Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 916   917   918   919   920   921   922   923   924  925   926   927   928   929   930   931   932   933   934  » »»

также автором ряда статей по истории  т-ра,  "Театральных  воспоминаний"
(СП Б, 1859), "Записок" ("Иллюстрированный вестник",  1874,  јј  3-8,  в
доп. виде опубл.  в  "Историч.  вестнике",  1896,  т.  64-66),  а  также
романов. Т. Р.
   ЗОЧАБОЗЙ (тадж., от зоча - кукла и бози - игра) - таджикский народный
кукольный театр. Упоминания о 3. встречаются в стихах  поэтов,  напр.  у
Омара Хайяма (11 в.) и др. Существовало три вида нар.  тадж.  кукольного
т-ра: чодирхаел  (палатка  призраков)-представления  марионеток,  чодири
дасти  (ручная  палатка)  и  зочаи  бе  чодир  (кукла  без  палатки)   -
представления, в к-рых  действуют  куклы  типа  Петрушки.  Представления
чодирхаел  давались  гл.  обр.  на   новогодних   праздниках,   семейных
торжествах, а чодири дасти и  зочаи  бе  чодир  -  гл.  обр.  по  случаю
рождения реб„нка. Труппы 3. состояли из 4-5 чел. (один кукольник  и  3-4
музыканта). В конце 19 - нач. 20 вв.  наиболее  популярными  пьесами  3.
были "Начальники", "Полвонкачал", "Офтобхон  и  Махтоб-хон"  и  др.  Они
показывали  быт   и   различные   явления   обществ,   жизни   таджиков.
Представления 3. носили синтетич.  характер,  в  них  сочетались  пение,
музыка, танцы, игры.
   Лит.: Нурджанов Н. X., 3 аметки по Ходжент-скому народному кукольному
театру, "Труды АН Тадж. ССР", 1953, т. XVII,  с.  167-76;  его  ж  е,  О
Бухарском кукольном театре, "Изв. отд.  обществ,  наук  АН  Тадж.  ССР",
1956, вып. 10-11, с. 191-218. ff, ff,
   ЗОЩЕНКО,  Михаил  Михайлович  [29.VII(10.vilI)  1895-22.VII.1958]   -
русский советский писатель. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та. Служил
доб' ровольцем в Красной Армии. Печататься начал в 1922.  Автор  новелл,
повестей. 3. написал комедии: "Уважаемый товарищ"  (1930,  Ленингр.  т-р
Сатиры),  "Преступление  и  наказание"  (1933,   Ленингр.   мюзик-холл),
"Опасные связи" (1939), "Парусиновый портфель" (1945, Т-р им. Ленсовета,
Ленинград), "Очень приятно" (1946, там  же),  "Пусть  неудачник  плачет"
(1946) и др. В основе комедий 3.- обычно  бытовой  анекдот,  сатирически
заостр„нный, поданный с шутливой назидательностью. Сатира 3.  направлена
против  мещан,  пошляков,   стяжателей,   невежд.   Однако   пьесы   3.,
отличающиеся вялостью действия, монотонностью диалога, не имели большого
сценич. успеха.
    Соч.: Опасные связи, "Звезда", 1940, ј 2; Парусиновый портфель, М.,
изд. ВУОАП, 1956. /f. p.
   ЗРАЖЕВСКИЙ, Александр Иванович (25.VI II. 1886-14.XII.1950) - русский
советский акт„р. Нар. арт. СССР (1949). Играл в любительских  спектаклях
(с 1905). Проф. сценич.  деятельность  начал  в  провинции.  Выступал  в
Одессе, Харькове и др. городах Украины.  В  1925  был  принят  в  труппу
Ленингр. академич. т-ра драмы. В 1927-33 работал в Моск. драм. т-ре  (б.
Корша), в 1933-35 - в Т-ре им. МОСПС. С 1935 - акт„р Малого  т-ра.  Игра
3.  отличалась  жизненной  полнокровностью,   сочностью,   красочностью,
непосредственностью. В 1933 в спектакле
   "Шторм" 3. создал образ Предукома - большевика,  обладающего  богатым
жизненным опытом, умеющего разбираться  в  людях.  Свежее,  оригинальное
толкование получила в  исполнении  3.  роль  Ванюшина  ("Дети  Ванюшина"
Найд„нова, 1938); подч„ркивая реакционную сущность этого образа, 3. в то
же время с большой теплотой и сердечностью раскрывал внутр.  мир  своего
героя. Оптимистич., жизнеутверждающий характер  творчества  3.  наиболее
полно проявился в роли  председателя  украинского  колхоза  Галушки  ("В
степях Украины" Корнейчука, Гос. пр. СССР, 4942); с добродушным  юмором,
тонкой иронией высмеивал акт„р ограниченность, наивную  самовлюбл„нность
и простодушие зазнавшегося председателя. -С 1937 снимался в  кино  (Гос.
пр. СССР, 1941,1946, 1947).
   Др. роли: Малый т-р - Печенегов ("Враги"), Варлаам ("Борис Годунов"),
Миллер ("Коварство и любовь"), Лыняев ("Волки и овцы"),  Крутицкий  ("На
всякого мудреца довольно простоты"). Буранов ("На берегу Невы" Трен„ва),
Варра-вин ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина), Будков ("За тех,  кто  в
море!" Лаврен„ва), Тур ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), сэр Тоби  Бэлч
("Двенадцатая  ночь"),  Покор-ский   ("Молодость"   Зорина),   Остапенко
("Фронт") и др.
   Лит.: Д у р ы л и н С., А. И. Зражевский, "Театральная  неделя",  М.,
1941, ј 22, с. 8-9; Александр Зражевский, [М.], 1949 (Буклет); Александр
Зражевский, [М.],  Госки-ноиздат,  1951  (Буклет).  С.  Г.  "ЗРЕЛИЩА"  -
русский  советский  еженедельный  иллюстрированный  театральный  журнал.
Выходил в Москве с мая по август 1922 (15 номеров) под назв.  "Эрмитаж";
с августа 1922 по июнь 1924 (89 номеров)  -под  назв.  "З.".  В  журнале
печатались небольшие заметки о т-ре,  цирке,  кино,  рецензии,  хроника,
корреспонденции с мест и из-за рубежа, программы-либретто  спектаклей  и
др. Журнал распространялся в моек. т-рах, цирке,  мюзик-холле.  Редактор
журнала Л. В. Колпакчи. В "З." сотрудничали: В. Е. Ардов, В. М. Бебутов,
О. М. Брик, П. А. Марков, В. Э.Мейерхольд, С. И. Юткевич и др. А. Шн.
   ЗРИТЕЛЬ. О зрителе как одном из основных компонентов спектакля см.  в
ст. Театр.
   ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ - см. Здание театральное.  ЗРИТЕЛЬСКАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ  -
собрание зрителей для обсуждения просмотренного спектакля того или иного
т-ра, иногда - деятельности т-ра в целом. 3. к. зародилась в  нач.  20-х
гг. (обсуждение спектаклей Т-ра им. Мейерхольда, Большого драм.  т-ра  в
Петрограде и др.) и получила впоследствии широкое распространение. 3. к.
организуются самими т-рами, различными театрально-обществ. организациями
(Дома акт„ров. Дома работников иск-в и др.). клубами, уч. заведениями  и
т. д. Д, Шн.
   ЗУБАЙРОВ,  Абдулла-мин  Фахреевич  (р.  1891)-  башкирский  советский
акт„р. По национальности-татарин.  Нар.  арт.  РСФСР  (1949).  Старейший
артист Башк. т-ра. Сценич.  деятельность  начал  в  1912;  участвовал  в
спектаклях татарских трупп, игравших на терр.  совр.  Башкирии.  С  1922
работает в Башк. академич. т-ре драмы.
   Сочный, бытовой акт„р, хорошо знающий жизнь башк. народа, 3. создал в
пост. нац. драматургии галерею  ярких  характеров,  точных  по  внешнему
рисунку. Часто играл людей, надел„нных народной мудростью и юмором;
   Хужа Насретдин (о. п. Исанбета), Бадри ("Галпяба-ну" Файзи), Кадыргол
("Тальян-гармонь" Ахмет-шина), Гимали ("Черноликие" по Гафури).  Образы,
созданные 3., полны обаяния, человечности, простоты. 3.  успешно  сыграл
ряд ролей и в пост. рус. классич. и сов. драматургии: Осип  ("Ревизор"),
Лука; Щукарь  ("Поднятая  целина"  по  о.  п.  Шолохова),  Чир  ("Любовь
Яровая"). Д. Б.
   ЗУБАЙРАЕВ,ЯрагиМагомадович (р. 22.X.1917)- чечено-ингушский советский
акт„р. Нар. арт. Чечено-Ингушской АССР (1943). Засл. арт. РСФСР  (1960).
Род. в бедной крестьянской семье. По национальности чеченец.  В  1933-36

Страницы: «« « 916   917   918   919   920   921   922   923   924  925   926   927   928   929   930   931   932   933   934  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия