|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 934 935 936 937 938 939 » »» а также мн. симф., камерно-инструмент. и др. соч. В 1955-56 был
руководителем Объединения нац. лирич. т-ров Франции. Рим. пр. (1919).
Лит,.: В г u у г J., L'ecran des musiciens, P., 1930; H о e-r e e A.,
J. Ibert, "Revue musicale", 1929, 1 Juillet, M 8; S a-m a z eu i 1 h G.,
Musiciens de mon temps. Chroniques et souvenirs. P., [1947]; Bruyr J.,
J. Ibert, "Musica", 1955, Octobre; Li e s s A., J. Ibert und sein
Opernschaffen, "Schweizerische Musikzeitung", 1938, 1 Marz., ј 5.
ИБРАГИМОВ, Мирза Аждар оглы (р. 15. X. 1911)- азербайджанский
советский писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1930. Деп.
Верх. Совета СССР 1-5-го созывов. Действит. чл. Академии наук Азерб.
ССР. Первое крупное драматургич. произведение И.- драма "Хаят" (1937) о
жизни колхозной деревни 30-х гг., отличается остротой драм. конфликта,
реа-листич. яркостью характеров. В 1938 написал пьесу "Мадрид" о героич.
борьбе исп. народа с фашизмом. Пьеса "Мухаббет" ("Любовь"), написанная в
годы Отечеств. войны (1942), показывает духовную силу и красоту сов.
народа. В ней созданы положительные образы наших современников. В 1962
написал лирич. комедию "Колхозница". Пьесы И. были пост. в Т-ре им.
Азизбекова и др. т-рах Азербайджана; они оказали значительное
воздействие на развитие нац. театр. иск-ва.
Соч.: Hajat, Бакы, 1937; Сечилмиш эсэрлэри, т. 1-3, Бакы, 1954 (т.
2-ГГеслэр); на рус. яз.- Хаят, Баку, 1940; Избр.Произв. в 2 тт., М.,
1958 (т. 1 - Пьесы).
Лит.: Даронян С., Проза Мирзы Ибрагимова, Баку, 1958 (с. 24-59 -
Писатель и театр); его же, Мирза Ибрагимов, М., 1960 (с. 154-56. Краткая
библиогр.);
Советские писатели. Автобиографии, т. 1, М., 1959, с. 420-30. Я. Кае.
ИБРАГИМОВ, Хабибулла Калимуллич (29.XII. 1894-17.111.1959) -
башкирский советский композитор и драматург. Засл. деят. иск-в Башк.
АССР (1951). И. принадлежат популярные муз. комедии "Башмачки"
(Стерлитамак, 1922), "Зятушка" (Уфа, 1947), едко высмеивающие дореволюц.
быт и нравы тат. баев-торгашей, а также ряд инструмент, пьес, маршей и
песен, мн. из к-рых стали народными. Простота формы, яркий нар. юмор
отличают муз. сценич. произв. И., особенно его комедию "Башмачки".
Соч.: Пьесалар, офе, 1960. Д. Хар.
ИБРАГИМОВА, Галима [р. 28.XII.1909 (10.1. 1910)]-татарская советская
актриса. Нар. арт. Тат. АССР. Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1929
окончила тат. театр. техникум в Казани. В 1929-32 училась в Москве в
ЦЕТЕТИСе. С 1933 И.- актриса Т-ра им. Камала. Тонкой лирикой,
поэтичностью отмечены лучшие образы И.
Роли: Луиза Миллер (1933), Валентина ("Страх", 1933), Дездемона
(1936), Полина ("Доходное место", 1938), Амина ("Тукай" Файзи, 1938),
Сальви ("Хужа Насретдин" Исан-бета, 1940), Фатима ("Песня жизни" Амира,
1943), Катерина ("Гроза", 1945), Ширин ("Легенда о любви" Хикмета,
1955), Галин ("Утраченная красота" Такташа, 1956), Корделия ("Король
Лир", 1956). . X. К.
ИБСЕН (Ibsen), Генрик [20.III.1828, Шиен,- 23.V.1906, Христианин
(ныне Осло)] -норвежский драматург, театральный деятель. Творчество И.
явилось высшим достижением реалистич. зап.-европ. драматургии 19 в. и во
многом определило расцвет критич. реализма в норв. лит-ре, на к-рый
указывал Ф. Энгельс: "...Норвегия пережила такой подъем в области
литературы, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна,
кроме России" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 418).
И. рос в семье разорившегося купца. Рано познал материальные лишения
и горечь обществ, неравенства. Работая учеником аптекаря в г. Гримстаде,
он написал свою первую, юношескую драму "Катилина" (1849),
примечательную ти-раноборч. мотивами, навеянными событиями 1848. В
1850-51 И. жил в Христианин, занимался журналистикой. К активной театр.
и драматургич. деятельности И. обратился в 1852, когда он был приглаш„н
на пост художеств. руководителя, режисс„ра и драматурга "Норвежского
театра" в Бергене. Общественно-политические и эсте-тич. принципы
И.сформировались под влиянием идей норв. крестьянской демократии, борьбы
за нац. независимость и нац. культуру. В романтич. драмах "Ночь на св.
Ханса" (1852), "Фру Ингер из Эстрота"
(1855), "Пир в Сульхауге" (1855), "Улаф Лильекранс"
(1856) (все пост. И. в бергенском "Норвежском т-ре"), "Воители в
Хельгеланде" (1857, "Норвежский т-р" в Христианин-1878), в к-рых
используется материал норв. истории, нар. творчества, выражены идеи
свободолюбия и патриотизма, мир гордых и благородных героев прошлого
противопоставляется мелочному корыстолюбию представителей бурж.
общества.
Возглавляя в 1857-62 "Норвежский т-р" в Христианин, И., как и в
период работы в Бергенском т-ре, своей режисс„рской деятельностью и
критич. статьями борется за подлинно нац. иск-во, насыщенное обществ.
содержанием, за иск-во, идеи, темы и стиль к-рого заложены "...в народе
как неосознанное требование и как совершенно исчерпывающее выражение для
свойственного нашей эпохе восприятия национального начала" (цит. по кн.:
Ибсен Г., Собр. соч., т. 4, 1958, с. 737). Эстетич. взгляды И. в это
время не свободны от отвлеч„нно-романтич. представлений о "нар. духе", о
существенном в иск-ве, лиш„нном конкретных взаимосвязей с реальностью, в
них сказывается влияние эстетизма. И. преодолевает эти тенденции в пьесе
"Комедия любви" (1862, Христианийский т-р-1878), в к-рой он впервые
создал сатирич. образ чиновничье-филистерской Норвегии, высмеял
претенциозные мещанские идеалы. В драме "Борьба за престол" (1863,
"Норвежский т-р" в Христианин) И. вновь обратился к национально-историч.
тематике. Зрелость и демократизм политич. концепции этой пьесы
подч„ркиваются точным и широким изображением картин нар. жизни, глубоким
раскрытием идейно-нравственного содержания центр, образов. В 1864 И.
уехал из Норвегии и до 1891 жил за границей, преимущественно в Италии и
Германии. Новый этап творчества И. определяется разочарованием
драматурга в норв. крестьянской демократии, его окончательным разрывом с
буржуазно-либеральными деятелями. Гневная критика гос. и этич. норм
совр. бурж. общества, присущего ему меркантилизма, духовного бессилия
составляет пафос драматич. поэм "Бранд" (1865, "Новый т-р" в
Стокгольме-1885) и "Пер Гюнт" (1866, Христианийский т-р-1876). В "Бранд
е" получает развитие гл. тема И.- свобода личности и, в частности,
человеч. призвания. Трагич. конфликт этой философской драмы определяется
индивидуалистич. бунтом героя, лиш„нным конкретного социального
содержания. Противопоставляя духовный максимализм Бран-да антигуманности
бурж. мира, И. вместе с тем созна„т противоречивость своих
индивидуалистич. идеалов. Гл. герой пьесы "Пер Гюнт" -
Страницы: «« « 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 934 935 936 937 938 939 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |