Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 911   912   913   914   915   916   917   918   919  920   921   922   923   924   925   926   927   928   929  » »»

   "ЗОЛОТОЙ   ПЕТУШОК",   "Небылиц   а   в   лицах",-   опера   Н.    А.
Римского-Корсакова, либр. В. И. Бельского по "Сказке о золотом  петушке"
А. С. Пушкина. Соч. 1906, пост.  24  сент.  1909,  Оперный  т-р  Зимина,
Москва (дириж„р Купер, реж. Оленин, худ. Билибин; Шемаханская  царица  -
Добровольская,  Додон  -  Сперанский,  Звездоч„т  -  Пикок,   Амелфа   -
Ростовцева, Полкан - Запорожец, Гвидон - Эрнст, Афрон -  Диков,  Золотой
петушок - Клопотовская). 6 нояб. 1909 пост. в Большом т-ре (дириж„р Сук,
реж. Шка-фер, худ. Коровин; Шемаханская  царица  -  Нежданова,  Додон  -
Осипов, Звездоч„т - Боначич).
   За рубежом впервые пост. 15 апр. 1914, Лондон (на  рус.  яз.);  1914,
Париж (как опера-балет, на  рус.  яз.,  пост.  Фокина);  Берлин  (1923),
Вроцлав (1950), Лондон (1954) и др.
   На сов. сцене  пост.  14  февр.  1919,  Акад.  т-р  оперы  и  балета,
Петроград (дириж„р  Фительберг,  реж.  Курзнер,  худ.  Коровин,  балетм.
Романов); 22 сент. 1923, Ленингр. Малый оперный т-р (возобн. в 1961).
   И з д а н и я: "З. п.", партитура и клавир, М., Юргенсон, 1908; акад.
изд.. Римский-Корсаков. Н. А., Полное собр. соч., партитура, т. 15 (А  и
Б), М.-Л., Музгиа 1950; клавир, т. 43, М.-Л., Музгиз, 1951.
   Лит.: ДаниловиЧл., Последние оперы  Н.  А.  Рим-ского-Корсакова,  М.,
1961. ff. Гр. сЗбЛУШКА"- балет С. С. Прокофьева, либр.  Н.  Д.  Волкова.
Впервые пост. 21 нояб. 1945 в Москве в Большом  т-ре  (балетм.  Захаров,
худ. Вильяме, дириж„р Файер; Золушка -  Лепешинская,  Уланова;  Принц  -
Габович, Преображенский, Мессерер, Кондратов). Возобн.  в  1953.  Первая
постановка в Ленингр. т-ре  оперы  и  балета  им.  Кирова  9  апр.  1946
(балетм. Сергеев, худ. Эрдман, дириж„р Фельдт;
   Золушка - Дудинская, Принц - Сергеев). Пост.  в  т-рах  др.  городов:
Киев (1948), Рига  (1954).  За  рубежом:  т-р  "Ко-вент-Гарден"  N  948;
балетм. Аштон, худ. Маклэ; Золушка  -  Шерер,  Нерина,  Элвин;  Принц  -
Соме); Берлин (1952);
   Силезия (19й3); Т-р  Кабуки,  Токио  (1955);  Милан  (1955  и  1958);
Хельсинки (1957); Цюрих (1959); фестиваль в Страсбурге, Франция (1959).
   Лит.: Балет Гос. ордена Ленина академич. Большого  театра  СССР,  М."
1955, с. 241-68. J5. Вер.
   ЗОЛЯ  (Zola),  Эмиль  (2.IV.1840,  Париж,-29.IX.  1902,  там  же)   -
французский писатель, драматург, литературный и театральный критик. Род.
в семье инженера. Детство и юность пров„л  в  г.  Эксе.  С  1858  жил  в
Париже. Лит. деятельность начал как поэт в конце 50-х  гг.  3.  развивал
традиции критического реализма О. Бальзака и Стендаля. В  двадцатитомном
цикле романов "Ругон-Маккары" (1871-93) он воссоздал исто-рич.  панораму
духовной и социальной жизни Франции от  гос.  переворота  Луи  Наполеона
Бонапарта 1851 до се-данской катастрофы 1870 и провозглашения  Парижской
Коммуны 1871. В 1898 3. выступил в печати в связи  с  делом  Дрейфуса  с
открытым письмом "Я обвиняю" -  "самым  революционным  актом  века"  (Ж.
Гед), направленным против империалистической и католической реакции.
   Интерес и любовь к т-ру возникли у 3. еще в юношеские годы. В 1858 он
написал фарс  "Одураченный  наставник",  в  к-ром  два  дерзких  ученика
издеваются  над  противным   классным   надзирателем.   3.   принадлежат
инсценировка басни Лафонтена "Молочница и кувшин" (под назв. "Пьеретта",
1860), одноактный стихотворный водевиль "С волками жить по волчьи выть",
сентимент. комедия  в  стихах  "Дурнушка"  (1864).  Среди  ранних  пьес:
"Мадлена" (1865, Свободный т-р-1889) - о невозможности любви в ханжеском
мире мещан, "Марсельские тайны" (совм.  с  М.  Ру"  по  собств.  одноим.
роману, 1867, т-р "Жимназ").  Первое  зрелое  и  оригинальное  драматич.
произв. 3.- драма "Тереза Ракен" (по собств. одноим„нному роману,  1873,
т-р "Ренессанс"). В пьесе  -жизненно  достоверная  завязка,  напряж„нный
конфликт между  стремлением  героини  к  счастью  и  монотонно-тоскливой
баналь ностью филистерского образа жизни, остро  сатирически  обрисованы
характеры мещански  мыслящих  людей.  Реализм  пьесы  снижают  упрощ„нно
натуралистич. анализ чувств и переживаний героев, причин их раскаяния, а
также мелодраматич. развязка. "Тереза Ракен" в течение  долгого  времени
ставилась во Франции и в т-рах мн. европ. стран. Реж. А.  Антуан  писала
""Тереза Ракен" - подлинная современная трагедия.. Золя, как и Бальзак в
"Отце Горио", прибегнул в ней к шекспировскому сюжету:  Тереза  Ракен  -
это леди Макбет, как старый бальзаковский добряк - король Лир".
   В следующем произв. для т-ра - комедии "Наследники Рабурдена"  (1874,
"Т-р Клюни"),-3. показал группу смешных в своей едва скрываемой алчности
про-винц. мещан, жаждущих смерти мнимо  богатого  родственника.  В  этой
комедии 3. использовал сюжетную канву "Вольпоне" Б. Джонсона, комедийные
ситуации, характерные для произв. Мольера. Среди  др.  пьес  3.:  едкий,
брызжущий  смехом  фарс  "Розовый  бутон"  (1878,   т-р   "Пале-Рояль"),
мелодрама "Рне" (1881,  т-р  "Водевиль",  1887),  лирич.  драмы  "Мечта"
(совм. с Л. Галле, 1891,  т-р  "Опера  комик"),  "Мессидор"  (1897,  т-р
"Опера"), "Ураган" (1901, "Одева  комик").  В  лирич.  драмах  (написаны
ритмич.  прозой)  воплощена  трепетная  вера  3.  в  "поэзию  труда,   в
необходимость  и  красоту  творчества,  в  жизнь...,  в  грядущую  жатву
справедливости".  Аллегорич.  характер  драм  (время  и  место  действия
вымышлены) сближает вх с пьесами. позднего Ибсена, Метерлинка.
   Большинство пьес 3. было  враждебна  встречено  и  бурж.  критикой  и
"избранной"  публикой  парижских.  премьер,   воспитанных   на   "хорошо
сделанных)) пьесах В. Сарду, Э. Ожье, А. Дюма-сына, Э. Лабиша и др.
   В 70-е гг. 19 в. 3. регулярно выступал в качестве  театр.  критика  в
периодич. печати с пропагандой и тео-ретич.  обоснованием  необходимости
радикальных реформ, подлинной революции в  театр.  иск-ве.В  1875-80  он
посвятил несколько полемич. статей борьбе с условностью романтич.  драмы
(цикл "Парижских писем", печатавшихся в петерб. журн. "Вестник Европы").
В 1881 3. объединил разрозненные статьи о  т-ре  в  два  сборника  "Наши
драматурги" и "Натурализм в театре". Эти работы сыграли огромную роль  в
борьбе за  новую  реалистич.  драматургию  против  эпигонской  продукции
романтиков сер.  19  в.  и  бурж.  мелодрамы  Скриба,  Ожье,  Сарду,  за
возрождение и развитие лучших нац. традиций.  В  сб.  "Наши  драматурги"
воссозданы  творч.  портреты   В.   Гюго,   Жорж   Санд,   современников
3.Дюма-сына, Лабиша, Сарду, в полемике с к-рыми создавалась  и  эстетич.
теория 3., помещены очерки театр. деятельности соратников 3.-  А.  Доде,
Эркмана-Шатриана, бр.  Гонкур.  В  теоретич.  части  кн.  "Натурализм  в
театре" 3. да„т историч. объяснение этапов развития франц.  драматургии.
Несмотря на крайности в оценке наследия Гюго и Жорж Санд, 3. историчен в
обосновании главного - закономерности появления романтич. драмы (нач. 19
в.) на смену классицистской трагедии. 3. считает, что романтизм исчерпал
себя, не соответствует требованиям современности и должен уступить место
натурализму.  Программа  натурализма,   выдвинутая   3.,   по   существу

Страницы: «« « 911   912   913   914   915   916   917   918   919  920   921   922   923   924   925   926   927   928   929  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия