Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 837   838   839   840   841   842   843   844   845  846   847   848   849   850   851   852   853   854   855  » »»

   "Драма  жизни"  Гамсуна   и   "Жизнь   человека"   Андреева   (1907),
"Росмерсхольм" Ибсена (1908), "Miserere" Юшкевича (1910). Крупный  успех
художнику принесли поэтичные декорации к  спектаклю  МХТ  "Синяя  птица"
Метерлинка (1908). Е. создал также декорации к спектаклям Оперного  т-ра
Зимина  ("Садко",  "Иоланта";  "Сестра  Беатриса"  Гречанинова,   "‚лка"
Ребикова, 1912, и др.), Малого т-ра  ("Собор  Парижской  богоматери"  по
Гюго, 1926, "Мещане", 1946) и др. Декорации  Е.,  выполненные  обычно  в
графич.   манере,   отличаются   ч„ткостью   и   остротой    композиции,
лаконичностью характеристик, умением художника акцентировать главное.  С
1915  Е.  работал  в  кино,  став  в  дальнейшем  основоположником  сов.
кинодекорационного нск-ва; участвовал в создании св. 50 фильмов (в т. ч.
"Дубровский", "Мы из Кронштадта", "Без вины виноватые", Гос.  пр.  СССР,
1946). Е. в„л педагогич. работу,  преподавал  композицию  и  рисунок  (в
1911-17 и с 1945) в Строгановском уч-ще (ныне  Моск.  высшее  художеств.
уч-ще). М. П.
   См. илл. на стр. 635.
   ЕГОРОВ,  Егор  Егорович  [22.VII(3.VIII).1877-15.11.  1949]-  русский
советский артист оперы (бас) и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР  (1948).
Доктор  искусствоведения  (1944).   В   1898-1902   обучался   в   Моск.
консерватории у В. М. Зарудной. Впервые  выступил  на  оперной  сцене  в
Москве в 1902. С этого года пел в Моск. частной рус. опере, в 1904-06  -
в Киевском оперном т-ре, в 1906-08 - в  Большом  т-ре,  в  1908-10  -  в
оперных т-рах Одессы,  Тифлиса  и  др.  городов.  С  1910  Е.  занимался
педагогич. деятельностью;  в  1924-39  -  проф.  Московской,  с  1939  -
Свердловской консерваторий. Среди учеников Е.- А. А. Ха-лилеева,  А.  И.
Ока„мов, О. И. Егорова, Г. А. Воробь„в, Г. М. Бушуев и др.
   ЕГОРОВ, Кирилл Егорович  (1890-1958)  -  чувашский  советский  акт„р.
Засл. арт. Чувашской АССР (1933). Один из основоположников  чуваш,  нац.
т-ра
   (Чебоксары). В 20-30-е гг.  одновременно  с  акт„рской  деятельностью
работал директором и режисс„ром. Характерный  акт„р,  придававший  своим
сценич. образам яркий  нац.  колорит,  Е.  обладал  неистощимым  юмором,
фантазией. Играл роли: Ухтерке  ("На  суде"  Павлова),  Итубай  ("Айдар"
Осипова), Осип ("Ревизор"), Косты-л„в ("На дне") и др. Ф. Р.
   ЕГОРОВ, Михаил Михайлович [р. 29.Х(11.Х1). 1912] - советский цирковой
артист; эквилибрист.  Засл.  арт.  РСФСР  (1958).  Чл.  Коммунистической
партии с 1940. В 1933 окончил уч-ще циркового иск-ва. Вначале выступал в
групповых акробатич. номерах. В 1938 создал сольный номер  "Эквилибр  на
руках",   с   к-рым   выступает,   совершенствуя   технику   исполнения.
Гастролировал в МНР, Англии, Франции, Бельгии и др. Н.М.
   ЕГОРОВА, Анна Ивановна (р. 1915) - якутская советская артистка  оперы
(меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1958) и  Якут.  АССР  (1957).  Депутат
Верх. Совета Якут. АССР 2-го созыва. Творч.  путь  начала  в  художеств.
самодеятельности. В 1935 пела в Якут. нац. хоре. С 1936 - солистка Якут.
муз.-драм. т-ра. Партии:  Туйаарыма  Куо-Светлоликая  ("Ньюргун  Боотур"
Жиркова и Литинского), Княгиня ("Русалка"), Няня  ("Евгений  Онегин")  и
др. Е.- обладательница  голоса  красивого  тембра;  е„  игра  отличается
тонким психологич. раскрытием образа.
   Лит.: Сивцев В., Народная  певица,  газ.  "Социалистическая  Якутия",
1957, 3. XI. М.Лифш., E.B.
   ЕГОРОВА,  Любовь  Николаевна  [р.  27.VII(8.VIII).  1880]  -  русская
артистка балета. В 1898 окончила Петербургское театральное уч-ще и  была
принята в балетную труппу императорских т-ров. Ученица Е. О. Вазем и  Э.
Чекетти. Дебютировала  в  па-де-катр  в  балете  "Пахита"  Дельдевеза  и
-Минкуса.  Строгим  изяществом  отличались  ее   арабески   и   батманы.
Безупречная техника классич. танца, чуждая показных эффектов,  позволила
Е. создать психологич. образы, окрашенные лиризмом: Илька  ("Очарованный
лес"   Дриго),   Голубая   георгина   (о.    п.    Пуни),    Царь-девица
("Кон„к-Горбунок" Пуни), Раймонда, Одетта-Одил-лия, Жизель и др.
   В 1917 оставила сцену и уехала в Париж, где поступила в труппу С.  П.
Дягилева. В 1921  исполнила  в  Лондоне  партию  Феи  канареек  ("Спящая
красавица"), позднее - партию Аврорй. В  1923  открыла  в  Париже  школу
танца. В 1937 создала труппу "Балеты юности". Среди  е„  учеников  -  Т.
Лескова, Ю. Алгаров, Ж. Мулен, Ж. Скибин и др.
   Лит.: Борисоглебский М.  [сост.  ],  Материалы  по  истории  русского
балета, т. 2, [Л. ], 1939. В. К р.
   ЕДИНСТВА  ВРЕМЕНИ,  МЕСТА  И  ДЕЙСТВИЯ  -  закон   построения   драмы
классицизма. См. Три единства.
   ЕДИНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК
   (ЕХК) -  форма  клубно-художественной  самодеятельности:  объединение
отдельных    художественных    кружков     (драматич.,     музыкального,
изобразительного, литературного) в соответствующие секции одного  общего
ЕХК во  главе  с  кружком  текущей  политики.  Идея  создания  ЕХК  была
выдвинута в 1920 Г. А. Ав-ловым, А. И. Пиотровским  и  др.  ЕХК  ставили
коллективно  разработанные  инсценирОЕки,  живые   газеты,   литмонтажи,
агитсуды и т. п., приуроченные к обще-ственно-политич.,  производств,  и
др.   кампаниям.   Подготовку   программы   ЕХК   начинал   политкружок,
формулировавший  ту  или  иную  злободневную  тему  выступления.  Секции
готовили программу вначале отдельно. Затем все эти разрозненные  работы,
по  терминологии   ЕХК,   "химически   сливались"   в   одно   тема-тич.
представление.  Следуя  установкам  пролеткульта  деятели  ЕХК  отрицали
значение проф. иск-ва, драматургии,  стремились  к  театрализации  быта,
отказывались  от  создания  жизненно  правдивых  реалистич.   художеств.
образов; в спектаклях ЕХК действовали "агитмаски".  По  мере  расширения
деятельности  ЕХК  вс„  очевиднее   становилась   несостоятельность   их
программы; партсовещание по вопросам т-ра при ЦК ВКП(б) в 1927  отвергло
форму ЕХК.
   Лит.: А в л о в Гр., Клубный самодеятельный театр.  Л.-М.,  1930,  с.
43-68; "Жизнь искусства", П., 1923, ј  22  и  1925  јј  19,  21,  29-30;
"Рабочий и театр", Л., 1925, јј 30, 32, 40; "Советское  искусство".  M.,
1925, ј 1, с. 38-40;
   Очерки истории русского советского драматического театра' т.  l.  M.,
195,4, с. 468. А Шн
   "ЕЕ  ПАДЧЕРИЦА"  ("Jeji  pastorkyna")-опера  Л.  Яначека,  либр.   Г.
Прейссовой по  е„  же  драме.  Известна  также  под  назв.  "Енуфа"  или
"Йенуфа". Пост. 21 янв. 1904, Старый т-р, Брно  (дириж„р  Граздир,  реж.
Малый). Там же в 1906. Национальный театр. Прага, 1916;  Вена,  1918.  В
1955 показана в Москве Пражским Национальным театром.
   На сов. сцене -  Новосибирский  т-р  оперы  и  балета,  195  (дириж„р
Жоленц,  реж.  Михайлов,  худ.  Свобода;  Дьячиха-  Мясникова,  Енуфа  -

Страницы: «« « 837   838   839   840   841   842   843   844   845  846   847   848   849   850   851   852   853   854   855  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия