|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 859 860 861 862 863 864 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 » »» художественная детопись", СПБ, 1911, .Ne 18. с. 284-95; Волконский С.,
Художественные отклики, СПБ, 1912, с. 59-78; И. М. Москвин, Статьи и
материалы. Сборник, М., 1948, с. 149-72;
Ломунов К., Драматургия Л. Н. Толстого, М., 1956, с. 322-80;
Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956, с. 386-406; "Театр", 1960,
ј 11, с. 76-81,. А. Шн.
ЖИВОЙИНОВИЧ (Живо?инови?),Велимир(р. 2.XI. 1886) - югославский
(сербский) поэт, критик и режисс„р. Окончил философский ф-т в Лейпциге и
в Белграде (1914). В 1919 вместе с С. Пандурови-чем основал журнал
"Мисао" ("Мысль"), где печатал статьи по эстетике, литературе и т-ру. С
1920 - режисс„р, с 1924 - директор Белградского Нац. т-ра. Автор
психологич. драмы из крестьянской жизни "Человек мечтает" (1938, Нац.
т-р, Белград) и драмы "Станции". Ж. выступал также как переводчик.
Перев„л пьесы Лабиша, Шиллера, Достоевского, Г„те, совм. с Б. Недичем
Шекспира ("Зимнюю сказку" и "Ромео и Джульетту"). М. Ник.
ЖИВОКЙНИ, Василий Игнатьевич [1805-18(30).!. 1874] - русский акт„р.
Род. в Москве. Отец Ж. - выходец из Италии, был владельцем небольшой
макаронной фабрики (сожжена в 1812). Поступив в Моск. театр. уч-ще
(1817), Ж. занимался балетом, обучался игре на скрипке, драм. иск-ву.
Готовился стать музыкантом в оркестре. В 1822, под влиянием простой и
правдивой игры И. И. Сосницкого, гастролировавшего в Москве, Ж. решил
стать драм. акт„ром. Подготовив три роли, Ж. в 1824 дебютировал в одной
из них на моек. сцене (Дубридор - "Глухой, или Полный трактир"). В том
же году сыграл Митрофанушку ("Недоросль"). В 1825, по окончании уч-ща,
был зачислен в драм. труппу моек. т-ров (с 1824 - Малый т-р). Выступал
вначале в драмах, операх и балетах, играл в оркестре. Вскоре Ж.
выделился как за-мечат. водевильный акт„р, комик-буффотличалась естественностью и простотой, что роднило его иск-во с
творчеством основоположника рус.сце-нич. реализма М. С. Щепкина (с к-рым
Ж. выступал в одних и тех же спектаклях, а иногда исполнял одинаковые
роли). В то же время Ж. стремился к импровизации, к яркой буффонаде,
созданию постоянной маски. Своих героев, принадлежавших, как правило, к
средним и низшим слоям общества (ремесленники, акт„ры, небогатые
торговцы, мелкие чиновники), Ж. изображал сочувственно, с большой
любовью. Творчество Ж. проникнуто оптимизмом (его называли "светлым
комиком"). Замечат. комедийный акт„р, Ж. широко использовал традиции
рус. нар. т-ра (представления скоморохов, балаганы и др.). Любимые
персонажи Ж.- вес„лые и добродушные люди: хлопотливые отцы, недал„кие,
но искренне влюбл„нные женихи, хитрые старики, флегматичные умники,
темпераментные простаки. Играя, по существу, одну и ту же роль, акт„р
создавал постоянный образ-маску человека средних лет, живого,
непосредственного, обладающего ярким чувством юмора, всегда готового к
проделкам.У героев Ж. были особая, смешная, хромающая походка, угловатые
жесты. Говорил Ж., смешно растягивая слова, делал неправильные ударения,
ещ„ более усиливающие комич. эффект. Для творчества Ж. характерно
обращение к импровизации, он вставлял сочин„нные им экспромтом реплики,
обращался к публике, пел куплеты, иногда превращая сво„ пение во
вставной эстрадный номер. Импровизации Ж. отличались остроумием, часто
носили сатирич. направленность. В такой манере Ж. играл не только в
водевилях (Жовиаль - "Стряпчий под столом", 1834, Мордашев- "Аз и Ферт"
Ф„дорова, и мн. др.), но и в классич. пьесах. Однако в реалистич.
бытовых драмах импровизационно-буффонная манера игры акт„ра вступала в
резкое противоречие с содержанием произведения. Так, напр., Подколесина
("Женитьба"), Рас-плюева ("Свадьба Кречинского"), Рисположенско-го
("Свои люди - сочт„мся") и др. роли Ж. играл в обычной для него
водевильной манере, не искал характерности. Зато в ролях, дающих
возможность обращаться к буффонаде, - Арган ("Школа ж„н" Мольера),
Грумио ("Укрощение строптивой" Шекспира), Ж. бывал очень хорош. С 60-х
гг. Ж., обладавший музыкальностью, выступал также и в опереттах.
Ж. в„л педагогическую работу в Моск. театр. уч-ще. Обучая своих
учеников гл. обр. на водевильном репертуаре, он требовал от них простоты
и естественности исполнения, боролся против наигрыша и напыщенности.
Ежегодно (с 1834, Нижний Новгород, антреприза Рязанцева) Ж.
гастролировал в провинции. В конце 1873 тяжело заболел и перестал
выступать на сцене. Однако, почувствовав себя лучше, он решил
возобновить работу в т-ре. 17 янв. 1874 состоялся спектакль с его
участием, к-рый Ж. едва дов„л до конца и через несколько часов
скончался.
Соч.: Из моих воспоминаний, "Библиотека театра и искусства", СПБ,
1914, февраль, кн. 2, с. 3-31.
Лит.: Кони Ф., В. И. Живокини на петербургской сцене, "Репертуар и
Пантеон театров", СПБ, 1847, т. 4, с. 10-16; Дмитриев Ю. А., Московского
Малого театра артист Живокини, "Театр", I960, ј 9. Ю. Д.
ЖИВОКИНИ - семья русских акт„ров: 1) Дмитрий Васильевич (15. V. 1829
- 8. I. 1890). Сын В. И. Живокини. С 1848 до конца жизни служил в Малом
т-ре; играл комич. (преим. вторые) роли;
2) Александра Васильевна (урожд„нная Петрова; 1840 - 10. I. 1885).
Жена Д. В. Живокини. Работала в Малом т-ре (1857-78). Исполняла преим.
вторые роли в водевилях; 3) Надежда Дмитриевна Живокин и-М а р д ж а н о
в а (р. 29. VIII. 1876). Дочь Дмитрия Вас. Живокини. Жена режисс„ра К.
А. Марджанишвили. Выступала на сцене с 1896. Ю. Д.
ЖИГАНОВ, Назиб Гаязович [р. 2(15). I. 1911] - татарский советский
композитор. Нар. арт. СССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Деп.
Верх. Совета РСФСР 3-5-го созывов. В 1938 окончил Моск. консерваторию
(кл. композиции проф. Г. И. Литинско-го). Творчество Ж., отмеченное ярко
выраженным нац. характером и органич. усвоением рус. муз. культуры,
заложило основы тат. оперного иск-ва. Ж. написал оперы:
"Качкын" ("Беглец"; исп. в 1939 на открытии Т-ра оперы и балета в
Казани) об участии татарского народа в пугач„вском восстании, "Ирек"
(1940, там же) о первых днях Октября в татарской деревне. Борьба против
монг. ханов-поработителей показана в опере на либр. М. Джалиля
"Алтынчеч" ("Золотоволосая", 1941, Т-р оперы и балета, Казань, Гос. пр.
СССР, 1948). Героич. подвигу. и самоотверж. труду сов. людей в годы
Великой Отечеств, войны посв. оперы "Ильдар", на либр. М. Джалиля (1942,
Т-р оперы и балета, Казань, 2-я ред. - "Дорога победы", 1954, там же),
"Тюляк" (1945, там же), "Намус" ("Честь";
1950, там же). Опера "Джалиль" (1957) воссозда„т образ татарского
сов. поэта-героя. В операх Ж. много выразит, арий, вок. ансамблей, симф.
антрактов, живописных балетных сцен. Лучшие произв. Ж. отличаются яркой
фантазией, художеств. мастерством, реализмом и динамичностью стиля. Ж.
Страницы: «« « 859 860 861 862 863 864 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |