|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 864 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 882 » »» М.-Л., 1955. Т". Р.
ЖИХАРЕВА, Елизавета Тимофеевна [р. 17(29).XL 1875] - русская
советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1939). Окончила Драм. курсы МХТ;
ученица М. Г. Савицкой и В. И. Немировича-Данченко. Сце-нич.
деятельность начала в 1903 в МХТ. В 1906-08 работала в провинции
(Кострома, "Товарищество новой драмы"). Затем снова в Москве: Т-р Корша
(с 1909), Т-р Незлобина (1911-14), Малый т-р (1915-17). До 1927
выступала за границей. По возвращении играла в Минском, Тбилисском и др.
т-рах. Сильный драматич. темперамент, эффектные внешние при„мы игры
определили успех Ж. в трагедийных ролях. С 1936 Ж.- в труппе Ленингр.
т-ра им. Пушкина, где создала страстный, героико-патриотич. образ
Пассионарии ("Салют, Испания!" Афиногенова), проникнутый гневом,
обличающий фашизм образ Марии Эстераг ("Мой сын" Гергея и Литовского).
Роли: в Т-ре Корша - Катерина ("Гроза"), Графиня Юлия (о. п.
Стриндберга), Мирре Эфрос (о. п. Гордина); в Т-ре Незлобина - Наташа
("Униженные и оскорбл„нные" по Достоевскому), Жанна ДАрк ("Орлеанская
дева" Шиллера), Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому); в Малом
т-ре - Гедда Габлер (о. п. Ибсена); в Минском, Тбилисском и др. т-рах
(гастроли) - Анна Кристи (о. п. ОНила), Любовь Яровая, Кручинина: в
Ленингр. т-ре им. Пушкина - леди Макбет; Гертруда ("Мачеха" Бальзака),
Гурмыжская; Каренина ("Живой труп").
Лит.: А.К., Сорок лет на сцене, "Огон„к", 1943, ј 4. С. Др.
ЖОДЕЛЬ (Jodelle), Этьенн (1532-73) - французский поэт и драматург.
Чл. "Плеяды - поэтич. кружка, возникшего в конце 40-х гг. 16 в. Написал
трагедии "Плен„нная Клеопатра" (1552) и "Дидона, приносящая себя в
жертву" (ок. 1555). Эти произв. мало оригинальны, бездейственны, их язык
риторичен и напыщен; однако соблюдение тр„х единств, деление на 5 актов,
небольшое количество действующих лиц, стихотворная форма предвосхищают
построение классицистской трагедии. Лучшее драм. произв. Ж.- комедия
"Евгений" (1552), положившая, по мнению теоретиков "Плеяды", начало
новой франц. комедиографии. Новаторство этой комедии -в объединении
при„мов итал. "уч„ной комедии" с традициями фарса. Элементы сатиры,
обличение совр. нравов выделяют пьесу среди произв. франц. драматургии
16 в. "Плен„нная Клеопатра" и "Евгений" впервые были пост. учащимися
Реймсского коллежа в присутствии короля Генриха II.
Соч.: Cleopatre captive, P., 1925; Eugene, [Milano, 1955]; П и н у с
С., Французские поеты, т. 1, вып. 2, СПБ, 1914; Хрестоматия по истории
западноевропейского театра, сост. и ред. С. С. Мокульского, т. 1, М.,
1953.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946; История
западноевропейского театра, под общей ред.
С, С. Мокульского, т. 1, M., 1956; Бояджиев Г. H., Первая французская
ренессансная комедия ("Евгений" Этье-на Жоделя), в кн.: Ученые записки
Гос. научно-иссл. ин-та театра и музыки, т. 1. Сектор театра. Л., 1958;
С h a m a r d H., Histoire dela Pleiade, v. 2, P., 1939. A. Mux.
ЖОДЛЕ, Ж о деле [(Jodelet); наст. имя и фам.- Жюльен Б е д о; 1590
(?) -26.III.1660] - французский акт„р. Начал сценическую деятельность в
1-м десятилетии 17 в. Играл в старинных галльских фарсах и в итал.
комедии дель арте, создав ко-мич. маску слуги. Ж. продолжал традиции
искусства фарсовых акт„ров Готье-Гарги-ля, Гро-Гильома и Тюрлюпена,
использовал пародийные гротесковые при„мы. В 1620 вступил в труппу Г.
Мондори (в дальнейшем - театр "Маре"). В 1634 был перевед„н королевским
указом в т-р "Бургундский отель", в 1640 вернулся в т-р "Маре", в 1659
переш„л в труппу "Брата короля", возглавляемую Мольером. Роли:
Клитон ("Лжец" Кор-неля, 1644), Жодле ("Жодле, или Хозяин-слуга",
1645, "Жодле-дуэлист", 1646, Скаррона и "Наученный уму-разуму" Жилле
Тессонери, 1647), виконт Жодле ("Смешные жеманницы" Мольера, 1659). Ж.
создал тип вес„лого, никогда не унывающего слуги - выразителя здравого
нар. смысла. С успехом играл тщеславного и хвастливого дворянина (загл.
роли - "Дон Бертран де Сигарраль" Т. Корнеля, 1650, "Дон Яфет из
Армении" Скаррона, 1652). Популярность Ж. была так велика, что его
изобразили в своих пьесах П. Скар-рон, А. Метель д'Увилль
("Жодле-астро-лог"), Т. Корнель ("Жодле-принц, или Сам у себя под
стражей") и др. франц. драматурги. Г. Брекур посвятил Ж. пьесу
"Притворная смерть Жодле" (1660). Ж. приписывается авторство бурлескных
песенок и нек-рых "мазаринад"-памфлетов, направленных против кардинала
Маза-рини в годы Фронды (1648-53).
Лит.: Mongredien G., Les grands comediens du XVII siecle, P., 1927.
В. Л.
ЖОНАС (Jonas), Эмиль (5. III. 1827- 22. V. 1905)-французский
композитор. Музыке обучался в Парижской консерватории. Дебютировал как
театр. композитор в 1855 одноактной оперой "Дуэль Бенжамена", пост. в
т-ре "Буфф-Паризь-ен". Для того же т-ра Ж. написал оперетты "Парад"
(1856), "Король пь„т" (1857), "Иов и его собака" (1863), "Перед
свадьбой" (1865), "Дезире, император Шампиньи" (1869) и др. Младший
современник Оффенбаха, Ж. пользовался широкой популярностью далеко за
пределами Франции. Особенно известны были его оперетты "Два арлекина"
(1865, Париж; 1868, т-р "Гейети", Лондон), "Утка с двумя клювами" (1869,
Париж; 1871, т-р "Гейети", Лондон), "Золушка младшая" (1871, т-р
"Гейети", Лондон), "Золотой шиньон" (1874, Брюссель). С 1847
Ж. преподавал в Парижской консерватории. Рим. пр. (1849).
ЖОНГЛ‚Р - странствующий комедиант и музыкант эпохи средневековья во
Франции. Ж. называли также гистрионами. В Германии Ж. родственны
шпильманы. Ж., находившийся при трувере и трубадуре, назывался
менестрелем.
ЖОНГЛ‚Р (франц. jongleur, от лат. jo-culator - шутник, за-бавник) -
цирковой артист. Исполнители этого жанра выступают соло, вдво„м (парные
Ж.), группой. Делятся на: Ж. в партере (обычно работают с мячами,
палочками, булавами, кольцами и др. предметами); Ж. на лошади, на
проволоке, трапеции, велосипеде, лестнице; силовых Ж., работающих с
большими тяжестями; антиподистов, жонглирующих ногами. Ю. Д.
ЖОНГЛИРОВАНИЕ - жанр циркового искусства. При Ж. исполнитель номера в
определ„нном ритме подбрасывает и ловит предметы (не менее тр„х). Ж.
часто соединяется с балансированием, эквилибристикой, акробатикой,
клоунадой. Ж. известно с древних врем„н, существовало в Др. Египте, в
античной Греции и Риме. В период средневековья с Ж. выступали бродячие
нар. акт„ры: во Франции-жонгл„ры, в Италии - мимы, в Германии -
шпильманы, в Польше - франты, в России - скоморохи.Широкое развитие Ж.
получило в странах Востока, в частности в Китае и Японии.
В России Ж. демонстрировалось в 17-18 вв. на ярмарках, гуляниях, в
Страницы: «« « 864 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 882 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |