|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 » »» работах 3. дал глубокий анализ творчества Б. Сметаны. Духом нар. музыки
проникнута одноактная опера 3. "Увлеченно художника" (1910, Нац. т-р,
Прага), в к-рой композитор следует традициям Сметаны. В опере 3. "Вина"
по повести Я. Гильберта (1922, Нац. т-р, Прага) драматич. напряж„нность
трагич. конфликта сочетается с острой сатиричностью. Популярностью
пользуется опера 3. "Жеманницы" по комедии Мольера (1924, Нац. т-р,
Прага), музыка к-рой насыщена тонким юмором, живой экспрессией.
Лит.: "Hudebni rozhledy", 1959, ј 14, с. 589- 91. Т. Ац.
ЗЙЧИ (Zichy), Геза (22.VII.1849-14.1.1924) -венгерский композитор,
пианист. Музыке обучался у К. Мейербергера, Р. Фолькмана и Ф. Листа. В
14 лет 3. лишился правой руки, но продолжал занятия на фп., достигнув
больших успехов в игре левой рукой. С 1880 выступал с концертами во мн.
странах Европы. 3. принадлежат оперы (на собств. либр.): "История замка"
(1888), "Алар" (1896), "Мастер Роланд" (1899); трилогия "Ракоци" - оперы
"Немо" (1905), "Ракоци Ференц" (1909), "Родошто" (1912) (все оперы пост.
в Будапештском оперном т-ре). 3. написал балет "Джем-ма" (1903, Чешская
опера, Прага; 1904, Будапештский оперный т-р), BOK., камерно-инструмент.
и др. соч. Сценич. произв. 3. отличаются ярко выраженным нац. колоритом,
богаты нар. венг. мелодиями.
Соч.: Aus meinem Leben, Bd 1-3, Stuttg., 1911-24.
Я. Дубр.
ЗИЯЕВ, Мирбобо (р. 1910) - таджикский советский акт„р. Нар. арт.
Тадж. ССР (1943). В 1928 занимался в педагогич. техникуме Самарканда,
активно участвовал в кружке "Синей блузы". В 1930 поступил в
Самаркандский обл. муз .-драм. т-р, где работал до 1937, показав себя
способным характерным акт„ром. Среди лучших ролей 3. в этом т-ре:
Мадазим ("Два коммуниста" Яшена), Петров, Чеусов ("Мятеж" по Фурманову)
и др. В 1937 был приглаш„н в тадж. муз. т-р (Душанбе), преобразованный в
1940 в Т-р оперы и балета им. Айни. Здесь в ролях Вели ("Аршин мал алан"
У. Гаджибекова), Бобо ("Лола" С. Саидмурадова), Старик ("Восстание Boce"
Баласаняна) ярко раскрылось комедийное дарование 3., органично
претворяющего в сво„м творчестве нар. при„мы игры. Выступает в
концертах, исполняя нар. шуточные тадж. и узб. песни. С 1946 работает в
Тадж. филармонии.
ЗЛАТАРЕВА, Екатерина (1868-1927) - болгарская актриса. Выступала в
т-рах "Основа" (1890-92), "Слеза и смех" (1892-1904) и в Софийском Нар.
т-ро (1904-23). Обладала ярким темпераментом, глубокой эмоциональностью,
выразит, голосом. Наибольший успех имела в драматич., остро характерных
ролях, исполнению к-рых придавала бытовую окраску.
Роли: Кастанда, Маламо ("Свекровь", "Вампир" Страшими-рова),.
Андрофоба ("Мужененавистница" Костова), Тодорка
("Иванко" Друмева), Матр„на ("Власть тьмы"), Анна Андреевна
("Ревизор"), пани Дульская ("Мораль пани Дуль-ской" Запольской) и др.
С установлением фашистского режима (1923) была уволена из Нар. т-ра.
Лит.: Пантеон на български театър..., София, 1926;
Попов И., Миналото на българския театър, т. 2, София, 1942; П е н е в
П., Лекции по история на българския драматически театър, ч. 2, София,
1956, с. 97-101. Cm. K.
ЗЛАТОГОРОВ, Павел Самойлович [р. 17(30).XII. 1907] - русский
советский режисс„р оперы. Засл. арт. БССР (1940) и РСФСР (1947). Чл.
Коммунистической партии с 1928. Окончил ЦЕТЕТИС в Москве по классу Б. Е.
Захавы. С того же года работал в Муз. т-ре им. Немиров ича-Данченко
(позднее - в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко).
Участвовал во мн. пост. Немировича-Данченко: "Катерина Измайлова"
Шостаковича (1934), "Тихий Дон" (1936); "В бурю" Хренникова (1939);
совм. с П. А. Марковым пост. оперетту "Нищий студент" Милл„кера (1945) и
оперу "Любовь Яровая" Энке (1947), с Л. В.Ба-ратовым- оперы "Сицилийская
вечерня" Верди (1954), "Война и мир" (1958); "Улица дель Корно"
Молчанова (1960). Пост. оперы "Надежда Светлова" Дзержинского (1943),
"Дубровский" Направника (1956), "Так поступают все женщины" Моцарта
(1962) и др. Одновременно в 1934-42 работал реж. (с 1939 - гл. реж.) в
Белорус. т-ре оперы и балета (Минск). В 1931- 1936 и 1946-50 3.
преподавал в ГИТИСе (с 1947 - доцент). Б. Ш.
ЗЛАТОГОРОВА, Бронислава Яковлевна [р.7(20). V.1905] - рус. сов.
артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1951). Пению обучалась
в Одесской нар. консерватории (1921-22) и в Киевской консерватории
(1922-26). В 1926-29 выступала в оперном т-ре в Харькове. С 1929 -
солистка Большого т-ра. Обладая голосом обширного диапазона (пела партии
контральто), красивого густого тембра и незаурядным драм. дарованием, 3.
создала живые сценич. образы, в т. ч.: Ваня ("Иван Сусанин"), Ратмир;
Нежата ("Садко"), Ольга ("Евгений Онегин"), Любаша, Графиня, Лель;
Азучена ("Трубадур"), Кармен. Выступает в концертах.
ЗЛОБИН, Евгений Константинович [21.1(2.11). 1898-7.XII.1959] -
русский советский акт„р. Нар. арт. Узб. ССР (1955). Сценич. деятельность
начал в 1918 в Саратове. Играл в т-рах Тбилиси, Баку, Казани, Куйбышева.
Роли: Расплюев ("Свадьба Кре-чипского"), Лыняев ("Волки и овцы"), Лука.
С 1938 работает в Ташкентском рус. т-ре. Яркий, острохарактерный акт„р,
3. с успехом исполнял комедийные и драм. роли.
Среди его лучших работ: Фирс ("Вишн„вый сад"), Караулов ("Чужой
реб„нок" Шкваркина), Туляга ("Кто сме„тся последним" Крапивы), Директор
зоопарка ("Клоп"), Андросов ("Человек с портфелем" Файко), Иван Иванович
("Большая любовь" Рахманова) и др. В. Д.
ЗЛОВ, П„тр Васильевич (1774-1823) - русский певец и драматический
акт„р. Будучи студентом Моск. ун-та, выступал в любительских спектаклях;
первая роль - мельник Фадей ("Мельник - колдун, обманщик и сват"
Аблесимова и Соколовского). В конце 90-х гг. 3., не окончив курса в
ун-те, поступил в труппу Медокса в Москве, в к-рой играл до 1812. Затем
переш„л на сцену имп. Петерб. т-ра (дебютировал в партии Феррандо -
"Монтенерский замок" Далейрака, 1813). 3. выступал в муз. партиях
"благородных отцов..., для которых требовался певец и актер с
достоинством" ("Драматический альбом", М., 1850, с. LI). Лучшая партия -
Сусанин ("Иван Сусанин" Кавоса). Успешно выступал в операх Гретри,
Керубини, Буальдь„, а также в водевилях с пением. Блестяще исполнял роль
старосты в опере-водевиле "Крестьяне, или Встреча незваных" (муз.
Титова, слова Шаховского). Как драм. акт„р 3., по словам С. П. Жихарева,
"был всюду хорош, где горячиться не нужно" ("Записки современника", с.
109); играл преим. роли резон„ров. Лучшие роли:. Тесей, Димитрий Донской
("Эдип в Афинах" и о. п. Озерова), пастор ("Сын любви" Коцебу).
Лит.: Жихарев С. П., Записки современника, М.-Л., 1955, с. 28, 99.
109, 185; Глинка М., Записки, Л., 1953, с. 35. В. Вир.
Страницы: «« « 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |