Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 826   827   828   829   830   831   832   833   834  835   836   837   838   839   840   841   842   843   844  » »»

"Репертуар Русского театра", СПБ, 1839, т. 2, кн. VII, с. 1-24; К а р  а
т ы г и н П. А., Записки, т. 1-2, М.-Л., 1929-30. А. Кл.
   ДЮРРЕНМАТТ (Durrenmatt),  Фридрих  (р.  5.  I.  1921)  -  швейцарский
писатель, драматург (пишет на нем. яз.). Род.  в  семье  протестантского
пастора. Изучал философию, лит-ру, историю иск-в в Бернском и  Цюрихском
ун-тах. Нек-рое  время  был  художником-графиком,  выступал  как  театр.
рецензент в еженедельнике "Вельтвохе". В 1947 обратился  к  драматургии.
Автор пьес: "Так написано" (1947,т-р  "Шаушпильхауз",  Цюрих),  "Слепой"
(1948, "Штадттеатр", Базель), "Ромул  Великий"  (1949,  там  же),  "Брак
господина Миссисипи" (1952, "Каммершпиле", Мюнхен),  "Ангел  приходит  в
Вавилон" (1953, там же), "Франк  V"  (1960,  там  же),  "Физики"  (1960,
"Шаушпильхауз"). Наибольшую популярность получила трагикомедия Д. "Визит
пожилой дамы" (1956, "Шаушпильхауз", Цюрих,  в  гл.  роли  -  Т.  Гизе),
сатирически  изображающая  бурж.  нравы.  Используя  при„мы  гротеска  и
пародии,  Д.  показывает  в  сатирико-иронич.  манере  глубокое  падение
морали, звериную жестокость капиталистич. общества. Д.  испытал  влияние
Г. Бюх-нера, Ф.  Ведекинда,  Б.  Шоу  и  особенно  Б.  Брехта.  В  своих
выступлениях Д. вслед за Брехтом утверждает, что  драм.  произв.  должно
побудить зрителя дать критич. оценку происходящего не только  на  сцене,
но  и  в  жизни.  В  отличие  от  Брехта,  Д.  не  верит  в  возможность
переустройства мира. Отсюда пессимизм  его  творчества.  В  своей  книге
"Театральные проблемы" Д. утверждает, что комедия является  единственным
видом  драм.  произв.,  при  помощи  к-рого  возможно  раскрыть  трагизм
положения людей в современном бурж. обществе. Д. удостоен  Шилле-ровской
(1959) и Мольесовской (1957)  лит.  пр.  За  поддержку  франц.  деятелей
культуры, выступавших против войны  в  Алжире,  Д.  подвергся  травле  в
реакц. швейц. печати.
   Соч.: Theaterprobleme, Zurich, 1955; в рус. пер.- Визит пожилой дамы,
М., 1959 (см. ст.: Марьямов А., Гюллен и Гедлибсрг).
   Лит.: Banziger H., Frisch und Durrenmatt, Bern, 1960. И. H.
   ДЮРЬ‚ (Durieux), Тилла (наст. имя иг фам.- От-тилия Г о д ф  p  у  a;
Godeffroy; p. 18.VIII.1880) -  немецкая  актриса.  В  1898  поступила  в
частную школу. В 1900  была  принята  в  "Штадттеатр"  (Ольмюц;  ныне  -
Оломоуц). В 1902-03 с большим успехом сыграла в "Штадттеатре"  (Бреслау)
роль графини Терской  ("Вал-ленштейн"  Шиллера)  и  была  приглашена  М.
Рейн-хардтом в Новый т-р (Берлин). Выступая в Малом,  Новом  и  Немецком
т-рах, в спектаклях на арене цирка Буша под рук. Рейнхардта,  Д.  играла
роли: Саломея (о. п. Уайльда), леди Мильфорд; принцесса Эболи ("Дон Карл
ос"),  Кунигунда  ("Кетхен  из  Хейльбронна"  Клейста)  и  др.   Высоким
трагизмом и тончайшей разработкой психологии отличалось исполнение  роли
царицы Иокасты ("Царь Эдип" Гофмансталя). С  нач.  1900-х  гг.  Д.  была
связана с рабочим  движением,  вела  активную  обществ,  работу,  читала
лекции  в  рабочих  кварталах  Берлина.  В  1912  из-за  разногласий   с
Рейнхардтом  Д.  перешла  в  "Лессинг-театр".  В  1913-14   работала   в
королевском т-ре "Шаушпильхауз". Затем гастролировала в странах Европы и
Америки.  В  20-е  гг.  вновь  выступала  в  различных  т-рах   Берлина,
гастролировала за рубежом. В 1925 Д. приняла участие в организации  т-ра
под рук. Э. Пискатора; игра- ! ла в этом  т-ре  роль  царицы  Александры
Ф„доровны ["Распутин" ("Заговор императрицы") А. Толстого и П. Щ„голева,
1927-28] и  др.  В  1933,  после  установления  фашистской  диктатуры  в
Германии, эмигрировала  в  Швейцарию,  затем  в  Югославию.  Находясь  в
Загребе, принимала участие в Движении сопротивления.  Гастролировала  по
Австрии, Швейцарии, скандинавским  странам;  вела  театрально-педагогич.
деятельность в Зальцбурге, возглавляла секцию Т-ра кукол  в  Загребе.  В
50-х гг. снова вернулась на сцену берлинских т-ров. Роли этого  периода:
Тереза Браун ("Комната для живых" Грина),  госпожа  Пернель  ("Тартюф"),
Привратница ("Игра видений" Стринд-берга) - в "Т-ре ам  Курфюрстендамм",
миссис Хиггинс ("Пигмалион" Шоу) - в "Т-ре  Ренессанс"  и  др.  Написала
пьесу "Загреб в 1945" (1946; пост. в Швейцарии).
   С о ч.: Eine Tur fallt ins Schloss. Roman, B.-Gn'newald,  1928;  Eine
Tur steht offen. Erinnerungen, B.-Grunew. Id, 1954.
   Лит.: К err A., Die Welt im Drama, Koln-?., 1954. ДЮСЙ  (Ducis),  Жан
Франсуа (22.VIII.1733-  31.III.  1816)  -  французский  драматург.  Лит.
деятельность начал в 1768 трагедией "Амелиз"  (т-р  "Коме-ди  Франсез").
Почитатель -творчества Шекспира, Д. приспособил  для  франц.  сцены  его
трагедии, пост. в "Комеди Франсез": "Гамлет" (1769),"Ромео и  Джульетта"
(1772), "Король Лир" (1783), "Макбет" (1784), "Отелло" (1793). Сторонник
просветительского классицизма,  Д.  акцентировал  в  трагедиях  Шекспира
ан-титиранич.  тему,  характерную  для  франц.   трагедии   предреволюц.
периода. Он вв„л в шекспировские произв. александрийский стих,  единство
времени и места, подчинил их всем  условностям  классицизма,  фактически
исказив  трагедии  Шекспира.  В  переделках  Д.  играл  Ф.   Ж.   Тальма
(Франция).. В России пьесы Шекспира в переработке Д. ставились до  конца
20-х гг. 19 в. Распространение этих переделок связано  с  именем  А.  С.
Яковлева, к-рый играл гл. роли в "Отелло" (1806), "Короле Лире"  (1807),
"Гамлете" (1810). В первый период творчества в них выступал П. С.  Мочал
ов.
   Соч.: Oeuvres, v. 1-4, Р., 1830; на рус.  яз.-Абюфе-р,  или  Арабская
семья, М., 1802; Отелло, или Взнецианский мавр, СПБ, 1808.
   Лит.: История французской литературы, т. 1, М.-Л.,  1946;  Мокульский
С. С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л.,  1939:  Geoffroy
J. [J., Cours de litterature dramatique, v. 4, P., 1819-20. E. Ф.
   Д'ЮССО  (D'Usseau),  Арно  (р.  1916)  -  американ  ский   драматург.
Занимался журналистикой. В 1943-45 служил в амер. армии. Совм. с Дж. Гоу
написал пьесы "Завтрашний день мира" (1943) и "Глубокие корни" (1946)  -
яркое сценич. произв., разоблачающее расовую  дискриминацию,  в  течение
ряда лет с успехом исполнявшееся в т-рах СССР (Т-р им. Вахтангова и др.)
и Европы. В  1953  Д.  написал  пьесу  "Коридорные  дамы"  (совм.  с  Д.
Паркером). Автор ряда киносценариев.
   Соч.: Глубокие корни, М.-Л., 1948 (совм. с Дж. Гоу). И.К"
   ДЮТШ, Отгон (Отто) Иванович [1823- 21. IV  (3.V)  1863]-  композитор,
дириж„р и педагог. Род. в Копенгагене.  Музыке  обучался  в  Лейпцигской
консерватории. С 1847 жил в России. Работал дириж„ром в разл.  оркестрах
(с 1852 - Большого т-ра в Петербурге). Автор опер  "Вероника"  (соч.  до
1851), "Кроатка" ("Соперницы") (1860, Мариинский  т-р),  оперетт  "Узкие
башмаки  (1851,  Александринский  т-р),  "В  деревне"  (1855,  т-р-цирк,
Петербург), музыки к спектаклям, вок., камерно-инструмент. и др. соч.  С
1852 Д.-педагог театр. уч-ща.
   Лит.: О. И. Дютш, "ЕИТ". Сезон 1902-1903 гг., прилож. 3 СПБ, 1903.
   ДЮФЙ (Dufy), Рауль  (3.VI.1877-23.IIL1953)-  французский  художник  и

Страницы: «« « 826   827   828   829   830   831   832   833   834  835   836   837   838   839   840   841   842   843   844  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия