Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 887   888   889   890   891   892   893   894   895  896   897   898   899   900   901   902   903   904   905  » »»

экспрессией, виртуозной техникой и тонким артистизмом .
   Партии: Рознна; Церлина ("Дон Жуан"),  Керубино  ("Свадьба  Фигаро"),
Маргарита ("Фауст"), Миньон, Офелия  ("Миньон",  "Гамлет"  Тома),  Амина
("Сомнамбула" Беллини), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Динора (о.
п. Мейербера).
   Лит.: С u r z о n H. de. Croquis d'artistes, P., 1898. Bc. T.
   3AHOCKII (франц. les batteries, букв. - барабанная дробь)  -  термин,
применяемый к группе прыжковых движений классич. танца, в к-рых во время
прыжка ноги, скрещиваясь, заносятся и ударяются одна о другую (один, два
и более раз). В группу 3. входят антраша, па батю (танцевальные  прыжки,
осложн„нные 3.), па бризе (своеобразная разновидность жегпе-бд1Т'ю).
   Лит. см. при ст. Жете. А. И.
   3AHTEH  (Zanten),  Корнелия  ван  (2  .VII   1.1855-   10.1.1946)   -
голландская артистка оперы  (контральто,  затем  колоратурное  сопрано),
вокальный педагог.  Пению  обучалась  в  консерватории  в  К„льне  у  К.
Шнейдера; брала уроки у Ф.  Ламперти  в  Милане.  Впервые  выступила  на
оперной сцене в "Фаворитке" Доницетти, после чего пела в т-рах  Бреслау,
Касселя (под  рук.  Г.  Малера),  Гамбурга,  Амстердама.  В  1886-  1887
гастролировала в США в составе труппы Нац. оперной компании. Выступала в
Петербурге и Москве в спектакле "Кольцо Нибелунга" Вагнера. 3.  обладала
голосом  необычайно  широкого  диапазона,  была  одной   из   выдающихся
вокалисток  своего  времени.  Преподавала  в  консерваториях  Амстердама
(1895-1903), Гааги (с 1914), Берлина (1903-14),  где  организовала  свою
школу. Среди учеников 3.: Я. Урлюс, Г. Кунен и др. Автор  мн.  работ  по
пению, в т. ч. "Бель канто слова", "Высокая техника пения" и др.
   Соч.: Leitfaden zum Kunstgesangr, Lpz., 1903. Лито-.-Н o f s t r a J.
W., C. van Zanten, "Mens en melodie", Jaarg. l, Utrecht, 1946. Вл. О.
   ЗАНЬКОВЕЦКАЯ   (наст.   фам.-   Адасовская),   Мария   Константиновна
l22.VII(3.VIII).1860,   д.   Зань-ки   Нежинского   уезда   Черниговской
губ.,-4.X.1934, Киев] - украинская актриса и театральный  деятель.  Одна
из основоположников нац. проф. т-ра. Нар. арт. УССР (1922). Род. в семье
обедневшего помещика, Училась в  Чернигове  в  частном  пансионе,  брала
уроки пения в Гельсингфорсском отделении Петерб. консерватории (обладала
красивым звучным меццо-сопрано).  С  юных  лет  с  успехом  выступала  в
любительских спектаклях и концертах  в  Чернигове,  Нежине,  а  позже  в
Бендерах и Свеаборге, где находилась с мужем - артиллерийским  офицером.
Там же 3. сблизилась с передовой революц. молод„жью, к-рая  повлияла  на
формирование е„ мировоззрения. Из-за любви к т-ру 3. порвала с семь„й  и
поступила на сцену. 27 окт. 1882  состоялся  е„  дебют  в  Елизаветграде
(ныне Кировоград), она исполняла роль  Наталки-Полтавки  в  первом  укр.
проф. т-ре, руководимом М. Л. Кропивницким. В дальнейшем 3.  работала  в
крупнейших укр. труппах М. Кропивницкого, М. Старицкого, Н.  Садовского,
П. Саксаганского и И. Карпенко-Карого, И. Марьяненко,  гастролировала  в
известных антрепризах Ф. Велика, О. Суслова, Д. Гайдамаки, в галицийском
театр. товариществе Руська Бесзда".
   Реалистич. иск-во 3. питалось творчеством укр. народа,  жизнь  к-рого
актриса хорошо знала. Сочувствие страданиям, глубокое понимание  надежд,
чаяний, идеалов трудового  народа  Украины,  непоколебимая  вера  в  его
лучшее будущее сделали иск-во 3. подлинно демократичным и высокоидейным.
В сво„м сценич. творчестве 3. прославила простую укр. женщину,  показала
страдание бесправных батрачек и обездоленных матерей,  покинутых  ж„н  и
обесчещенных  девушек.  3.  глубоко  раскрыла  духовное  богатство  укр.
женщины из народа, е„  жизненную  силу  и  т„плый  юмор,  сердечность  и
оптимизм, неудержимое стремление к свету, свободе, счастью.  Героини  3.
не только плачут над своей  печальной  судьбой,  но  и  гневно  обличают
социальную и нац. несправедливость. Актриса широкого  творч.  диапазона,
3. создавала образы, проникнутые глубочайшим драматизмом  и  искром„тной
комедийностью: Харитина, София ("Наймичка", 1886,  "Бесталанная",  1887,
Карпенко-Карого), Оксана, Олена, Зинька, Приська ("Пока солнце  взойд„т,
роса очи выест", 1882, "Мироед, или паук", 1883, "Две семьи", 1894,  "По
ревизии", 1882, Кропивницкого),  Наталья  ("Лимеривна"  Мирного,  1892),
Катря, Аза, Цвиркунка ("Не судьба", 1889, "Цыганка Аза",
   1892,  "Черноморцы",  1882,  Старицкого),   Галя   ("Назар   Стодоля"
Шевченко, 1882), Хвеська  ("Кум-мел  ьннк"  Дмитренко,  1882),  Наталка,
Терпелыха ("Наталка-Полтавка" Котляревского, 1882, 1912), Аксюша  ("Лес"
Островского, 1891). Отсутствие в репертуаре 3. мн. ролей рус. и  мировой
драматургии  объясняется  ограниченностью  укр.   т-ра   того   периода,
испытывавшего тяж„лые цензурные притеснения.
   Сценич. творчество 3. отличалось искренностью переживаний,  простотой
и   непосредственностью,   глубоким   проникновением   в    человеческую
психологию, огромным мастерством внутреннего и внешнего  перевоплощения,
художеств. правдой. Она обладала большим  сценич.  темпераментом,  яркой
эмоциональностью, покоряющей женственностью и обаянием. У 3. был сильный
красивый голос (успешно играла роли, требующие  вокальной  одар„нности),
блестящая  техника  сценич.  речи.  Игра  актрисы  поражала  благородной
мягкостью в минуты самых тра-гич.  переживаний,  точностью  и  скупостью
жестов.    Иск-во    3.    было    глубоко    связано     с     революц.
демо-кратич.направлением рус. и укр. культуры, эстетич. взгляды и  вкусы
актрисы  формировались  под  влиянием  творчества  Шевченко,  Некрасова,
Чернышевского, Добролюбова, Франко. Она следовала реали-стич.  традициям
Щепкина и  Мочалова,  Садовского  и  Мартынова.  Творчество  3.  оказало
большое воздействие на развитие  укр.  драматургии;  лучшие  пьесы  укр.
драматургов 80-90-х гг. были  созданы  для  3.  Вдохновенное  реалистич.
творчество 3. стало школой сценич. мастерства для последующих  поколений
украинских акт„ров.
   Всю свою жизнь 3.  посвятила  борьбе  за  развитие  нац.  демократич.
иск-ва,  за  нар.  т-р.  Она  отказалась  от  предложения  поступить  на
императорскую сцену и осталась в бесправном в те годы укр. т-ре. На  1-м
Всеросс.  съезде  сценич.  деятелей  в  Москве  в  1897   3.   требовала
уничтожения тяж„лых и унизителъных ограничений на право постановки пьес,
рисующих  подлинную  жизнь  народа,  воспитывающих  его,  отвечающих  на
запросы демократич. кругов общества, подч„ркивала  необходимость,  чтобы
т-р "стал действительно народным, чтобы как содержание пьес, так и  язык
их были близки и доступны народу". Искренне сочувствуя освободит, борьбе
.трудящихся, 3. приветствовала революцию 1905. В 1907 она  вместе  с  Н.
Садовским организовала 1-й укр. стятцюнарный т-р в Киеве.
   3.  была  первой  укр.  актрисой,   завоевавшей   признание   широких
демократич.  кругов  во  всей  России.  В   составе   укр.   трупп   она
гастролировала во мн. рус. городах (Ростов, Воронеж, Курск, Ор„л, Тула),
в Азербайджане, Грузии, с большим успехом выступала в

Страницы: «« « 887   888   889   890   891   892   893   894   895  896   897   898   899   900   901   902   903   904   905  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия