Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 908   909   910   911   912   913   914   915   916  917   918   919   920   921   922   923   924   925   926  » »»

работах 3. дал глубокий анализ творчества Б. Сметаны. Духом нар.  музыки
проникнута одноактная опера 3. "Увлеченно художника"  (1910,  Нац.  т-р,
Прага), в к-рой композитор следует традициям Сметаны. В опере 3.  "Вина"
по повести Я. Гильберта (1922, Нац. т-р, Прага) драматич.  напряж„нность
трагич.  конфликта  сочетается  с  острой  сатиричностью.  Популярностью
пользуется опера 3. "Жеманницы" по  комедии  Мольера  (1924,  Нац.  т-р,
Прага), музыка к-рой насыщена тонким юмором, живой экспрессией.
   Лит.: "Hudebni rozhledy", 1959, ј 14, с. 589- 91. Т. Ац.
   ЗЙЧИ (Zichy), Геза  (22.VII.1849-14.1.1924)  -венгерский  композитор,
пианист. Музыке обучался у К. Мейербергера, Р. Фолькмана и Ф.  Листа.  В
14 лет 3. лишился правой руки, но продолжал занятия  на  фп.,  достигнув
больших успехов в игре левой рукой. С 1880 выступал с концертами во  мн.
странах Европы. 3. принадлежат оперы (на собств. либр.): "История замка"
(1888), "Алар" (1896), "Мастер Роланд" (1899); трилогия "Ракоци" - оперы
"Немо" (1905), "Ракоци Ференц" (1909), "Родошто" (1912) (все оперы пост.
в Будапештском оперном т-ре). 3. написал балет "Джем-ма" (1903,  Чешская
опера, Прага; 1904, Будапештский оперный т-р), BOK., камерно-инструмент.
и др. соч. Сценич. произв. 3. отличаются ярко выраженным нац. колоритом,
богаты нар. венг. мелодиями.
   Соч.: Aus meinem Leben, Bd 1-3, Stuttg., 1911-24.
   Я. Дубр.
   ЗИЯЕВ, Мирбобо (р. 1910) -  таджикский  советский  акт„р.  Нар.  арт.
Тадж. ССР (1943). В 1928 занимался в  педагогич.  техникуме  Самарканда,
активно  участвовал  в  кружке  "Синей  блузы".  В   1930   поступил   в
Самаркандский обл. муз .-драм. т-р, где работал до  1937,  показав  себя
способным характерным акт„ром.  Среди  лучших  ролей  3.  в  этом  т-ре:
Мадазим ("Два коммуниста" Яшена), Петров, Чеусов ("Мятеж" по  Фурманову)
и др. В 1937 был приглаш„н в тадж. муз. т-р (Душанбе), преобразованный в
1940 в Т-р оперы и балета им. Айни. Здесь в ролях Вели ("Аршин мал алан"
У. Гаджибекова), Бобо ("Лола" С. Саидмурадова), Старик ("Восстание Boce"
Баласаняна)  ярко  раскрылось   комедийное   дарование   3.,   органично
претворяющего  в  сво„м  творчестве  нар.  при„мы  игры.   Выступает   в
концертах, исполняя нар. шуточные тадж. и узб. песни. С 1946 работает  в
Тадж. филармонии.
   ЗЛАТАРЕВА, Екатерина (1868-1927) - болгарская  актриса.  Выступала  в
т-рах "Основа" (1890-92), "Слеза и смех" (1892-1904) и в Софийском  Нар.
т-ро (1904-23). Обладала ярким темпераментом, глубокой эмоциональностью,
выразит, голосом. Наибольший успех имела в драматич., остро  характерных
ролях, исполнению к-рых придавала бытовую окраску.
   Роли:  Кастанда,  Маламо   ("Свекровь",   "Вампир"   Страшими-рова),.
Андрофоба ("Мужененавистница" Костова), Тодорка
   ("Иванко"  Друмева),  Матр„на   ("Власть   тьмы"),   Анна   Андреевна
("Ревизор"), пани Дульская ("Мораль пани Дуль-ской" Запольской) и др.
   С установлением фашистского режима (1923) была уволена из Нар. т-ра.
   Лит.: Пантеон на български театър..., София, 1926;
   Попов И., Миналото на българския театър, т. 2, София, 1942; П е н е в
П., Лекции по история на българския драматически театър,  ч.  2,  София,
1956, с. 97-101. Cm. K.
   ЗЛАТОГОРОВ,  Павел  Самойлович  [р.  17(30).XII.  1907]   -   русский
советский режисс„р оперы. Засл. арт. БССР (1940)  и  РСФСР  (1947).  Чл.
Коммунистической партии с 1928. Окончил ЦЕТЕТИС в Москве по классу Б. Е.
Захавы. С того же года работал в  Муз.  т-ре  им.  Немиров  ича-Данченко
(позднее -  в  Муз.  т-ре  им.  Станиславского  и  Немировича-Данченко).
Участвовал  во  мн.  пост.  Немировича-Данченко:  "Катерина   Измайлова"
Шостаковича (1934), "Тихий Дон"  (1936);  "В  бурю"  Хренникова  (1939);
совм. с П. А. Марковым пост. оперетту "Нищий студент" Милл„кера (1945) и
оперу "Любовь Яровая" Энке (1947), с Л. В.Ба-ратовым- оперы "Сицилийская
вечерня"  Верди  (1954),  "Война  и  мир"  (1958);  "Улица  дель  Корно"
Молчанова (1960). Пост. оперы "Надежда  Светлова"  Дзержинского  (1943),
"Дубровский" Направника (1956),  "Так  поступают  все  женщины"  Моцарта
(1962) и др. Одновременно в 1934-42 работал реж. (с 1939 - гл.  реж.)  в
Белорус. т-ре оперы  и  балета  (Минск).  В  1931-  1936  и  1946-50  3.
преподавал в ГИТИСе (с 1947 - доцент). Б. Ш.
   ЗЛАТОГОРОВА, Бронислава  Яковлевна  [р.7(20).  V.1905]  -  рус.  сов.
артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1951). Пению  обучалась
в Одесской нар.  консерватории  (1921-22)  и  в  Киевской  консерватории
(1922-26). В 1926-29 выступала в оперном  т-ре  в  Харькове.  С  1929  -
солистка Большого т-ра. Обладая голосом обширного диапазона (пела партии
контральто), красивого густого тембра и незаурядным драм. дарованием, 3.
создала живые сценич. образы, в т. ч.: Ваня  ("Иван  Сусанин"),  Ратмир;
Нежата ("Садко"),  Ольга  ("Евгений  Онегин"),  Любаша,  Графиня,  Лель;
Азучена ("Трубадур"), Кармен. Выступает в концертах.
   ЗЛОБИН,  Евгений  Константинович  [21.1(2.11).   1898-7.XII.1959]   -
русский советский акт„р. Нар. арт. Узб. ССР (1955). Сценич. деятельность
начал в 1918 в Саратове. Играл в т-рах Тбилиси, Баку, Казани, Куйбышева.
Роли: Расплюев ("Свадьба Кре-чипского"), Лыняев ("Волки и овцы"),  Лука.
С 1938 работает в Ташкентском рус. т-ре. Яркий, острохарактерный  акт„р,
3. с успехом исполнял комедийные и драм. роли.
   Среди его лучших  работ:  Фирс  ("Вишн„вый  сад"),  Караулов  ("Чужой
реб„нок" Шкваркина), Туляга ("Кто сме„тся последним" Крапивы),  Директор
зоопарка ("Клоп"), Андросов ("Человек с портфелем" Файко), Иван Иванович
("Большая любовь" Рахманова) и др. В. Д.
   ЗЛОВ, П„тр Васильевич (1774-1823) -  русский  певец  и  драматический
акт„р. Будучи студентом Моск. ун-та, выступал в любительских спектаклях;
первая роль -  мельник  Фадей  ("Мельник  -  колдун,  обманщик  и  сват"
Аблесимова и Соколовского). В конце 90-х гг.  3.,  не  окончив  курса  в
ун-те, поступил в труппу Медокса в Москве, в к-рой играл до 1812.  Затем
переш„л на сцену имп. Петерб. т-ра  (дебютировал  в  партии  Феррандо  -
"Монтенерский замок"  Далейрака,  1813).  3.  выступал  в  муз.  партиях
"благородных  отцов...,  для  которых  требовался  певец   и   актер   с
достоинством" ("Драматический альбом", М., 1850, с. LI). Лучшая партия -
Сусанин ("Иван Сусанин"  Кавоса).  Успешно  выступал  в  операх  Гретри,
Керубини, Буальдь„, а также в водевилях с пением. Блестяще исполнял роль
старосты  в  опере-водевиле  "Крестьяне,  или  Встреча  незваных"  (муз.
Титова, слова Шаховского). Как драм. акт„р 3., по словам С. П. Жихарева,
"был всюду хорош, где горячиться не нужно" ("Записки  современника",  с.
109); играл преим. роли резон„ров. Лучшие роли:. Тесей, Димитрий Донской
("Эдип в Афинах" и о. п. Озерова), пастор ("Сын любви" Коцебу).
   Лит.: Жихарев С. П., Записки современника, М.-Л., 1955,  с.  28,  99.
109, 185; Глинка М., Записки, Л., 1953, с. 35. В. Вир.

Страницы: «« « 908   909   910   911   912   913   914   915   916  917   918   919   920   921   922   923   924   925   926  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия