|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 889 890 891 892 893 894 895 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 » »» входили пьесы Островского (в т. ч. редко исполняемые -"Козьма Захарьич
Минин-Сухорук", "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский"), Л. Н. Толстого,
Лермонтова, Ибсена, А. К. Толстого, Чехова, Гоголя, Шекспира, пьесы
совр. драматургов (Сумбатова-Южина, Не-мировпча-Данченко, Л. Андреева,
Потехина и др.). Во время гражданской войны, после освобождения
Уральска от белогвардейских войск, на сцене т-ра выступал драм.
коллектив 25-й чапаевской дивизии, руководимый А. А. Вадимовым. В дни
героич. 80-дневной обороны города в т-ре каждый день шли спектакли,
устраивались концерты; красноармейцам показывали "Овечий
источник",'"Разбойники", "Коварство и любовь". В 1923 в городе Уральске
была организована постоянная труппа. Среди спектаклей т-ра:
"Сын полка" по Катаеву, "За тех, кто в море!" Лаврен„ва, "Платон
Кречет"; "Крепость на Волге" Кремл„ва. Театр пост. спектакли,
воссоздающие образ Ленина,- "На берегу Невы" Трен„ва, "Человек с
ружь„м", "Кремл„вские куранты" (Ленин - Н. К. Ангаров) и "Третья
патетическая" Погодина (Ленин - А. Н. Титков), "Семья" Попова,
"Покушение" Кремл„ва, "80 дней" местного автора Генке. Т-р обслуживает
население Зап.-Казахстанской, Гурьевской и Актюбинской областей. В
труппе т-ра (1962): засл. арт. Казах. ССР П. И. Годынюк-Строга-нов, В.
Т. Попов, Л. Н. Протасов, артисты - А. Г. Апексимов, Е. С. Володарская,
С. Ф. Даров, Т. Н. Денщикова, О. В. Игнатовская, К. С. Тавлнн-ская, Г.
Е. Чумак. Гл. реж. т-ра (с 1961)-засл. арт. РСФСР В. К. Данилов. Гл.
художник - засл. арт. Казах. ССР - Б. М. Астахов. Т-р рассчитан на 750
мест. А. Ив.
ЗАПАШНЫЕ - семья советских цирковых артистов; партерные акробаты:
Сергей Михайлович (р. 1926), Вальтер Михайлович (р. 1928), Анна
Михайловна (р. 1936), Мстислав Михайлович (р. 1938), Игорь Михайлович
(р. 1940), Нонна Сергеевна (р. 1947). 3. работают в цирке с детства,
выступая в различных жанрах. В 1954 братья 3. создали номер
"акробаты-вольтиж„ры", в к-ром исполняют ряд рекордных трюков (двойное
сальто-мортале с рук на руки и др.). Номер отличается ч„ткостью
композиц. построений, яркой акт„рской выразительностью. С 1959 Мстислав
Михайлович и Анна Михайловна выступают также с номером воздушные
гимнасты". Вальтер Михайлович создал аттракцион с хищными животными. М.
Зон.
"ЗАПВ‚" (бирм. "за", от палийск. "джатака" - название легенды о жизни
и перевоплощениях Будды и "пве"- зрелище, представление)- вид
классического музыкально-драматического представления в Бирме. "З."
возникли в древности, появились в Бирме с приходом буддизма (11-12 вв.
н. э.). В этих представлениях сказались инд. и сиамское влияния.
Содержание пьес "З." и отдельных сцен заимствовано из буддийских джатак,
посвящено теме победы добра над злом. Эти представления традиционны и
строго канонизированы, в них действуют короли и принцы, лукавые
царедворцы, добрые и злые духи. В представлениях, посвящ„нных Будде,
показаны егомногочисл. перевоплощения. Пьеса всегда имеет счастливый
конец. В "З." чередуются комедийные и героич. сцены, используются
диалог, монолог, пение и танцы.
Обычно представление начинается ок. 9 часов вечера и продолжается до
4 часов утра. В 2-3 часа ночи начинается главная танц. сцена
"хюит-па-тва" (оста„тся неизменной с давних врем„н), в к-рой два
исполнителя - герой и героиня, танцуют красивый и сложный танец,
насыщенный элементами акробатики, отличающийся скульптурностью поз,
выразительностью рук п пальцев (часто танцовщица держит в руках веер).
Представления сопровождаются оркестром бирм. инструментов (схаинг и
др.). Участники представления "З." носят красивые, богатые костюмы.
Исполнители ролей духов и животных гримируют лицо или надевают маски.
Декорации обычно отсутствуют (кроме задника), поэтому герои пьесы
рассказывают (или поют) об окружающей их обстановке. Акт„ры, участвующие
в представлениях "З.", должны владеть иск-вом декламации, танца, пения,
акробатики. Обучение их обычно начинают с детского возраста. Среди
акт„ров прошлого: Аунгба-ла. Сейн Кадон, У По Сейн и др.; в 50-х гг. -
Швей Man Тин Маун, У Сейн Аун Мин, M а Кин Вин Швей, Ма Кин Сейн, Ма
Нгвей Я и др.
Лит.: Bowers F., Theatre in the East, L.-[a. o., 1956]; S t e w a r t
J. A., The Burmese drama, "Journal of the Burma Res. Soc.", Rangoon,
1912, v. 2, с. 30-37; M a u n g E., The Burmese drama, там же, Rangoon,
1918, v. 8, с. 33-38; Maung Htin Aung, Burmese drama. [L.], 1956. Св.
M., О. О.
"ЗАПИСКИ ПЕРЕДВИЖНОГО ОБЩЕДОСТУПНОГО ТЕАТРА" - русский журнал,
издание петерб. Передвижного общедоступного т-ра (см. Первый передвижной
драматический театр). Выходил в 1914 и в 1917-24, всего вышло 69
номеров. В "Записках" подробно освещалась жизнь этого т-ра, а также
публиковались статьи на общетеатр. и лит. темы, театр. хроника. С 1923
назывался "Записки передвижного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф.
Скар-ской". Указатель содержания "Записок" (јј 1-50) имеется в "Записках
передвижного театра...", 1923, ј 50. , С. Др. ЗАПОЛЬСКАЯ (Zapolska),
Габриеля [псевдоним; другие псевд. - Снежко-Запольская, Жозеф Масков;
наст. фам.- К о p в и н-П иотровская (Ког-win-Piotrowska)] [1857,
Ки-верцы (под Луцком), - 17. XII. 1921, Львов] - польская писательница,
драматург, актриса. Училась во Львове. Дебютировала на сцене
любительского т-ра Варшавского благотворительного об-ва (1879). С
1882актриса Краковского т-ра. В 1889-95 жила в Париже, выступала в т-рах
Бульваров, Свободном т-ре (рук. Антуан), в т-ре "Творчество". Позднее -
в т-рах Кракова, Львова. Гастролировала в Петербурге (1883 и 1897).
Исполняла роли в пьесах Шекспира (Регина - "Король Лир", Виола -
"Двенадцатая ночь"), Шиллера (Амалия - "Разбойники"), Словацкого
(Хохлик-"Балладин"), Мицкевича (Рол-лисон-"Дзяды"). Но гл. место в
акт„рском творчестве 3. занимали образы женщин в пьесах Ибсена (Нора;
Гина Экдаль - "Дикая утка"), Века (Клотильда - "Парижанка"), Л. Толстого
(Анисья - "Власть тьмы") и др. Выступала в собственных пьесах: Малашка
(о. п.), Елена и Мария ("Жабуся"), Виельгорская ("Тот") и др.
Как драматург 3.- одна из талантливых представительниц натуралистич.
школы в польск. т-ре. Основная тема е„ пьес - трагич судьба женщины в
условиях бурж. общества - с большой дра-матич. силой раскрывается в
пьесах "Кась-ка Кариатида" (1895, Варшава), "Панна Ма-личевская" (1910,
Львов). С острым сарказмом 3. изобличает комедию бурж. брака в пьесах
"Жабуся" (1897, Краков), "Агасфер" (1902, Краков), "Их четверо" (1907,
Львов). В своей лучшей пьесе - трагикомедии "Мораль пани Дульской"
(1906, Краков) 3. достигла большой силы сатирич. типизации, создала
образ, олицетворяющий мещанскую ограниченность и лицемерие. Пьесы 3.
Страницы: «« « 889 890 891 892 893 894 895 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |