|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 823 824 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 » »» 1870, Пюи) - французский романист и драматург. Историч. драма Д.-"Генрих
III и его двор", пост. в 1829 в т-ре "Комеди Франсез", была первым
сценич. выступлением молодой романтич. школы, возглавляемой В. Гюго. В
историю франц. т-ра Д. вош„л как автор пьес, отразивших
про-грессивно-романтич. настроения периода революц. подъ„ма 30-х гг. В
его лучших драмах - "Антони" (1831, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Ричард
Дарлингтон" (1831, там же), "Кин, или Беспутство и гений" (1836 т-р
"Варьете") - звучит антифеод, и анти-бурж. протест, выведен образ
романтич. бунтаря, протестующего против ханжеской морали, продажности,
несправедливости. Нарастание классовой борьбы между буржуазией и
пролетариатом усиливает охранительные черты мировоззрения Д. Его драмы
"Нельская башня" (1832, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Катерина Говард" (1834,
там же), "Калигула" (1837, "Комеди Франсез") и др. лишены бунтарских
мотивов и критич. пафоса; внимание автора сосредоточивается на
авантюрной интриге, ме-лодраматич. эффектах. В 40-х гг. Д. пишет
историч. романы "Три мушкет„ра"" "Граф Монте-Кристо", "Королева Марго""
к-рые вскоре инсценируются Д. и ставятся на сцене организованного им
"Историч. т-ра" (1847). Жизнерадостность, яркая эмоциональность,
красочные детали, характеризующие эпоху, выведенную в пьесе, занимат.
сюжет создали произведениям Д. большую популярность (в т. ч. и в
России). В канун революции 1848 и после не„ Д. переходит на
антире-волюц. и антидемократич. позиции (роман и инсценировка "Шевалье
де Мезон Руж", драмы "Катилина", 1848, "Граф Герман", 1849, и др.).
Соч.: Theatre complet, v. 1-15, P., 1863-1874; Mes memoires, Ser.
1-10, P., 1868-69.
Лит.: Р а г i g о t H." Le theatre d'Alexandre Dumas, P.. 1898; L e с
о m t e L.-H., Histoire des theatres de Paris. Le Theatre-Historique.
1847-1891, P., 1906; Lucas-Du b-reton J." La vie d'Alexandre Dumas-pere,
16 ed.. P., 1928;
С 1 о и а г d H., Alexandre Dumas, P., 1955; Maurois A., Les trois
Dumas, P., 1957; История французской литерату-' ры, т. 2. M., 1956. E.
Ф.
ДЮМА (Dumas; Дюма-сын), Александр (27. Vii.1824-27.XI.1895)
-французский драматург. Сын А. Дюма (отца). Лит. деятельность начал с
1847. В 1852 огромный успех завоевала первая пьеса Д., переделанная им
из его же романа "Дама с камелиями (т-р "Водевиль"). Эта пьеса,
проникнутая человечностью, теплотой, с глубоким сочувствием изображает
куртизанку, отвергнутую обществом, и в то же время утверждает
незыблемость бурж. семьи. Пьеса была переведена на мн. яз., вошла в
репертуар крупнейших актрис (Сара Бернар, Э. Дузе и др.), явилась
основой сюжета оперы "Травиата" Верди. В пьесах "Диана де Лис" (1853,
т-р "Жимназ"), "Полусвет" (1855, там же), "Денежный вопрос" (1857, там
же), "Побочный сын" (1858, там же) и др. охранительные тенденции
усиливаются. В поздних пьесах ("Взгляды госпожи 06-ре", 1867, "Княгиня
Жорж", 1871, обе в т-ре "Жимназ", и др.) они принимают характер
назойливой морализации. Бурж. критика считает Д. основателем жанра
"проблемной пьесы" (piece a these) и одним из крупнейших представителей
реалистич. драматургии Франции. Однако "реализм" Д. носит внешний,
односторонний характер. Осуждая отдельные стороны бурж.
действительности, Д. утверждал глубокую нравственность бурж. семьи,
справедливость бурж. строя в целом, возлагая ответственность за
несправедливость и аморализм лишь на отдельных представителей этого
общества. Пьесы Д. наряду с пьесами Э. Ожье, В. Сарду и др. вошли в осн.
репертуар театра 2-й пол. 19 в.
Соч.: Theatre complet, [seriel 1-8, Р., 1893-99; в рус. пер.- Дама с
камелиями, М., 1898; Денежный вопрос, СПБ, 1857; Полусвет, "Артист", М.,
1894, ј 40.
Лит.: Л а н с о н Г., История французской литературы. Современная
эпоха, М., 1909; История французской литературы, т. 2, М., 1956; L e m a
i t r e J., Impressions de theatre, serie 1-10, P., 1888-98; D о u m i
с, Portraits d'ecrivains. P., 1892; Filon A., De Dumas a Rostand, P.,
1898; Noel C. M., Les idees sociales dans le theatre de A. Dumas-fils,
P., 1912; F r a n с e A., Alexandre Dumas moraliste, в кн.: La vie
litteraire, v. 1, P., 1880; Zola E., Nos auteurs dramatiques, P., 1881;
S с h w a r z H. S., Alexandre Dumas-fils, dramatist, N. Y., 1927;
Maurois A., Les trois Dumas, P., 1957. E. Ф.
ДЮМЕНЙЛЬ (Dumesnil) (наст. имя ифам.- Мари Франсуаз Ma рша н;
Marchand) (2.I.1713- 20.11.1802)- французская актриса. После выступлений
в т-рах Страсбурга и Компьена в 1737 дебютировала в парижском т-ре
"Комеди Франсез" (роль Клитемнестры - "Ифи-гения в Авлиде" Расина) и
через 2 месяца была принята в сосъетеры. Большим успехом пользовалась в
ролях, требующих изображения пылких страстей:
Гофолия (о. п. Расина), Туллия ("Катилина" Кре-бийона). Была первой
исполнительницей гл. женских ролей в большинстве трагедий Вольтера:
Меропы и Семирамиды (в о. п.; 1743, 1748), Клитемнестры ("Орест", 1750)
и др. Одна из крупнейших представительниц просветительского классицизма,
Д. с огромной силой воплощала тему борьбы с произволом и тиранией.
Вольтер говорил, что "столь высоко патетическое исполнение мы видим
впервые". В сценах, где можно было дать волю чувству (напр., в сцене
обвинений Клеопатры - "Родогюна" П. Корнеля), жесты Д., е„ голос, взгляд
потрясали высоким трагизмом. Современники отмечали, что Д. нарушила
утвердившуюся традицию, следуя к-рой актрисы в ролях королев должны были
двигаться торжественно, размеренно, она дерзнула показать, что в моменты
больших страданий или высоких страстей отпадают все аристократич.
условности, нарушаются правила придворного этикета. Д. выделяла в своих
ролях места, производившие сильное впечатление на зрителей, волновавшие
их, и произносила скороговоркой несущественный с е„ точки зрения текст
роли. Критик А. В. Арно писал, что у Д. "интуиции больше, чем выучки", и
противопоставлял е„ неровную подчас игру, основанную на вдохновении,
рассудочному сценич. иск-ву классицизма, наиболее яркой выразительницей
к-рого была соперница Д.- Клерон. Деятельность Д. сыграла большую роль в
подготовке просветительской реформы франц. т-ра; Д. первая среди актрис
этого времени ответила на призыв Вольтера - расширить масштабы
трагедийных образов и усилить экспрессивность игры. Кроме ролей королев
и "трагических матерей", Д. с успехом играла в "высокой комедии", напр.
гл. роль в комедии "Гувернантка" Нивеля де ла Шоссе, роль Вандерк в
"Женатом философе" Седена. Дарование Д. высоко ценили Д. Гаррик, Ж.
Новер. Оставила сцену в 1776. Под именем Д. изданы мемуары, написанные в
действительности Кост д'Арноба (Coste d'Arnobat).
Соч.: Memoires de m-elle Dumesnil en reponse aux memoires d'Hippplite
Страницы: «« « 823 824 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |