|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 860 861 862 863 864 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 » »» также принадлежат балеты "Фатых" (1943), "Зюгра" (1946, Т-р оперы и
балета, Казань), симф., камерно-инстру-мент. и др. соч. С 1953 Ж.- проф.
Казанской консерватории. Гос. пр. СССР (1950) за сюиту на тат. темы.
Лит.: Виноградов Ю., Назиб Жиганов и его творчество, в кн.:
Литературный Татарстан. Альманах, кн. 2, Казань, 1949; ГиршманЯ. М.,
Назиб Жиганов, М., 1 957.
ЖИГМИДДОРЖ, Бучийн (р. 1910) - монгольский акт„р. Чл. МНРП. Засл.
арт. МНР. С 1929 был участником художеств. самодеятельности. В 1933-41
работал в Т-ре МНРА, с 1941, после реорганизации этого т-ра,- в Гос.
муз.-драм. т-ре.
Роли: Бэджин лама, Буянхишиг да-лама ("Сумья но„н", 'Ванли"- нар.
пьесы), Цаган гэрт хан и Цотон но„н ("Три Шарайгольских хана", инсц.
Намдака по эпосу "Гэсэ-риада"), Тибетский купец ("Среди печальных гор"
Наца-гдоржа), Бригелла ("Слуга двух господ"), Вакуленко ("Калиновая
роща" Корнейчука) и др. Снимался в кино.
Э. О., Г. У.
ЖИГУНОВ, Тима Талибович (р. 23. Vlil. 1914)- кабардинский советский
акт„р. Засл. арт. РСФСР и Каб.-Балк. АССР (1957). В 1940 окончил
Кабардинскую студию ГИТИСа и вступил в труппу Кабардинского т-ра (ныне
Кабардино-Балкарский т-р,Нальчик). Первые роли: граф Альмавива
("Женитьба Фигаро"), Сильвио ("Слуга двух господ"), Павел Корчагин ("Как
закалялась сталь"), Аскер ("Аршин мал алан" Гаджи-бекова). В дальнейшем
определилось острохарактерное дарование Ж., разнообразие в выборе им
выразит. средств. Роли: Хлестаков; Алмастин ("Даханаго" Аксирова),
Хитрый мулла ("Навечно" Шортанова), злобный князь Ашажоко ("Камбот и
Ляца" Шортанова), Часовщик ("Кремл„вские куранты"), Яровой;
Дормидонт, Миловзоров ("Поздняя любовь", "Без вины виноватые"
Островского). Е. Ж.
ЖИД (Gide), Андре (22. XI. 1869-19.II.1951)- французский писатель,
драматург. В 1891 начал лит. деятельность. Автор романов "Имморалист",
"Подземелья Ватикана", "Фальшивомонетчики" и др., идеализирующих
принципы индивидуализма и аморализма. В пьесах "Саул" (1898, т-р "Вь„
колрмбье", 1922) и "Царь Кандавл" (1899, т-р "Творчество", 1901) Ж.
изображает властолюбивых деспотов-маньяков, сатирически рисуя также и
представителей народа. Любимый герой Ж., изображ„нный в пьесе "Филоктет"
(изд. 1899, пост. в Париже - 1919),- гордый одиночка, презирающий власть
общества и богов, ставящий себя выше интересов родины, подчиняющийся
лишь акту свободной воли. В нач. 30-х гг., в период обостр„нного
внимания к идеям социализма и разоблачения империализма и фашизма, Ж.
написал сво„ наиболее значит, драматич. произв.- драму "Эдип" (1930,
пост. реж. Ж. Питоев в 1932), проникнутую верой в торжество свободы
человека. Однако в эти же годы оптимистич. настроенность Ж. уступила
место депрессии. Ж. принадлежит либретто драматич. симфонии "Персефона"
(муз. Стравинского, 1934, "Гранд-Опера"), в к-ром прозвучал призыв
примириться с действительностью. В 1936 Ж. написал книгу "Возвращение из
Советского Союза", в к-рой повторил клеветнич. выпады бурж. прессы.
Духовная капитуляция перед фашизмом сказалась в пьесе "Робер, или
Общественный интерес" (1940, "Т-р мю-нисипаль" в Тунисе-1946).
Ж,-автор ряда работ о т-ре, в т. ч. статьи "О эволюции театра"
(1904), в к-рой он подч„ркивает чужерод-ность иск-ву "общественных,
патриотических" устремлений драматурга. Ж. инсценировал свой роман
"Подземелья Ватикана" (1933, "Литературное об-во"), роман "Процесс"
Кафки (совм. с Ж. Л. Барро, 1947, "Т-р Мариньи"). В сво„м драматургич.
творчестве Ж. декадентски интерпретировал библейские, мифоло-гич. и
античные сюжеты. Эстетизация нравственного уродства, открытая
реакционность этич. и историч. концепций, культ индивидуализма,
характерные для творчества Ж., подготовили почву для драматургии
экзистенциалистского направления и т. н. школы "авангардистского т-ра"
во Франции. Нобелевская пр. (1947).
С о ч.: Theatre complet, v. 1-8, Neuchatel-P., 1947-49;
Собр. соч., пер. с франц., т. 1, Л., 1935.
Лит.- В г о d i n Р., Presences contemporaines, v. 2, P., 1958. В.
Бал.
ЖЙДЕК (Zidek), Иво (р. 1926) - чешский артист оперы (лирический
тенор). Пению учился у проф. Р. Ва-шека в Остраве. Был принят стаж„ром,
затем солистом Остравског оперного т-ра. .Дебютировал в партии Вертера
(о. п. Массне). Эпизодически выступал в Пражском Нац. т-ре, в 1948 стал
солистом этого т-ра, с большим успехом исполнял партию Еника в
"Проданной невесте". С 19Й6 Ж. выступает на сцене Венской гос. оперы.
Партии: Дон Карлос (о. п. Верди), Де Грие ("Манон Леско" Пуччини),
Вальзаччи ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Фернандо ("Буря" Фибиха), Гофман
("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Феррандо ("Так поступают все" Моцарта).
Лит.: ip L., Pevci pred mikrofonem, Praha, 1960.
Л. Moc. "ЖИДОВКА", "Е в p e и к a" ("La Juive"),- опера Ф.Галеви,
либр. Э. Скриба, пост. 23 февр. 1835, Париж. Ид„т также под назв. "Дочь
кардинала". Ставилась на сценах почти всех стран мира. Впервые пост. в
России нем. труппой 23 окт. 1837, Петербург. На рус. яз. (в пер. Н.
Куликова) пост. 6 февр. 1859, Петербург ( Ел еазар-Сетов, Кардинал -
Васильев 1-й, Рахиль - Булахова, Принцесса-Кох). В Москве пост. 21 янв.
1865, Большой т-р (Елеазар - Сетов, Рахиль - Анненская, Леопольд -
Владиславлев, Евдок-сия - Кох, де Броньи - Демидов, Руджеро -
Артемов-ский, Альберт - Константинов). В 1914 пост. в Оперном т-ре
Зимина (дириж„р Плотников, реж. Иванов, худ. Федотов; Елеазар - Дыгас,
Кардинал - Запорожец, Леопольд-Юдин, Судья - Хохлов, Рахиль - Кошиц,
Евдоксия - Роговская). На сов. сцене пост. 28 окт. 1922, Москва, Т-р
Зимина (дириж„р Орлов, реж. Просторов; Герцогиня - Лисичкина, Рахиль -
Окунева, Елеазар - Матвеев, Кардинал - Касторский, Леопольд - Палферов,
Руджеро - Воронов, Глашатай - Озеров).
Издания: "Ж.", М., Юргенсон, Г1888]. ff, рр
ЖИЕНКУЛОВА, Ш. - см. Шара.
"ЖИЗЕЛЬ" ("Giselle") - балет А. Адана, либретто Т. Готье и Ж.
Сен-Жоржа. Пост. 28 июня 1841 в т-ре "Гранд-Опера", Париж (балетм.
Коралли, худ. Чичери;
Жизель - Гризи, Альберт - Л. Петипа, Мирта - Дю-милетр). Первая пост.
в Петербурге в Мариинском т-ре 18 дек. 1842 (балетм. Титюс, худ. Роллер;
Жизель - Андрея-нова, Альберт - Никитин). Первая пост. в Москве 15 сент.
1844 в Большом т-ре. Возобн. в 1911 (балетм. Горский; Жизель - Каралли,
Альберт - Тихомиров).
На сов. сцене поставлена: в Большом т-ре в 1934 (балетм. Монахов,
худ. Макаров); в 1944 (балетм. Лавровский, худ. Волков; Жизель -
Страницы: «« « 860 861 862 863 864 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |