|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 934 » »» также автором ряда статей по истории т-ра, "Театральных воспоминаний"
(СП Б, 1859), "Записок" ("Иллюстрированный вестник", 1874, јј 3-8, в
доп. виде опубл. в "Историч. вестнике", 1896, т. 64-66), а также
романов. Т. Р.
ЗОЧАБОЗЙ (тадж., от зоча - кукла и бози - игра) - таджикский народный
кукольный театр. Упоминания о 3. встречаются в стихах поэтов, напр. у
Омара Хайяма (11 в.) и др. Существовало три вида нар. тадж. кукольного
т-ра: чодирхаел (палатка призраков)-представления марионеток, чодири
дасти (ручная палатка) и зочаи бе чодир (кукла без палатки) -
представления, в к-рых действуют куклы типа Петрушки. Представления
чодирхаел давались гл. обр. на новогодних праздниках, семейных
торжествах, а чодири дасти и зочаи бе чодир - гл. обр. по случаю
рождения реб„нка. Труппы 3. состояли из 4-5 чел. (один кукольник и 3-4
музыканта). В конце 19 - нач. 20 вв. наиболее популярными пьесами 3.
были "Начальники", "Полвонкачал", "Офтобхон и Махтоб-хон" и др. Они
показывали быт и различные явления обществ, жизни таджиков.
Представления 3. носили синтетич. характер, в них сочетались пение,
музыка, танцы, игры.
Лит.: Нурджанов Н. X., 3 аметки по Ходжент-скому народному кукольному
театру, "Труды АН Тадж. ССР", 1953, т. XVII, с. 167-76; его ж е, О
Бухарском кукольном театре, "Изв. отд. обществ, наук АН Тадж. ССР",
1956, вып. 10-11, с. 191-218. ff, ff,
ЗОЩЕНКО, Михаил Михайлович [29.VII(10.vilI) 1895-22.VII.1958] -
русский советский писатель. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та. Служил
доб' ровольцем в Красной Армии. Печататься начал в 1922. Автор новелл,
повестей. 3. написал комедии: "Уважаемый товарищ" (1930, Ленингр. т-р
Сатиры), "Преступление и наказание" (1933, Ленингр. мюзик-холл),
"Опасные связи" (1939), "Парусиновый портфель" (1945, Т-р им. Ленсовета,
Ленинград), "Очень приятно" (1946, там же), "Пусть неудачник плачет"
(1946) и др. В основе комедий 3.- обычно бытовой анекдот, сатирически
заостр„нный, поданный с шутливой назидательностью. Сатира 3. направлена
против мещан, пошляков, стяжателей, невежд. Однако пьесы 3.,
отличающиеся вялостью действия, монотонностью диалога, не имели большого
сценич. успеха.
Соч.: Опасные связи, "Звезда", 1940, ј 2; Парусиновый портфель, М.,
изд. ВУОАП, 1956. /f. p.
ЗРАЖЕВСКИЙ, Александр Иванович (25.VI II. 1886-14.XII.1950) - русский
советский акт„р. Нар. арт. СССР (1949). Играл в любительских спектаклях
(с 1905). Проф. сценич. деятельность начал в провинции. Выступал в
Одессе, Харькове и др. городах Украины. В 1925 был принят в труппу
Ленингр. академич. т-ра драмы. В 1927-33 работал в Моск. драм. т-ре (б.
Корша), в 1933-35 - в Т-ре им. МОСПС. С 1935 - акт„р Малого т-ра. Игра
3. отличалась жизненной полнокровностью, сочностью, красочностью,
непосредственностью. В 1933 в спектакле
"Шторм" 3. создал образ Предукома - большевика, обладающего богатым
жизненным опытом, умеющего разбираться в людях. Свежее, оригинальное
толкование получила в исполнении 3. роль Ванюшина ("Дети Ванюшина"
Найд„нова, 1938); подч„ркивая реакционную сущность этого образа, 3. в то
же время с большой теплотой и сердечностью раскрывал внутр. мир своего
героя. Оптимистич., жизнеутверждающий характер творчества 3. наиболее
полно проявился в роли председателя украинского колхоза Галушки ("В
степях Украины" Корнейчука, Гос. пр. СССР, 4942); с добродушным юмором,
тонкой иронией высмеивал акт„р ограниченность, наивную самовлюбл„нность
и простодушие зазнавшегося председателя. -С 1937 снимался в кино (Гос.
пр. СССР, 1941,1946, 1947).
Др. роли: Малый т-р - Печенегов ("Враги"), Варлаам ("Борис Годунов"),
Миллер ("Коварство и любовь"), Лыняев ("Волки и овцы"), Крутицкий ("На
всякого мудреца довольно простоты"). Буранов ("На берегу Невы" Трен„ва),
Варра-вин ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина), Будков ("За тех, кто в
море!" Лаврен„ва), Тур ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), сэр Тоби Бэлч
("Двенадцатая ночь"), Покор-ский ("Молодость" Зорина), Остапенко
("Фронт") и др.
Лит.: Д у р ы л и н С., А. И. Зражевский, "Театральная неделя", М.,
1941, ј 22, с. 8-9; Александр Зражевский, [М.], 1949 (Буклет); Александр
Зражевский, [М.], Госки-ноиздат, 1951 (Буклет). С. Г. "ЗРЕЛИЩА" -
русский советский еженедельный иллюстрированный театральный журнал.
Выходил в Москве с мая по август 1922 (15 номеров) под назв. "Эрмитаж";
с августа 1922 по июнь 1924 (89 номеров) -под назв. "З.". В журнале
печатались небольшие заметки о т-ре, цирке, кино, рецензии, хроника,
корреспонденции с мест и из-за рубежа, программы-либретто спектаклей и
др. Журнал распространялся в моек. т-рах, цирке, мюзик-холле. Редактор
журнала Л. В. Колпакчи. В "З." сотрудничали: В. Е. Ардов, В. М. Бебутов,
О. М. Брик, П. А. Марков, В. Э.Мейерхольд, С. И. Юткевич и др. А. Шн.
ЗРИТЕЛЬ. О зрителе как одном из основных компонентов спектакля см. в
ст. Театр.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ - см. Здание театральное. ЗРИТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ -
собрание зрителей для обсуждения просмотренного спектакля того или иного
т-ра, иногда - деятельности т-ра в целом. 3. к. зародилась в нач. 20-х
гг. (обсуждение спектаклей Т-ра им. Мейерхольда, Большого драм. т-ра в
Петрограде и др.) и получила впоследствии широкое распространение. 3. к.
организуются самими т-рами, различными театрально-обществ. организациями
(Дома акт„ров. Дома работников иск-в и др.). клубами, уч. заведениями и
т. д. Д, Шн.
ЗУБАЙРОВ, Абдулла-мин Фахреевич (р. 1891)- башкирский советский
акт„р. По национальности-татарин. Нар. арт. РСФСР (1949). Старейший
артист Башк. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1912; участвовал в
спектаклях татарских трупп, игравших на терр. совр. Башкирии. С 1922
работает в Башк. академич. т-ре драмы.
Сочный, бытовой акт„р, хорошо знающий жизнь башк. народа, 3. создал в
пост. нац. драматургии галерею ярких характеров, точных по внешнему
рисунку. Часто играл людей, надел„нных народной мудростью и юмором;
Хужа Насретдин (о. п. Исанбета), Бадри ("Галпяба-ну" Файзи), Кадыргол
("Тальян-гармонь" Ахмет-шина), Гимали ("Черноликие" по Гафури). Образы,
созданные 3., полны обаяния, человечности, простоты. 3. успешно сыграл
ряд ролей и в пост. рус. классич. и сов. драматургии: Осип ("Ревизор"),
Лука; Щукарь ("Поднятая целина" по о. п. Шолохова), Чир ("Любовь
Яровая"). Д. Б.
ЗУБАЙРАЕВ,ЯрагиМагомадович (р. 22.X.1917)- чечено-ингушский советский
акт„р. Нар. арт. Чечено-Ингушской АССР (1943). Засл. арт. РСФСР (1960).
Род. в бедной крестьянской семье. По национальности чеченец. В 1933-36
Страницы: «« « 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 934 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |