|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 845 846 847 848 849 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 » »» играл с остро сатирич. комедийностью: Скалозуб ("Горе от ума", 1925),
Барин с усами ("Горячее сердце", 1926), Гетман Скоропадский ("Дни
Турбиных" Булгакова, 1926), Звездинцев ("Плоды просвещения", 1951).
Среди лучших ролей Е. также Нехлюдов ("Воскресение" по Толстому, 1930),
Бобров ("Страх" Афиногенова, 1931), Великатов ("Таланты и поклонники",
1933), Бобое-дов ("Враги", 1935), Николай I ("Последние дни" Булгакова,
1943), лорд Чилтерн ("Идеальный муж" Уайльда, 1946) и др. Образы,
созданные Е. в последние годы,- генерал Григгс ("Осенний сад" Хелман,
1956) академик Моргунов ("Все оста„тся людям" Ал„шина) - проникнуты
большой мягкостью, человечностью. Я. Лей., П. М.
ЕРШОВ, Иван Васильевич [8(20).XI.1867, Малый Несветай, близ
Новочеркасска,- 21.XI.1943, Ташкент] - русский советский артист оперы
(драматич. тенор). Нар. арт. СССР (1938). Д-р искусствоведения (1941). В
1888 поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1893. Большую
роль в творч. развитии Е. сыграли педагоги А. Г. Рубинштейн, А. К. Лядов
и др. В 1893 Е. дебютировал в Мариинском т-ре. Осенью того же года уехал
в Италию (Милан). В 1894 выступал в гор. т-ре в Реджо-нель-Эми-лия и в
т-ре "Альфьери" в Турине. В 1894-95 работал в оперном т-ре в Харькове. В
1895 был принят в труппу Мариинского т-ра, на сцене к-рого пел до 1929.
Е. был одним из крупнейших мастеров русского вок.-сценич. иск-ва. Следуя
реалистич. традициям рус. классич. музыки, Е. в сво„м творчестве
стремился к художеств. правде, психологич. раскрытию образа" боролся со
сценич. рутиной. Исполнение Е. покоряло глубиной проникновения в замысел
композитора, эмоциональной мощью. Его своеобразный по тембру голос
отличался редкой силой и широтой диапазона. Обладая мастерством
перевоплощения, Е. брал за основу сценической трактовки музыкальное
содержание партии. Исполнение Е. отличалось самобытностью и яркостью;
огромное значение он придавал отч„тливости дикции, выразительности
декламации, а также гриму, костюму, мимике, пластичности движений.
Партии: Собинин, Финн ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), Берендей,
Михаила Туча, Садко, Гришка Кутерьма ("Снегурочка", "Псковитянка",
"Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-нии"
Римского-Корсакова), Орест ("Орестейя" Танеева), Флорестан ("Фиделио"
Бетховена), Отелло (о. п. Верди); широкую известность получил как
исполнитель вагнеровских партий - Тангейзер, Лоэн-грин, Тристан
("Тангейзер", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда") и др. Е. был
замечательным камерным певцом (силой экспрессии отличалось исполнение им
баллады Мусоргского "Полководец") и выдающимся педагогом. В„л
педагогич.. работу с 1916 в качестве проф. Ленингр. консерватории; среди
его учеников - С. П. Преображенская, А. П. Иванов, Т. Н. Лаврова и др.
Лит.: Глебов Игорь (Б. Асафьев), Ершов, "Жизнь искусства", 1921,
JSTaJ 715-717; С т ар к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера.
1890-1910, Л.-М., 1940; Я г о л и м Б., Гордость русской оперной сцены -
И. В. Ершов, "Советская музыка", 1948, ј 6; П о х и т о-н о в Д., Из
прошлого русской оперы, [Л. ], 1949; Б о г д а-н о в-Б ерезовский В.,
Иван Ершов, М.-Л., 1951.
ЕРШОВА, Евгения Николаевна (р. 25.ХП.1925)- украинская советская
артистка балета. Нар. арт. УССР (1960). В 1934 поступила в Киевское
хореогра-фич. уч-ще. С 1944 - солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко.
Тонкая лиричная танцовщица, хорошо владеющая техникой классич. танца, Е.
исполнила ведущие партии в балетах "Лебединое озеро", "Спящая
красавица", "Щелкунчик", "Раймонда", "Коппе-лия" и др. Создала
запоминающиеся образы в украинском национальном балетном репертуаре -
нежной и вдохновенной Лилеи (о. п. Данькевича), отважной, решительной
Маруси ("Маруся Богу-славка" Свечникова), величественной Ростиславы (о.
п. Жуковского), поэтичной Мавки ("Лесная песня" Скорульского),
жизнерадостной Марии ("Ч„рное золото" Гамоляки). Ю. С.
ЕСАЯН, Хачатур Акопович [р. 29. VIII (11. IX). 1909] - армянский
советский художник. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1956). Чл. Коммунистич.
партии с 1943. Оформил ряд спектаклей в т-рах Армении: "Дура для других,
умная для себя" Лопе де Вега (1943, Т-р им. Сундукя-на), "Фархад и
Ширин" Вургуна (Азерб. театр им. Джабарлы), "Геворг Марз-петуни" по
Мурацану (1942, Ленинакан-ский т-р), "Сое и Вардитер" В. Тигра-няна
(1957), "Давид-бек" А. Тиграняна (1956) в Т-ре оперы и балета им.
Спен-диарова (совм. с М. Саряном, А. Мир-зояном) и др. Оформления Е.
отличаются лиризмом пленерных сцен, лаконизмом решения сценич.
пространства. Л'. Хал.
‚СЙДА, Бунгоро Ш (наст. имя и фам.- Кавамура Миносукэ; окт. 1869- 2
I.I I.I 962) - японский акт„р-кукловод. Учился у известного кукловода
‚сида Тамад зо I. Впервые выступил в 1883 в кукольном т-ре "Бунракудза".
Позднее стал ведущим акт„ром т-ра "Бунракудза". В 1909 получил имя ‚сида
Бунгоро III. Исполнял женские роли, достигнув в этом амплуа большого
мастерства. С 1948 ‚.- чл. япон. Академии иск-в; в 1955 ем было
присвоено поч„тное звание нингэн кокухо ("нац. сокровище Японии"). До
1960 продолжал выступать на сцене т-ра "Бунракудза" (илл. см. на стр.
655).
Лучшие роли: Ти„ ("Тэракоя" Такэда Ид-зумо), Асагао ("С„уцуси
Асагаобанаси" Ямада Андзанси) и др.
Лит.: Накаяма Ясумаса, Бунгоро гэйдан, Токио, 1947; Гэйнодзитэн,
Токио, 1961. Д. Г.
‚СИПОВ, Иван Нилович (р. 1901) - советский артист оперы (бас). Нар
арт. Узб. ССР (1952). Пению обучался в Моск. и Тбилисской
консерваториях. Впервые выступил на оперной сцене в Ташкенте в 1938. С
1939 Е.- солист Т-ра оперы и балета им. Навои.
Партии: Полковник ("Буран" Ашрафи и Василенко), Борис Годунов, Иван
Сусанин, Мельник; Гремин ("Евгений Онегин"), Сторожев; ("В бурю"
Хренникова), Вакулинчук ("Броненосец Пот„мкин" Чишко), Дон Базилио,
Мефистофель; Нилаканта ("Лакме" Делиба) и др. с. Мир., А. Ш.
"ЕСЛИ БЫ" (или "Магическое, творческое если б ы") - специальное
выражение, введ„нное К. С. Станиславским в театральную педагогику,
режиссуру и работу акт„ра; при„м для нахождения "подлинного,
продуктивного и целесообразного действия", а вслед за ним и переживания
в учебном этюде, сцене, роли. ""Если бы" является для артистов рычагом,
переводящим нас из действительности в мир, в котором только и может
совершаться творчество" (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 2, 1954, с.
57). Акт„р создает в своем воображении те или иные обстоятельства внеш.
среды (окружающие его в наст. момент или окружавшие его в прошлом -
предлагаемые обстоятельства") и ставит перед собой вопрос: что бы я стал
сегодня, здесь, сейчас делать, какие бы я действия совершал, если бы эти
обстоятельства (или какое-то одно из них) были не вымыслом воображения,
Страницы: «« « 845 846 847 848 849 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |