|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 837 838 839 840 841 842 843 844 845 846 847 848 849 850 851 852 853 854 855 » »» "Драма жизни" Гамсуна и "Жизнь человека" Андреева (1907),
"Росмерсхольм" Ибсена (1908), "Miserere" Юшкевича (1910). Крупный успех
художнику принесли поэтичные декорации к спектаклю МХТ "Синяя птица"
Метерлинка (1908). Е. создал также декорации к спектаклям Оперного т-ра
Зимина ("Садко", "Иоланта"; "Сестра Беатриса" Гречанинова, "‚лка"
Ребикова, 1912, и др.), Малого т-ра ("Собор Парижской богоматери" по
Гюго, 1926, "Мещане", 1946) и др. Декорации Е., выполненные обычно в
графич. манере, отличаются ч„ткостью и остротой композиции,
лаконичностью характеристик, умением художника акцентировать главное. С
1915 Е. работал в кино, став в дальнейшем основоположником сов.
кинодекорационного нск-ва; участвовал в создании св. 50 фильмов (в т. ч.
"Дубровский", "Мы из Кронштадта", "Без вины виноватые", Гос. пр. СССР,
1946). Е. в„л педагогич. работу, преподавал композицию и рисунок (в
1911-17 и с 1945) в Строгановском уч-ще (ныне Моск. высшее художеств.
уч-ще). М. П.
См. илл. на стр. 635.
ЕГОРОВ, Егор Егорович [22.VII(3.VIII).1877-15.11. 1949]- русский
советский артист оперы (бас) и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948).
Доктор искусствоведения (1944). В 1898-1902 обучался в Моск.
консерватории у В. М. Зарудной. Впервые выступил на оперной сцене в
Москве в 1902. С этого года пел в Моск. частной рус. опере, в 1904-06 -
в Киевском оперном т-ре, в 1906-08 - в Большом т-ре, в 1908-10 - в
оперных т-рах Одессы, Тифлиса и др. городов. С 1910 Е. занимался
педагогич. деятельностью; в 1924-39 - проф. Московской, с 1939 -
Свердловской консерваторий. Среди учеников Е.- А. А. Ха-лилеева, А. И.
Ока„мов, О. И. Егорова, Г. А. Воробь„в, Г. М. Бушуев и др.
ЕГОРОВ, Кирилл Егорович (1890-1958) - чувашский советский акт„р.
Засл. арт. Чувашской АССР (1933). Один из основоположников чуваш, нац.
т-ра
(Чебоксары). В 20-30-е гг. одновременно с акт„рской деятельностью
работал директором и режисс„ром. Характерный акт„р, придававший своим
сценич. образам яркий нац. колорит, Е. обладал неистощимым юмором,
фантазией. Играл роли: Ухтерке ("На суде" Павлова), Итубай ("Айдар"
Осипова), Осип ("Ревизор"), Косты-л„в ("На дне") и др. Ф. Р.
ЕГОРОВ, Михаил Михайлович [р. 29.Х(11.Х1). 1912] - советский цирковой
артист; эквилибрист. Засл. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистической
партии с 1940. В 1933 окончил уч-ще циркового иск-ва. Вначале выступал в
групповых акробатич. номерах. В 1938 создал сольный номер "Эквилибр на
руках", с к-рым выступает, совершенствуя технику исполнения.
Гастролировал в МНР, Англии, Франции, Бельгии и др. Н.М.
ЕГОРОВА, Анна Ивановна (р. 1915) - якутская советская артистка оперы
(меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1958) и Якут. АССР (1957). Депутат
Верх. Совета Якут. АССР 2-го созыва. Творч. путь начала в художеств.
самодеятельности. В 1935 пела в Якут. нац. хоре. С 1936 - солистка Якут.
муз.-драм. т-ра. Партии: Туйаарыма Куо-Светлоликая ("Ньюргун Боотур"
Жиркова и Литинского), Княгиня ("Русалка"), Няня ("Евгений Онегин") и
др. Е.- обладательница голоса красивого тембра; е„ игра отличается
тонким психологич. раскрытием образа.
Лит.: Сивцев В., Народная певица, газ. "Социалистическая Якутия",
1957, 3. XI. М.Лифш., E.B.
ЕГОРОВА, Любовь Николаевна [р. 27.VII(8.VIII). 1880] - русская
артистка балета. В 1898 окончила Петербургское театральное уч-ще и была
принята в балетную труппу императорских т-ров. Ученица Е. О. Вазем и Э.
Чекетти. Дебютировала в па-де-катр в балете "Пахита" Дельдевеза и
-Минкуса. Строгим изяществом отличались ее арабески и батманы.
Безупречная техника классич. танца, чуждая показных эффектов, позволила
Е. создать психологич. образы, окрашенные лиризмом: Илька ("Очарованный
лес" Дриго), Голубая георгина (о. п. Пуни), Царь-девица
("Кон„к-Горбунок" Пуни), Раймонда, Одетта-Одил-лия, Жизель и др.
В 1917 оставила сцену и уехала в Париж, где поступила в труппу С. П.
Дягилева. В 1921 исполнила в Лондоне партию Феи канареек ("Спящая
красавица"), позднее - партию Аврорй. В 1923 открыла в Париже школу
танца. В 1937 создала труппу "Балеты юности". Среди е„ учеников - Т.
Лескова, Ю. Алгаров, Ж. Мулен, Ж. Скибин и др.
Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского
балета, т. 2, [Л. ], 1939. В. К р.
ЕДИНСТВА ВРЕМЕНИ, МЕСТА И ДЕЙСТВИЯ - закон построения драмы
классицизма. См. Три единства.
ЕДИНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК
(ЕХК) - форма клубно-художественной самодеятельности: объединение
отдельных художественных кружков (драматич., музыкального,
изобразительного, литературного) в соответствующие секции одного общего
ЕХК во главе с кружком текущей политики. Идея создания ЕХК была
выдвинута в 1920 Г. А. Ав-ловым, А. И. Пиотровским и др. ЕХК ставили
коллективно разработанные инсценирОЕки, живые газеты, литмонтажи,
агитсуды и т. п., приуроченные к обще-ственно-политич., производств, и
др. кампаниям. Подготовку программы ЕХК начинал политкружок,
формулировавший ту или иную злободневную тему выступления. Секции
готовили программу вначале отдельно. Затем все эти разрозненные работы,
по терминологии ЕХК, "химически сливались" в одно тема-тич.
представление. Следуя установкам пролеткульта деятели ЕХК отрицали
значение проф. иск-ва, драматургии, стремились к театрализации быта,
отказывались от создания жизненно правдивых реалистич. художеств.
образов; в спектаклях ЕХК действовали "агитмаски". По мере расширения
деятельности ЕХК вс„ очевиднее становилась несостоятельность их
программы; партсовещание по вопросам т-ра при ЦК ВКП(б) в 1927 отвергло
форму ЕХК.
Лит.: А в л о в Гр., Клубный самодеятельный театр. Л.-М., 1930, с.
43-68; "Жизнь искусства", П., 1923, ј 22 и 1925 јј 19, 21, 29-30;
"Рабочий и театр", Л., 1925, јј 30, 32, 40; "Советское искусство". M.,
1925, ј 1, с. 38-40;
Очерки истории русского советского драматического театра' т. l. M.,
195,4, с. 468. А Шн
"ЕЕ ПАДЧЕРИЦА" ("Jeji pastorkyna")-опера Л. Яначека, либр. Г.
Прейссовой по е„ же драме. Известна также под назв. "Енуфа" или
"Йенуфа". Пост. 21 янв. 1904, Старый т-р, Брно (дириж„р Граздир, реж.
Малый). Там же в 1906. Национальный театр. Прага, 1916; Вена, 1918. В
1955 показана в Москве Пражским Национальным театром.
На сов. сцене - Новосибирский т-р оперы и балета, 195 (дириж„р
Жоленц, реж. Михайлов, худ. Свобода; Дьячиха- Мясникова, Енуфа -
Страницы: «« « 837 838 839 840 841 842 843 844 845 846 847 848 849 850 851 852 853 854 855 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |