Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 877   878   879   880   881   882   883   884   885  886   887   888   889   890   891   892   893   894   895  » »»

   Лит.: В r a z i e г N., Histoire des petits theatres de Paris  depuis
leur origines, v. 2, P., 1838; De Manne A.  E.,  Menetrier  G.,  Galerie
historique des comediens de la troupe de Nicolet, Lyon, 1869; Мокульский
С., История западноевропейского театра, т. 2, M., 1939, с. 268; L e-c  o
m t e L. H., Histoire des theatres de Paris. Les varietes amusantes, P.,
1908. E. Ф.
   ЗАВЕЛ (наст. имя и фам.- Мариам Давыдовна С а х а в я н; 1858-1926) -
армянская актриса. Сценич. деятельность начала в 1879,  была  партн„ршей
выдающихся арм. акт„ров П. Адамяна,  Си-рануйш,  О.  Абеляна.  Играла  в
труппе арм. драм. об-ва в Тифлисе, часто выступала в  арм.  нар.  т-рах,
много  гастролировала.  3.  преимущественно  комедийная  и   характерная
актриса; роли: Согомэ ("Дядя Багда-сар"  Пароняна),  Шушан  ("Злой  дух"
Ширванзаде), Кукушкина ("Доходное место"), Анна  Андреевна  ("Ревизор"),
Гертруда ("Гамлет"). В 1921 в Тифлисе был отмечен  40-летний  юбилей  е„
сценической деятельности. С. Мел.
   ЗАВЕЛА  (по  мужу  -  Врубель),  Надежда  Ивановна  [20.III   (l.IV).
1868-21.VI  (4.VII).1913]  -  русская   артистка   оперы   (колоратурное
сопрано). В 1891 окончила Петерб. консерваторию по  классу  Н.А.Ирецкой.
Брала уроки пения уМ. Маркези в Париже.  Впервые  выступила  на  оперной
сцене в сезоне 1893-94 в Киеве. в труппе И. Я. Сетова. В сезонах 1894-95
выступала в Тифлисе, 1895-96 - в Петерб. частной опере, в 1896- 1897-  в
оперном т-ре в Харькове. Расцвет творческой деятельности 3. связан с  е„
выступлениями в 1897-1904 на сцене  Моск.  частной  оперы  Мамонтова.  В
1904-11 3. - солистка Мариинского т-ра.
   Получила широкую известность как  исполнительница  главных  партий  в
операх Н. А. Римского-Корсакова- Марфа; Волхова  ("Садко"),  Снегурочка;
Царевна Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Царевна ("Кащей  бессмертный")
и др. Композитор высоко ценил дарование 3.; партию Марфы  он  написал  в
расч„те на е„ муз.-сценич. и вок. данные (нежно-свирельное  колоратурное
сопрано) и посвятил ей несколько своих  лучших  романсов.  Искусство  3.
отличалось большой эмоциональной правдивостью и тонкостью выражения.  Е„
сдержанная и проникновенная игра чутко отражала все оттенки  музыки.  3.
была выдающейся камерной  певицей.  Облик  3.  запечатлен  в  портретах,
написанных художником М. А. Врубелем (с 1896 - е„ муж).
   Партии: Горислава ("Руслан и Людмила"), Татьяна;
   Тамара; Недда ("Паяцы"), Миньон (о. п.  Тома),  Маргарита,  Джульетта
("Фауст", "Ромео  и  Джульетта"  Гуно),  Гретель  ("Гензель  и  Гретель"
Гумпердинка,1-я пост.  в-России),  Мария  ("Мазепа"),  Эльза,  Елизавета
("Лоэнгрин", "Тангейзер"), Дездемона  ("Отелло"),  Маша  ("Дубровский"),
Виолетта, Микаэ-ла и др.
   Лит.: Ф [индейзен] Ник., Современные артисты. Над. Ив. Забела,  "Рус.
муз. газ.", 1900, ј 4; P и м  с  к  и  й-Корсаков  Н.А.,  Летопись  моей
музыкальной жизни, 7 изд., М., 1955; P и м с к и и -К о p с а к о  в  А.
Н., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып.  4,  М.,  1937.  с.
117-23, 153-70; Янковский М., Н. И. Забела М.- Л., 1953.
   ЗАБЛОЦКИЙ (Zabiocki), Францишек  (2.1.1750-  10.IX.1821)  -  польский
поэт и драматург. Окончил школу пиаристов.  Лит.  деятельность  начал  в
1774, напечатав отрывок перевода "Мизантропа" Мольера. С 1779  переводил
и переделывал пьесы Мольера, Бомарше, Дидро и др. 3. был одним из первых
польск. комедиографов. Выражая идеи Просвещения, он  высмеивал  в  своих
комедиях - "Суеверный" (1781), "Ухаживания Фирцика" (1781),  "Сарматизм"
(1785)-нравы шляхетской среды - консерватизм, невежество, родовую спесь,
галломанию. Написанные стихами, с соблюдением "тр„х единств",  пьесы  3.
отличаются в то же время живостью  характеристик,  языка,  остроумием  и
юмором. Пьесы 3. ставились т-ром "Народовы" (Варшава). В 1795 3. уехал в
Рим  (тяжело  перенеся  подавление  восстания  Костюшко)  и  принял  там
духовный сан. В 1811 вернулся в Польшу.
   С о ч.: Dziela, t. 1-2. Warsz., 1877.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 756-60;  G  a  w  al  e  w  i  с  z  M.,
Pranciszek Zabtocki, Krakow, 1894; C h i m e l-o  w  s  k  i  Р.,  Nasza
literatura dramatyczna, Petersburg, 1898. Б. Рос.
   ЗАБОРСКИЙ (Zaborsky), Вилем (р. 9.X.1920)  -чехословацкий  акт„р.  По
национальности словак. В 1938 был принят в труппу Словацкого нац.  т-ра.
Выступая в т-ре, одновременно учился в  Братиславской  консерватории  на
драматич. отделении (прош„л за один год двухгодичный курс), а в 1938-42в
Братиславском  ун-те  на  философском  отделении.  Сценич.   иск-во   3.
характеризуется   ярким,   открытым   темпераментом,   строгим   отбором
изобразительных   средств.   Роли:   профессор   Зон-ненбрук    ("Немцы"
Кручковского),  Чацкий;  Захар  Бардин  ("Враги"),  Бенеш  из   Вайтмила
("Кровавый суд" Тыла), Галилео Галилей ("Жизнь  Галилея"  Брехта),  Эдди
("Вид с моста" Миллера), Мариан  ("Полуночная  месса"  Карваша),  Боркин
("Иванов" Чехова). 3.- один из лучших мастеров  художеств.  слова  ЧССР;
выступает  на  эстраде.  С  1944  -  преподаватель  сценической  речи  в
Братиславском театр. ин-те. Лауреат Гос. пр. (1953). ' Л. Сол.
   ЗАБРОДИН, Иван Степанович [р. 21.11(5.111). 1908] - русский советский
режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1929 окончил 1-ю театр.  мастерскую
Пролеткульта в Москве (педагоги: Л. М. Крицберг, С. А. Мартинсон, В.  В.
Люце). В 1929-36 был акт„ром и режисс„ром в т-рах Зап. Сибири. В 1936-48
3. руководил Горно-алтайским т-ром,  созданным  на  базе  основанной  им
студии. Пост.: "Чейнеш" (1939) и "Оролор" (1939) Кучияка, "Темир  Санаа"
Енгинова (1941), "Юч-кыс" Улагашеваи  Кучияка  (1941),  "Гроза"  (1938),
"Васса Железнова" (1944), "Мещане" (1946), "Русский вопрос" (1948) и др.
В 1952-56 работал в т-рах Кузбасса и Казахстана. В 1950-52 и  с  1956  -
реж. Тувинского театра;  пост.  "Ревизор"  (1951),  "Человек  с  ружь„м"
(1957), "Разлом" (1956) и др. А. Ив.
   ЗАВАДСКИЙ, Юрий Александрович [р. 30.VI (A2VII). 1894, Москва-русский
советский режисс„р, наДт„р, педагог, театральный деятель. Нар. арт. СССР
(1948). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Род. в дворянской семье.  Учился
в Моск. ун-те; в 1915 поступил  в  Студию  Е.  Б.  Вахтангова,  где  был
сначала художником, затем акт„ром и режисс„ром. В 1924-31 - акт„р МХАТа.
В 1924 основал студию, реорганизованную в 1927 в Театр-студию  под  рук.
Завадского (см. Завадского студия).  В  1932-35-худ.  рук.  Центр,  т-ра
Красной Армии, в 1936-40 - Ростовского т-ра им. Горького. С 1940  -  гл.
режисс„р Московского т-ра  им.  Моссовета.  Вед„т  педагогич.  работу  в
ГИТИСе (с 1940). С 1947-профессор. Гос. пр. СССР (1946, 1951).
   Создав первые роли - Антоний ("Чудо св. Антония"  Метерлинка,  1916),
Калаф ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922) - под руководством  Вахтангова,
3. воспринял от него стремление к изящной театр.  форме,  праздничности,
л„гкости сце-нич. представления. Работа под рук. Станиславского в  МХАТе

Страницы: «« « 877   878   879   880   881   882   883   884   885  886   887   888   889   890   891   892   893   894   895  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия