Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 904   905   906   907   908   909   910   911   912  913   914   915   916   917   918   919   920   921   922  » »»

оказало большое влияние на его творчество. В 1908-11 руководил  т-ром  в
Лодзи. В 1911-13 работал в  "Объедин„нном  т-ре"  (т-р  "Зьедночоны")  в
Варшаве, где пост. "Свадьбу" Выспянского (1911), "Иридион"  Красиньского
(1912, исп. роль  Масиниссы).  В  1913-19,  1921-25,  1931-34,  1936-37,
1947-55 работал в  т-ре  "Польски"  (Варшава),  пост.  здесь  спектакли:
"Лисистрата" Аристофана (1913), "Юлий Цезарь" (1914)  и  "Сон  в  летнюю
ночь" (1923) Шекспира, "Живой труп" (1916, исп.  роль  Протасова);  "Пан
Йовяльский" Фредро (1923, роль камергера), "Растратчики" Катаева  (1932,
роль Прохорова) и др. Роли:
   Эконом ("Краковцы и  горцы"  Богуславского),  Фальстаф  ("Генрих  IV"
Шекспира),  Тартюф;  Дантон   (о.   п.   Роллана),   Порфирий   Петрович
("Преступление   и   наказание"   по   Достоевскому),   проф.   Полежаев
("Беспокойная  старость"),  пан  Дамазий  (о.  п.  Блп-зиньского),   Дед
("Справедливые люди" Брандыса) и др. 3. в„л режисс„рскую работу в  т-рах
Кракова (1917-18), Варшавы ("Розмаитости" и  "Редута",  1919-20),  Лодзи
(1920-21). В 1925-26 совм. с Л. Шиллером и В.  Хожицей  руководил  Т-ром
им. Богуславского  (Варшава),  где  пост.  "Ревизор",  исполнил  в  этом
спектакле  роль  Городничего.  3.  создал  образ  грубого   самодура   и
необычайно легковерного человека. В 1927  3.  пост.  в  т-ре  "Народовы"
"Дзяды" (совм. с худ. В. Драбиком) -спектакль большой  трагич.  силы.  В
1929-31 руководил  т-ром  в  Вильно,  в  1932  пост.  оперу  "Севильский
цирюльник" (т-р "Бельки", Варшава).
   Во время фашистской оккупации 3. прервал свою творч.  деятельность  и
вернулся к работе в т-ре только после освобождения  Польши  от  фашистов
(1944). Продолжая лучшие реалистич. традиции польск. нац. театр. иск-ва,
создавал спектакли и образы, исполненные глубокой психологич. правды.  В
то же  время  3.  стремился  к  новаторству,  яркой  зрелищности,  часто
обращался к условным при„мам гротесковой характеристики .
   3.-  автор  ряда  статей,  в  к-рых  выступал  против   натуралистич.
тенденций в театр. иск-ве. С 1912 занимался педагогич. деятельностью;  в
1945-47 руководил Высшей театр. школой в Лодзи,  был  поч„тным  ректором
Высшей театр. школы в Варшаве. 3.- лауреат Гос. пр. [1950 - за творч.  и
педагогич. деятельность, 1951 - за исполнение  роли  Яскрови-ча  ("Грех"
Жеромского, т-р "Камеральны")]. Снимался в кино.
   Соч.: Szkolnictwo teatralne w Polsce, "Scena Polska", 1936, Wrzesien,
c. 29-37;  Wyprawa  do  Moskwy,  там  же,  1938,  Уз,  с.  337-339;  Jak
usilowalem zbudowac role kompozytora Laagusa, "Teatr", Warsz.,  1950,  ј
2-4, с. 13-15; Glos ma jubilat, там же, 1954,  ј  3,  с.  12-13;  Gawedy
stareso komedianta, Warsz., 1958; в рус. пер.- Мой любимый "Дядя  Ваня",
в кн.: Государственный польский театр в Варшаве. Гастроли  в  СССР.  Сб.
статей, Варшава, 1954, с. 62-68.
   Лит.: H о г z у с a W., Aleksander Zelwerovicz, Warsz.,  1935;  "Lodz
teatralna", 1946/1947, ј 2; Aleksander  Zelwerowicz.  Praca  zbiorowa  z
okazji jubileuszu artysty, Wilno, 1930; Macierakowski J.,  Natanson  W.,
Aleksander Zelwerowicz, Warsz., 1957. Б. Рос.
   ЗЕЛЬДИН, Владимир Михайлович  [р.15(28).11.1915]-  русский  советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1935 окончил театр. уч-ще при Т-ре  им.
МОСПС; начал сценич. деятельность в этом же т-ре. Первая  роль  -  Лугин
("Дело рядового Шибунина" Никулина). В 1938-41 и 1943-45 работал в Моск.
т-ре транспорта, в 1942-43 - Алма-Атинском т-ре. С 1945  -  акт„р  ЦТСА.
Яркий  темперамент  3.,   превосходное   чувство   ритма,   пластичность
проявились в роли Альдемаро  ("Учитель  танцев"  Лопе  де  Вега,  1946).
Комедийной л„гкостью, непринужд„нностью проникнуто исполнение роли Кохты
("Стрекоза"  Бараташвили).  Акт„р  выразительно  переда„т   нац.   черты
характера (роль Ашота Барояна - "Внук короля" Шейнина). С 1941 снимается
в кино (Мусаиб - "Свинарка и пастух" и др.).
   Др. роли: Т-р транспорта - Николай ("Вторые пути" Афиногенова), Анфил
("Комедия ошибок" Шегспира);
   Алма-Атинский т-р - Сергей  Горлов  ("Фронт"),  Теодоро  ("Собака  на
сене" Лопе де Вега); ЦТСА - Ножкин
   ("Последние рубежи" Чепурнна), Клайд ("Закон Ликурга"  по  Драйзеру),
Ставриди ("Песнь о черноморцах" Лаврен„ва), Фон-танарес ("Мечты  Кинолы"
Бальзака), Фрэнк ("Профессия миссис Уоррен" Шоу), Коррадо ("МояЭ. де Филлипо),  Хармалахти  ("Юстина"  Вуолий-оки),  Грегор  ("Средство
Макро-пулоса" Чапека),Часовников-сын ("Океан" Штейна). С. Г.
   ЗЕМБЙНЬСКИЙ (Ziembin-ski), Збигнев (род. 17.  III.  1908)-бразильский
режисс„р и акт„р. Поляк по национальности. Учился в Краковском ун-те и в
Школе драм. иск-ва в Кракове (1926). В 30-е гг. работал  в  разл.  т-рах
Европы. С 1941 жив„т и работает в  Рио-де-Жанейро.  Ставил  спектакли  в
т-рах: "Театру академику",  "Театру  дус  новус"  ("Театр  начинающих"),
работал  в  т-ре  "Комедианты".  Пост.  спектакли,  в  к-рых   сказались
экспрессионистские тенденции: "Пелеас и Мелисанда"  Метерлинка,  "Любовь
под вязами" О'H ила, "М„ртвая королева" Монтерлана. Особенный успех имел
спектакль "Платье невесты" Родригиса. С 1948 3. работал как  режисс„р  в
труппе актрисы М. делла Коста. Пост.: "Ч„рный ангел" Родригиса, "Войцек"
Бюхнера и др. В 50-х гг. в "Театру Бразилейру ди комедия"  -  спектакли:
"Мария Стюарт" (1955); "Воль-поне" Бена Джонсона (1954, играл Вольпоне).
Широкое признание получили пост. пьес браз. авторов: "Старый корабельный
трюм" Перейра ди Алмейда (1951,  Т-р  комедии),  "Ракель"  Гомиш  Машаду
(1950, "Театру  да  сегунда  фейра").  Как  отмечает  историк  браз.т-ра
Галантиди Соза, 3.  утвердил  иск-во  режиссуры  на  бразильской  сцене.
Спектакли  его  отличаются   поэтич.   атмосферой,   пластич.   решением
мизансцен,  своеобразием  оформления,   использования   света.   Большое
внимание 3. уделяет раскрытию дарований акт„ров. Играл Луку ("На  дне").
В 1943-54 снимался в кино.
   Лит.: Almeida Prado D. de, Apresentacao do teatro brasileiro moderno,
Sao Paulo, [1956], с. 36-40, 157- 168, 461-464 etc.;  Galante  de  Sousa
J., O teatro по Brasil, t. 2, Rio de Janeiro, 1960, c. 581. Ал. С.
   ЗЕМБРИХ (Sembrich), Марчелла (наст. имя и фам.- Марцелина К о х а н ь
с к a; Kochanska) (15. II. 1858-11.1.1935)  -  польская  артистка  оперы
(колоратурное сопрано). Музыке обучалась с 12  лет  в  консерватории  во
Львове у В. Штенгеля (впоследствии муж 3.). С 1875 брала уроки  пения  у
В.Рокитанского в Вене и у Дж. Ламперти в Милане. В 1877 дебютировала  на
оперной сцене в Афинах. В 1878-80 выступала в Дрезденском  оперномт-ре.в
1880- 1884- в Итальянской опере Лондона, в 1895-в т-ре "Ко-вент-Гарден".
В 1898-1909- солистка т-ра  "Метрополитен-опера".  Много  гастролировала
(Франция, Испания, Австрия, скандинавские страны, в России - в 1880-98 с
перерывами). 3. обладала красивым голосом обширного диапазона  (от  д  о
1-й  до  ф  а   3-й   октавы),   соединяла   высокую   музыкальность   с
выразительностью и благородством исполнения.

Страницы: «« « 904   905   906   907   908   909   910   911   912  913   914   915   916   917   918   919   920   921   922  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия