Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 882   883   884   885   886   887   888   889   890  891   892   893   894   895   896   897   898   899   900  » »»

глубокая эмоциональность, аналитич. точность и душевная теплота.  Мастер
психологич. раз работки сценич. характеров,
   3. находит выразительные детали, сочные  контрастные  краски,  тонкие
психологич. нюансы. В его сценич. героях  мужество,  воля  сочетаются  с
лиризмом,  мягкостью.  3.  играет  как  героич.,  так   и   характерные,
комедийные роли. На  сцене  Т-ра  им.  Марджанишвили  он  создал  образы
революционера Доментия ("Из искры" Дадиани,  1937),  колхозника  Джибило
("Свадьба колхозника" Ка-кабадзе, 1938), капитана Ратиани ("Непобедимые"
Го-туа, 1945), молодого ученого Гигаури ("Его  звезда"  Мосашвили,  Гос.
пр.  СССР,  1952),  секретаря  райкома  Георгия   ("Секретарь   райкома"
Табукашвили,  1954).   Романтич.   устремл„нностью   отличаются   образы
Ба-гратиони (о. п. Самсония,  1944),  Баха  ("Изгнанник"  Важа  Пшавела,
1945), царя Давида ("Давид Строитель" Готуа, 1946), поэта Бесики  ("Царь
Ираклий" Готуа, 1942). Обличительным пафосом, страстной нетерпимостью  к
реакц. явлениям жизни характеризуется  исполнение  отрицательных  ролей:
(Тинибег - "Лавина" Мревлишвили, 1956,  и  др.).  Острой  характерностью
насыщены комедийные образы (кавалер Риппафрата  -  "Хозяйка  гостиницы",
1952). Зрелостью творч. мысли, романтич. приподнятостью отмечены образы,
созданные  3.  в  Т-ре  им.  Руставели.  Среди  них  мудрый  прорицатель
("Бахтриони" по Важа Пшавела,  1960),  художник  Пиросмани  ("Пиросмани"
Нахуцришви-ли,  1961).  Величие  разума,   духовную   красоту   человека
утверждает 3.  психологически  тонким,  взволнованным  исполнением  роли
Эдипа ("Царь Эдип" Софокла, 1956). Сатирич. направленность творчества 3.
проявилась в исполнении ролей Шуйского ("Борис Годунов", 1957),  нэпмана
Симона Чачиашвили ("В бурю" Клдиашвили, 1961). Снимается в кино: Шадиман
   Бараташвили ("Георгий Саакадзе",  Гос.  пр.  СССР,  1944),  Багратион
("Кутузов", 1944), почтальон Георгий  ("День  последний,  день  первый",
1960). В 1955-60 в„л педагогия, работу по сценич. речи  в  Груз.  театр.
институте.
   Лит.:  Гугушвили   Э.,Джанелидзе   Д.,   Грузинский   государственный
драматический театр им.  К.  Мар-джанивдвили.  Краткий  очерк,  Тбилиси,
1958; Г у г у-ш в и ли Э." Главный герой  -  современник,  "Литературная
Грузия", 1959, ј4;Галустова Э.,  Талант,  труд  и  дерзание,  "Мнатоби",
1960, ј 8 (на груз. яз.). Эт Г.
   ЗАКАРПАТСКИЙ  ТЕАТР  (Государственный  украинский  музыкальн  о"-д  р
а-матический театр) - первый сов. т-р Закарпатья. Организован в  1946  в
г. Ужгороде, открылся спектаклем "Под каштанами Праги"  Симонова.  Среди
лучших  спектаклей  т-ра:  "Путь  на  Украину"  Левады  (1948),   "Васса
Железнова" (1949), "Двенадцатая ночь";
   "Груз" Галана (1955), "Кремл„вские куранты" (1956);
   "Свет  ты  наш,  Верховина..."  по  М.  Тевелеву  (1957),  "Трембита"
Милютина (1962) и др. Т-р  гастролировал  в  Киеве  (1949),  Латвийской,
Эстонской, Литовской  ССР  (1951,  1952,  1953,  1956),  в  Чехословакии
(1958). В труппе (1962):  засл.  арт.  УССР  К.  Ф.  Маринченко,  А.  Е.
Ратмиров, В. А. Аведиков и др. Гл. режисс„р -  засл.  арт.  УССР  Г.  Г.
Игнатович, гл. художник Н. Е. Манджуло.
   Лит.: Закарпатський державний укранський театр. Харк?в-Ужгород, 1956;
К о р д ? а н ? Б., На оновлен?й земл?, Кив. 1960. Б. Kop.
   ЗАКАРЯН, Каро Оганесович [р. 3(15).XII.1895]  -  армянский  советский
композитор, педагог. Нар. арт. Арм. ССР (1960). Чл. Коммунистич.  партии
с 1949. В  1916  -18  учился  в  Петроградской  консерватории  у  С.  М.
Ляпунова, в 1924 окончил Тбилисскую консерваторию по  классу  композиции
М. М. Ипполитова-Иванова. Автор балета "Пионерия"  (1934),  опер  "Гар-г
ник ахпер" ("Братец барашек") по О. Туманяну (192, "Марджан",  о  борьбе
за установление Сов. властив Армении  (1941,  Т-р  оперы  и  балета  им.
Спендиаро-ва), "Агаси", по роману X. Абовяна "Раны Армении" (не  пост.).
С 1924 в„л педагогич. работу в Тбилиси, Ереване.
   Лит.: Армянские композиторы, Ереван, 1956, с. 101-04. А. Ив.
   ЗАКЙРОВ, Бухор  (Ака  Бухор)  (1894-1962)-узбекский  народный  акт„р.
Принадлежал к ферганской школе  кызыкчи.  Выступал  (с  1912)  вместе  с
выдающимся   нар.    акт„ром    Ю.    Шакарджановым    и    в    труппах
дорбозов-канатоходцев, в 1920-40-в  концертных  бригадах.  Участвовал  в
Декаде узб. литературы и искусства (1937). С конца 50-х гг. 3.  выступал
в парках Коканда в дни  народных  праздников.  Искусство  3.  отличалось
ярким комизмом, злободневностью.
   Он пользовался в своих  выступлениях  импровизацией,  буффонадой.  3.
также сочинял фарсы для народного т-ра на темы  совр.  жизни,  высмеивал
предрассудки, отсталостьнедостатки в работе т-ра ("Халтурный театр или мнимый режисс„р") и т. п.
Т. Г.
   ЗАКЙРОВ, Карим (р. 12. III. 1912) - узбекский советский артист  оперы
(баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1939). Пению обучался в 1934-36  в  Моск.
консерватории. Творч. деятельность начал как драм. акт„р  в  Ташкенте  в
1929. Исполнял разнохарактерные роли в пост. Т-ра  им.  Хамзы  (1929)  и
Ташкентского ТРАМа (1930-31).  В  1932-38  3.-артист  Ташкентского  муз.
театра, с 1939- Т-ра оперы и балета им. Навои.
   Партии: Ибрагим ("Гюльсара" Глиэра и СадыковаК Фар-' хад  ("Фархад  и
Ширин" Успенского и Мушеля), таулл-мост  ("Проделки  Майсары"  Юдакова),
Елецкий ("Пиковая данга"), Эскамильо и др. С. Мир.
   ЗАКЙРОВА, Кароматхон (р. 1915) - таджикская советская  актриса.  Нар.
арт.  Таджикской  ССР  (1943).  В  1929   участвовала   в   выступлениях
театральной самодеятельности ("Синяя блуза")  в  Самарканде.  В  1930-37
работала в т-рах Бухары, Коканда, Пенд-жикента, Исфары. С 1937 - актриса
Ленинабадского муз .-драм. т-ра. 3. создала галерею образов тадж. и уаб.
женщин,  протестующих  против  насилия,  произвола,  и  лирико-драматич.
образов: Санавбар (о. п. Джалила, 1939), Гурдофарид ("Рустам  и  Сухроб"
Пир-мухаммед-заде  и  Волькенштейна,  1942),  Зухро  ("Тахир  и   Зухро"
Абдуллы, 1942), .Лейли ("Лейли и Медж-нун" Хуршида, 1943), Нурхон (о. п.
Яшена), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы). Играла леди Мильфорд (1938).  3.
известна также как  певица  и  танцовщица.  Игре  3.  присуще  сочетание
лиризма и героики, мягкости и драматич. силы, трепетности  и  тв„рдости.
Н. Н.
   ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  ТЕАТРАЛЬНОЕ   -   сово   купность   государственных
постановлений  по  вопросам  организации  и   деятельности   театральных
предприятий. См. Театральное законодательство.
   ЗАКОПАЛ (Zakopal), Богуш (20.XI.1874-8.X. 1936) -  чешский  акт„р.  С
1892 выступал в любительских кружках, в 1901 вступил в труппу  под  рук.
Стоц-кого, в 1902-07 работал в Пльзене в т-ре В.  Бу-диля.  В  эти  годы
играл  роли:  Габешперка  ("Наши   гордецы"   Строупежницкого),   Шванды
("Волынщик из Стракониц" Тыла), Самека ("Жена хозяина"  Прейссо-вой).  В

Страницы: «« « 882   883   884   885   886   887   888   889   890  891   892   893   894   895   896   897   898   899   900  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия