Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 869   870   871   872   873   874   875   876   877  878   879   880   881   882   883   884   885   886   887  » »»

   Лит.: Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая  дружба",  "Богдан
Хмельницкий" и "От всего сердца". Постановление ЦК КПСС от 28 мая  1958,
"Правда", 1958, 8 июня,    ЖУЛЕВА (по мужу - Небольсина), Екатерина Николаевна  [30.  VIII  (11.
IX). 1830 - 29. VI (12.VII). 1905, Петербург] - русская актриса. Училась
в Моск. (с 1840) и Цетерб. (окончила  в  1847)  театр.  уч-щах;  с  1846
участвовала в спектаклях Александрийского  т-ра.  В  1847-1905-в  труппе
этого т-ра. Внешне привлекательная, эмоциональная актриса,  Ж.  обладала
хорошим голосом (сопрано). Начав с водевилей, Ж. первое время увлекалась
ролями с переодеванием - "травести":  Габриэль  ("Девушка-гусар"  Кони),
юнкер Лелев ("Гусарская стоянка, или Плата тою же монетою" Орлова) и др.
Благодаря естественности и непринужд„нности игры, искренности чувства  и
задушевности пения Ж. стала к 1851 одной из ведущих  водевильных  актрис
петерб. сцены. С большим успехом выступила и в опере (Роза -  "Андорская
долина" Га-леви, сезон 1851 - 52). Как драматич. актриса  Ж.  выделилась
исполнением роли Офелии (1849- 1850); играла в мелодрамах:  Амалия  ("30
лет, или Жизнь игрока" Дюканжа), Эсмеральда  ("Эсме-ральда,  или  Четыре
рода любви" по Гюго, сезон 1851 - 1852). Первые роли Ж. в рус.  классике
- Лиза  ("Горе  от  ума",  1847-48),  Дарья  Васильевна  ("Провинциалка"
Тургенева, 1855-56), Донна Анна  ("Каменный  гость"  Пушкина,  1855-56).
Дарование Ж. проявилось наиболее полно с переходом в 60-х  гг.  на  роли
"грандам", пожилых светских  женщин,  благородных  матерей.  Е„  героини
отличались  импозантностью  и  элегантностью.  Ж.  мастерски  раскрывала
внутр. сущность образа; е„ тон, мимика, жест были всегда  органичны  для
данного лица. Среди е„ ролей - Туру-сина ("На всякого  мудреца  довольно
простоты", 1868), Царица Марфа ("Дмитрий Самозванец и  Василий  Шуйский"
Островского,  1872),  Чебоксарова  ("Бешеные  деньги",  1876),  Хл„стова
("Горе от ума", 1880), Анна  Андреевна  ("Ревизор",  1881),  Мурзавецкая
("Волки и овцы", 1895), Гурмыжская ("Лес",  1896).  В  1896  в  связи  с
50-летием сценич. деятельности Ж. получила звание засл. артистки.
   Лит.: Кони Ф., Русский  театр  в  Петербурге,  "Пантеон  и  Репертуар
русской сцены",  1850,  т.  3,  кн.  6,  с.  3-8,  10,  11  [Театральная
летопись]; его же, Е. Н.  Жулева,  артистка  русской  сцены,  "Пантеон",
1852, т. 2, март, кн. 3, с. 27- 34; Вольф А. И.,  Хроника  петербургских
театров, СПБ. 1877, ч. 1-2; С.-в Н. ГН. А. Селиванов], Е. Н. Жулева  (по
поводу 50-летия ее сценич. деятельности), "ЕИТ".  Сезон  1895-1896  гг.,
СПБ, 1897, с. 390-405; его же. Репертуар Жулевой (1846-1896), там же, с.
406-411. E. Фил.
   ЖУЛКОВСКИЙ (Zolkowski), Алойзы Фортунат (2. XII. 1777-11. IX. 1822) -
польский акт„р и драматург. Акт„рскому иск-ву  учился  в  Варшаве  у  А.
Трусколаской, дебютировал в е„ труппе в 1798.  Сценич.  деятельность  Ж.
связана с т-ром В. Богуславского, где он выступал с 1799.  Одна  из  его
лучших ролей - Журден ("Мещанин во дворянстве"). Среди др. ролей:  Франц
Моор; Гомец ("Сил" Корнеля), Труфальдино ("Слуга двух господ"),  Лурвель
("Генрих VI на охоте" Богуславского), Лисевич ("Пан Гельдгаб" Фредро)  и
др. Ж. развивал нац. реалистич. традиции  польского  акт„рского  иск-ва,
обращался  своим  творчеством  к  широкому  зрителю.  За   это   критики
неоднократно  упрекали  его  в  ориентации  на   "ра„к".   Ж.   завоевал
популярность  не  только  талантливой  игрой,  но  и  политич.  остротой
творчества,  он  импровизировал  текст  своих  ролей,   внося   в   него
злободневные нам„ки. Лит. деятельность Ж. начал в 1804, переводил  пьесы
с франц. и нем. В 1811 написал первую пьесу "Наследник римского  трона".
Наиболее популярна пьеса Ж. "Шарлатан, или  Воскрешение  м„ртвых"  (изд.
1828), послужившая сюжетом для либретто од-ноим.  оперы  Карпинского.  В
1809  Ж.  изд.  "Театральный  словарик",  написанный  совм.  с   акт„ром
Дму-шевским, где в л„гкой и остроумной форме даются сведения о состоянии
т-раи театр. терминологии того времени. Публика называла Ж.-"Момус",  т.
е. бог шутки, сатиры (в 1820-21 Ж. редактировал журнал "Момус").
   Лит.:  Szwankowski  E.,  Alojzy  Zolkowski  (ojciec),  Warsz.,  1956;
Kowalska A., "Momus" Alojzego Zolkowski-ego 1820-1821, Warsz., 1956.  P.
B.
   ЖУЛКОВСКИЙ (Zolkowski), Алойзы (4.  XII.  1814  -  25.  XI.  1889)  -
польский акт„р. Сын акт„ра А.Ф. Жулковского. Дебютировала 1833  в  опере
"Фра Дьяволо" Обера, в партии Англичанина. Через год, продолжая  петь  в
опере, начал выступать в комедиях А.  Фредро  (пан  Гельдгаб  -  о.  п.;
Шамбелан - "Пан Йовяльский"), Ю.  Близиньского  (Игнапий  -  "Мартовский
кавалер", Шаруцкий - "Мастер и подмастерье")  и  др.  совр.  авторов,  а
также во франц. пьесах Сарду (де Вокуртуа - "Старые  холостяки")  и  др.
Исполнял  преим.  комедийные  роли.  Для  творч.  манеры  Ж.  характерны
богатство  и  разнообразие  мимики,  жеста.  Ж.  играл   так   легко   и
непринужд„нно, что его исполнение производило впечатление  импровизации.
Выступал в варшавских т-рах "Вель-ки" и "Розмаитости".
   Лит.: Szczublewski J., Szwankowski E., Alojzy Zolkowski-syn,  Warsz.,
1959. P. B.
   ЖУНКЕЙРУ, вернее-Г ерра Жункейру (Guerra  Junqueiro),  Абилиу  Мануэл
Герра (15. IX. 1850 -7. VII. 1923) -  португальский  поэт  и  драматург.
Закончив в 1873 юридич. ф-т ун-та в Коимбре, обратился к лит. и политич.
деятельности. По своим лит. воззрениям примыкал  к  "коимбрской  школе",
выступившей  поборницей  реалистич.  иск-ва.  В  первой  своей  пьесе  -
сатирич. обозрении  "Путешествие  вокруг  Парвонии"  (написана  совм.  с
Гиль-ерме ди Азеведу, 1878), Ж. да„т  в  обобщ„нном  гротесковом  образе
"Парвонии"  ("Страны  глупцов")  едкую  критику  социальных  и  политич.
пороков совр. ему Португалии. Антиклерикальные, пронизанные  пантеизмом,
стихи  Ж.  "Старость  Вечного  отца"  были  инсценированы.  Разоблачению
португальской  монархии  и   покровительствовавшей   ей   Англии   посв.
патриотич. драматич. поэма "Родина" (1896).
   Лит.: Адамов Е., Из  португальской  жизни  и  литературы  (Письмо  из
Лисабона), "Современный мир", 1911, .ј 8;
   HourcadeP.. Guerra Junqueiro et le probleme des influences francaises
dans son oeuvre, P., 1932. 3. 77.
   ЖУПАНЧИЧ (Zupancic), Отон (23. I. 1878- 11. I.  1949)  -  югославский
(словенский) поэт и переводчик. Окончил ун-т в Вене. В 1912-13 и 1928-45
был директором Словенского нар. т-ра в Любляне. В  1924  написал  лирич.
драму "Вероника  Десенишка".  Переводил  пьесы  Мольера,  Шиллера,  Шоу,
Ростана и др. Лучшими переводами Ж. были пьесы Шекспира:
   "Юлий Цезарь" (изд. 1904),  "Отелло"  (изд.  1923),  "Много  шуму  из
ничего" (изд. 1927), "Король Лир" (изд. 1936), "Ромео и Джульетта" (изд.
1940), "Как вам это понравится" (изд. 1954) p др. ,
   Лит.: Летопис Словенске академи1е знаности ин уметно-сти. кн". 3,  за
годину 1948-1949,Лу1)л

Страницы: «« « 869   870   871   872   873   874   875   876   877  878   879   880   881   882   883   884   885   886   887  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия