|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 883 884 885 886 887 888 889 890 891 892 893 894 895 896 897 898 899 900 901 » »» 1907 3. вступил во вновь открывшийся в Праге Гор. т-р на Виноградах.
3.один из лучших характерных акт„ров чеш. т-ра. Юмор, народность,
демократизм сочетались в его иск-ве с высоким мастерством. 3. первым из
чеш. акт„ров был удостоен Гос. пр. (1923). Играл в пьесах Тыла, Ирасека,
Шрамека.
Роли: Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Кузовкин ("Нахлебник"
Тургенева), Мармеладов ("Преступление и наказание" по Достоевскому) и
др.
Лит.: EngelmiilIerK.,Z letopisu ceskeho divadelnictvi, кн. II. O
slave herecke, Praha, [1947]. Л. Сол.
ЗАКО-ЧАЮПИ, А.- см. Чаюпи-Зако, А. ЗАКРЕВСКАЯ, Марта Ивановна [р.
12(24).III. 1885] - русская советская артистка оперы
(лирико-колоратурное сопрано). Пению обучалась в 1902-05 в Муз. уч-ще Н.
А. Тутковского в Киеве. Воспитывалась своей сестрой, известной певицей и
педагогом С. И. Друзякиной, к-рая содействовала завершению е„ муз.
образования. Впервые 3. выступила на оперной сцене в 1905. С этого года
гастролировала в Харь' кове, Одессе, Тифлисе, Петербурге, Москве, Баку,
Риге и др. городах. В 1910-16 пела в опере Зимина в Москве. 3. выступала
с гастролировавшими в России иностр. певцами, в т. ч. с М. Баттистини,
к-рый способствовал совершенствованию е„ певческого и акт„рского
мастерства. Неоднократно выступала с Л. В. Собиновым (в операх
"Дубровский" Направника - в партии Маши, и "Лоэнгрин" - в партии Эльзы).
Среди др. партий: Татьяна, Лиза; Иоланта (о. п. Чайковского), Ярославна,
Тоска; Аида, Паж ("Аида", "Бал-маскарад" Верди), Валентина ("Гугеноты")
и др. В 1940 3. оставила сцену. До 1950 вела педагогич. работу в оперном
классе Тбилисской консерватории.
Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957; "Театр", М-,
1911, JsTs 942, с. 5-6, 1913, ј 1342, с. 4-5; 1914, ј 1562, с. 8. M. P.
ЗАКРЖ‚ВСКИЙ, Юлиан Ф„дорович [29.IX.1852- 25.IV(8.V).1915] - русский
артист оперы (драматический тенор). Род. в Галиции. Пению обучался во
Львове у проф. Микули. Дебютировал в 1871. Пел на оперных сценах Праги
(чешская, затем - нем. труппа), Венеции (здесь в 1874 брал уроки пения у
Пиц-цолати), Львова, Кракова, Варшавы (1876), Киева (1878-82, летние
сезоны - с труппой в Варшаве). Два сезона (1882-84) был солистом
Большого т-ра в Москве. В последующие годы выступал в провинцииСаратове,
Казани и др. городах Поволжья, в Перми (1897-98), Харькове,
гастролировал в Москве. В Казани, где 3. выступал в 1884-89 и в конце
90-х гг., его слышал в партии Елеазара ("Жидовка" Галеви) В. И. Ленин,
вспоминавший певца в письме к матери (от 9 февр. 1901 из Мюнхена, см.
"Ленин о культуре и искусстве", 1956, с. 374). Особенной популярностью
пользовался 3. среди студенчества. Обладая красивым и выразит, голосом,
3. захватывал зрителей своей темпераментной, яркой игрой. Партии: Рауль
("Гугеноты"), Ионтек ("Галька" Монюшко), Иоанн Лейденский ("Пророк"
Мейербера), Манрико ("Трубадур"), Герман.
В 1907 3. оставил сцену, давал уроки пения в Казани. Последние годы
болел и бедствовал. В 1913 местные власти не разрешили концерт в пользу
3., ссылаясь на то, что певец в сво„ время помогал революционерам.
Лит.: Из музыкального прошлого. Сборник очерков,[вып.] 1.
Ред.-составитель Б. С. Штейнпресс, М., 1960, с. 254-256 (статья Н. Ф.
Таубе) и др.; Штейнпресс Б., Казань. Годы 1888-1889, "Музыкальная
жизнь", 1960, ј 7. Б. Ш.
ЗАКС, Г.-см. Сакс, Г.
ЗАКС (Sachs), Курт (29.VI.1881-5.II.1959) - немецкий музыковед и
балетовед. Доктор Берлинского ун-та (с 1904), читал лекции по истории
музыки. Разработал методологию изучения танца в его связи с музыкой и
др. видами иск-ва. С приходом к власти фашистов покинул Германию и уехал
во Францию, затем в США. В 1939 - проф. Нью-йоркского, с 1953 -
Колумбийского ун-тов. Труды 3. по истории танца ("Всемирная история
танцев" и др.) основаны на изучении документального материала по музыке
и хореографии.
Соч.: Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; The com-monwealth of
art. Style in the fine arts, music and the dance, N. Y., 1946. E. C.
ЗАКУШНЯК, Александр Яковлевич (l 1.111.1879, Одесса,-21.IV.1930,
Ленинград) - русский советский артист эстрады; чтец и драматический
акт„р. Основоположник советской реалистич. школы лит. рассказывания,
создатель жанра "вечеров рассказа". Учился на филологич. ф-те Одесского
и Киевского (окончил в 1906) ун-тов. Одновременно принимал участие в
драм. и опереточных спектаклях, читал в дивертисментах юмористич.
рассказы Чехова. Проф. сценич. деятельность начал в 1906- 1907 в
Товариществе новой драмы (Полтава, Тифлис); играл здесь роли амплуа
героя-любовника, "неврастеника" (Мышкин, Раскольников - "Идиот" и
"Преступление и наказание" по Достоевскому, и др.). В 1907-10 работал в
Т-ре Комиссар-жевской в Петербурге (роли:
Пелеас, Беллидор - "Пелеас и Мелисанда" и "Сестра Беатриса"
Метерлинка и др.), гастролировал с Комиссаржевской за границей (1908). В
1910 дал в Одессе свои первые 30 концертов - "Вечеров интимного чтения"
(рассказы Чехова, Мопассана, Твена, Шолом Алейхема, Короленко). В
1910-14 выступал с концертами в Одессе, Киеве, Кишин„ве, Херсоне, Риге,
Ярославле, Костроме, Москве. В 1914-18 был на фронте. После
демобилизации играл в т-рах Москвы: Новом т-ре (Фигаро - "Женитьба
Фигаро", Шут - "Буря" Шекспира), Т-ре РСФСР 1-м (Эреньен - "Зори"
Верхар-на), Камерном т-ре (Иоканаан - "Саломея" Уайльда), в т-рах для
детей. В 1924 впервые после перерыва выступил с "Вечером рассказа"
("Пышка" Мопассана, "Банковый билет" Твена). В репертуаре 3.- "Восстание
ангелов" Франса (1923-24), "В порту" Мопассана (1925), "Египетские ночи"
Пушкина (1925- 1926), "Тарас Бульба" Гоголя (1926-27), "Катюша Маслова"
по Л. Н. Толстому (1928), "Униженные и оскорбл„нные" Достоевского и
"Двенадцать" Блока (1929); рассказы Чехова, Мопассана, Дж. Лондона,
Бабеля и др. 3. положил начало новой форме лит,-эстрадных выступлений,
позволяющей "... придать исполняемому произведению характер беседы
автора со слушателями..., овладеть слушателем настолько, чтобы заставить
его чувствовать автора, творить и создавать образ "вместе с чтецом""
(Закушняк, "Вечера рассказа"). Подчиняя все выразит, средства звучащего
слова раскрытию и заострению идейно-худо-жеств. замысла и своеобразия
произведения, виртуозно владея жестом, интонацией, иск-вом общения с
аудиторией, 3. способствовал пропаганде художеств. литературы, утверждал
жанр художеств. рассказывания. 3. мастерски передавал и острый
социальный гротеск "Пышки", героико-романтич. пафос "Тараса Бульбы",
тончайшую иронию Франса и беспощадный реализм "Воскресения" Толстого.
Принципы иск-ва 3., его работа как автора, режисс„ра и исполнителя,
Страницы: «« « 883 884 885 886 887 888 889 890 891 892 893 894 895 896 897 898 899 900 901 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |