|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 844 » »» "Репертуар Русского театра", СПБ, 1839, т. 2, кн. VII, с. 1-24; К а р а
т ы г и н П. А., Записки, т. 1-2, М.-Л., 1929-30. А. Кл.
ДЮРРЕНМАТТ (Durrenmatt), Фридрих (р. 5. I. 1921) - швейцарский
писатель, драматург (пишет на нем. яз.). Род. в семье протестантского
пастора. Изучал философию, лит-ру, историю иск-в в Бернском и Цюрихском
ун-тах. Нек-рое время был художником-графиком, выступал как театр.
рецензент в еженедельнике "Вельтвохе". В 1947 обратился к драматургии.
Автор пьес: "Так написано" (1947,т-р "Шаушпильхауз", Цюрих), "Слепой"
(1948, "Штадттеатр", Базель), "Ромул Великий" (1949, там же), "Брак
господина Миссисипи" (1952, "Каммершпиле", Мюнхен), "Ангел приходит в
Вавилон" (1953, там же), "Франк V" (1960, там же), "Физики" (1960,
"Шаушпильхауз"). Наибольшую популярность получила трагикомедия Д. "Визит
пожилой дамы" (1956, "Шаушпильхауз", Цюрих, в гл. роли - Т. Гизе),
сатирически изображающая бурж. нравы. Используя при„мы гротеска и
пародии, Д. показывает в сатирико-иронич. манере глубокое падение
морали, звериную жестокость капиталистич. общества. Д. испытал влияние
Г. Бюх-нера, Ф. Ведекинда, Б. Шоу и особенно Б. Брехта. В своих
выступлениях Д. вслед за Брехтом утверждает, что драм. произв. должно
побудить зрителя дать критич. оценку происходящего не только на сцене,
но и в жизни. В отличие от Брехта, Д. не верит в возможность
переустройства мира. Отсюда пессимизм его творчества. В своей книге
"Театральные проблемы" Д. утверждает, что комедия является единственным
видом драм. произв., при помощи к-рого возможно раскрыть трагизм
положения людей в современном бурж. обществе. Д. удостоен Шилле-ровской
(1959) и Мольесовской (1957) лит. пр. За поддержку франц. деятелей
культуры, выступавших против войны в Алжире, Д. подвергся травле в
реакц. швейц. печати.
Соч.: Theaterprobleme, Zurich, 1955; в рус. пер.- Визит пожилой дамы,
М., 1959 (см. ст.: Марьямов А., Гюллен и Гедлибсрг).
Лит.: Banziger H., Frisch und Durrenmatt, Bern, 1960. И. H.
ДЮРЬ‚ (Durieux), Тилла (наст. имя иг фам.- От-тилия Г о д ф p у a;
Godeffroy; p. 18.VIII.1880) - немецкая актриса. В 1898 поступила в
частную школу. В 1900 была принята в "Штадттеатр" (Ольмюц; ныне -
Оломоуц). В 1902-03 с большим успехом сыграла в "Штадттеатре" (Бреслау)
роль графини Терской ("Вал-ленштейн" Шиллера) и была приглашена М.
Рейн-хардтом в Новый т-р (Берлин). Выступая в Малом, Новом и Немецком
т-рах, в спектаклях на арене цирка Буша под рук. Рейнхардта, Д. играла
роли: Саломея (о. п. Уайльда), леди Мильфорд; принцесса Эболи ("Дон Карл
ос"), Кунигунда ("Кетхен из Хейльбронна" Клейста) и др. Высоким
трагизмом и тончайшей разработкой психологии отличалось исполнение роли
царицы Иокасты ("Царь Эдип" Гофмансталя). С нач. 1900-х гг. Д. была
связана с рабочим движением, вела активную обществ, работу, читала
лекции в рабочих кварталах Берлина. В 1912 из-за разногласий с
Рейнхардтом Д. перешла в "Лессинг-театр". В 1913-14 работала в
королевском т-ре "Шаушпильхауз". Затем гастролировала в странах Европы и
Америки. В 20-е гг. вновь выступала в различных т-рах Берлина,
гастролировала за рубежом. В 1925 Д. приняла участие в организации т-ра
под рук. Э. Пискатора; игра- ! ла в этом т-ре роль царицы Александры
Ф„доровны ["Распутин" ("Заговор императрицы") А. Толстого и П. Щ„голева,
1927-28] и др. В 1933, после установления фашистской диктатуры в
Германии, эмигрировала в Швейцарию, затем в Югославию. Находясь в
Загребе, принимала участие в Движении сопротивления. Гастролировала по
Австрии, Швейцарии, скандинавским странам; вела театрально-педагогич.
деятельность в Зальцбурге, возглавляла секцию Т-ра кукол в Загребе. В
50-х гг. снова вернулась на сцену берлинских т-ров. Роли этого периода:
Тереза Браун ("Комната для живых" Грина), госпожа Пернель ("Тартюф"),
Привратница ("Игра видений" Стринд-берга) - в "Т-ре ам Курфюрстендамм",
миссис Хиггинс ("Пигмалион" Шоу) - в "Т-ре Ренессанс" и др. Написала
пьесу "Загреб в 1945" (1946; пост. в Швейцарии).
С о ч.: Eine Tur fallt ins Schloss. Roman, B.-Gn'newald, 1928; Eine
Tur steht offen. Erinnerungen, B.-Grunew. Id, 1954.
Лит.: К err A., Die Welt im Drama, Koln-?., 1954. ДЮСЙ (Ducis), Жан
Франсуа (22.VIII.1733- 31.III. 1816) - французский драматург. Лит.
деятельность начал в 1768 трагедией "Амелиз" (т-р "Коме-ди Франсез").
Почитатель -творчества Шекспира, Д. приспособил для франц. сцены его
трагедии, пост. в "Комеди Франсез": "Гамлет" (1769),"Ромео и Джульетта"
(1772), "Король Лир" (1783), "Макбет" (1784), "Отелло" (1793). Сторонник
просветительского классицизма, Д. акцентировал в трагедиях Шекспира
ан-титиранич. тему, характерную для франц. трагедии предреволюц.
периода. Он вв„л в шекспировские произв. александрийский стих, единство
времени и места, подчинил их всем условностям классицизма, фактически
исказив трагедии Шекспира. В переделках Д. играл Ф. Ж. Тальма
(Франция).. В России пьесы Шекспира в переработке Д. ставились до конца
20-х гг. 19 в. Распространение этих переделок связано с именем А. С.
Яковлева, к-рый играл гл. роли в "Отелло" (1806), "Короле Лире" (1807),
"Гамлете" (1810). В первый период творчества в них выступал П. С. Мочал
ов.
Соч.: Oeuvres, v. 1-4, Р., 1830; на рус. яз.-Абюфе-р, или Арабская
семья, М., 1802; Отелло, или Взнецианский мавр, СПБ, 1808.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946; Мокульский
С. С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939: Geoffroy
J. [J., Cours de litterature dramatique, v. 4, P., 1819-20. E. Ф.
Д'ЮССО (D'Usseau), Арно (р. 1916) - американ ский драматург.
Занимался журналистикой. В 1943-45 служил в амер. армии. Совм. с Дж. Гоу
написал пьесы "Завтрашний день мира" (1943) и "Глубокие корни" (1946) -
яркое сценич. произв., разоблачающее расовую дискриминацию, в течение
ряда лет с успехом исполнявшееся в т-рах СССР (Т-р им. Вахтангова и др.)
и Европы. В 1953 Д. написал пьесу "Коридорные дамы" (совм. с Д.
Паркером). Автор ряда киносценариев.
Соч.: Глубокие корни, М.-Л., 1948 (совм. с Дж. Гоу). И.К"
ДЮТШ, Отгон (Отто) Иванович [1823- 21. IV (3.V) 1863]- композитор,
дириж„р и педагог. Род. в Копенгагене. Музыке обучался в Лейпцигской
консерватории. С 1847 жил в России. Работал дириж„ром в разл. оркестрах
(с 1852 - Большого т-ра в Петербурге). Автор опер "Вероника" (соч. до
1851), "Кроатка" ("Соперницы") (1860, Мариинский т-р), оперетт "Узкие
башмаки (1851, Александринский т-р), "В деревне" (1855, т-р-цирк,
Петербург), музыки к спектаклям, вок., камерно-инструмент. и др. соч. С
1852 Д.-педагог театр. уч-ща.
Лит.: О. И. Дютш, "ЕИТ". Сезон 1902-1903 гг., прилож. 3 СПБ, 1903.
ДЮФЙ (Dufy), Рауль (3.VI.1877-23.IIL1953)- французский художник и
Страницы: «« « 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 844 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |