Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 889 890 891 892 893 894 895 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 » »» входили пьесы Островского (в т. ч. редко исполняемые -"Козьма Захарьич Минин-Сухорук", "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский"), Л. Н. Толстого, Лермонтова, Ибсена, А. К. Толстого, Чехова, Гоголя, Шекспира, пьесы совр. драматургов (Сумбатова-Южина, Не-мировпча-Данченко, Л. Андреева, Потехина и др.). Во время гражданской войны, после освобождения Уральска от белогвардейских войск, на сцене т-ра выступал драм. коллектив 25-й чапаевской дивизии, руководимый А. А. Вадимовым. В дни героич. 80-дневной обороны города в т-ре каждый день шли спектакли, устраивались концерты; красноармейцам показывали "Овечий источник",'"Разбойники", "Коварство и любовь". В 1923 в городе Уральске была организована постоянная труппа. Среди спектаклей т-ра: "Сын полка" по Катаеву, "За тех, кто в море!" Лаврен„ва, "Платон Кречет"; "Крепость на Волге" Кремл„ва. Театр пост. спектакли, воссоздающие образ Ленина,- "На берегу Невы" Трен„ва, "Человек с ружь„м", "Кремл„вские куранты" (Ленин - Н. К. Ангаров) и "Третья патетическая" Погодина (Ленин - А. Н. Титков), "Семья" Попова, "Покушение" Кремл„ва, "80 дней" местного автора Генке. Т-р обслуживает население Зап.-Казахстанской, Гурьевской и Актюбинской областей. В труппе т-ра (1962): засл. арт. Казах. ССР П. И. Годынюк-Строга-нов, В. Т. Попов, Л. Н. Протасов, артисты - А. Г. Апексимов, Е. С. Володарская, С. Ф. Даров, Т. Н. Денщикова, О. В. Игнатовская, К. С. Тавлнн-ская, Г. Е. Чумак. Гл. реж. т-ра (с 1961)-засл. арт. РСФСР В. К. Данилов. Гл. художник - засл. арт. Казах. ССР - Б. М. Астахов. Т-р рассчитан на 750 мест. А. Ив. ЗАПАШНЫЕ - семья советских цирковых артистов; партерные акробаты: Сергей Михайлович (р. 1926), Вальтер Михайлович (р. 1928), Анна Михайловна (р. 1936), Мстислав Михайлович (р. 1938), Игорь Михайлович (р. 1940), Нонна Сергеевна (р. 1947). 3. работают в цирке с детства, выступая в различных жанрах. В 1954 братья 3. создали номер "акробаты-вольтиж„ры", в к-ром исполняют ряд рекордных трюков (двойное сальто-мортале с рук на руки и др.). Номер отличается ч„ткостью композиц. построений, яркой акт„рской выразительностью. С 1959 Мстислав Михайлович и Анна Михайловна выступают также с номером воздушные гимнасты". Вальтер Михайлович создал аттракцион с хищными животными. М. Зон. "ЗАПВ‚" (бирм. "за", от палийск. "джатака" - название легенды о жизни и перевоплощениях Будды и "пве"- зрелище, представление)- вид классического музыкально-драматического представления в Бирме. "З." возникли в древности, появились в Бирме с приходом буддизма (11-12 вв. н. э.). В этих представлениях сказались инд. и сиамское влияния. Содержание пьес "З." и отдельных сцен заимствовано из буддийских джатак, посвящено теме победы добра над злом. Эти представления традиционны и строго канонизированы, в них действуют короли и принцы, лукавые царедворцы, добрые и злые духи. В представлениях, посвящ„нных Будде, показаны егомногочисл. перевоплощения. Пьеса всегда имеет счастливый конец. В "З." чередуются комедийные и героич. сцены, используются диалог, монолог, пение и танцы. Обычно представление начинается ок. 9 часов вечера и продолжается до 4 часов утра. В 2-3 часа ночи начинается главная танц. сцена "хюит-па-тва" (оста„тся неизменной с давних врем„н), в к-рой два исполнителя - герой и героиня, танцуют красивый и сложный танец, насыщенный элементами акробатики, отличающийся скульптурностью поз, выразительностью рук п пальцев (часто танцовщица держит в руках веер). Представления сопровождаются оркестром бирм. инструментов (схаинг и др.). Участники представления "З." носят красивые, богатые костюмы. Исполнители ролей духов и животных гримируют лицо или надевают маски. Декорации обычно отсутствуют (кроме задника), поэтому герои пьесы рассказывают (или поют) об окружающей их обстановке. Акт„ры, участвующие в представлениях "З.", должны владеть иск-вом декламации, танца, пения, акробатики. Обучение их обычно начинают с детского возраста. Среди акт„ров прошлого: Аунгба-ла. Сейн Кадон, У По Сейн и др.; в 50-х гг. - Швей Man Тин Маун, У Сейн Аун Мин, M а Кин Вин Швей, Ма Кин Сейн, Ма Нгвей Я и др. Лит.: Bowers F., Theatre in the East, L.-[a. o., 1956]; S t e w a r t J. A., The Burmese drama, "Journal of the Burma Res. Soc.", Rangoon, 1912, v. 2, с. 30-37; M a u n g E., The Burmese drama, там же, Rangoon, 1918, v. 8, с. 33-38; Maung Htin Aung, Burmese drama. [L.], 1956. Св. M., О. О. "ЗАПИСКИ ПЕРЕДВИЖНОГО ОБЩЕДОСТУПНОГО ТЕАТРА" - русский журнал, издание петерб. Передвижного общедоступного т-ра (см. Первый передвижной драматический театр). Выходил в 1914 и в 1917-24, всего вышло 69 номеров. В "Записках" подробно освещалась жизнь этого т-ра, а также публиковались статьи на общетеатр. и лит. темы, театр. хроника. С 1923 назывался "Записки передвижного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скар-ской". Указатель содержания "Записок" (јј 1-50) имеется в "Записках передвижного театра...", 1923, ј 50. , С. Др. ЗАПОЛЬСКАЯ (Zapolska), Габриеля [псевдоним; другие псевд. - Снежко-Запольская, Жозеф Масков; наст. фам.- К о p в и н-П иотровская (Ког-win-Piotrowska)] [1857, Ки-верцы (под Луцком), - 17. XII. 1921, Львов] - польская писательница, драматург, актриса. Училась во Львове. Дебютировала на сцене любительского т-ра Варшавского благотворительного об-ва (1879). С 1882актриса Краковского т-ра. В 1889-95 жила в Париже, выступала в т-рах Бульваров, Свободном т-ре (рук. Антуан), в т-ре "Творчество". Позднее - в т-рах Кракова, Львова. Гастролировала в Петербурге (1883 и 1897). Исполняла роли в пьесах Шекспира (Регина - "Король Лир", Виола - "Двенадцатая ночь"), Шиллера (Амалия - "Разбойники"), Словацкого (Хохлик-"Балладин"), Мицкевича (Рол-лисон-"Дзяды"). Но гл. место в акт„рском творчестве 3. занимали образы женщин в пьесах Ибсена (Нора; Гина Экдаль - "Дикая утка"), Века (Клотильда - "Парижанка"), Л. Толстого (Анисья - "Власть тьмы") и др. Выступала в собственных пьесах: Малашка (о. п.), Елена и Мария ("Жабуся"), Виельгорская ("Тот") и др. Как драматург 3.- одна из талантливых представительниц натуралистич. школы в польск. т-ре. Основная тема е„ пьес - трагич судьба женщины в условиях бурж. общества - с большой дра-матич. силой раскрывается в пьесах "Кась-ка Кариатида" (1895, Варшава), "Панна Ма-личевская" (1910, Львов). С острым сарказмом 3. изобличает комедию бурж. брака в пьесах "Жабуся" (1897, Краков), "Агасфер" (1902, Краков), "Их четверо" (1907, Львов). В своей лучшей пьесе - трагикомедии "Мораль пани Дульской" (1906, Краков) 3. достигла большой силы сатирич. типизации, создала образ, олицетворяющий мещанскую ограниченность и лицемерие. Пьесы 3. Страницы: «« « 889 890 891 892 893 894 895 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |