|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 877 878 879 880 881 882 883 884 885 886 887 888 889 890 891 892 893 894 895 » »» Лит.: В r a z i e г N., Histoire des petits theatres de Paris depuis
leur origines, v. 2, P., 1838; De Manne A. E., Menetrier G., Galerie
historique des comediens de la troupe de Nicolet, Lyon, 1869; Мокульский
С., История западноевропейского театра, т. 2, M., 1939, с. 268; L e-c o
m t e L. H., Histoire des theatres de Paris. Les varietes amusantes, P.,
1908. E. Ф.
ЗАВЕЛ (наст. имя и фам.- Мариам Давыдовна С а х а в я н; 1858-1926) -
армянская актриса. Сценич. деятельность начала в 1879, была партн„ршей
выдающихся арм. акт„ров П. Адамяна, Си-рануйш, О. Абеляна. Играла в
труппе арм. драм. об-ва в Тифлисе, часто выступала в арм. нар. т-рах,
много гастролировала. 3. преимущественно комедийная и характерная
актриса; роли: Согомэ ("Дядя Багда-сар" Пароняна), Шушан ("Злой дух"
Ширванзаде), Кукушкина ("Доходное место"), Анна Андреевна ("Ревизор"),
Гертруда ("Гамлет"). В 1921 в Тифлисе был отмечен 40-летний юбилей е„
сценической деятельности. С. Мел.
ЗАВЕЛА (по мужу - Врубель), Надежда Ивановна [20.III (l.IV).
1868-21.VI (4.VII).1913] - русская артистка оперы (колоратурное
сопрано). В 1891 окончила Петерб. консерваторию по классу Н.А.Ирецкой.
Брала уроки пения уМ. Маркези в Париже. Впервые выступила на оперной
сцене в сезоне 1893-94 в Киеве. в труппе И. Я. Сетова. В сезонах 1894-95
выступала в Тифлисе, 1895-96 - в Петерб. частной опере, в 1896- 1897- в
оперном т-ре в Харькове. Расцвет творческой деятельности 3. связан с е„
выступлениями в 1897-1904 на сцене Моск. частной оперы Мамонтова. В
1904-11 3. - солистка Мариинского т-ра.
Получила широкую известность как исполнительница главных партий в
операх Н. А. Римского-Корсакова- Марфа; Волхова ("Садко"), Снегурочка;
Царевна Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Царевна ("Кащей бессмертный")
и др. Композитор высоко ценил дарование 3.; партию Марфы он написал в
расч„те на е„ муз.-сценич. и вок. данные (нежно-свирельное колоратурное
сопрано) и посвятил ей несколько своих лучших романсов. Искусство 3.
отличалось большой эмоциональной правдивостью и тонкостью выражения. Е„
сдержанная и проникновенная игра чутко отражала все оттенки музыки. 3.
была выдающейся камерной певицей. Облик 3. запечатлен в портретах,
написанных художником М. А. Врубелем (с 1896 - е„ муж).
Партии: Горислава ("Руслан и Людмила"), Татьяна;
Тамара; Недда ("Паяцы"), Миньон (о. п. Тома), Маргарита, Джульетта
("Фауст", "Ромео и Джульетта" Гуно), Гретель ("Гензель и Гретель"
Гумпердинка,1-я пост. в-России), Мария ("Мазепа"), Эльза, Елизавета
("Лоэнгрин", "Тангейзер"), Дездемона ("Отелло"), Маша ("Дубровский"),
Виолетта, Микаэ-ла и др.
Лит.: Ф [индейзен] Ник., Современные артисты. Над. Ив. Забела, "Рус.
муз. газ.", 1900, ј 4; P и м с к и й-Корсаков Н.А., Летопись моей
музыкальной жизни, 7 изд., М., 1955; P и м с к и и -К о p с а к о в А.
Н., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 4, М., 1937. с.
117-23, 153-70; Янковский М., Н. И. Забела М.- Л., 1953.
ЗАБЛОЦКИЙ (Zabiocki), Францишек (2.1.1750- 10.IX.1821) - польский
поэт и драматург. Окончил школу пиаристов. Лит. деятельность начал в
1774, напечатав отрывок перевода "Мизантропа" Мольера. С 1779 переводил
и переделывал пьесы Мольера, Бомарше, Дидро и др. 3. был одним из первых
польск. комедиографов. Выражая идеи Просвещения, он высмеивал в своих
комедиях - "Суеверный" (1781), "Ухаживания Фирцика" (1781), "Сарматизм"
(1785)-нравы шляхетской среды - консерватизм, невежество, родовую спесь,
галломанию. Написанные стихами, с соблюдением "тр„х единств", пьесы 3.
отличаются в то же время живостью характеристик, языка, остроумием и
юмором. Пьесы 3. ставились т-ром "Народовы" (Варшава). В 1795 3. уехал в
Рим (тяжело перенеся подавление восстания Костюшко) и принял там
духовный сан. В 1811 вернулся в Польшу.
С о ч.: Dziela, t. 1-2. Warsz., 1877.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 756-60; G a w al e w i с z M.,
Pranciszek Zabtocki, Krakow, 1894; C h i m e l-o w s k i Р., Nasza
literatura dramatyczna, Petersburg, 1898. Б. Рос.
ЗАБОРСКИЙ (Zaborsky), Вилем (р. 9.X.1920) -чехословацкий акт„р. По
национальности словак. В 1938 был принят в труппу Словацкого нац. т-ра.
Выступая в т-ре, одновременно учился в Братиславской консерватории на
драматич. отделении (прош„л за один год двухгодичный курс), а в 1938-42в
Братиславском ун-те на философском отделении. Сценич. иск-во 3.
характеризуется ярким, открытым темпераментом, строгим отбором
изобразительных средств. Роли: профессор Зон-ненбрук ("Немцы"
Кручковского), Чацкий; Захар Бардин ("Враги"), Бенеш из Вайтмила
("Кровавый суд" Тыла), Галилео Галилей ("Жизнь Галилея" Брехта), Эдди
("Вид с моста" Миллера), Мариан ("Полуночная месса" Карваша), Боркин
("Иванов" Чехова). 3.- один из лучших мастеров художеств. слова ЧССР;
выступает на эстраде. С 1944 - преподаватель сценической речи в
Братиславском театр. ин-те. Лауреат Гос. пр. (1953). ' Л. Сол.
ЗАБРОДИН, Иван Степанович [р. 21.11(5.111). 1908] - русский советский
режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1929 окончил 1-ю театр. мастерскую
Пролеткульта в Москве (педагоги: Л. М. Крицберг, С. А. Мартинсон, В. В.
Люце). В 1929-36 был акт„ром и режисс„ром в т-рах Зап. Сибири. В 1936-48
3. руководил Горно-алтайским т-ром, созданным на базе основанной им
студии. Пост.: "Чейнеш" (1939) и "Оролор" (1939) Кучияка, "Темир Санаа"
Енгинова (1941), "Юч-кыс" Улагашеваи Кучияка (1941), "Гроза" (1938),
"Васса Железнова" (1944), "Мещане" (1946), "Русский вопрос" (1948) и др.
В 1952-56 работал в т-рах Кузбасса и Казахстана. В 1950-52 и с 1956 -
реж. Тувинского театра; пост. "Ревизор" (1951), "Человек с ружь„м"
(1957), "Разлом" (1956) и др. А. Ив.
ЗАВАДСКИЙ, Юрий Александрович [р. 30.VI (A2VII). 1894, Москва-русский
советский режисс„р, наДт„р, педагог, театральный деятель. Нар. арт. СССР
(1948). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Род. в дворянской семье. Учился
в Моск. ун-те; в 1915 поступил в Студию Е. Б. Вахтангова, где был
сначала художником, затем акт„ром и режисс„ром. В 1924-31 - акт„р МХАТа.
В 1924 основал студию, реорганизованную в 1927 в Театр-студию под рук.
Завадского (см. Завадского студия). В 1932-35-худ. рук. Центр, т-ра
Красной Армии, в 1936-40 - Ростовского т-ра им. Горького. С 1940 - гл.
режисс„р Московского т-ра им. Моссовета. Вед„т педагогич. работу в
ГИТИСе (с 1940). С 1947-профессор. Гос. пр. СССР (1946, 1951).
Создав первые роли - Антоний ("Чудо св. Антония" Метерлинка, 1916),
Калаф ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922) - под руководством Вахтангова,
3. воспринял от него стремление к изящной театр. форме, праздничности,
л„гкости сце-нич. представления. Работа под рук. Станиславского в МХАТе
Страницы: «« « 877 878 879 880 881 882 883 884 885 886 887 888 889 890 891 892 893 894 895 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |