Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 878   879   880   881   882   883   884   885   886  887   888   889   890   891   892   893   894   895   896  » »»

над ролями Чацкого (1925), Графа Альмавивы  ("Женитьба  Фигаро",  1927),
Трубецкого ("Николай 1и декабристы" А, Р. Кугеля, 1926) открыла перед 3.
неисчерпаемые возможности, определила  стремление  к  глубокому  анализу
душевной жизни человека. В годы  работы  в  Театре-студии  порой  театр.
форма  постановок  становилась  для  3.,  увлеч„нному  театр.   "игрой",
самоцелью  ("Волки  и  овцы";  "Школа  неплательщиков"  Вернея  и  др.).
Искусство 3. достигло зрелости к сер. 30-х гг., когда  выявились  лучшие
черты его творчества - лиризм, рождающийся в результате  проникновенного
раскрытия   характеров   современников,   оптимизм   восприятия    жизни
художником.  Героическое,  великое  раскрывалось  им   как   задушевное,
органически присущее каждому человеку -спектакли "Мстислав Удалой" Прута
(1932), "Гибель  эскадры"  (1934),  пост.  в  ЦТКА;  "Машенька"  (1941),
"Нашествие" (1943); "Встреча в темноте" Кнорре (1944),  "Бранденбургские
ворота" Светлова (1946), пост. в Т-ре им.  Моссовета.  3.  вписал  яркую
страницу  в  сценич.  историю  комедий  Гольдони  ("Трактирщица",  1940,
"Забавный случай",  1942)  и  Шекспира  ("Укрощение  строптивой",  1938,
"Виндзорские насмешницы", 1957), утверждая  при  пост.  этих  спектаклей
принцип    контрастного    сочетания    драматизма    и    комедийности,
психологической правды и откровенной театральной игры.
   Опытный режисс„р-педагог, 3. воспитал ряд выдающихся акт„ров - В.  П.
Марецкую, Н. Д. Мордвинова, О. Н. Абдулова, Р. Я. Плятта и  др.,  создал
акт„рскую школу, особенностями к-рой являются  л„гкость  перевоплощения,
широкий диапазон творчества-от остродраматических трагедийных  ролей  до
фарсовых, буффонных. Увлекаясь живописью (3. нередко выступал  в  ранние
годы художником своих спектаклей), 3. всегда  уделяет  большое  внимание
внешнему облику спектакля, являясь сторонником поэтич., изящного  образа
постановки. Среди спектаклей, пост. 3. в 40-е гг.,  -  "Отелло"  (1945),
"Госпожа министерша" Нушича (1946).
   Среди лучших спектаклей, поставленных 3. во 2-й пол. 50-х - нач. 60-х
гг.: "Дали неоглядные" (1957)  и  "Летом  небо  высокое"  (1960)  Вирты,
"Битва в пути" по  Николаевой  (1958),  "Антей"  Зарудного  (1961).  Эти
спектакли свидетельствуют о дальнейшем  развитии  3.  принципов  лирич.,
светлого воспроизведения совр. действительности.
   Соч.: Из опыта режисс„ра,  в  сб.:  Работа  режисс„ра  над  советской
пьесой, М.-Л., 1950; Работа режисс„ра с  художником  и  композитором,  в
кн.: Режисс„р в советском театре, М.-Л., 1940;  Композиция  сценического
пространства, в сб.:
   Театральный альманах, кн. 2 (4), M., 1946.
   Лит.: Образцова А. Г.,  Режисс„рское  творчество  Ю.  А.  Завадского.
Автореф.  дисс.,  М.,  1951;  Незнамов  М.,  Творческий   путь   театра,
[Ростов-на-Дону], 1939. А. О.
   ЗАВАДСКОГО СТУДИЯ - театральная студия,  существовавшая  в  Москве  в
1924-36. Организована Ю.  А.  Завадским.  Возникла,  как  и  ряд  других
молодых театр. коллективов, на волне студийного движения 20-х  гг.  "Нам
казалось тогда, -писал Завадский,- что новое слово в искусстве  может  и
должен сказать молодой театр. который возьмет от MX AT  его  мудрость  и
глубину, от Вахтангова - зоркость, страстность, экспериментаторский  жар
и вечную неудовлетворенность, а также вкус к театру, отвергающему дурную
театральность  и  жадному  к  театральности  подлинной".   Несмотря   на
искреннее стремление  к  новаторскому  выражению  современности,  студия
порой приходила к формальному пониманию своих задач. 1924- 1?27-  период
уч„бы, в эти годы подготовлен первый спектакль - изящная иронич. комедия
Мюссе "Любовью не шутят". Педагогич. работу в студии, кроме  Завадского,
вели акт„ры и режисс„ры MX АТа и Т-ра им. Вахтангова - Н. П. Хмел„в,  Е.
С. Телешова, Н. С. Соколова, А. А. Орочко  и  др.  В  1927  студия  была
реорганизована в Театр-студию под рук. Ю. А.  Завадского.  Т-р  открылся
спектаклем "Простая вещь" по Лаврен„ву (пост. Ю. А.  Завадского,  Н.  П.
Хмел„ва  и  Б.  А.   Мордвинова).   В   дальнейшем   основу   репертуара
Театра-студии составили русские классич. и зарубежные произв. - "Компас,
или Деловой человек" ("Делец") Газенклевера (1928), "Мо„!"  ("Вольпоне")
Бена Джонсона (1932),  "Ученик  дьявола"  Шоу  (1933),  "Волки  и  овцы"
Островского (1934), "Школа неплательщиков" Вернея (1935) и др.  Находясь
под  воздействием   творческих   экспериментов   Вахтангова,   Завадский
переносил из спектакля в спектакль при„мы  сценич.  гротеска  и  иронии.
Вольно обращаясь с текстом, меняя место и время действия,  трансформируя
характеры, т-р то добивался яркого  и  свежего  прочтения  классики,  то
попадал в плен ложно понимаемого новаторства. Завадский слыл в эти  годы
"большим мастером  маленьких  вещей",  творцом  "изысканных  сценических
миниатюр" и "безделушек" (наиболее удачно из совр. пьес была  поставлена
трагедия в стихах Л. Первомайского "Ваграмова ночь", 1935). В  работе  с
молод„жью   он   пропагандировал   систему   Станиславского,   добивался
психологической тонкости  и  правды  в  сценической  трактовке  образов,
требовал виртуозного перевоплощения.
   Работа в Театре-студии явилась серь„зной школой для молодых акт„ров и
режисс„ров - В. П. Марецкой, Н. Д.  Мордвинова,  Р.  Я.  Плятта,  О.  Н.
Абдулова, Д. П.  Фивейского,  И.  С.  Вульф,  М.  П.  Чистякова,  А.  П.
Алексеевой, Ю. А. Шмыткина, Н. И. Бродского и др.  В  1936  студия  была
направлена  в  Ростов,  составив  основу  труппы  Ростовского  т-ра  им.
Горького.
   Лит.: Бояджиев Г. Н., Студийные театры, в кн.:
   Очерки истории рус. сов. драматич. театра, т. l, M., 1954 (гл.  10  и
11). А. О. 3ABATTA (Zavatta), Ашиль (р. 6.V.1915) - французский цирковой
артист; клоун.  Впервые  выступил  в  цирке  своего  отца  в  1921.  Был
акробатом-гимнастом, жонгл„ром, дрессировщиком львов. В 1932 дебютировал
в цирке Ранси (г. Лимож) как соло-клоун.  В  1933-55  работал  в  Зимнем
цирке в Париже. 3. включал в свои выступления  пантомимно-акробатические
сценки,  в  к-рых  показывал  жизнь  простых  людей-тружеников.  В  1961
гастролировал в Советском Союзе. М. Зон. ЗАВЕЙСКИЙ (Zawieyski), Ежи  (р.
1902) - польский писатель и драматург. 3. является  членом  объ-единения
католиков ("Стоважишэне", организовано в 1952), одобряющих  социалистич.
преобразования Поль ши. В своих драматич.  произведениях  пропагандирует
католическое    "всепрощение".    Среди    пьес     3.:     "Возвращение
Пшеленцкого"'(1937,т-р  "  Народ  овы",  Варшава)-  написана  во   время
полемики с драматургом С. Жеромским о путях  развития  культуры  Польши;
"Спасение Якуба" (1947, т-р им. Словацкого, Краков), "Любовь Анны" (соч.
1948) - о людях  послевоенной  Польши;  "Сократ"  (соч.  1950),  "Жалоба
Ореста" (соч. 1951)., "Тиртей" (соч. 1955) - о героях античности;
   "Совершенный человек", "Песня надежды" - о библейских героях,  и  др.
Герои пьес 3.- чаще  всего  страдающие,  беспомощные,  безвольные  люди,
находящие искупление в страдании, раскаянии и любви к ближнему. Однако в

Страницы: «« « 878   879   880   881   882   883   884   885   886  887   888   889   890   891   892   893   894   895   896  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия