Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 864 865 866 867 868 869 870 » »» созданию белорус. проф. т-ра. Ж. инсценировал "Хам" и "В зимний вечер" Ожеш-ко, перев„л пьесу "Хата за селом" ("Цыганка Аза") Старицкого. В 1913 пост. в белорус. любительском коллективе в Радошковичах "Павлинку" Я. Купалы. Ж. был одним из организаторов "Первого товарищества белорус. драмы и комедии" (совм. с И. Т. Буйниц-ким и Вс. Фальским) и Т-ра им. Я. Купалы, где работал как режисс„р и акт„р. Ж.играл роли героев, людей сильных характеров и драматич. судьбы. Лучшие его роли: в "Первом товариществе"- Рысь ("В зимний вечер", 1917), Сымон ("Разор„нное гнездо" Я. Купалы, 1917), в Т-ре им. Я. Купалы - Караваев ("Мятеж", 1927), Пеклеванов ("Броненосец 14-69", 1928). В Т-ре им. Я. Купалы Ж. пост. спектакли "В зимний вечер" (1920), "Павлинка" (1920),"Разор„нное гнездо" (1921), "Ганка" Голубка (1921), "Лес шумит" по Короленко (1922). Лит.: H я ф „ д Ул., Беларуси! тэатр, MIHCK, 1959. О. С. ЖЕДАЛЬЖ (Gedalge), Андре (27.XII.1856 - 5.11. 1926) - французский п-едагог и композитор. Музыке обучался у Э. Гиро в Парижской консерватории. С 1905 - профессор контрапункта и фуги той же консерватории. Педагогич. метод Ж., лиш„нный догматизма, был направлен на развитие индивидуального композиторского стиля, прежде всего мелодического мастерства. Среди учеников Ж. - Г. Гровле, Ж. Ибер, Д. Мийо, А. Онеггер, А. Рабо, М. Равель, Дж. Энеску. Автор опер "Елена" (соч. 1893), "В ловушке" (1895, т-р "Опера комик") и др.; пантомимы "Маленький савояр" (1891, "Т-р де Нувоте", Париж), балета "Феб" (соч. 1900) и др. произв. Рим. пр. (1885). Соч.: Traite de la fugue, P., 1901. Лит.: A. Gedalge, P., 1926. ЖЕЛЕНСКИЙ, Желеньский (Zelenski), Владислав (6.VII.1837, Градковице,-23.1.1921, Краков) - польский композитор, муз. обществ, деятель и педагог. Один из основоположников польск. нац. оперы. Музыке обучался в Кракове, в 1859-62 совершенствовался в Праге, в 1866-70 - в Париже. В 1862 окончил Пражский ун-т, получил звание доктора философии. С 1870 жил и работал в Польше. Написал оперы "Конрад Валленрод" по одноим. поэме Мицкевича (1885, Т-р им. Скарба, Львов), "ГопЛана" по пьесе Словацкого "Балладина" (1896, Т-р оперы, Краков), "Янек" (1900, Городской т-р, Львов), "Старое предание" (1907, Т-р оперы, Краков), а также ряд симф., камер-но-инструмент., вок.и др. соч. В сво„м оперном творчестве, опирающемся на нац. муз. фольклор, Ж. продолжил традиции С. Монюшко. Музыка оперы "Янек" основана на нар. песнях; в основу сюжета положен эпизод из жизни закопанских горцев. Оперы Ж. отличаются глубоким лиризмом. Ж. был одним из основателей консерватории (1887) и "Музыкального общества" (1878) в Кракове. Профессор теории музыки, преподавал в Муз. ин-те в Варшаве в 1872-81 и в Краковской консерватории (с 1887). Лит.: Jachimecki Z., Wladislaw Zelenski, Krakow, 1959. Б. Ш. ЖЕЛЕНСКИЙ, Желеньский (Zelenski; псевд.- Бой; Boy), Тадеуш (21.XII.1874-4.VII.1941)-польский театральный критик, переводчик, литературовед и писатель. Сын композитора В. Желенского. Окончил Краковский медицинский ин-т.Лит. деятельность начал в 1906 как автор песенок и сатирич. сценок для лит.-по-литич. кабаре "Зел„ный шарик". С 1919 писал театр. рецензии для краковской газеты "Час" ("Время"), затем для варшавской "Курьер Поранный". Театр. фельетоны Ж. в 1920-30 издавались ежегодно в сб. "Флирт с Мельпоменой" (10 тт., в 1933 11-й т."Окно в жизнь"). Ж. считал, что т-р должен отражать жизнь; анализируя пьесу, он поднимал вопросы общественных отношений, морали. Высоко ценил драматургию Словацкого, Мицкевича, Фредро, разоблачал идейное бесплодие неоромантиков "Молодой Польши". Ж. утверждал, что форма и содержание "неразрывны, как душа и тело"; важнейшими компонентами спектакля являются пьеса и акт„р; искажение дра-матургич. произв. ради зрелищного эффекта, ради режисс„рского замысла вредно сказывается на развитии т-ра, т. к. "театр не игрушка для режисс„ра и директора - он сердце и мозг народа". Перев„л пьесы Мольера. В 1933 Ж. был избран в чл. Польской лит. академии; с 1939 - проф. истории франц. лит-ры. В 1941 был расстрелян гитлеровцами во Львове. Соч.: Pisma, t. l-18,Warsz., Г?95Г6]-1959]; "Flirt z Melpomena", t. l-11, Warsz., 1920-1935; Obrachunki iredrowskie, 2 wyd., Warsz., 1954. Лит.: S t a w a r A., Tadeusz zelenski (Boy), Warsz., 1958; Z i m a n d R., Brazoburca, "Tworczosc", 1954, zesz. 12, 1955, zesz. l; e г о же. Trzy studia o Boyu, Warz., 1961; Szyfman A., Jeden rok w zyciu BoyВ. ЖЕЙОБЙНСКИЙ, Валерий Викторович [27.1 (9.11). 1913-13.VIII.1946] - русский советский композитор. В 1928-32 учился в Ленингр. консерватории (кл. композиции проф. В. В. Щербач„ва). С конца 20-х гг. выступал как пианист. Автор опер: "Камаринский мужик" (1933, Ленингр. Малый оперный т-р), "Именины" (1935, там же), "Мать" по Горькому (1938, там же), оперетт "Под стеклянным колпаком" (1932, Ленингр. т-р муз. комедии), "Последний бал" (1939, там же), музыки к спектаклям "Двенадцатая ночь"; "Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского (Ленингр. т-р Комедии), "Белеет парус одинокий" Катаева (Ленингр. ТЮЗ) и др., а также ряда камерно-инструмент., вок. и др. соч. Лит.: Б о г д а н о в-Б ереэовский В.М., Советская опера, Л.-М., 1940. ЖЕМАИТЕ (наст. фам. - Жимантене), Юлия (31 .V.1845-7.XII.1921) - литовская писательница. Лит. деятельность начала в 1894. В своих драматических произведениях реалистически изображала тяж„лую жизнь литовского народа, осмеивала отсталость и суеверия ("Сватовство", 1898, "Волшебный доктор", 1912), продажность царского суда ("Вол остной суд", 1900), религиозные предрассудки ("Наш самый добрый", 1899), сатирически изображала сельскую жизнь ("Ошиблись", 1912, "Три любовницы", 1898, "Пропитые балахоны", 1897). Пьесы Ж. написаны ярким нар. языком, отличаются знанием жизни крестьян, мастерством диалога, они ставились в любительских кружках и полупроф. т-рах. Совместно с писательницей Бите (Г. Петкевичайте) написала не- сколько реалистич. социально-бытовых драм и комедий под общим псевдонимом Дви Мотери (Две женщины). Эти пьесы показывают борьбу с царизмом ("Литвома-ны", 1905), суевериями, за просвещение народа ("Ч„рт в ловушке", 1899, "Проданное счастье", 1900, и др.). Большой популярностью пользуются инсценировки рассказов Ж.: "Невеста" (1945, инсц. В. Милюнас), "Осенний вечер" (1934, инсц. В. Швитригайла), "Пят-рас Курмялис" (1945, инсц. Рукас-Инчюра). Соч.: Rastai, t. 1-6, [Vilnius], 1956-57 (т. 5. Драм. произв., с. 7-304); в рус. пер.- Избр. соч., т. 1-2, M., 1951. В. M. Страницы: «« « 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 864 865 866 867 868 869 870 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |