Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 845 846 847 848 849 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 » »» играл с остро сатирич. комедийностью: Скалозуб ("Горе от ума", 1925), Барин с усами ("Горячее сердце", 1926), Гетман Скоропадский ("Дни Турбиных" Булгакова, 1926), Звездинцев ("Плоды просвещения", 1951). Среди лучших ролей Е. также Нехлюдов ("Воскресение" по Толстому, 1930), Бобров ("Страх" Афиногенова, 1931), Великатов ("Таланты и поклонники", 1933), Бобое-дов ("Враги", 1935), Николай I ("Последние дни" Булгакова, 1943), лорд Чилтерн ("Идеальный муж" Уайльда, 1946) и др. Образы, созданные Е. в последние годы,- генерал Григгс ("Осенний сад" Хелман, 1956) академик Моргунов ("Все оста„тся людям" Ал„шина) - проникнуты большой мягкостью, человечностью. Я. Лей., П. М. ЕРШОВ, Иван Васильевич [8(20).XI.1867, Малый Несветай, близ Новочеркасска,- 21.XI.1943, Ташкент] - русский советский артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. СССР (1938). Д-р искусствоведения (1941). В 1888 поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1893. Большую роль в творч. развитии Е. сыграли педагоги А. Г. Рубинштейн, А. К. Лядов и др. В 1893 Е. дебютировал в Мариинском т-ре. Осенью того же года уехал в Италию (Милан). В 1894 выступал в гор. т-ре в Реджо-нель-Эми-лия и в т-ре "Альфьери" в Турине. В 1894-95 работал в оперном т-ре в Харькове. В 1895 был принят в труппу Мариинского т-ра, на сцене к-рого пел до 1929. Е. был одним из крупнейших мастеров русского вок.-сценич. иск-ва. Следуя реалистич. традициям рус. классич. музыки, Е. в сво„м творчестве стремился к художеств. правде, психологич. раскрытию образа" боролся со сценич. рутиной. Исполнение Е. покоряло глубиной проникновения в замысел композитора, эмоциональной мощью. Его своеобразный по тембру голос отличался редкой силой и широтой диапазона. Обладая мастерством перевоплощения, Е. брал за основу сценической трактовки музыкальное содержание партии. Исполнение Е. отличалось самобытностью и яркостью; огромное значение он придавал отч„тливости дикции, выразительности декламации, а также гриму, костюму, мимике, пластичности движений. Партии: Собинин, Финн ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), Берендей, Михаила Туча, Садко, Гришка Кутерьма ("Снегурочка", "Псковитянка", "Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-нии" Римского-Корсакова), Орест ("Орестейя" Танеева), Флорестан ("Фиделио" Бетховена), Отелло (о. п. Верди); широкую известность получил как исполнитель вагнеровских партий - Тангейзер, Лоэн-грин, Тристан ("Тангейзер", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда") и др. Е. был замечательным камерным певцом (силой экспрессии отличалось исполнение им баллады Мусоргского "Полководец") и выдающимся педагогом. В„л педагогич.. работу с 1916 в качестве проф. Ленингр. консерватории; среди его учеников - С. П. Преображенская, А. П. Иванов, Т. Н. Лаврова и др. Лит.: Глебов Игорь (Б. Асафьев), Ершов, "Жизнь искусства", 1921, JSTaJ 715-717; С т ар к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940; Я г о л и м Б., Гордость русской оперной сцены - И. В. Ершов, "Советская музыка", 1948, ј 6; П о х и т о-н о в Д., Из прошлого русской оперы, [Л. ], 1949; Б о г д а-н о в-Б ерезовский В., Иван Ершов, М.-Л., 1951. ЕРШОВА, Евгения Николаевна (р. 25.ХП.1925)- украинская советская артистка балета. Нар. арт. УССР (1960). В 1934 поступила в Киевское хореогра-фич. уч-ще. С 1944 - солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Тонкая лиричная танцовщица, хорошо владеющая техникой классич. танца, Е. исполнила ведущие партии в балетах "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Раймонда", "Коппе-лия" и др. Создала запоминающиеся образы в украинском национальном балетном репертуаре - нежной и вдохновенной Лилеи (о. п. Данькевича), отважной, решительной Маруси ("Маруся Богу-славка" Свечникова), величественной Ростиславы (о. п. Жуковского), поэтичной Мавки ("Лесная песня" Скорульского), жизнерадостной Марии ("Ч„рное золото" Гамоляки). Ю. С. ЕСАЯН, Хачатур Акопович [р. 29. VIII (11. IX). 1909] - армянский советский художник. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Оформил ряд спектаклей в т-рах Армении: "Дура для других, умная для себя" Лопе де Вега (1943, Т-р им. Сундукя-на), "Фархад и Ширин" Вургуна (Азерб. театр им. Джабарлы), "Геворг Марз-петуни" по Мурацану (1942, Ленинакан-ский т-р), "Сое и Вардитер" В. Тигра-няна (1957), "Давид-бек" А. Тиграняна (1956) в Т-ре оперы и балета им. Спен-диарова (совм. с М. Саряном, А. Мир-зояном) и др. Оформления Е. отличаются лиризмом пленерных сцен, лаконизмом решения сценич. пространства. Л'. Хал. ‚СЙДА, Бунгоро Ш (наст. имя и фам.- Кавамура Миносукэ; окт. 1869- 2 I.I I.I 962) - японский акт„р-кукловод. Учился у известного кукловода ‚сида Тамад зо I. Впервые выступил в 1883 в кукольном т-ре "Бунракудза". Позднее стал ведущим акт„ром т-ра "Бунракудза". В 1909 получил имя ‚сида Бунгоро III. Исполнял женские роли, достигнув в этом амплуа большого мастерства. С 1948 ‚.- чл. япон. Академии иск-в; в 1955 ем было присвоено поч„тное звание нингэн кокухо ("нац. сокровище Японии"). До 1960 продолжал выступать на сцене т-ра "Бунракудза" (илл. см. на стр. 655). Лучшие роли: Ти„ ("Тэракоя" Такэда Ид-зумо), Асагао ("С„уцуси Асагаобанаси" Ямада Андзанси) и др. Лит.: Накаяма Ясумаса, Бунгоро гэйдан, Токио, 1947; Гэйнодзитэн, Токио, 1961. Д. Г. ‚СИПОВ, Иван Нилович (р. 1901) - советский артист оперы (бас). Нар арт. Узб. ССР (1952). Пению обучался в Моск. и Тбилисской консерваториях. Впервые выступил на оперной сцене в Ташкенте в 1938. С 1939 Е.- солист Т-ра оперы и балета им. Навои. Партии: Полковник ("Буран" Ашрафи и Василенко), Борис Годунов, Иван Сусанин, Мельник; Гремин ("Евгений Онегин"), Сторожев; ("В бурю" Хренникова), Вакулинчук ("Броненосец Пот„мкин" Чишко), Дон Базилио, Мефистофель; Нилаканта ("Лакме" Делиба) и др. с. Мир., А. Ш. "ЕСЛИ БЫ" (или "Магическое, творческое если б ы") - специальное выражение, введ„нное К. С. Станиславским в театральную педагогику, режиссуру и работу акт„ра; при„м для нахождения "подлинного, продуктивного и целесообразного действия", а вслед за ним и переживания в учебном этюде, сцене, роли. ""Если бы" является для артистов рычагом, переводящим нас из действительности в мир, в котором только и может совершаться творчество" (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 2, 1954, с. 57). Акт„р создает в своем воображении те или иные обстоятельства внеш. среды (окружающие его в наст. момент или окружавшие его в прошлом - предлагаемые обстоятельства") и ставит перед собой вопрос: что бы я стал сегодня, здесь, сейчас делать, какие бы я действия совершал, если бы эти обстоятельства (или какое-то одно из них) были не вымыслом воображения, Страницы: «« « 845 846 847 848 849 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |