Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 889   890   891   892   893   894   895   896   897  898   899   900   901   902   903   904   905   906   907  » »»

входили пьесы Островского (в т. ч. редко исполняемые  -"Козьма  Захарьич
Минин-Сухорук", "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский"), Л. Н. Толстого,
Лермонтова, Ибсена, А. К.  Толстого,  Чехова,  Гоголя,  Шекспира,  пьесы
совр. драматургов (Сумбатова-Южина, Не-мировпча-Данченко,  Л.  Андреева,
Потехина и др.). Во время гражданской войны, после освобождения
   Уральска от белогвардейских  войск,  на  сцене  т-ра  выступал  драм.
коллектив 25-й чапаевской дивизии, руководимый А. А.  Вадимовым.  В  дни
героич. 80-дневной обороны города в  т-ре  каждый  день  шли  спектакли,
устраивались     концерты;     красноармейцам     показывали     "Овечий
источник",'"Разбойники", "Коварство и любовь". В 1923 в городе  Уральске
была организована постоянная труппа. Среди спектаклей т-ра:
   "Сын полка" по Катаеву, "За тех,  кто  в  море!"  Лаврен„ва,  "Платон
Кречет";  "Крепость  на  Волге"   Кремл„ва.   Театр   пост.   спектакли,
воссоздающие  образ  Ленина,-  "На  берегу  Невы"  Трен„ва,  "Человек  с
ружь„м", "Кремл„вские  куранты"  (Ленин  -  Н.  К.  Ангаров)  и  "Третья
патетическая"  Погодина  (Ленин  -  А.  Н.  Титков),   "Семья"   Попова,
"Покушение" Кремл„ва, "80 дней" местного автора Генке.  Т-р  обслуживает
население  Зап.-Казахстанской,  Гурьевской  и  Актюбинской  областей.  В
труппе т-ра (1962): засл. арт. Казах. ССР П. И.  Годынюк-Строга-нов,  В.
Т. Попов, Л. Н. Протасов, артисты - А. Г. Апексимов, Е. С.  Володарская,
С. Ф. Даров, Т. Н. Денщикова, О. В. Игнатовская, К. С.  Тавлнн-ская,  Г.
Е. Чумак. Гл. реж. т-ра (с 1961)-засл. арт. РСФСР  В.  К.  Данилов.  Гл.
художник - засл. арт. Казах. ССР - Б. М. Астахов. Т-р рассчитан  на  750
мест. А. Ив.
   ЗАПАШНЫЕ - семья советских  цирковых  артистов;  партерные  акробаты:
Сергей  Михайлович  (р.  1926),  Вальтер  Михайлович  (р.  1928),   Анна
Михайловна (р. 1936), Мстислав Михайлович (р.  1938),  Игорь  Михайлович
(р. 1940), Нонна Сергеевна (р. 1947). 3. работают  в  цирке  с  детства,
выступая  в  различных  жанрах.  В  1954   братья   3.   создали   номер
"акробаты-вольтиж„ры", в к-ром исполняют ряд рекордных  трюков  (двойное
сальто-мортале  с  рук  на  руки  и  др.).  Номер  отличается  ч„ткостью
композиц. построений, яркой акт„рской выразительностью. С 1959  Мстислав
Михайлович  и  Анна  Михайловна  выступают  также  с  номером  воздушные
гимнасты". Вальтер Михайлович создал аттракцион с хищными животными.  М.
Зон.
   "ЗАПВ‚" (бирм. "за", от палийск. "джатака" - название легенды о жизни
и  перевоплощениях  Будды  и   "пве"-   зрелище,   представление)-   вид
классического  музыкально-драматического  представления  в  Бирме.  "З."
возникли в древности, появились в Бирме с приходом буддизма  (11-12  вв.
н. э.).  В  этих  представлениях  сказались  инд.  и  сиамское  влияния.
Содержание пьес "З." и отдельных сцен заимствовано из буддийских джатак,
посвящено теме победы добра над злом. Эти  представления  традиционны  и
строго  канонизированы,  в  них  действуют  короли  и  принцы,   лукавые
царедворцы, добрые и злые духи.  В  представлениях,  посвящ„нных  Будде,
показаны егомногочисл. перевоплощения.  Пьеса  всегда  имеет  счастливый
конец. В  "З."  чередуются  комедийные  и  героич.  сцены,  используются
диалог, монолог, пение и танцы.
   Обычно представление начинается ок. 9 часов вечера и продолжается  до
4  часов  утра.  В  2-3  часа  ночи  начинается  главная   танц.   сцена
"хюит-па-тва"  (оста„тся  неизменной  с  давних  врем„н),  в  к-рой  два
исполнителя -  герой  и  героиня,  танцуют  красивый  и  сложный  танец,
насыщенный  элементами  акробатики,  отличающийся  скульптурностью  поз,
выразительностью рук п пальцев (часто танцовщица держит в  руках  веер).
Представления сопровождаются  оркестром  бирм.  инструментов  (схаинг  и
др.). Участники представления  "З."  носят  красивые,  богатые  костюмы.
Исполнители ролей духов и животных гримируют лицо  или  надевают  маски.
Декорации  обычно  отсутствуют  (кроме  задника),  поэтому  герои  пьесы
рассказывают (или поют) об окружающей их обстановке. Акт„ры, участвующие
в представлениях "З.", должны владеть иск-вом декламации, танца,  пения,
акробатики. Обучение их  обычно  начинают  с  детского  возраста.  Среди
акт„ров прошлого: Аунгба-ла. Сейн Кадон, У По Сейн и др.; в 50-х  гг.  -
Швей Man Тин Маун, У Сейн Аун Мин, M а Кин Вин Швей,  Ма  Кин  Сейн,  Ма
Нгвей Я и др.
   Лит.: Bowers F., Theatre in the East, L.-[a. o., 1956]; S t e w a r t
J. A., The Burmese drama, "Journal of the  Burma  Res.  Soc.",  Rangoon,
1912, v. 2, с. 30-37; M a u n g E., The Burmese drama, там же,  Rangoon,
1918, v. 8, с. 33-38; Maung Htin Aung, Burmese drama.  [L.],  1956.  Св.
M., О. О.
   "ЗАПИСКИ  ПЕРЕДВИЖНОГО  ОБЩЕДОСТУПНОГО  ТЕАТРА"  -  русский   журнал,
издание петерб. Передвижного общедоступного т-ра (см. Первый передвижной
драматический театр). Выходил  в  1914  и  в  1917-24,  всего  вышло  69
номеров. В "Записках" подробно освещалась  жизнь  этого  т-ра,  а  также
публиковались статьи на общетеатр. и лит. темы, театр. хроника.  С  1923
назывался "Записки  передвижного  театра  П.  П.  Гайдебурова  и  Н.  Ф.
Скар-ской". Указатель содержания "Записок" (јј 1-50) имеется в "Записках
передвижного театра...", 1923, ј 50. ,  С.  Др.  ЗАПОЛЬСКАЯ  (Zapolska),
Габриеля [псевдоним; другие псевд. -  Снежко-Запольская,  Жозеф  Масков;
наст. фам.- К о  p  в  и  н-П  иотровская  (Ког-win-Piotrowska)]  [1857,
Ки-верцы (под Луцком), - 17. XII. 1921, Львов] - польская  писательница,
драматург,  актриса.  Училась   во   Львове.   Дебютировала   на   сцене
любительского  т-ра  Варшавского  благотворительного  об-ва  (1879).   С
1882актриса Краковского т-ра. В 1889-95 жила в Париже, выступала в т-рах
Бульваров, Свободном т-ре (рук. Антуан), в т-ре "Творчество". Позднее  -
в т-рах Кракова, Львова. Гастролировала  в  Петербурге  (1883  и  1897).
Исполняла роли в  пьесах  Шекспира  (Регина  -  "Король  Лир",  Виола  -
"Двенадцатая  ночь"),  Шиллера  (Амалия  -   "Разбойники"),   Словацкого
(Хохлик-"Балладин"),  Мицкевича  (Рол-лисон-"Дзяды").  Но  гл.  место  в
акт„рском творчестве 3. занимали образы женщин в  пьесах  Ибсена  (Нора;
Гина Экдаль - "Дикая утка"), Века (Клотильда - "Парижанка"), Л. Толстого
(Анисья - "Власть тьмы") и др. Выступала в собственных  пьесах:  Малашка
(о. п.), Елена и Мария ("Жабуся"), Виельгорская ("Тот") и др.
   Как драматург 3.- одна из талантливых представительниц  натуралистич.
школы в польск. т-ре. Основная тема е„ пьес - трагич  судьба  женщины  в
условиях бурж. общества - с  большой  дра-матич.  силой  раскрывается  в
пьесах "Кась-ка Кариатида" (1895, Варшава), "Панна Ма-личевская"  (1910,
Львов). С острым сарказмом 3. изобличает комедию бурж.  брака  в  пьесах
"Жабуся" (1897, Краков), "Агасфер" (1902, Краков), "Их  четверо"  (1907,
Львов). В своей лучшей  пьесе  -  трагикомедии  "Мораль  пани  Дульской"
(1906, Краков) 3. достигла  большой  силы  сатирич.  типизации,  создала
образ, олицетворяющий мещанскую ограниченность  и  лицемерие.  Пьесы  3.

Страницы: «« « 889   890   891   892   893   894   895   896   897  898   899   900   901   902   903   904   905   906   907  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия