|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 » »» оказало большое влияние на его творчество. В 1908-11 руководил т-ром в
Лодзи. В 1911-13 работал в "Объедин„нном т-ре" (т-р "Зьедночоны") в
Варшаве, где пост. "Свадьбу" Выспянского (1911), "Иридион" Красиньского
(1912, исп. роль Масиниссы). В 1913-19, 1921-25, 1931-34, 1936-37,
1947-55 работал в т-ре "Польски" (Варшава), пост. здесь спектакли:
"Лисистрата" Аристофана (1913), "Юлий Цезарь" (1914) и "Сон в летнюю
ночь" (1923) Шекспира, "Живой труп" (1916, исп. роль Протасова); "Пан
Йовяльский" Фредро (1923, роль камергера), "Растратчики" Катаева (1932,
роль Прохорова) и др. Роли:
Эконом ("Краковцы и горцы" Богуславского), Фальстаф ("Генрих IV"
Шекспира), Тартюф; Дантон (о. п. Роллана), Порфирий Петрович
("Преступление и наказание" по Достоевскому), проф. Полежаев
("Беспокойная старость"), пан Дамазий (о. п. Блп-зиньского), Дед
("Справедливые люди" Брандыса) и др. 3. в„л режисс„рскую работу в т-рах
Кракова (1917-18), Варшавы ("Розмаитости" и "Редута", 1919-20), Лодзи
(1920-21). В 1925-26 совм. с Л. Шиллером и В. Хожицей руководил Т-ром
им. Богуславского (Варшава), где пост. "Ревизор", исполнил в этом
спектакле роль Городничего. 3. создал образ грубого самодура и
необычайно легковерного человека. В 1927 3. пост. в т-ре "Народовы"
"Дзяды" (совм. с худ. В. Драбиком) -спектакль большой трагич. силы. В
1929-31 руководил т-ром в Вильно, в 1932 пост. оперу "Севильский
цирюльник" (т-р "Бельки", Варшава).
Во время фашистской оккупации 3. прервал свою творч. деятельность и
вернулся к работе в т-ре только после освобождения Польши от фашистов
(1944). Продолжая лучшие реалистич. традиции польск. нац. театр. иск-ва,
создавал спектакли и образы, исполненные глубокой психологич. правды. В
то же время 3. стремился к новаторству, яркой зрелищности, часто
обращался к условным при„мам гротесковой характеристики .
3.- автор ряда статей, в к-рых выступал против натуралистич.
тенденций в театр. иск-ве. С 1912 занимался педагогич. деятельностью; в
1945-47 руководил Высшей театр. школой в Лодзи, был поч„тным ректором
Высшей театр. школы в Варшаве. 3.- лауреат Гос. пр. [1950 - за творч. и
педагогич. деятельность, 1951 - за исполнение роли Яскрови-ча ("Грех"
Жеромского, т-р "Камеральны")]. Снимался в кино.
Соч.: Szkolnictwo teatralne w Polsce, "Scena Polska", 1936, Wrzesien,
c. 29-37; Wyprawa do Moskwy, там же, 1938, Уз, с. 337-339; Jak
usilowalem zbudowac role kompozytora Laagusa, "Teatr", Warsz., 1950, ј
2-4, с. 13-15; Glos ma jubilat, там же, 1954, ј 3, с. 12-13; Gawedy
stareso komedianta, Warsz., 1958; в рус. пер.- Мой любимый "Дядя Ваня",
в кн.: Государственный польский театр в Варшаве. Гастроли в СССР. Сб.
статей, Варшава, 1954, с. 62-68.
Лит.: H о г z у с a W., Aleksander Zelwerovicz, Warsz., 1935; "Lodz
teatralna", 1946/1947, ј 2; Aleksander Zelwerowicz. Praca zbiorowa z
okazji jubileuszu artysty, Wilno, 1930; Macierakowski J., Natanson W.,
Aleksander Zelwerowicz, Warsz., 1957. Б. Рос.
ЗЕЛЬДИН, Владимир Михайлович [р.15(28).11.1915]- русский советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1935 окончил театр. уч-ще при Т-ре им.
МОСПС; начал сценич. деятельность в этом же т-ре. Первая роль - Лугин
("Дело рядового Шибунина" Никулина). В 1938-41 и 1943-45 работал в Моск.
т-ре транспорта, в 1942-43 - Алма-Атинском т-ре. С 1945 - акт„р ЦТСА.
Яркий темперамент 3., превосходное чувство ритма, пластичность
проявились в роли Альдемаро ("Учитель танцев" Лопе де Вега, 1946).
Комедийной л„гкостью, непринужд„нностью проникнуто исполнение роли Кохты
("Стрекоза" Бараташвили). Акт„р выразительно переда„т нац. черты
характера (роль Ашота Барояна - "Внук короля" Шейнина). С 1941 снимается
в кино (Мусаиб - "Свинарка и пастух" и др.).
Др. роли: Т-р транспорта - Николай ("Вторые пути" Афиногенова), Анфил
("Комедия ошибок" Шегспира);
Алма-Атинский т-р - Сергей Горлов ("Фронт"), Теодоро ("Собака на
сене" Лопе де Вега); ЦТСА - Ножкин
("Последние рубежи" Чепурнна), Клайд ("Закон Ликурга" по Драйзеру),
Ставриди ("Песнь о черноморцах" Лаврен„ва), Фон-танарес ("Мечты Кинолы"
Бальзака), Фрэнк ("Профессия миссис Уоррен" Шоу), Коррадо ("МояЭ. де Филлипо), Хармалахти ("Юстина" Вуолий-оки), Грегор ("Средство
Макро-пулоса" Чапека),Часовников-сын ("Океан" Штейна). С. Г.
ЗЕМБЙНЬСКИЙ (Ziembin-ski), Збигнев (род. 17. III. 1908)-бразильский
режисс„р и акт„р. Поляк по национальности. Учился в Краковском ун-те и в
Школе драм. иск-ва в Кракове (1926). В 30-е гг. работал в разл. т-рах
Европы. С 1941 жив„т и работает в Рио-де-Жанейро. Ставил спектакли в
т-рах: "Театру академику", "Театру дус новус" ("Театр начинающих"),
работал в т-ре "Комедианты". Пост. спектакли, в к-рых сказались
экспрессионистские тенденции: "Пелеас и Мелисанда" Метерлинка, "Любовь
под вязами" О'H ила, "М„ртвая королева" Монтерлана. Особенный успех имел
спектакль "Платье невесты" Родригиса. С 1948 3. работал как режисс„р в
труппе актрисы М. делла Коста. Пост.: "Ч„рный ангел" Родригиса, "Войцек"
Бюхнера и др. В 50-х гг. в "Театру Бразилейру ди комедия" - спектакли:
"Мария Стюарт" (1955); "Воль-поне" Бена Джонсона (1954, играл Вольпоне).
Широкое признание получили пост. пьес браз. авторов: "Старый корабельный
трюм" Перейра ди Алмейда (1951, Т-р комедии), "Ракель" Гомиш Машаду
(1950, "Театру да сегунда фейра"). Как отмечает историк браз.т-ра
Галантиди Соза, 3. утвердил иск-во режиссуры на бразильской сцене.
Спектакли его отличаются поэтич. атмосферой, пластич. решением
мизансцен, своеобразием оформления, использования света. Большое
внимание 3. уделяет раскрытию дарований акт„ров. Играл Луку ("На дне").
В 1943-54 снимался в кино.
Лит.: Almeida Prado D. de, Apresentacao do teatro brasileiro moderno,
Sao Paulo, [1956], с. 36-40, 157- 168, 461-464 etc.; Galante de Sousa
J., O teatro по Brasil, t. 2, Rio de Janeiro, 1960, c. 581. Ал. С.
ЗЕМБРИХ (Sembrich), Марчелла (наст. имя и фам.- Марцелина К о х а н ь
с к a; Kochanska) (15. II. 1858-11.1.1935) - польская артистка оперы
(колоратурное сопрано). Музыке обучалась с 12 лет в консерватории во
Львове у В. Штенгеля (впоследствии муж 3.). С 1875 брала уроки пения у
В.Рокитанского в Вене и у Дж. Ламперти в Милане. В 1877 дебютировала на
оперной сцене в Афинах. В 1878-80 выступала в Дрезденском оперномт-ре.в
1880- 1884- в Итальянской опере Лондона, в 1895-в т-ре "Ко-вент-Гарден".
В 1898-1909- солистка т-ра "Метрополитен-опера". Много гастролировала
(Франция, Испания, Австрия, скандинавские страны, в России - в 1880-98 с
перерывами). 3. обладала красивым голосом обширного диапазона (от д о
1-й до ф а 3-й октавы), соединяла высокую музыкальность с
выразительностью и благородством исполнения.
Страницы: «« « 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |