  Жизнь
игрока, М., 1923.
   Лит.: R о у е r A., Histoire du theatre contemporain en France  et  a
l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, t. 1, P., 1878;
   G i n i s t y P., Le melodrame, P., 1910. E. Ф.
   ДЮКЛО (Duc] os) (наст. фам. - ДеШатон„ф;
   De Chateauneuf), Мария Анна (1670-18.VI.1748) - французская  актриса.
В 1693-1733  играла  в  т-ре  "Комеди  Франсез"  роли  трагич.  героинь:
Гермиона ("Андромаха" Расина), Зенобия ("Радомист и Зенобия" Кребийона),
Саломея  ("Мариамна"  Вольтера),  Иокаста  ("Эдип"  Ламота)  и  др.   Д.
продолжала традиции иск-ва М. Шанмеле.  Обладая  огромным  по  диапазону
голосом и  бурным  темпераментом,  Д.  с  пафосом,  напевно  произносила
трагич. монологи, изумляя зрителей голосовыми эффектами.
   Лит.: Olivier J. J., Voltaire et les  comediens  interpretes  de  son
theatre. P., 1900; Campardon E., Les  comediens  du  roi  de  la  troupe
francaise  pendant  les  deux  derniers  siecles,  v.  1-2,  P.,   1879;
Gueullette Ch., Acteurs et actrices du temps passe,  P.,  1881;  История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского. т. 2,  М.,
1957. Е. Ф.
   ДЮКОВЫ - семья харьковских антрепрен„ров. Впервые имя  Д.  появляется
на  харьковских  афишах  в  1853,  когда   здание   Харьковского   т-ра,
построенного  в  1842"  антрепрен„ром  Л.  Ю.  Млотковским,  перешло  по
дарственной записи к его дочери, Вере Люд-виговне,  выступавшей  нек-рое
время на провинц. сценах в ролях  гранд-дам.  Вера  Людвиговна  поделила
свои права по владению театр. зданием с мужем, Николаем Николаевичем  Д.
В 1843 -67  руководство  труппой  осуществляла  дирекция,  возглавляемая
последовательно  Альфераки,  Петровским,  Львовым,  Щербиной.   Неумелым
ведением  дела  директора  почти  развалили  т-р.  В   1867   управление
Харьковским т-ром бер„т  в  свои  руки  Николай  Николаевич  Д.  Человек
малообразованный  и  прежде  дал„кий  от  т-ра,  он   оказался   хорошим
организатором,   умевшим,   по   свидетельству   H.   H.   Синельникова,
комплектовать и сохранять сильные по акт„рскому  составу  труппы,  ч„тко
вести финансовую сторону дела. После его смерти (1882) один сезон  театр
возглавляла Вера Людвиговна Д., но в 1884 она отказалась от ведения дела
и сдала т-р в на„м. Непосредственное руководство  т-ром  возвратилось  к
семье  Д.  в  1894-95,  когда  антрепрен„ром  Харьковского  т-ра   стала
Александра Николаевна Д. (дочь Николая Николаевича). Она  вновь  собрала
образцовую труппу, значительно подняла художеств. уровень постановок.  В
конце 90-х гг. Александра Николаевна предприняла перестройку т-ра, к-рая
привела е„ на грань финансового краха и заставила в 1905  продать  театр
городскому управлению.
   Лит.: Багалей Д.И.иМюллер Д. П., История города Харькова за 250  лет,
т. 2, Харьков, 1912. Д. Цл.
   ДЮ КРУАЗЙ (Du Croisy) (наст. имя и фам.-Фили-бер Г а с с  о;  Gassot)
(ок. 1629-3.V. 1695) - французский акт„р. Творч.  деятельность  начал  в
1653 в провинции, в  г.  Пуатье.  В  1659,  вступив  в  труппу  Мольера,
дебютировал в роли Дю Круази ("Смешные жеманницы"). Творчески  восприняв
уроки Мольера, Дю К. стал одним из лучших  характерных  акт„ров  труппы.
Был первым исполнителем роли  Тартюфа.  Играл  самые  различные  роли  в
пьесах Мольера. Фарсовые традиции определяли исполнение ролей  Сотанвиля
и Жеронта ("Жорж Данден", "Плутни Скапена").  Играл  интриганов  и  слуг
(Сгрибани  -  "Господин  де  Пурсо-ньяк"  и  Ковьель   -   "Мещанин   во
дворянстве").  В  репертуаре  ДюК.  были  лирический  Валер  ("Скупой"),
рассудочный  Беральд  ("Мнимый  больной")"  остро   характерный   Гарпен
("Графиня Д'Эскар-баньяс").  После  смерти  Мольера  Дю  Круази  покинул
сцену. Гр. Б.
   ДЮЛГЕРОВА, Сия Пешева (23.Ш. 1904-1956) - болгарская  актриса.  Засл.
арт. НРБ (1953). С 1926 работала в Нар. т-ре им. Сарафова. За исполнение
роли Параскевы - матери  Георгия  Димитрова  в  спектакле  "Лейпциг  33"
Кронфельда  и  Компанейца  была  удостоена  Димитровской   пр.   (1951).
Внутренняя сила, историч. конкретность этого образа выдвинули Д. в  ряды
выдающихся актрис.
   Роли: Ирина ("Престол" Вазова, 1934), Урсула ("Много шума из ничего",
1935), Клара ("Д-р" Нушича, 1938), Адель ("Д-р Вернер" Ф. Вольфа,  1945)
и др. Ст. К.
   ДЮЛЛЕН  (Dullin),  Шарль  (12.III.1885-12.XII.  1949)  -  французский
режисс„р,  акт„р  и  педагог.  Работал  в  Лионе  приказчиком,  клерком.
Увл„кшись т-ром, начал брать уроки у частных педагогов, затем поступил в
лионскую консерваторию. С 1905 работал в  небольших  окраинных  т-рах  и
кафе Парижа ("Проворный кролик", т-р в Бельвиле, Народный дом в  Берни).
В сезоне 1907-08 Д. играл в т-ре "Одеон" у  А.  Антуана,  в  1909-12  (с
небольшими перерывами)- в "Т-ре дез Ар" Ж. Руше; пост. здесь свой первый
спектакль - "Мария Магдалина" Хеббеля (1912). В  1913-19  работал  у  Ж.
Копо в т-ре "Вь„ коломбье". В этом т-ре он сыграл одну из  своих  лучших
ролейГарпагона,  а  также  роль  Смердякова  ("Братья   Карамазовы"   по
Достоевскому). В 1919-21 участвовал в спектаклях реж. Ф. Жемье, Г.  Бати
и др. в т-рах- Комедии, Елисейских полей, "Т-ре дез Ар", в Зимнем цирке.
В 1921 Д. создал свою труппу, в 1922 приобр„л т-р на пл. Даркур,  назвал
его "Ателье". Работал здесь до 1940, пост. св. 70  спектаклей,  исполнил
более  30  ролей.  В  репертуаре  т-ра  "Ателье"  были  пьесы   Мольера,
Кальдерона, Пиранделло, Аристофана, Бена Джонсона,  Шекспира,  Бальзака,
Салакру, Ж. Ромена, М. Ашара, Р. Фердинанда и др. В 1936 Д. вместе с  Г.
Бати, Л.  Жуве  и  Ж.  Копо  руководил  т-ром  "Комеди  Франсез";  пост.
"Женитьбу Фигаро". В 1940, передав т-р "Ателье" А. Барсаку, Д. переш„л в
"Т-р де Пари", затем в "Т-р Сары Бернар", где работал до 1947. В 1947-49
гастролировал по Франции.  В  1949  в  "Т-ре  Селестинцев"  в  Лионе  Д.
осуществил свою последнюю пост.  -  "Мачеха"  Бальзака,  сыграв  в  этом
спектакле роль генерала де Граншан" В своих лучших акт„рских  работах  -
Смердяков" Гарпагон; Меркаде ("Делец" Бальзака), Вольпоне  (о.  п.  Бена
Джонсона)  Д.  сочетал  сдержанность  со  страстным  порывом,  лиризм  с
лукавством, добродушие с величием. В своих пост. Д.  стремился  добиться
простоты, ясности, свободы акт„ра на сцене. Среди  учеников  Д.-  Ж.  Л.
Барро, Ж. Вилар, М. Марсо, Ж. Маре, М. Жамуа и др. Творческий  метод  Д.
близок системе Станиславского. Д. - автор книги "Воспоминания и  заметки
акт„рам (сб. статей, Париж, 1946).
   С о"ч. в рус. пер.- Воспоминания  и  заметки  акт„ра,  М.,  1958;  Le
maitre du theatre, c'est l'auteur, "Paris-theatre"" 1956, ј 104.
   Лит.:8 a r m e n t J., Charles Dullin,  2  ed.,P.,[1950].Я.  Б.  ДЮМА
(Dumas; Дюма отец), Александр (24. VII.  1802,  Виллер-Котре,  -5.  XII.

Страницы: «« « 822   823   824   825   826   827   828   829   830  831   832   833   834   835   836   837   838   839   840  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия