Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 883 884 885 886 887 888 889 890 891 892 893 894 895 896 897 898 899 900 901 » »» 1907 3. вступил во вновь открывшийся в Праге Гор. т-р на Виноградах. 3.один из лучших характерных акт„ров чеш. т-ра. Юмор, народность, демократизм сочетались в его иск-ве с высоким мастерством. 3. первым из чеш. акт„ров был удостоен Гос. пр. (1923). Играл в пьесах Тыла, Ирасека, Шрамека. Роли: Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Кузовкин ("Нахлебник" Тургенева), Мармеладов ("Преступление и наказание" по Достоевскому) и др. Лит.: EngelmiilIerK.,Z letopisu ceskeho divadelnictvi, кн. II. O slave herecke, Praha, [1947]. Л. Сол. ЗАКО-ЧАЮПИ, А.- см. Чаюпи-Зако, А. ЗАКРЕВСКАЯ, Марта Ивановна [р. 12(24).III. 1885] - русская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Пению обучалась в 1902-05 в Муз. уч-ще Н. А. Тутковского в Киеве. Воспитывалась своей сестрой, известной певицей и педагогом С. И. Друзякиной, к-рая содействовала завершению е„ муз. образования. Впервые 3. выступила на оперной сцене в 1905. С этого года гастролировала в Харь' кове, Одессе, Тифлисе, Петербурге, Москве, Баку, Риге и др. городах. В 1910-16 пела в опере Зимина в Москве. 3. выступала с гастролировавшими в России иностр. певцами, в т. ч. с М. Баттистини, к-рый способствовал совершенствованию е„ певческого и акт„рского мастерства. Неоднократно выступала с Л. В. Собиновым (в операх "Дубровский" Направника - в партии Маши, и "Лоэнгрин" - в партии Эльзы). Среди др. партий: Татьяна, Лиза; Иоланта (о. п. Чайковского), Ярославна, Тоска; Аида, Паж ("Аида", "Бал-маскарад" Верди), Валентина ("Гугеноты") и др. В 1940 3. оставила сцену. До 1950 вела педагогич. работу в оперном классе Тбилисской консерватории. Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957; "Театр", М-, 1911, JsTs 942, с. 5-6, 1913, ј 1342, с. 4-5; 1914, ј 1562, с. 8. M. P. ЗАКРЖ‚ВСКИЙ, Юлиан Ф„дорович [29.IX.1852- 25.IV(8.V).1915] - русский артист оперы (драматический тенор). Род. в Галиции. Пению обучался во Львове у проф. Микули. Дебютировал в 1871. Пел на оперных сценах Праги (чешская, затем - нем. труппа), Венеции (здесь в 1874 брал уроки пения у Пиц-цолати), Львова, Кракова, Варшавы (1876), Киева (1878-82, летние сезоны - с труппой в Варшаве). Два сезона (1882-84) был солистом Большого т-ра в Москве. В последующие годы выступал в провинцииСаратове, Казани и др. городах Поволжья, в Перми (1897-98), Харькове, гастролировал в Москве. В Казани, где 3. выступал в 1884-89 и в конце 90-х гг., его слышал в партии Елеазара ("Жидовка" Галеви) В. И. Ленин, вспоминавший певца в письме к матери (от 9 февр. 1901 из Мюнхена, см. "Ленин о культуре и искусстве", 1956, с. 374). Особенной популярностью пользовался 3. среди студенчества. Обладая красивым и выразит, голосом, 3. захватывал зрителей своей темпераментной, яркой игрой. Партии: Рауль ("Гугеноты"), Ионтек ("Галька" Монюшко), Иоанн Лейденский ("Пророк" Мейербера), Манрико ("Трубадур"), Герман. В 1907 3. оставил сцену, давал уроки пения в Казани. Последние годы болел и бедствовал. В 1913 местные власти не разрешили концерт в пользу 3., ссылаясь на то, что певец в сво„ время помогал революционерам. Лит.: Из музыкального прошлого. Сборник очерков,[вып.] 1. Ред.-составитель Б. С. Штейнпресс, М., 1960, с. 254-256 (статья Н. Ф. Таубе) и др.; Штейнпресс Б., Казань. Годы 1888-1889, "Музыкальная жизнь", 1960, ј 7. Б. Ш. ЗАКС, Г.-см. Сакс, Г. ЗАКС (Sachs), Курт (29.VI.1881-5.II.1959) - немецкий музыковед и балетовед. Доктор Берлинского ун-та (с 1904), читал лекции по истории музыки. Разработал методологию изучения танца в его связи с музыкой и др. видами иск-ва. С приходом к власти фашистов покинул Германию и уехал во Францию, затем в США. В 1939 - проф. Нью-йоркского, с 1953 - Колумбийского ун-тов. Труды 3. по истории танца ("Всемирная история танцев" и др.) основаны на изучении документального материала по музыке и хореографии. Соч.: Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; The com-monwealth of art. Style in the fine arts, music and the dance, N. Y., 1946. E. C. ЗАКУШНЯК, Александр Яковлевич (l 1.111.1879, Одесса,-21.IV.1930, Ленинград) - русский советский артист эстрады; чтец и драматический акт„р. Основоположник советской реалистич. школы лит. рассказывания, создатель жанра "вечеров рассказа". Учился на филологич. ф-те Одесского и Киевского (окончил в 1906) ун-тов. Одновременно принимал участие в драм. и опереточных спектаклях, читал в дивертисментах юмористич. рассказы Чехова. Проф. сценич. деятельность начал в 1906- 1907 в Товариществе новой драмы (Полтава, Тифлис); играл здесь роли амплуа героя-любовника, "неврастеника" (Мышкин, Раскольников - "Идиот" и "Преступление и наказание" по Достоевскому, и др.). В 1907-10 работал в Т-ре Комиссар-жевской в Петербурге (роли: Пелеас, Беллидор - "Пелеас и Мелисанда" и "Сестра Беатриса" Метерлинка и др.), гастролировал с Комиссаржевской за границей (1908). В 1910 дал в Одессе свои первые 30 концертов - "Вечеров интимного чтения" (рассказы Чехова, Мопассана, Твена, Шолом Алейхема, Короленко). В 1910-14 выступал с концертами в Одессе, Киеве, Кишин„ве, Херсоне, Риге, Ярославле, Костроме, Москве. В 1914-18 был на фронте. После демобилизации играл в т-рах Москвы: Новом т-ре (Фигаро - "Женитьба Фигаро", Шут - "Буря" Шекспира), Т-ре РСФСР 1-м (Эреньен - "Зори" Верхар-на), Камерном т-ре (Иоканаан - "Саломея" Уайльда), в т-рах для детей. В 1924 впервые после перерыва выступил с "Вечером рассказа" ("Пышка" Мопассана, "Банковый билет" Твена). В репертуаре 3.- "Восстание ангелов" Франса (1923-24), "В порту" Мопассана (1925), "Египетские ночи" Пушкина (1925- 1926), "Тарас Бульба" Гоголя (1926-27), "Катюша Маслова" по Л. Н. Толстому (1928), "Униженные и оскорбл„нные" Достоевского и "Двенадцать" Блока (1929); рассказы Чехова, Мопассана, Дж. Лондона, Бабеля и др. 3. положил начало новой форме лит,-эстрадных выступлений, позволяющей "... придать исполняемому произведению характер беседы автора со слушателями..., овладеть слушателем настолько, чтобы заставить его чувствовать автора, творить и создавать образ "вместе с чтецом"" (Закушняк, "Вечера рассказа"). Подчиняя все выразит, средства звучащего слова раскрытию и заострению идейно-худо-жеств. замысла и своеобразия произведения, виртуозно владея жестом, интонацией, иск-вом общения с аудиторией, 3. способствовал пропаганде художеств. литературы, утверждал жанр художеств. рассказывания. 3. мастерски передавал и острый социальный гротеск "Пышки", героико-романтич. пафос "Тараса Бульбы", тончайшую иронию Франса и беспощадный реализм "Воскресения" Толстого. Принципы иск-ва 3., его работа как автора, режисс„ра и исполнителя, Страницы: «« « 883 884 885 886 887 888 889 890 891 892 893 894 895 896 897 898 899 900 901 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |