Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 859   860   861   862   863   864   865   866   867  868   869   870   871   872   873   874   875   876   877  » »»

художественная детопись", СПБ, 1911, .Ne 18. с. 284-95;  Волконский  С.,
Художественные отклики, СПБ, 1912, с. 59-78; И.  М.  Москвин,  Статьи  и
материалы. Сборник, М., 1948, с. 149-72;
   Ломунов  К.,  Драматургия  Л.  Н.  Толстого,  М.,  1956,  с.  322-80;
Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956, с. 386-406; "Театр", 1960,
ј 11, с. 76-81,. А. Шн.
   ЖИВОЙИНОВИЧ  (Живо?инови?),Велимир(р.  2.XI.  1886)   -   югославский
(сербский) поэт, критик и режисс„р. Окончил философский ф-т в Лейпциге и
в Белграде (1914). В 1919  вместе  с  С.  Пандурови-чем  основал  журнал
"Мисао" ("Мысль"), где печатал статьи по эстетике, литературе и т-ру.  С
1920 - режисс„р,  с  1924  -  директор  Белградского  Нац.  т-ра.  Автор
психологич. драмы из крестьянской жизни "Человек  мечтает"  (1938,  Нац.
т-р, Белград) и драмы  "Станции".  Ж.  выступал  также  как  переводчик.
Перев„л пьесы Лабиша, Шиллера, Достоевского, Г„те, совм.  с  Б.  Недичем
Шекспира ("Зимнюю сказку" и "Ромео и Джульетту"). М. Ник.
   ЖИВОКЙНИ, Василий Игнатьевич [1805-18(30).!. 1874] -  русский  акт„р.
Род. в Москве. Отец Ж. - выходец из  Италии,  был  владельцем  небольшой
макаронной фабрики (сожжена в  1812).  Поступив  в  Моск.  театр.  уч-ще
(1817), Ж. занимался балетом, обучался игре на  скрипке,  драм.  иск-ву.
Готовился стать музыкантом в оркестре. В 1822, под  влиянием  простой  и
правдивой игры И. И. Сосницкого, гастролировавшего в  Москве,  Ж.  решил
стать драм. акт„ром. Подготовив три роли, Ж. в 1824 дебютировал в  одной
из них на моек. сцене (Дубридор - "Глухой, или Полный трактир").  В  том
же году сыграл Митрофанушку ("Недоросль"). В 1825, по  окончании  уч-ща,
был зачислен в драм. труппу моек. т-ров (с 1824 - Малый  т-р).  Выступал
вначале в  драмах,  операх  и  балетах,  играл  в  оркестре.  Вскоре  Ж.
выделился  как  за-мечат.  водевильный  акт„р,   комик-буффотличалась  естественностью  и  простотой,  что  роднило  его  иск-во  с
творчеством основоположника рус.сце-нич. реализма М. С. Щепкина (с к-рым
Ж. выступал в одних и тех же спектаклях, а  иногда  исполнял  одинаковые
роли). В то же время Ж. стремился к  импровизации,  к  яркой  буффонаде,
созданию постоянной маски. Своих героев, принадлежавших, как правило,  к
средним  и  низшим  слоям  общества  (ремесленники,  акт„ры,   небогатые
торговцы,  мелкие  чиновники),  Ж.  изображал  сочувственно,  с  большой
любовью. Творчество Ж.  проникнуто  оптимизмом  (его  называли  "светлым
комиком"). Замечат. комедийный акт„р,  Ж.  широко  использовал  традиции
рус. нар. т-ра  (представления  скоморохов,  балаганы  и  др.).  Любимые
персонажи Ж.- вес„лые и добродушные люди: хлопотливые  отцы,  недал„кие,
но искренне влюбл„нные  женихи,  хитрые  старики,  флегматичные  умники,
темпераментные простаки. Играя, по существу, одну и ту  же  роль,  акт„р
создавал  постоянный   образ-маску   человека   средних   лет,   живого,
непосредственного, обладающего ярким чувством юмора, всегда  готового  к
проделкам.У героев Ж. были особая, смешная, хромающая походка, угловатые
жесты. Говорил Ж., смешно растягивая слова, делал неправильные ударения,
ещ„ более  усиливающие  комич.  эффект.  Для  творчества  Ж.  характерно
обращение к импровизации, он вставлял сочин„нные им экспромтом  реплики,
обращался к  публике,  пел  куплеты,  иногда  превращая  сво„  пение  во
вставной эстрадный номер. Импровизации Ж. отличались  остроумием,  часто
носили сатирич. направленность. В такой манере  Ж.  играл  не  только  в
водевилях (Жовиаль - "Стряпчий под столом", 1834, Мордашев- "Аз и  Ферт"
Ф„дорова, и мн. др.), но  и  в  классич.  пьесах.  Однако  в  реалистич.
бытовых драмах импровизационно-буффонная манера игры акт„ра  вступала  в
резкое противоречие с содержанием произведения. Так, напр.,  Подколесина
("Женитьба"),  Рас-плюева  ("Свадьба   Кречинского"),   Рисположенско-го
("Свои люди - сочт„мся")  и  др.  роли  Ж.  играл  в  обычной  для  него
водевильной  манере,  не  искал  характерности.  Зато  в  ролях,  дающих
возможность обращаться к  буффонаде,  -  Арган  ("Школа  ж„н"  Мольера),
Грумио ("Укрощение строптивой" Шекспира), Ж. бывал очень хорош.  С  60-х
гг. Ж., обладавший музыкальностью, выступал также и в опереттах.
   Ж. в„л педагогическую работу  в  Моск.  театр.  уч-ще.  Обучая  своих
учеников гл. обр. на водевильном репертуаре, он требовал от них простоты
и естественности исполнения, боролся  против  наигрыша  и  напыщенности.
Ежегодно  (с   1834,   Нижний   Новгород,   антреприза   Рязанцева)   Ж.
гастролировал в провинции.  В  конце  1873  тяжело  заболел  и  перестал
выступать  на  сцене.  Однако,  почувствовав  себя   лучше,   он   решил
возобновить работу в т-ре.  17  янв.  1874  состоялся  спектакль  с  его
участием,  к-рый  Ж.  едва  дов„л  до  конца  и  через  несколько  часов
скончался.
   Соч.: Из моих воспоминаний, "Библиотека  театра  и  искусства",  СПБ,
1914, февраль, кн. 2, с. 3-31.
   Лит.: Кони Ф., В. И. Живокини на петербургской  сцене,  "Репертуар  и
Пантеон театров", СПБ, 1847, т. 4, с. 10-16; Дмитриев Ю. А., Московского
Малого театра артист Живокини, "Театр", I960, ј 9. Ю. Д.
   ЖИВОКИНИ - семья русских акт„ров: 1) Дмитрий Васильевич (15. V.  1829
- 8. I. 1890). Сын В. И. Живокини. С 1848 до конца жизни служил в  Малом
т-ре; играл комич. (преим. вторые) роли;
   2) Александра Васильевна (урожд„нная Петрова; 1840 -  10.  I.  1885).
Жена Д. В. Живокини. Работала в Малом т-ре (1857-78).  Исполняла  преим.
вторые роли в водевилях; 3) Надежда Дмитриевна Живокин и-М а р д ж а н о
в а (р. 29. VIII. 1876). Дочь Дмитрия Вас. Живокини. Жена  режисс„ра  К.
А. Марджанишвили. Выступала на сцене с 1896. Ю. Д.
   ЖИГАНОВ, Назиб Гаязович [р. 2(15). I.  1911]  -  татарский  советский
композитор. Нар. арт. СССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1944.  Деп.
Верх. Совета РСФСР 3-5-го созывов. В 1938  окончил  Моск.  консерваторию
(кл. композиции проф. Г. И. Литинско-го). Творчество Ж., отмеченное ярко
выраженным нац. характером и  органич.  усвоением  рус.  муз.  культуры,
заложило основы тат. оперного иск-ва. Ж. написал оперы:
   "Качкын" ("Беглец"; исп. в 1939 на открытии Т-ра  оперы  и  балета  в
Казани) об участии татарского народа  в  пугач„вском  восстании,  "Ирек"
(1940, там же) о первых днях Октября в татарской деревне. Борьба  против
монг.  ханов-поработителей  показана  в  опере  на  либр.   М.   Джалиля
"Алтынчеч" ("Золотоволосая", 1941, Т-р оперы и балета, Казань, Гос.  пр.
СССР, 1948). Героич. подвигу. и самоотверж.  труду  сов.  людей  в  годы
Великой Отечеств, войны посв. оперы "Ильдар", на либр. М. Джалиля (1942,
Т-р оперы и балета, Казань, 2-я ред. - "Дорога победы", 1954,  там  же),
"Тюляк" (1945, там же), "Намус" ("Честь";
   1950, там же). Опера "Джалиль"  (1957)  воссозда„т  образ  татарского
сов. поэта-героя. В операх Ж. много выразит, арий, вок. ансамблей, симф.
антрактов, живописных балетных сцен. Лучшие произв. Ж. отличаются  яркой
фантазией, художеств. мастерством, реализмом и динамичностью  стиля.  Ж.

Страницы: «« « 859   860   861   862   863   864   865   866   867  868   869   870   871   872   873   874   875   876   877  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия