Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 918   919   920   921   922   923   924   925   926  927   928   929   930   931   932   933   934   935   936  » »»

ролей Свистунова  и  Ухов„р-това  ("Ревизор").  В  1846  3.  сопровождал
Щепкина в  его  поездке  по  Украине.  Играл  Бобчинского;  Подкол„-сина
("Женитьба"), позднее - Хлестакова.  Среди  ролей  в  укр.  драматургии:
Выборный, Чупрун ("Наталка-Полтавка", "Солдат-чародей" Котляревского). В
сер. 50-х гг. 3. переехал в Ростов-на-Дону, где  прожил  более  30  лет.
Летом 1863 выступал здесь вместе с Щепкиным. Особый успех имел в  пьесах
укр. драматургов. Лучшая роль 3. в рус. классич. репертуаре -  Репетилов
("Горе от ума"). Гибкий и разнообразный  акт„р,  3.  с  большим  успехом
играл и в опереттах (Синяя борода в о. п. Оффенбаха, и  др.).  Страстный
приверженец и последователь школы Щепкина, 3.  утверждал  реалистические
традиции рус. и укр. сценического иск-ва. Заболев в преклонном  возрасте
тяж„лой болезнью, оторвавшей его от т-ра, 3. застрелился. А. Г.
   ЗУБРОВ, П„тр Иванович [1822-9(21).XII.1873] - русский акт„р.  В  1850
дебютировал на сцене Александрийского т-ра в водевильных ролях  (Фрейтаг
- "Девушка-гусар" Кони, Мальяр - "Две женщины против одного мужчины, или
Одного вывели, другого провели" П.  Каратыгина,  Ганс  -  "Заколдованный
принц, или Переселение душ" Куликова) и был принят в  труппу  т-ра,  где
работал до конца жизни. 3. обладал  хорошими  внешними  данными,  острой
наблюдательностью, тщательно работал над каждой, даже эпизодич.,  ролью.
Играл преим. характерные комедийные роли -  деревенских  парней,  мелких
чиновников,   слуг,   приказчиков:   Федька   ("Солдат-балагур"-водевиль
Григорьева 1-го), Болтай ("Сбитенщик"- опера-водевиль Княжнина),  Ляфлеш
("Скупой"); был замочат, исполнителем роли Вральмана ("Недоросль", сезон
1850-51). Самобытное  дарование  3.,  его  глубокое  знание  рус.  жизни
наиболее полно раскрылись с появлением пьес Островского, в к-рых он  был
первым исполнителем  19  ролей  (на  петерб.  сцене)-  Лисавский  ("Утро
молодого человека", 1853), Вася ("Не так живи,  как  хочется",  1855)  ,
Неуеденов ("Праздничный сон - до обеда", 1857), Кулигин ("Гроза", 1859),
Васютин ("Старый друг лучше новых двух", 1860),  Рисполо-женский  ("Свои
люди - сочт„мся", 1861), Мыкин ("Доходное место", 1863), Силан ("Горячее
сердце", 1869), Счастливцев (1871) и  др.;  играл  также  Беневоленского
("Бедная невеста"), Болыпова ("Свои люди - сочт„мся"), Дикого ("Гроза"),
Маломальского ("Не в свои сани не садись"), Ер„мку ("Не  так  живи,  как
хочется") и др. В 1870 в свой  бенефис  3.  исполнил  роль  Городничего.
Написал водевиль "Глухой всему виной", к-рый был пост. на петерб. (1853,
с участием 3.) и моек. (1856) сценах. Перев„л ряд пьес с франц. яз.
   Др. роли: Шприх ("Маскарад"), Никон ("Горькая судьбина"  Писемского),
Шпекин ("Ревизор"), Репетилов; Жак ("Скупой").
   Лит.: Вольф А. И., Хроника петербургских театров, Ч. 1-2.  СПБ,  1877
(ч. 1, с. 145-47, 158-61; ч. 2, с. 26-30, 35-39, 44-46); Нильский А. А.,
Закулисная хроника. 1856-1894, СПБ, 1897, с. 189. И. Лев.
   ЗУДЕРМАН (Sudermann),  Герман  (30.IX.1857-  21.XI.1928)  -  немецкий
писатель,  драматург.  Изучал  историю  литературы  в  К„нигсбергском  и
Берлинском ун-тах, с 1882 работал как редактор. Лит. деятельность  начал
в 1886. Драматургич. дарование 3. открыл театр. критик  и  драматург  О.
Блюменталь, возглавлявший  "Лессинг-театр".  Драмы  3.  "Честь"  (1889),
"Гибель  Содома"  (1890),  "Родина"  (1893)  были  пост.  в  этом  т-ре.
Стремление драматурга изобразить "кусок  действительности",  подробности
быта мелкой и средней буржуазии приближали творчество 3. к  натурализму,
господствовавшему в нем. драматургии конца 19  в.  Как  и  Гауптман,  3.
пытается  критически  осветить  существующее   социальное   неравенство,
подвергнуть критике бурж. мораль, затронуть  значит.  обществ,  вопросы.
Драматург  показывал  разложение  бурж.  семьи,   гибель   художника   в
капиталистич. обществе, обращался к теме женской эмансипации,  но  пьесы
его отличались слащавостью,  слезливой  сентиментальностью,  родственной
драматургии А. Коцебу. Поверхностно разрешая  социальные  конфликты,  3.
переводит их  в  морально-этич.  область.  Мещанскую  добродетель  своих
героев 3. противопоставлял пустому и развратному "высшему свету". Если в
первых своих пьесах 3. робко пытался призывать к "крушению устоев", то в
последующих драмах на совр. сюжеты  он  отказывается  от  критики  бурж.
морали, и протесты героев заканчиваются возвращением блудных  сыновей  и
дочерей к мирному семейному очагу ("Счастье в уголке", 1895, и др.). Вс„
это определило успех пьес 3. у либерально  настроенного  бурж.  зрителя.
Пьесы 3. ставились  во  мн.  т-рах  мира.  Популярность  их  объяснялась
сценич. эффектами, занимательными ситуациями, заимствованными  у  франц.
драматургов (Скри-ба, Дюма-сына, Сарду), мелодраматизмом  и  выигрышными
ролями.  Особенно  удавались  3.  роли  молодых  женщин  и   девушек   с
характерными для того времени неврастенич.  порывами,  поисками  цели  в
жизни. Успехом пользовались драмы и комедии 3.:  "Бой  бабочек"  (1894),
"Счастье в уголке", "Иоанн" (1898), "Огни  Ивановой  ночи"  (1900),  "Да
здравствует жизнь" (1902). Пьесы 3. ставили видные  режисс„ры:  О.  Брам
("Иоанн", "Да здравствует жизнь" - Немецкий т-р),  А.  Антуан  ("Честь",
Т-р Антуана). В его пьесах играли знаменитые  акт„ры:  И.  Кайнц  (Вилли
Яников - "Гибель Содома", Иоанн - о. п., Принц Витте  -  "Три  соколиных
пера", Биглер - "Камень среди камней"), Ф. Миттервурцер  (фон  Рекниц  -
"Счастье в уголке");
   Сара Бернар и Э. Дузе (Магда - "Родина"). В России пьесу  3.  "Честь"
показал в 1891 Э. Поссарт во время  гастролей,  в  дальнейшем  в  России
пьесы 3. ставили  Т-р  Корша,  Александрийский  т-р,  Малый  т-р.Лучшими
исполнительницами женских ролей в этих пьесах были М. Г. Савина  (Ада  -
"Гибель Содома", Магда - "Родина"), В. Ф. Комиссаржевская (Рози  -  "Бой
бабочек", Клерхен - "Гибель Содома", Марикка -  "Огни  Ивановой  ночи").
Роль Магды играла также М. Н. Ермолова. В ряде  драм  3.  проявлялись  и
модернистские элементы - "Morituri" (1896), "Три соколиных пера" (1899),
"Иоанн" и др.
   С о ч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1-2, М., 1902-03, т.  1,  2  изд..
M., 1908; Dramatische Werke, Bd 1-6, Stuttg., л 099 p5
   Лит.: М е р и н г Ф., Г. Зудерман. Литературно-критические статьи, т.
2, М.-Л.. 1934, с. 314-32; Б р а н д е с Г., Литературные портреты, СПБ,
1896; К е r r A., Das neue Drama, В.. 1917, с. 219-84. И. Я.
   ЗУЕВА, Анастасия Платоновна [р. 5(17).XII. 1896] - русская  советская
актриса. Нар. арт. СССР (1957). Род.  в  с.  Спасском  Тульской  губ.  в
крест,  семье.  В  1915  окончила  школу  драм.  иск-ва  под  рук.  Н.Г.
Александрова, Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного. В 1916 вступила во
2-ю Студию  МХТ  (1-я  роль:  Варя-  "Зел„ное  кольцо"  Гиппиус,  1916),
принимала участие в спектаклях Моск. Художеств. т-ра.  С  1924-в  труппе
МХАТа.    Иск-во    3.,     обладающей     неповторимой     своеобразной
индивидуальностью, глубоко народно. Созданные ею образы отличаются яркой
характерностью, смелостью красок. Играя роли простых русских женщин,  3,
показывает их с большой симпатией и теплотой: Домна Пантелевна ("Таланты

Страницы: «« « 918   919   920   921   922   923   924   925   926  927   928   929   930   931   932   933   934   935   936  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия