|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 844 845 846 847 848 849 » »» Эта труппа была организована А. Каминьским и драматургом-режисс„ром М.
Арнштейном. Т-р возглавила актриса Э. Р. Каминьская. В труппе т-ра: Р.
Ермолина, М.Триллинг, Е. Вайсман, Я. Либерт, А. Каминьский, Л. Желязо и
др. Литературная труппа гастролировала в провинции, выступала в
Петербурге. В 1908-10 в Одессе работал Еврейский Художеств. т-р
(основатель и руководитель т-ра - П. Гиршбейн. В труппе - Л. Ноэми,
Бен-Ами и др.). В отличие от Литературной труппы, игравшей в реалистич.
репертуаре для демократич. зрителя, т-р Гиршбейна ставил наряду с
реалистическими пьесами модернистские и натуралистические пьесы
Гиршбейна, мистические символистские драмы Ш. Аша. Одна из крупнейших
евр. трупп - т. н. Виленская труппа, была организована в 1916 в Виль-не
как товарищество ("Объединение евр. драм. артистов в Вильне под рук. М.
Ковальского"). С 1917 эта труппа выступала в Варшаве, Лодзи и др.
городах. С 1919, разделившись на 2 труппы, играла в Вильне и Польше (в
1923 часть труппы эмигрировала в Америку, часть-в Румынию).
В советское время были созданы новые коллективы. В 1918 в Москве
состоялось открытие театра-студии "Га-бима", к-рой нек-рое время
руководил В. Б. Вахтангов, поставивший здесь "Гадибук" Ан-ского (1922).
Однако в деятельности "Габимы" сказались националистич. тенденции. 30
июня 1919 в Петрограде была организована евр. театр. студия под рук. А.
Грановского. 1-й спектакль - "Слепые" Метерлинка; среди последующих
работ - "Амнон и Томор" и "Зимой" Ш. Аша, "Уриэль Акоста" Гуцкова.
Перевед„нная в 1920 в Москву, студия стала основой созданного в 1921
Еврейского Камерного т-ра, к-рый был переименован впоследствии в
Московский еврейский театр. Деятельность этого т-ра неразрывно связана с
творчеством виднейших евр. драматургов (Шолом Алейхем, Перец, Даниэль,
Фефер, Д. Бергельсон, С. Галкин, И. Добру-шин, П. Маркиш и др.). Здесь
были воспитаны акт„ры С. М. Михоэлс, В. Зускин, М. Гольдблат, Ю.
Минко-ва, Л. Розина, С. Ротбаум, Д. Финкелькраут, И. Шид-ло, Л. Ром, М.
Штейман, работали композитор Л. Пуль-вер, театр. художники Н. Альтман,
А. Тышлер имн. др.
В 1919 открыта евр. театр. студия при Киевской "Культурлиге". Один из
организаторов и руководитель студии-Э. Лойтер (в содружестве с А.
Смирновым, И. Куниным); активное участие в работе студии первое время
принимали писатели Бергельсон, Добру-шин, преподавали К. А. Марджанов,
польская актриса С. Высоцкая. В 1925 на основе студии в Харькове был
организован гос. евр. т-р. В 1927 в Москве работала евр. студия
"Фрайкунст" под рук. Б. И. Вершилова. Были созданы евр. т-ры в Минске,
Киеве и др. городах.
Еврейский театр в капиталистич. странах. Наибольшее распространение
евр. т-р получил в США. Первая проф. труппа была организована здесь в
нач. 80-гг. 19 в. Б. Томашевским. Затем началась деятельность трупп
Кеслера и Могулеско. Репертуар этих т-ров составляли произведениям.
Гур-вица (1844-1910), И. Латайнера (1853-1935) и Шай-кевича (псевд.
Шомер), рассчитанные на невзыскательные вкусы зрителя. Эти авторы
заполнили своими пьесами евр. сцену в США. Позднее акт„р Я. Адлер начал
ставить драматургию Я. Гордина. Последователями Гордина были Л. Кобрин,
С. Либин (наст. фам.- Гуревич). Реформу евр. т-ра в США продолжали
режисс„р И. Шварц, добившийся успеха постановками пьес Шолом Алейхема.
Существенный вклад в развитие евр. т-ра в США внесли акт„р Р. Шильдкраут
и труппа "Артеф" ("Арбейтер театр" - "Рабочий театр"), открывшаяся в
1928 в Нью-Йорке. Среди виднейших амер. акт„ров Л. Бланк, Д. Зильперт,
Б. Калиш, К. Лип-цина, М. Мошкович, Э. Файнман, мастера евр. оперетты и
эстрады - К. Юнг, П. Литман и др.
Евр. труппы эпизодически выступают в Англии, Аргентине, Бельгии,
Голландии и некоторых др. странах. В деятельности евр. т-ров ряда
капиталистич. стран (США, Израиля и др.) в значит, степени сказались
бурж.-националистич. тенденции.
Т-ры на древнеевр. яз. существуют только в государстве Израиль. См.
Израильский театр.
Лит. (на идиш): Перец И.-Л., Собр. соч., т. 8, Статьи и фельетоны,
Варшава, 1911, и т. З.-Драматич. произведения,Варшава, 1912; Ш о л о м-А
л е и ? е м, Полн. собр. соч., т. 4, Варшава, 1925, тт. 24 и 25, 1926;
Гор и н Б., История еврейского театра,т. 1-2, Нью-Йорк, 1923; Ш и ? е ?
И., История еврейского театр. искусства и драмы, т. 1-3, Варшава,
1923-28; "Театр-бух" (сб. к 50-летию еврейского театра), Киев, 1927;
Архив истории еврейского театра и драмы, Вильно, 1930; Аксенфельд И.,
Сочинения, Харьков-Киев, 1931; Гольдфаден А., Избранные драматич.
произведения, Киев, 1940; Менделе и его время, М., 1940, с. 172-242;
Ойслендер Н., Еврейский театр 1887-1917, М., 1940; Добрушин И.,
Драматургия классиков, М., 1948; Зильберцвайг 3., Лексикон евр. т-ра, т.
1-2, Нью-Йорк, Варшава, 1931-34; в рус. пер.- Шолом-Алейхем, Собр. соч.,
т. 6, М., 1961;
Дейч А.. Маски еврейского театра, М., 1927. Шн.
ЕВРИПЙД (?????????) (480-406 до н. э., по другим сведениям, год
рождения 485-484 дон. э.) - древнегреческий драматург.
В первый раз выступил на драм. состязаниях в 455 до н. э., но занял
лишь третье место. За всю свою жизнь поэт одержал лишь пять первых побед
(из них одну-посмертно), между тем ему приписывали от 75 до 92 драм (т.
е. прибл. от 19 до 23 тетралогий). В 408 или 407 до н. э. Е. переехал ко
двору македонского царя Архелая и здесь прожил, окруженный поч„том, до
дня смерти. Сохранились полностью 17 трагедий Е.: "Алкестида" (438 до н.
э.), "Медея" (431), "Герак-лиды" (ок. 430), "Ипполит" (428), "Гекуба",
"Геракл" (ок. 423), "Андромаха" (ок. 422), "Умоляющие" (ок. 420), "Ион"
(ок. 418), "Троянки" (415), "Ифигения в Тавриде" (ок. 414)., "Электра"
(ок. 413), "Елена" (ок. 412), "Финикиянки" (410), "Орест" (408),
"Ифигения в Авлиде" и "Вакханки" (обе пост. уже после смерти Е. в 405 до
н. э.). Кроме того, сохранились большое количество фрагментов трагедий и
полностью сати-ровская драма "Киклоп" (приблизительно между 426-423 или
ок. 412).
Почти все эти пьесы написаны Е. во время Пело-поннесской войны
(431-404), вызванной экономич. и политич. соперничеством Афин и Спарты.
Социальные и политич. противоречия в жизни греч. полисов, резко
обострившиеся во время этой войны, привели к тяж„лому кризису вс„
др.-греч. общество. В это время усиливается борьба между сторонниками
олигархии и демократии в отдельных греч. полисах, обостряются
противоречия внутри самой демократии в Афинах между е„ правым и левым
крылом. Вс„ это находит отражение в духовной жизни общества; софисты
подвергают сомнению привычные воззрения - религиозные, философские,
моральные; под влиянием успехов материалистич. философии колеблется вера
Страницы: «« « 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 844 845 846 847 848 849 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |