|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 934 935 936 » »» ролей Свистунова и Ухов„р-това ("Ревизор"). В 1846 3. сопровождал
Щепкина в его поездке по Украине. Играл Бобчинского; Подкол„-сина
("Женитьба"), позднее - Хлестакова. Среди ролей в укр. драматургии:
Выборный, Чупрун ("Наталка-Полтавка", "Солдат-чародей" Котляревского). В
сер. 50-х гг. 3. переехал в Ростов-на-Дону, где прожил более 30 лет.
Летом 1863 выступал здесь вместе с Щепкиным. Особый успех имел в пьесах
укр. драматургов. Лучшая роль 3. в рус. классич. репертуаре - Репетилов
("Горе от ума"). Гибкий и разнообразный акт„р, 3. с большим успехом
играл и в опереттах (Синяя борода в о. п. Оффенбаха, и др.). Страстный
приверженец и последователь школы Щепкина, 3. утверждал реалистические
традиции рус. и укр. сценического иск-ва. Заболев в преклонном возрасте
тяж„лой болезнью, оторвавшей его от т-ра, 3. застрелился. А. Г.
ЗУБРОВ, П„тр Иванович [1822-9(21).XII.1873] - русский акт„р. В 1850
дебютировал на сцене Александрийского т-ра в водевильных ролях (Фрейтаг
- "Девушка-гусар" Кони, Мальяр - "Две женщины против одного мужчины, или
Одного вывели, другого провели" П. Каратыгина, Ганс - "Заколдованный
принц, или Переселение душ" Куликова) и был принят в труппу т-ра, где
работал до конца жизни. 3. обладал хорошими внешними данными, острой
наблюдательностью, тщательно работал над каждой, даже эпизодич., ролью.
Играл преим. характерные комедийные роли - деревенских парней, мелких
чиновников, слуг, приказчиков: Федька ("Солдат-балагур"-водевиль
Григорьева 1-го), Болтай ("Сбитенщик"- опера-водевиль Княжнина), Ляфлеш
("Скупой"); был замочат, исполнителем роли Вральмана ("Недоросль", сезон
1850-51). Самобытное дарование 3., его глубокое знание рус. жизни
наиболее полно раскрылись с появлением пьес Островского, в к-рых он был
первым исполнителем 19 ролей (на петерб. сцене)- Лисавский ("Утро
молодого человека", 1853), Вася ("Не так живи, как хочется", 1855) ,
Неуеденов ("Праздничный сон - до обеда", 1857), Кулигин ("Гроза", 1859),
Васютин ("Старый друг лучше новых двух", 1860), Рисполо-женский ("Свои
люди - сочт„мся", 1861), Мыкин ("Доходное место", 1863), Силан ("Горячее
сердце", 1869), Счастливцев (1871) и др.; играл также Беневоленского
("Бедная невеста"), Болыпова ("Свои люди - сочт„мся"), Дикого ("Гроза"),
Маломальского ("Не в свои сани не садись"), Ер„мку ("Не так живи, как
хочется") и др. В 1870 в свой бенефис 3. исполнил роль Городничего.
Написал водевиль "Глухой всему виной", к-рый был пост. на петерб. (1853,
с участием 3.) и моек. (1856) сценах. Перев„л ряд пьес с франц. яз.
Др. роли: Шприх ("Маскарад"), Никон ("Горькая судьбина" Писемского),
Шпекин ("Ревизор"), Репетилов; Жак ("Скупой").
Лит.: Вольф А. И., Хроника петербургских театров, Ч. 1-2. СПБ, 1877
(ч. 1, с. 145-47, 158-61; ч. 2, с. 26-30, 35-39, 44-46); Нильский А. А.,
Закулисная хроника. 1856-1894, СПБ, 1897, с. 189. И. Лев.
ЗУДЕРМАН (Sudermann), Герман (30.IX.1857- 21.XI.1928) - немецкий
писатель, драматург. Изучал историю литературы в К„нигсбергском и
Берлинском ун-тах, с 1882 работал как редактор. Лит. деятельность начал
в 1886. Драматургич. дарование 3. открыл театр. критик и драматург О.
Блюменталь, возглавлявший "Лессинг-театр". Драмы 3. "Честь" (1889),
"Гибель Содома" (1890), "Родина" (1893) были пост. в этом т-ре.
Стремление драматурга изобразить "кусок действительности", подробности
быта мелкой и средней буржуазии приближали творчество 3. к натурализму,
господствовавшему в нем. драматургии конца 19 в. Как и Гауптман, 3.
пытается критически осветить существующее социальное неравенство,
подвергнуть критике бурж. мораль, затронуть значит. обществ, вопросы.
Драматург показывал разложение бурж. семьи, гибель художника в
капиталистич. обществе, обращался к теме женской эмансипации, но пьесы
его отличались слащавостью, слезливой сентиментальностью, родственной
драматургии А. Коцебу. Поверхностно разрешая социальные конфликты, 3.
переводит их в морально-этич. область. Мещанскую добродетель своих
героев 3. противопоставлял пустому и развратному "высшему свету". Если в
первых своих пьесах 3. робко пытался призывать к "крушению устоев", то в
последующих драмах на совр. сюжеты он отказывается от критики бурж.
морали, и протесты героев заканчиваются возвращением блудных сыновей и
дочерей к мирному семейному очагу ("Счастье в уголке", 1895, и др.). Вс„
это определило успех пьес 3. у либерально настроенного бурж. зрителя.
Пьесы 3. ставились во мн. т-рах мира. Популярность их объяснялась
сценич. эффектами, занимательными ситуациями, заимствованными у франц.
драматургов (Скри-ба, Дюма-сына, Сарду), мелодраматизмом и выигрышными
ролями. Особенно удавались 3. роли молодых женщин и девушек с
характерными для того времени неврастенич. порывами, поисками цели в
жизни. Успехом пользовались драмы и комедии 3.: "Бой бабочек" (1894),
"Счастье в уголке", "Иоанн" (1898), "Огни Ивановой ночи" (1900), "Да
здравствует жизнь" (1902). Пьесы 3. ставили видные режисс„ры: О. Брам
("Иоанн", "Да здравствует жизнь" - Немецкий т-р), А. Антуан ("Честь",
Т-р Антуана). В его пьесах играли знаменитые акт„ры: И. Кайнц (Вилли
Яников - "Гибель Содома", Иоанн - о. п., Принц Витте - "Три соколиных
пера", Биглер - "Камень среди камней"), Ф. Миттервурцер (фон Рекниц -
"Счастье в уголке");
Сара Бернар и Э. Дузе (Магда - "Родина"). В России пьесу 3. "Честь"
показал в 1891 Э. Поссарт во время гастролей, в дальнейшем в России
пьесы 3. ставили Т-р Корша, Александрийский т-р, Малый т-р.Лучшими
исполнительницами женских ролей в этих пьесах были М. Г. Савина (Ада -
"Гибель Содома", Магда - "Родина"), В. Ф. Комиссаржевская (Рози - "Бой
бабочек", Клерхен - "Гибель Содома", Марикка - "Огни Ивановой ночи").
Роль Магды играла также М. Н. Ермолова. В ряде драм 3. проявлялись и
модернистские элементы - "Morituri" (1896), "Три соколиных пера" (1899),
"Иоанн" и др.
С о ч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1-2, М., 1902-03, т. 1, 2 изд..
M., 1908; Dramatische Werke, Bd 1-6, Stuttg., л 099 p5
Лит.: М е р и н г Ф., Г. Зудерман. Литературно-критические статьи, т.
2, М.-Л.. 1934, с. 314-32; Б р а н д е с Г., Литературные портреты, СПБ,
1896; К е r r A., Das neue Drama, В.. 1917, с. 219-84. И. Я.
ЗУЕВА, Анастасия Платоновна [р. 5(17).XII. 1896] - русская советская
актриса. Нар. арт. СССР (1957). Род. в с. Спасском Тульской губ. в
крест, семье. В 1915 окончила школу драм. иск-ва под рук. Н.Г.
Александрова, Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного. В 1916 вступила во
2-ю Студию МХТ (1-я роль: Варя- "Зел„ное кольцо" Гиппиус, 1916),
принимала участие в спектаклях Моск. Художеств. т-ра. С 1924-в труппе
МХАТа. Иск-во 3., обладающей неповторимой своеобразной
индивидуальностью, глубоко народно. Созданные ею образы отличаются яркой
характерностью, смелостью красок. Играя роли простых русских женщин, 3,
показывает их с большой симпатией и теплотой: Домна Пантелевна ("Таланты
Страницы: «« « 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 934 935 936 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |