Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 » »» ЗВУКОВОЙ МОНТАЖ - организация и фиксация звукового (шумового) оформления спектакля. В наст. время значит, часть звуковых эффектов записывается на магнитофон и воспроизводится по радио. В. Ш. ЗВУКООФОРМЙТЕЛЬ - 1) Работник т-ра, создающий звуковое (шумовое ) оформление спектакля (см. Шумовое оформление спектакля). 3. является одновременно композитором звукового оформления и кон' структором-изобретателем шумовых приборов, режисс„ром, организатором и дириж„ром шумовой бригады. 3. должен обладать тонким вкусом, особым слухом (исключительной слуховой наблюдательностью). Крупнейшим 3.-художником является нар. арт. РСФСР В. А. Попов. 2) Работник т-ра - участник звуко-шумо-вой бригады. В. Ш. ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - цирковой и эстрадный жанр. Голоеом и свистом исполнитель (звукоподра-жатель) имитирует всевозможные звуки: звук пилы, лай собак, пение птиц, игру муз. инструментов и т. д. Среди исполнителей этого жанра: А. Корелли, Вестман, Э. Кронкарди (30-е гг.), позднее - В. Са-пожнин, Н. Тамарин. М. 3. ЗВЯГИНА, Лидия Георгиевна (1864-1943) - русская артистка оперы (контральто). В 1887 окончила Пе-терб. консерваторию по классу К. Эверарди, брала уроки пения у П. Виардо в Париже. В сезонах 1887-89 пела в Тифлисе, в 1889-1909-в Большом т-ре. 3. обладала замечат. голосом (низкое, бархатистого тембра контральто), простой и искренней манерой пения. Лучшими партиями 3. были: Лель, Ратмир; Ваня ("Иван Сусанин"). Занималась педагогич. деятельностью в Моск. консерватории. ЗДАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ. Сооружения, предназначенные для показа зрелищ, появились в начале возникновения древнегреческого т-ра и видоизменялись на всем протяжении истории театр. иск-ва. Архитектура и технологич. структура 3. т. определялись социальным составом зрителей, идейными и художеств. задачами т-ра, уровнем развития постановочной и строительной техники. Сооружения древнегреч. т-ра (см. илл. к ст. Древнегреческий театр) первоначально представляли собой круглую земляную площадку (орхестра), расположенную у подножия горы, на склоне к-рой размещались места для зрителей (театрон). На рубеже 6-5 вв. до н. э. сзади орхестры возводили помещение (скена) для переодевания акт„ров и хранения бутафории. К 4-3 вв. до н. э. скена превратилась в 2-этажное прямоугольное в плане здание с пристройкой впереди (проскений), плоское перекрытие к-рой (ло-гейон), расположенное на уровне основного этажа, служило для игры акт„ров. Театрон и скена первых т-ров Др. Греции были вначале деревянными, но постепенно их заменили каменными. Греч. т-ры, к-рые должны были вмещать всех членов общины данного города, имели большие размеры. Т-р в Эфесе, напр., вмещал ок. 23 тыс. зрителей. Диаметр его театрона - 152 м, диаметр орхестры - 31 м, удаление последнего ряда мест для зрителей от центра орхестры - 76 м. Наряду с открытыми т-рами древние греки воздвигали крытые 3. т. (одеон), предназначавшиеся, по предположению исследователей, для выступлений музыкантов и певцов. Древнейший одеон был построен в Афинах Периклом в сер. 5 в. до н. э. В древнеримском т-ре 3. т. (см. илл. к ст. Древне-римский театр) во многом формируется на основе опыта греч. т-ра, но существенно от него отличается. Орхестра не служила здесь местом выступлений хора. Передняя граница игровой площадки (просцениум) проходила через центр орхестры, а в другой ее половине размещались места для привилегированных зрителей, что вызвало необходимость значительно понизить просцениум, по сравнению с греческим, доведя его высоту до 1,5 м. Ряды возвышающихся уступами сидений (кавеа) полукружиями охватывали орхестру и торцами примыкали к боковым помещениям сцены, образуя единый архитектурный объ„м. Амфитеатр венчался крытой колоннадой. Стены сцены служили постоянным декоративным фоном (представляли собой богато отделанный фасад Дворца). Римляне строили свои т-ры на городских площадях и улицах, располагая амфитеатр на искусственных сводчатых конструкциях. В греч. т-рах зрители заполняли театрон со стороны орхестры, а в т-рах римлян - поднимались по внутренним лестницам. Размеры древнерим-ских т-ров были значительны. Первое капитальное 3. т. римлян-т-р Помпея в Риме (55-52 до н. э.)вмещал более 17 тыс. зрителей. Диаметр его амфитеатра - 160 м, глубина просцениума - 25 м, ширина - 100 м. Римляне, как и греки, строили также крытые 3. т. (театрум-тектум), иногда рядом с открытыми. Таковы т-ры в Помпеях-Большой и Малый (1 в. до н. э.). В античных 3. т. была разрешена важнейшая проблема массовых зрелищных сооружений - хорошая видимость и слышимость театр. представления почти всеми зрителями, достигнута высокая степень единения акт„ра и зрителя. Влияние античного т-ра сказалось на вс„м дальнейшем развитии театр. архитектуры (подробнее об устройстве античных 3. т. см. в ст. Древнегреческий театр и Древнеримский театр). В период Раннего средневековья новые 3. т. не строились. Представления литургической драмы (9-12 вв.) происходили внутри храма, впоследствии (конец 12 в.) представления разыгрывались на паперти. Постановки мистерий (14-16 вв.) осуществлялись на площадях и улицах городов (см. Пэджент), моралите (15-16 вв.) - на сценич. подмостках типа балаганов. Иск-во строительства 3. т. возродилось в Италии в эпоху Ренессанса. Развитие трагедии, комедии и пасторальной драмы вызвало появление нового типа закрытого т-ра. Используя опыт античности, итал. архитекторы опирались в основном на трактат о построении т-ров др.-рим. архитектора и инженера Витрувия (развалины т-ров Др. Греции и Рима начали раскапывать лишь в сер. 19 в.). Первый известный нам т-р был построен в Ферраре в 1528, он был деревянным и вскоре сгорел. Представление об итальянском 3. т. сер. 16 в. да„т трактат архитектора С. Серлио (1545). Сохранив амфитеатральный зрительный зал, Серлио реформировал сцену, расположив за просцениумом вместо традиционной стены глубинную сцену с перспективными декорациями. Жемчужиной театр. архитектуры является сохранившийся до нашего времени т-р "Олимпико" в Виченце, сооруж„нный в 1580- 1584 по проекту арх. А. Палладио. Форма участка, на котором было расположено здание, вынудила Палла-дио придать амфитеатру очертания не полукруга, а полуэллипса. Следуя античной традиции, он, в противоположность Серлио, вернул сцене обрамляющие е„ с 3 сторон стены, выполненные в виде фасадов великолепного дворца. Особенность т-ра "Олимпико" по сравнению с античными образцами в том, что за дверными про„мами стен сцены Палладио построил перспективно сокращавшиеся улицы города. Архитектура этого небольшого т-ра (он вмещает ок. 1 000 зрителей) представляет собой непревзойд„нный образец гармонии и единства сцены и зрительного зала. Но построенный для Страницы: «« « 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |