|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 882 883 884 885 886 887 » »» Лит.: Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан
Хмельницкий" и "От всего сердца". Постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958,
"Правда", 1958, 8 июня, ЖУЛЕВА (по мужу - Небольсина), Екатерина Николаевна [30. VIII (11.
IX). 1830 - 29. VI (12.VII). 1905, Петербург] - русская актриса. Училась
в Моск. (с 1840) и Цетерб. (окончила в 1847) театр. уч-щах; с 1846
участвовала в спектаклях Александрийского т-ра. В 1847-1905-в труппе
этого т-ра. Внешне привлекательная, эмоциональная актриса, Ж. обладала
хорошим голосом (сопрано). Начав с водевилей, Ж. первое время увлекалась
ролями с переодеванием - "травести": Габриэль ("Девушка-гусар" Кони),
юнкер Лелев ("Гусарская стоянка, или Плата тою же монетою" Орлова) и др.
Благодаря естественности и непринужд„нности игры, искренности чувства и
задушевности пения Ж. стала к 1851 одной из ведущих водевильных актрис
петерб. сцены. С большим успехом выступила и в опере (Роза - "Андорская
долина" Га-леви, сезон 1851 - 52). Как драматич. актриса Ж. выделилась
исполнением роли Офелии (1849- 1850); играла в мелодрамах: Амалия ("30
лет, или Жизнь игрока" Дюканжа), Эсмеральда ("Эсме-ральда, или Четыре
рода любви" по Гюго, сезон 1851 - 1852). Первые роли Ж. в рус. классике
- Лиза ("Горе от ума", 1847-48), Дарья Васильевна ("Провинциалка"
Тургенева, 1855-56), Донна Анна ("Каменный гость" Пушкина, 1855-56).
Дарование Ж. проявилось наиболее полно с переходом в 60-х гг. на роли
"грандам", пожилых светских женщин, благородных матерей. Е„ героини
отличались импозантностью и элегантностью. Ж. мастерски раскрывала
внутр. сущность образа; е„ тон, мимика, жест были всегда органичны для
данного лица. Среди е„ ролей - Туру-сина ("На всякого мудреца довольно
простоты", 1868), Царица Марфа ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский"
Островского, 1872), Чебоксарова ("Бешеные деньги", 1876), Хл„стова
("Горе от ума", 1880), Анна Андреевна ("Ревизор", 1881), Мурзавецкая
("Волки и овцы", 1895), Гурмыжская ("Лес", 1896). В 1896 в связи с
50-летием сценич. деятельности Ж. получила звание засл. артистки.
Лит.: Кони Ф., Русский театр в Петербурге, "Пантеон и Репертуар
русской сцены", 1850, т. 3, кн. 6, с. 3-8, 10, 11 [Театральная
летопись]; его же, Е. Н. Жулева, артистка русской сцены, "Пантеон",
1852, т. 2, март, кн. 3, с. 27- 34; Вольф А. И., Хроника петербургских
театров, СПБ. 1877, ч. 1-2; С.-в Н. ГН. А. Селиванов], Е. Н. Жулева (по
поводу 50-летия ее сценич. деятельности), "ЕИТ". Сезон 1895-1896 гг.,
СПБ, 1897, с. 390-405; его же. Репертуар Жулевой (1846-1896), там же, с.
406-411. E. Фил.
ЖУЛКОВСКИЙ (Zolkowski), Алойзы Фортунат (2. XII. 1777-11. IX. 1822) -
польский акт„р и драматург. Акт„рскому иск-ву учился в Варшаве у А.
Трусколаской, дебютировал в е„ труппе в 1798. Сценич. деятельность Ж.
связана с т-ром В. Богуславского, где он выступал с 1799. Одна из его
лучших ролей - Журден ("Мещанин во дворянстве"). Среди др. ролей: Франц
Моор; Гомец ("Сил" Корнеля), Труфальдино ("Слуга двух господ"), Лурвель
("Генрих VI на охоте" Богуславского), Лисевич ("Пан Гельдгаб" Фредро) и
др. Ж. развивал нац. реалистич. традиции польского акт„рского иск-ва,
обращался своим творчеством к широкому зрителю. За это критики
неоднократно упрекали его в ориентации на "ра„к". Ж. завоевал
популярность не только талантливой игрой, но и политич. остротой
творчества, он импровизировал текст своих ролей, внося в него
злободневные нам„ки. Лит. деятельность Ж. начал в 1804, переводил пьесы
с франц. и нем. В 1811 написал первую пьесу "Наследник римского трона".
Наиболее популярна пьеса Ж. "Шарлатан, или Воскрешение м„ртвых" (изд.
1828), послужившая сюжетом для либретто од-ноим. оперы Карпинского. В
1809 Ж. изд. "Театральный словарик", написанный совм. с акт„ром
Дму-шевским, где в л„гкой и остроумной форме даются сведения о состоянии
т-раи театр. терминологии того времени. Публика называла Ж.-"Момус", т.
е. бог шутки, сатиры (в 1820-21 Ж. редактировал журнал "Момус").
Лит.: Szwankowski E., Alojzy Zolkowski (ojciec), Warsz., 1956;
Kowalska A., "Momus" Alojzego Zolkowski-ego 1820-1821, Warsz., 1956. P.
B.
ЖУЛКОВСКИЙ (Zolkowski), Алойзы (4. XII. 1814 - 25. XI. 1889) -
польский акт„р. Сын акт„ра А.Ф. Жулковского. Дебютировала 1833 в опере
"Фра Дьяволо" Обера, в партии Англичанина. Через год, продолжая петь в
опере, начал выступать в комедиях А. Фредро (пан Гельдгаб - о. п.;
Шамбелан - "Пан Йовяльский"), Ю. Близиньского (Игнапий - "Мартовский
кавалер", Шаруцкий - "Мастер и подмастерье") и др. совр. авторов, а
также во франц. пьесах Сарду (де Вокуртуа - "Старые холостяки") и др.
Исполнял преим. комедийные роли. Для творч. манеры Ж. характерны
богатство и разнообразие мимики, жеста. Ж. играл так легко и
непринужд„нно, что его исполнение производило впечатление импровизации.
Выступал в варшавских т-рах "Вель-ки" и "Розмаитости".
Лит.: Szczublewski J., Szwankowski E., Alojzy Zolkowski-syn, Warsz.,
1959. P. B.
ЖУНКЕЙРУ, вернее-Г ерра Жункейру (Guerra Junqueiro), Абилиу Мануэл
Герра (15. IX. 1850 -7. VII. 1923) - португальский поэт и драматург.
Закончив в 1873 юридич. ф-т ун-та в Коимбре, обратился к лит. и политич.
деятельности. По своим лит. воззрениям примыкал к "коимбрской школе",
выступившей поборницей реалистич. иск-ва. В первой своей пьесе -
сатирич. обозрении "Путешествие вокруг Парвонии" (написана совм. с
Гиль-ерме ди Азеведу, 1878), Ж. да„т в обобщ„нном гротесковом образе
"Парвонии" ("Страны глупцов") едкую критику социальных и политич.
пороков совр. ему Португалии. Антиклерикальные, пронизанные пантеизмом,
стихи Ж. "Старость Вечного отца" были инсценированы. Разоблачению
португальской монархии и покровительствовавшей ей Англии посв.
патриотич. драматич. поэма "Родина" (1896).
Лит.: Адамов Е., Из португальской жизни и литературы (Письмо из
Лисабона), "Современный мир", 1911, .ј 8;
HourcadeP.. Guerra Junqueiro et le probleme des influences francaises
dans son oeuvre, P., 1932. 3. 77.
ЖУПАНЧИЧ (Zupancic), Отон (23. I. 1878- 11. I. 1949) - югославский
(словенский) поэт и переводчик. Окончил ун-т в Вене. В 1912-13 и 1928-45
был директором Словенского нар. т-ра в Любляне. В 1924 написал лирич.
драму "Вероника Десенишка". Переводил пьесы Мольера, Шиллера, Шоу,
Ростана и др. Лучшими переводами Ж. были пьесы Шекспира:
"Юлий Цезарь" (изд. 1904), "Отелло" (изд. 1923), "Много шуму из
ничего" (изд. 1927), "Король Лир" (изд. 1936), "Ромео и Джульетта" (изд.
1940), "Как вам это понравится" (изд. 1954) p др. ,
Лит.: Летопис Словенске академи1е знаности ин уметно-сти. кн". 3, за
годину 1948-1949,Лу1)л
Страницы: «« « 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 882 883 884 885 886 887 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |