Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 859 860 861 862 863 864 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 » »» художественная детопись", СПБ, 1911, .Ne 18. с. 284-95; Волконский С., Художественные отклики, СПБ, 1912, с. 59-78; И. М. Москвин, Статьи и материалы. Сборник, М., 1948, с. 149-72; Ломунов К., Драматургия Л. Н. Толстого, М., 1956, с. 322-80; Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956, с. 386-406; "Театр", 1960, ј 11, с. 76-81,. А. Шн. ЖИВОЙИНОВИЧ (Живо?инови?),Велимир(р. 2.XI. 1886) - югославский (сербский) поэт, критик и режисс„р. Окончил философский ф-т в Лейпциге и в Белграде (1914). В 1919 вместе с С. Пандурови-чем основал журнал "Мисао" ("Мысль"), где печатал статьи по эстетике, литературе и т-ру. С 1920 - режисс„р, с 1924 - директор Белградского Нац. т-ра. Автор психологич. драмы из крестьянской жизни "Человек мечтает" (1938, Нац. т-р, Белград) и драмы "Станции". Ж. выступал также как переводчик. Перев„л пьесы Лабиша, Шиллера, Достоевского, Г„те, совм. с Б. Недичем Шекспира ("Зимнюю сказку" и "Ромео и Джульетту"). М. Ник. ЖИВОКЙНИ, Василий Игнатьевич [1805-18(30).!. 1874] - русский акт„р. Род. в Москве. Отец Ж. - выходец из Италии, был владельцем небольшой макаронной фабрики (сожжена в 1812). Поступив в Моск. театр. уч-ще (1817), Ж. занимался балетом, обучался игре на скрипке, драм. иск-ву. Готовился стать музыкантом в оркестре. В 1822, под влиянием простой и правдивой игры И. И. Сосницкого, гастролировавшего в Москве, Ж. решил стать драм. акт„ром. Подготовив три роли, Ж. в 1824 дебютировал в одной из них на моек. сцене (Дубридор - "Глухой, или Полный трактир"). В том же году сыграл Митрофанушку ("Недоросль"). В 1825, по окончании уч-ща, был зачислен в драм. труппу моек. т-ров (с 1824 - Малый т-р). Выступал вначале в драмах, операх и балетах, играл в оркестре. Вскоре Ж. выделился как за-мечат. водевильный акт„р, комик-буффотличалась естественностью и простотой, что роднило его иск-во с творчеством основоположника рус.сце-нич. реализма М. С. Щепкина (с к-рым Ж. выступал в одних и тех же спектаклях, а иногда исполнял одинаковые роли). В то же время Ж. стремился к импровизации, к яркой буффонаде, созданию постоянной маски. Своих героев, принадлежавших, как правило, к средним и низшим слоям общества (ремесленники, акт„ры, небогатые торговцы, мелкие чиновники), Ж. изображал сочувственно, с большой любовью. Творчество Ж. проникнуто оптимизмом (его называли "светлым комиком"). Замечат. комедийный акт„р, Ж. широко использовал традиции рус. нар. т-ра (представления скоморохов, балаганы и др.). Любимые персонажи Ж.- вес„лые и добродушные люди: хлопотливые отцы, недал„кие, но искренне влюбл„нные женихи, хитрые старики, флегматичные умники, темпераментные простаки. Играя, по существу, одну и ту же роль, акт„р создавал постоянный образ-маску человека средних лет, живого, непосредственного, обладающего ярким чувством юмора, всегда готового к проделкам.У героев Ж. были особая, смешная, хромающая походка, угловатые жесты. Говорил Ж., смешно растягивая слова, делал неправильные ударения, ещ„ более усиливающие комич. эффект. Для творчества Ж. характерно обращение к импровизации, он вставлял сочин„нные им экспромтом реплики, обращался к публике, пел куплеты, иногда превращая сво„ пение во вставной эстрадный номер. Импровизации Ж. отличались остроумием, часто носили сатирич. направленность. В такой манере Ж. играл не только в водевилях (Жовиаль - "Стряпчий под столом", 1834, Мордашев- "Аз и Ферт" Ф„дорова, и мн. др.), но и в классич. пьесах. Однако в реалистич. бытовых драмах импровизационно-буффонная манера игры акт„ра вступала в резкое противоречие с содержанием произведения. Так, напр., Подколесина ("Женитьба"), Рас-плюева ("Свадьба Кречинского"), Рисположенско-го ("Свои люди - сочт„мся") и др. роли Ж. играл в обычной для него водевильной манере, не искал характерности. Зато в ролях, дающих возможность обращаться к буффонаде, - Арган ("Школа ж„н" Мольера), Грумио ("Укрощение строптивой" Шекспира), Ж. бывал очень хорош. С 60-х гг. Ж., обладавший музыкальностью, выступал также и в опереттах. Ж. в„л педагогическую работу в Моск. театр. уч-ще. Обучая своих учеников гл. обр. на водевильном репертуаре, он требовал от них простоты и естественности исполнения, боролся против наигрыша и напыщенности. Ежегодно (с 1834, Нижний Новгород, антреприза Рязанцева) Ж. гастролировал в провинции. В конце 1873 тяжело заболел и перестал выступать на сцене. Однако, почувствовав себя лучше, он решил возобновить работу в т-ре. 17 янв. 1874 состоялся спектакль с его участием, к-рый Ж. едва дов„л до конца и через несколько часов скончался. Соч.: Из моих воспоминаний, "Библиотека театра и искусства", СПБ, 1914, февраль, кн. 2, с. 3-31. Лит.: Кони Ф., В. И. Живокини на петербургской сцене, "Репертуар и Пантеон театров", СПБ, 1847, т. 4, с. 10-16; Дмитриев Ю. А., Московского Малого театра артист Живокини, "Театр", I960, ј 9. Ю. Д. ЖИВОКИНИ - семья русских акт„ров: 1) Дмитрий Васильевич (15. V. 1829 - 8. I. 1890). Сын В. И. Живокини. С 1848 до конца жизни служил в Малом т-ре; играл комич. (преим. вторые) роли; 2) Александра Васильевна (урожд„нная Петрова; 1840 - 10. I. 1885). Жена Д. В. Живокини. Работала в Малом т-ре (1857-78). Исполняла преим. вторые роли в водевилях; 3) Надежда Дмитриевна Живокин и-М а р д ж а н о в а (р. 29. VIII. 1876). Дочь Дмитрия Вас. Живокини. Жена режисс„ра К. А. Марджанишвили. Выступала на сцене с 1896. Ю. Д. ЖИГАНОВ, Назиб Гаязович [р. 2(15). I. 1911] - татарский советский композитор. Нар. арт. СССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Деп. Верх. Совета РСФСР 3-5-го созывов. В 1938 окончил Моск. консерваторию (кл. композиции проф. Г. И. Литинско-го). Творчество Ж., отмеченное ярко выраженным нац. характером и органич. усвоением рус. муз. культуры, заложило основы тат. оперного иск-ва. Ж. написал оперы: "Качкын" ("Беглец"; исп. в 1939 на открытии Т-ра оперы и балета в Казани) об участии татарского народа в пугач„вском восстании, "Ирек" (1940, там же) о первых днях Октября в татарской деревне. Борьба против монг. ханов-поработителей показана в опере на либр. М. Джалиля "Алтынчеч" ("Золотоволосая", 1941, Т-р оперы и балета, Казань, Гос. пр. СССР, 1948). Героич. подвигу. и самоотверж. труду сов. людей в годы Великой Отечеств, войны посв. оперы "Ильдар", на либр. М. Джалиля (1942, Т-р оперы и балета, Казань, 2-я ред. - "Дорога победы", 1954, там же), "Тюляк" (1945, там же), "Намус" ("Честь"; 1950, там же). Опера "Джалиль" (1957) воссозда„т образ татарского сов. поэта-героя. В операх Ж. много выразит, арий, вок. ансамблей, симф. антрактов, живописных балетных сцен. Лучшие произв. Ж. отличаются яркой фантазией, художеств. мастерством, реализмом и динамичностью стиля. Ж. Страницы: «« « 859 860 861 862 863 864 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |