Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 » »» "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК", "Небылиц а в лицах",- опера Н. А. Римского-Корсакова, либр. В. И. Бельского по "Сказке о золотом петушке" А. С. Пушкина. Соч. 1906, пост. 24 сент. 1909, Оперный т-р Зимина, Москва (дириж„р Купер, реж. Оленин, худ. Билибин; Шемаханская царица - Добровольская, Додон - Сперанский, Звездоч„т - Пикок, Амелфа - Ростовцева, Полкан - Запорожец, Гвидон - Эрнст, Афрон - Диков, Золотой петушок - Клопотовская). 6 нояб. 1909 пост. в Большом т-ре (дириж„р Сук, реж. Шка-фер, худ. Коровин; Шемаханская царица - Нежданова, Додон - Осипов, Звездоч„т - Боначич). За рубежом впервые пост. 15 апр. 1914, Лондон (на рус. яз.); 1914, Париж (как опера-балет, на рус. яз., пост. Фокина); Берлин (1923), Вроцлав (1950), Лондон (1954) и др. На сов. сцене пост. 14 февр. 1919, Акад. т-р оперы и балета, Петроград (дириж„р Фительберг, реж. Курзнер, худ. Коровин, балетм. Романов); 22 сент. 1923, Ленингр. Малый оперный т-р (возобн. в 1961). И з д а н и я: "З. п.", партитура и клавир, М., Юргенсон, 1908; акад. изд.. Римский-Корсаков. Н. А., Полное собр. соч., партитура, т. 15 (А и Б), М.-Л., Музгиа 1950; клавир, т. 43, М.-Л., Музгиз, 1951. Лит.: ДаниловиЧл., Последние оперы Н. А. Рим-ского-Корсакова, М., 1961. ff. Гр. сЗбЛУШКА"- балет С. С. Прокофьева, либр. Н. Д. Волкова. Впервые пост. 21 нояб. 1945 в Москве в Большом т-ре (балетм. Захаров, худ. Вильяме, дириж„р Файер; Золушка - Лепешинская, Уланова; Принц - Габович, Преображенский, Мессерер, Кондратов). Возобн. в 1953. Первая постановка в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова 9 апр. 1946 (балетм. Сергеев, худ. Эрдман, дириж„р Фельдт; Золушка - Дудинская, Принц - Сергеев). Пост. в т-рах др. городов: Киев (1948), Рига (1954). За рубежом: т-р "Ко-вент-Гарден" N 948; балетм. Аштон, худ. Маклэ; Золушка - Шерер, Нерина, Элвин; Принц - Соме); Берлин (1952); Силезия (19й3); Т-р Кабуки, Токио (1955); Милан (1955 и 1958); Хельсинки (1957); Цюрих (1959); фестиваль в Страсбурге, Франция (1959). Лит.: Балет Гос. ордена Ленина академич. Большого театра СССР, М." 1955, с. 241-68. J5. Вер. ЗОЛЯ (Zola), Эмиль (2.IV.1840, Париж,-29.IX. 1902, там же) - французский писатель, драматург, литературный и театральный критик. Род. в семье инженера. Детство и юность пров„л в г. Эксе. С 1858 жил в Париже. Лит. деятельность начал как поэт в конце 50-х гг. 3. развивал традиции критического реализма О. Бальзака и Стендаля. В двадцатитомном цикле романов "Ругон-Маккары" (1871-93) он воссоздал исто-рич. панораму духовной и социальной жизни Франции от гос. переворота Луи Наполеона Бонапарта 1851 до се-данской катастрофы 1870 и провозглашения Парижской Коммуны 1871. В 1898 3. выступил в печати в связи с делом Дрейфуса с открытым письмом "Я обвиняю" - "самым революционным актом века" (Ж. Гед), направленным против империалистической и католической реакции. Интерес и любовь к т-ру возникли у 3. еще в юношеские годы. В 1858 он написал фарс "Одураченный наставник", в к-ром два дерзких ученика издеваются над противным классным надзирателем. 3. принадлежат инсценировка басни Лафонтена "Молочница и кувшин" (под назв. "Пьеретта", 1860), одноактный стихотворный водевиль "С волками жить по волчьи выть", сентимент. комедия в стихах "Дурнушка" (1864). Среди ранних пьес: "Мадлена" (1865, Свободный т-р-1889) - о невозможности любви в ханжеском мире мещан, "Марсельские тайны" (совм. с М. Ру" по собств. одноим. роману, 1867, т-р "Жимназ"). Первое зрелое и оригинальное драматич. произв. 3.- драма "Тереза Ракен" (по собств. одноим„нному роману, 1873, т-р "Ренессанс"). В пьесе -жизненно достоверная завязка, напряж„нный конфликт между стремлением героини к счастью и монотонно-тоскливой баналь ностью филистерского образа жизни, остро сатирически обрисованы характеры мещански мыслящих людей. Реализм пьесы снижают упрощ„нно натуралистич. анализ чувств и переживаний героев, причин их раскаяния, а также мелодраматич. развязка. "Тереза Ракен" в течение долгого времени ставилась во Франции и в т-рах мн. европ. стран. Реж. А. Антуан писала ""Тереза Ракен" - подлинная современная трагедия.. Золя, как и Бальзак в "Отце Горио", прибегнул в ней к шекспировскому сюжету: Тереза Ракен - это леди Макбет, как старый бальзаковский добряк - король Лир". В следующем произв. для т-ра - комедии "Наследники Рабурдена" (1874, "Т-р Клюни"),-3. показал группу смешных в своей едва скрываемой алчности про-винц. мещан, жаждущих смерти мнимо богатого родственника. В этой комедии 3. использовал сюжетную канву "Вольпоне" Б. Джонсона, комедийные ситуации, характерные для произв. Мольера. Среди др. пьес 3.: едкий, брызжущий смехом фарс "Розовый бутон" (1878, т-р "Пале-Рояль"), мелодрама "Рне" (1881, т-р "Водевиль", 1887), лирич. драмы "Мечта" (совм. с Л. Галле, 1891, т-р "Опера комик"), "Мессидор" (1897, т-р "Опера"), "Ураган" (1901, "Одева комик"). В лирич. драмах (написаны ритмич. прозой) воплощена трепетная вера 3. в "поэзию труда, в необходимость и красоту творчества, в жизнь..., в грядущую жатву справедливости". Аллегорич. характер драм (время и место действия вымышлены) сближает вх с пьесами. позднего Ибсена, Метерлинка. Большинство пьес 3. было враждебна встречено и бурж. критикой и "избранной" публикой парижских. премьер, воспитанных на "хорошо сделанных)) пьесах В. Сарду, Э. Ожье, А. Дюма-сына, Э. Лабиша и др. В 70-е гг. 19 в. 3. регулярно выступал в качестве театр. критика в периодич. печати с пропагандой и тео-ретич. обоснованием необходимости радикальных реформ, подлинной революции в театр. иск-ве.В 1875-80 он посвятил несколько полемич. статей борьбе с условностью романтич. драмы (цикл "Парижских писем", печатавшихся в петерб. журн. "Вестник Европы"). В 1881 3. объединил разрозненные статьи о т-ре в два сборника "Наши драматурги" и "Натурализм в театре". Эти работы сыграли огромную роль в борьбе за новую реалистич. драматургию против эпигонской продукции романтиков сер. 19 в. и бурж. мелодрамы Скриба, Ожье, Сарду, за возрождение и развитие лучших нац. традиций. В сб. "Наши драматурги" воссозданы творч. портреты В. Гюго, Жорж Санд, современников 3.Дюма-сына, Лабиша, Сарду, в полемике с к-рыми создавалась и эстетич. теория 3., помещены очерки театр. деятельности соратников 3.- А. Доде, Эркмана-Шатриана, бр. Гонкур. В теоретич. части кн. "Натурализм в театре" 3. да„т историч. объяснение этапов развития франц. драматургии. Несмотря на крайности в оценке наследия Гюго и Жорж Санд, 3. историчен в обосновании главного - закономерности появления романтич. драмы (нач. 19 в.) на смену классицистской трагедии. 3. считает, что романтизм исчерпал себя, не соответствует требованиям современности и должен уступить место натурализму. Программа натурализма, выдвинутая 3., по существу Страницы: «« « 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |