|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 » »» что необходимо для танцовщика: необыкновенную грациозность, л„гкость,
быстроту и чистоту в танцах; пируэты были им доведены до совершенства и
удивительного разнообразия", f Об иск-ве Д. высоко отзывался Стендаль.
Лит.: Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.-М., 1958;
ГлушковскийА., Воспоминания балетмейстера. Публикация и вступ. статья Ю.
И. Слонимского, Л.-М., 1940; Красовская В., Русский балетный театр от
возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; H о в e p p Ж. Ж.,
Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927; В и гель Ф. Ф., Записки, т. l,
M., 1928, с. 324; Louis Antoine Duport. Reponse de M. Duport... a un
pamphlet intitule Opinion d'un habitue..., P., H804J; Moore L., The
Duport mystery, "Dance Perspectives", N. Y., 1960, ј 7. Дат. Р.
ДЮПРЕ (Duprez), Жильбер (6. XII. 1806-23.IX. 1896) - французский
композитор и артист оперы (тенор). Один из наиболее ярких представителей
франц. вокальной школы 19 в. Учился пению у А. Шорона в Королевском
ин-те классич. итрагедии "Азалия" Расина на сцене т-ра "Комеди Франсез" в 1820 в составе
исполнителей музыки Фетиса к спектаклю. Как солист дебютировал в партии
Альмавивы на сцене парижского т-ра "Одеон" в 1825. С успехом выступал в
1828-36 в Италии. В 1836-49 Д.- солист т-ра "Гранд-Опера". Исполнял
партии в операх франц. и итал. композиторов, в том числе:
Дон Оттавио ("Дон Жуан"), Арнольд, Отелло ("Вильгельм Телль",
"Отелло" Россини), Елеазар ("Жидовка" Галеви), Шорье ("Белая дама"
Буальдь„), Рауль, Роберт ("Гугеноты", "Роберт-дьявол" Мейербера), Эдгар,
Фердинанд ("Лючия ди Ламмермур", "Фаворитка" Доницетти) и др. В 1855 Д.
оставил сцену.
Автор опер: "Жуанита" (1852, "Т-р лирик", Париж), "Письмо доброму
богу" (1853, т-р "Опера комик", Париж), "Жанна д'Арк" (1865, "Гран театр
Паризьен") и др., а также ораторий, месс, песен и др. соч. Д.
принадлежат работы по теории и практике вок. иск-ва. В 1842-50 Д.- проф.
Парижской консерватории. В 1853 основал свою школу пения.
Соч.: La melodie. Etudes complementaires vocales et dramatiques de
"l'Art du chant", P., 1846; Souvenirs d'un chanteur, P., 1888.
Лит.: E h a г t A., Dupre, sa vie artistique, avec une biographie
authentique de son maitre Alexandre Choron, P., 1838.
ДЮПРЕ (Dupre), Луи (ок. 1697-1774) -французский артист балета,
балетмейстер, педагог. Учился во франц. Академии музыки. В 1701
дебютировал в "Сцилле" де Гатти. Выступал в балетах: "Фаэтон",
"Прозерпина" Люлли, "Танкред" Кампра, "Улисс" Ребеля,"Телемак",
"Семирамида" Детуша и др. Гастролировал в Лондоне, Варшаве, Дрездене. В
1730-51- солист балета Парижской Оперы. Танец Д. отличался грациозностью
и пластичностью движений. Современники называли его "богом танца".
Д.-один из основоположников мужского классич. танца. Был -членом
Королевской академии танца. По окончании ар-тистич: деятельности Д.
занялся педагогической и балетмейстерской. Среди его учеников -
прославленные танцовщики М. Гардель, Ж. Ж. Новер и Г. Вестрис.
Пост.-"3ораида, королева Гренады" Ройера (1739, в Парижской Опере) и ряд
балетов в Коллеже Людовика.
Лит.: H о в e p p Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с.
200, 308; С a husa с L. de, La danse ancienne et moderne, ou Traite
historique de la danse, P., 1754. Harn. P.
ДЮ ПЮЙ (Du Puy), Эдуард (ок. 1770 или 1771-3.IV. 1822)-шведский
композитор, артист оперы (баритон) и скрипач. По национальности француз.
Член Швед. муз. академии (с 1795). Музыке обучался в Париже и Берлине.
Впервые выступил как певец в 1799 в Стокгольме, но в том же году был
выслан из Швеции за исполнение песни в честь франц. революции. В 1802-07
Д. П. - концертмейстер и артист Королевского т-ра в Копенгагене, затем
жил в Париже. С 1812 - вновь в Стокгольме, работал артистом и
капельмейстером Королевской оперы. С 1815 - профессор. В 1816
организовал при т-ре оркестровую школу. Как композитор дебютировал в
1806. Автор муз. комедии "Безрассудства молодости" (1806, Копенгаген),
"Фелисия" (1821, Стокгольм), балетной музыки к опере Керубини "Лод
опека", музыки к трагедии Шекспира "Гамлет" и др. пьесам, дополнит,
номеров к опере Дезеда "Трое узников", неск. балетов, многих вок. соч.
Мелодии из произв. Д. П. пользовались большой популярностью. Д. П.
обладал гибким и мягким голосом, охватывающим басовый и теноровый
регистры, темпераментной, захватывающей игрой. Особенно удавались
артисту партии в операх Моцарта (Дон Жуан, Фигаро), к-рые ставил Д. П.;
он стремился к обновлению репертуара швед. т-ра и добивался высокой
исполнительской культуры. Оркестр Стокгольмской оперы под рук. Д. П. был
одним из лучших в Европе. Лит.: Palm stedt С., E. Du Puy, Stockh., 1866;
L u n n S., Du Puy som balletkomponist, "DMT", 1952, XXVII;
KjerulfA., Nordens Don Juan, E. Du Puy, [s. l.], 1954.
ДЮР, Николай Осипович [5(17). XII. 1807-16 (28).V.1839] - русский
акт„р. В 1816-29 обучался в Петерб. театр. уч-ще; по балету учителем Д.
был К. Дидло, по драм. иск-ву - А. А. Шаховской. В 1829 Д. был принят в
труппу Петерб. т-ра, где первое время исполнял небольшие роли в
трагедиях и мелодрамах. Музыкальность и хороший голос (баритон) дали ему
возможность выступать также и в операх (Бартоло - "Севильский
цирюльник"; Папагено и Ле-порелло - "Волшебная флейта" и "Дон Жуан"). С
1831 Д. преим. выступал в водевильном репертуаре (исполнил св. 250
ролей), в к-ром пользовался большим успехом благодаря живой,
непринужд„нной игре, красивому голосу, умению танцевать и свободно
держаться на сцене. Особенный успех имел Д. в ролях "светских
ветренников", комич. "стариков", а также в "ролях с переодеванием".
Роли: Жовиаль ("Стряпчий под столом" Д. Т. Ленского), Фрейтаг, Макар
Губкин ("Девушка-гусар" и "Студент, артист, хорист и аферист" Кони) и
др. Иск-во Д. характеризовалось бездумной вес„лостью и виртуозностью.
Акт„р изумительной памяти и трудолюбия, Д., однако, в ролях классич.
репертуара был легковесен и поверхностен. Особенно это проявилось при
исполнении им ролей Молчалина и Хлестакова в первых пост. "Горя от ума"
(1830) и "Ревизора" (1836) на Александрийской сцене. После премьеры
"Ревизора" Гоголь писал: "Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков.
Хлестаков сделался чем-то вроде... целой шеренги водевильных
шалунов...". Д. известен и как популярный в сво„ время автор музыки к
водевильным куплетам.
Соч.: Музыкальный альбом водевильных куплетов, составленный Николаем
Дюром, Тетрадь 1-я, СПБ, 1837, Тетрадь 11-я, СПБ, 1838; Третий и
последний музыкальный альбом водевильных куплетов, СПБ, 1839.
Лит.: Па ушки н М., Старый водевиль и его актер, "Театр и
драматургия", 1936, Ns 7, с. 417-23; Кони Ф., Николай Осипович Дюр,
Страницы: «« « 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |