Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 921   922   923   924   925   926   927   928   929  930   931   932   933   934   935   936   937   938   939  » »»

а также  мн.  симф.,  камерно-инструмент.  и  др.  соч.  В  1955-56  был
руководителем Объединения нац. лирич. т-ров Франции. Рим. пр. (1919).
   Лит,.: В г u у г J., L'ecran des musiciens, P., 1930; H о e-r e e A.,
J. Ibert, "Revue musicale", 1929, 1 Juillet, M 8; S a-m a z eu i 1 h G.,
Musiciens de mon temps. Chroniques et souvenirs. P., [1947];  Bruyr  J.,
J. Ibert, "Musica", 1955, Octobre; Li e  s  s  A.,  J.  Ibert  und  sein
Opernschaffen, "Schweizerische Musikzeitung", 1938, 1 Marz., ј 5.
   ИБРАГИМОВ,  Мирза  Аждар  оглы  (р.  15.  X.  1911)-  азербайджанский
советский писатель, драматург. Чл.  Коммунистич.  партии  с  1930.  Деп.
Верх. Совета СССР 1-5-го созывов. Действит.  чл.  Академии  наук  Азерб.
ССР. Первое крупное драматургич. произведение И.- драма "Хаят" (1937)  о
жизни колхозной деревни 30-х гг., отличается остротой  драм.  конфликта,
реа-листич. яркостью характеров. В 1938 написал пьесу "Мадрид" о героич.
борьбе исп. народа с фашизмом. Пьеса "Мухаббет" ("Любовь"), написанная в
годы Отечеств. войны (1942), показывает духовную  силу  и  красоту  сов.
народа. В ней созданы положительные образы наших современников.  В  1962
написал лирич. комедию "Колхозница". Пьесы И.  были  пост.  в  Т-ре  им.
Азизбекова  и  др.  т-рах   Азербайджана;   они   оказали   значительное
воздействие на развитие нац. театр. иск-ва.
   Соч.: Hajat, Бакы, 1937; Сечилмиш эсэрлэри, т. 1-3,  Бакы,  1954  (т.
2-ГГеслэр); на рус. яз.- Хаят, Баку, 1940; Избр.Произв.  в  2  тт.,  М.,
1958 (т. 1 - Пьесы).
   Лит.: Даронян С., Проза Мирзы Ибрагимова,  Баку,  1958  (с.  24-59  -
Писатель и театр); его же, Мирза Ибрагимов, М., 1960 (с. 154-56. Краткая
библиогр.);
   Советские писатели. Автобиографии, т. 1, М., 1959, с. 420-30. Я. Кае.
   ИБРАГИМОВ,  Хабибулла   Калимуллич   (29.XII.   1894-17.111.1959)   -
башкирский советский композитор и драматург.  Засл.  деят.  иск-в  Башк.
АССР  (1951).  И.  принадлежат  популярные   муз.   комедии   "Башмачки"
(Стерлитамак, 1922), "Зятушка" (Уфа, 1947), едко высмеивающие дореволюц.
быт и нравы тат. баев-торгашей, а также ряд инструмент, пьес,  маршей  и
песен, мн. из к-рых стали народными. Простота  формы,  яркий  нар.  юмор
отличают муз. сценич. произв. И., особенно его комедию "Башмачки".
   Соч.: Пьесалар, офе, 1960. Д. Хар.
   ИБРАГИМОВА, Галима [р. 28.XII.1909 (10.1. 1910)]-татарская  советская
актриса. Нар. арт. Тат. АССР. Чл. Коммунистич. партии  с  1945.  В  1929
окончила тат. театр. техникум в Казани. В 1929-32  училась  в  Москве  в
ЦЕТЕТИСе.  С  1933  И.-  актриса  Т-ра  им.  Камала.   Тонкой   лирикой,
поэтичностью отмечены лучшие образы И.
   Роли: Луиза  Миллер  (1933),  Валентина  ("Страх",  1933),  Дездемона
(1936), Полина ("Доходное место", 1938), Амина  ("Тукай"  Файзи,  1938),
Сальви ("Хужа Насретдин" Исан-бета, 1940), Фатима ("Песня жизни"  Амира,
1943), Катерина ("Гроза",  1945),  Ширин  ("Легенда  о  любви"  Хикмета,
1955), Галин ("Утраченная красота"  Такташа,  1956),  Корделия  ("Король
Лир", 1956). . X. К.
   ИБСЕН (Ibsen),  Генрик  [20.III.1828,  Шиен,-  23.V.1906,  Христианин
(ныне Осло)] -норвежский драматург, театральный деятель.  Творчество  И.
явилось высшим достижением реалистич. зап.-европ. драматургии 19 в. и во
многом определило расцвет критич. реализма  в  норв.  лит-ре,  на  к-рый
указывал Ф.  Энгельс:  "...Норвегия  пережила  такой  подъем  в  области
литературы, каким не может похвалиться за этот период  ни  одна  страна,
кроме России" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 418).
   И. рос в семье разорившегося купца. Рано познал материальные  лишения
и горечь обществ, неравенства. Работая учеником аптекаря в г. Гримстаде,
он   написал   свою   первую,   юношескую   драму   "Катилина"   (1849),
примечательную  ти-раноборч.  мотивами,  навеянными  событиями  1848.  В
1850-51 И. жил в Христианин, занимался журналистикой. К активной  театр.
и драматургич. деятельности И. обратился в 1852, когда он был  приглаш„н
на пост художеств. руководителя,  режисс„ра  и  драматурга  "Норвежского
театра"  в  Бергене.  Общественно-политические  и   эсте-тич.   принципы
И.сформировались под влиянием идей норв. крестьянской демократии, борьбы
за нац. независимость и нац. культуру. В романтич. драмах "Ночь  на  св.
Ханса" (1852), "Фру Ингер из Эстрота"
   (1855), "Пир в Сульхауге" (1855), "Улаф Лильекранс"
   (1856) (все пост. И. в  бергенском  "Норвежском  т-ре"),  "Воители  в
Хельгеланде"  (1857,  "Норвежский  т-р"  в  Христианин-1878),  в   к-рых
используется материал норв.  истории,  нар.  творчества,  выражены  идеи
свободолюбия и патриотизма, мир гордых  и  благородных  героев  прошлого
противопоставляется   мелочному   корыстолюбию   представителей    бурж.
общества.
   Возглавляя в 1857-62 "Норвежский т-р"  в  Христианин,  И.,  как  и  в
период работы в Бергенском  т-ре,  своей  режисс„рской  деятельностью  и
критич. статьями борется за подлинно нац.  иск-во,  насыщенное  обществ.
содержанием, за иск-во, идеи, темы и стиль к-рого заложены "...в  народе
как неосознанное требование и как совершенно исчерпывающее выражение для
свойственного нашей эпохе восприятия национального начала" (цит. по кн.:
Ибсен Г., Собр. соч., т. 4, 1958, с. 737). Эстетич.  взгляды  И.  в  это
время не свободны от отвлеч„нно-романтич. представлений о "нар. духе", о
существенном в иск-ве, лиш„нном конкретных взаимосвязей с реальностью, в
них сказывается влияние эстетизма. И. преодолевает эти тенденции в пьесе
"Комедия любви" (1862, Христианийский  т-р-1878),  в  к-рой  он  впервые
создал  сатирич.   образ   чиновничье-филистерской   Норвегии,   высмеял
претенциозные мещанские идеалы.  В  драме  "Борьба  за  престол"  (1863,
"Норвежский т-р" в Христианин) И. вновь обратился к национально-историч.
тематике.  Зрелость  и  демократизм  политич.   концепции   этой   пьесы
подч„ркиваются точным и широким изображением картин нар. жизни, глубоким
раскрытием идейно-нравственного содержания центр,  образов.  В  1864  И.
уехал из Норвегии и до 1891 жил за границей, преимущественно в Италии  и
Германии.  Новый  этап   творчества   И.   определяется   разочарованием
драматурга в норв. крестьянской демократии, его окончательным разрывом с
буржуазно-либеральными деятелями. Гневная  критика  гос.  и  этич.  норм
совр. бурж. общества, присущего ему  меркантилизма,  духовного  бессилия
составляет  пафос  драматич.  поэм  "Бранд"   (1865,   "Новый   т-р"   в
Стокгольме-1885) и "Пер Гюнт" (1866, Христианийский т-р-1876). В  "Бранд
е" получает развитие гл. тема  И.-  свобода  личности  и,  в  частности,
человеч. призвания. Трагич. конфликт этой философской драмы определяется
индивидуалистич.  бунтом   героя,   лиш„нным   конкретного   социального
содержания. Противопоставляя духовный максимализм Бран-да антигуманности
бурж.  мира,  И.   вместе   с   тем   созна„т   противоречивость   своих
индивидуалистич.   идеалов.   Гл.   герой    пьесы    "Пер    Гюнт"    -

Страницы: «« « 921   922   923   924   925   926   927   928   929  930   931   932   933   934   935   936   937   938   939  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия