Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 » »» работах 3. дал глубокий анализ творчества Б. Сметаны. Духом нар. музыки проникнута одноактная опера 3. "Увлеченно художника" (1910, Нац. т-р, Прага), в к-рой композитор следует традициям Сметаны. В опере 3. "Вина" по повести Я. Гильберта (1922, Нац. т-р, Прага) драматич. напряж„нность трагич. конфликта сочетается с острой сатиричностью. Популярностью пользуется опера 3. "Жеманницы" по комедии Мольера (1924, Нац. т-р, Прага), музыка к-рой насыщена тонким юмором, живой экспрессией. Лит.: "Hudebni rozhledy", 1959, ј 14, с. 589- 91. Т. Ац. ЗЙЧИ (Zichy), Геза (22.VII.1849-14.1.1924) -венгерский композитор, пианист. Музыке обучался у К. Мейербергера, Р. Фолькмана и Ф. Листа. В 14 лет 3. лишился правой руки, но продолжал занятия на фп., достигнув больших успехов в игре левой рукой. С 1880 выступал с концертами во мн. странах Европы. 3. принадлежат оперы (на собств. либр.): "История замка" (1888), "Алар" (1896), "Мастер Роланд" (1899); трилогия "Ракоци" - оперы "Немо" (1905), "Ракоци Ференц" (1909), "Родошто" (1912) (все оперы пост. в Будапештском оперном т-ре). 3. написал балет "Джем-ма" (1903, Чешская опера, Прага; 1904, Будапештский оперный т-р), BOK., камерно-инструмент. и др. соч. Сценич. произв. 3. отличаются ярко выраженным нац. колоритом, богаты нар. венг. мелодиями. Соч.: Aus meinem Leben, Bd 1-3, Stuttg., 1911-24. Я. Дубр. ЗИЯЕВ, Мирбобо (р. 1910) - таджикский советский акт„р. Нар. арт. Тадж. ССР (1943). В 1928 занимался в педагогич. техникуме Самарканда, активно участвовал в кружке "Синей блузы". В 1930 поступил в Самаркандский обл. муз .-драм. т-р, где работал до 1937, показав себя способным характерным акт„ром. Среди лучших ролей 3. в этом т-ре: Мадазим ("Два коммуниста" Яшена), Петров, Чеусов ("Мятеж" по Фурманову) и др. В 1937 был приглаш„н в тадж. муз. т-р (Душанбе), преобразованный в 1940 в Т-р оперы и балета им. Айни. Здесь в ролях Вели ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова), Бобо ("Лола" С. Саидмурадова), Старик ("Восстание Boce" Баласаняна) ярко раскрылось комедийное дарование 3., органично претворяющего в сво„м творчестве нар. при„мы игры. Выступает в концертах, исполняя нар. шуточные тадж. и узб. песни. С 1946 работает в Тадж. филармонии. ЗЛАТАРЕВА, Екатерина (1868-1927) - болгарская актриса. Выступала в т-рах "Основа" (1890-92), "Слеза и смех" (1892-1904) и в Софийском Нар. т-ро (1904-23). Обладала ярким темпераментом, глубокой эмоциональностью, выразит, голосом. Наибольший успех имела в драматич., остро характерных ролях, исполнению к-рых придавала бытовую окраску. Роли: Кастанда, Маламо ("Свекровь", "Вампир" Страшими-рова),. Андрофоба ("Мужененавистница" Костова), Тодорка ("Иванко" Друмева), Матр„на ("Власть тьмы"), Анна Андреевна ("Ревизор"), пани Дульская ("Мораль пани Дуль-ской" Запольской) и др. С установлением фашистского режима (1923) была уволена из Нар. т-ра. Лит.: Пантеон на български театър..., София, 1926; Попов И., Миналото на българския театър, т. 2, София, 1942; П е н е в П., Лекции по история на българския драматически театър, ч. 2, София, 1956, с. 97-101. Cm. K. ЗЛАТОГОРОВ, Павел Самойлович [р. 17(30).XII. 1907] - русский советский режисс„р оперы. Засл. арт. БССР (1940) и РСФСР (1947). Чл. Коммунистической партии с 1928. Окончил ЦЕТЕТИС в Москве по классу Б. Е. Захавы. С того же года работал в Муз. т-ре им. Немиров ича-Данченко (позднее - в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко). Участвовал во мн. пост. Немировича-Данченко: "Катерина Измайлова" Шостаковича (1934), "Тихий Дон" (1936); "В бурю" Хренникова (1939); совм. с П. А. Марковым пост. оперетту "Нищий студент" Милл„кера (1945) и оперу "Любовь Яровая" Энке (1947), с Л. В.Ба-ратовым- оперы "Сицилийская вечерня" Верди (1954), "Война и мир" (1958); "Улица дель Корно" Молчанова (1960). Пост. оперы "Надежда Светлова" Дзержинского (1943), "Дубровский" Направника (1956), "Так поступают все женщины" Моцарта (1962) и др. Одновременно в 1934-42 работал реж. (с 1939 - гл. реж.) в Белорус. т-ре оперы и балета (Минск). В 1931- 1936 и 1946-50 3. преподавал в ГИТИСе (с 1947 - доцент). Б. Ш. ЗЛАТОГОРОВА, Бронислава Яковлевна [р.7(20). V.1905] - рус. сов. артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1951). Пению обучалась в Одесской нар. консерватории (1921-22) и в Киевской консерватории (1922-26). В 1926-29 выступала в оперном т-ре в Харькове. С 1929 - солистка Большого т-ра. Обладая голосом обширного диапазона (пела партии контральто), красивого густого тембра и незаурядным драм. дарованием, 3. создала живые сценич. образы, в т. ч.: Ваня ("Иван Сусанин"), Ратмир; Нежата ("Садко"), Ольга ("Евгений Онегин"), Любаша, Графиня, Лель; Азучена ("Трубадур"), Кармен. Выступает в концертах. ЗЛОБИН, Евгений Константинович [21.1(2.11). 1898-7.XII.1959] - русский советский акт„р. Нар. арт. Узб. ССР (1955). Сценич. деятельность начал в 1918 в Саратове. Играл в т-рах Тбилиси, Баку, Казани, Куйбышева. Роли: Расплюев ("Свадьба Кре-чипского"), Лыняев ("Волки и овцы"), Лука. С 1938 работает в Ташкентском рус. т-ре. Яркий, острохарактерный акт„р, 3. с успехом исполнял комедийные и драм. роли. Среди его лучших работ: Фирс ("Вишн„вый сад"), Караулов ("Чужой реб„нок" Шкваркина), Туляга ("Кто сме„тся последним" Крапивы), Директор зоопарка ("Клоп"), Андросов ("Человек с портфелем" Файко), Иван Иванович ("Большая любовь" Рахманова) и др. В. Д. ЗЛОВ, П„тр Васильевич (1774-1823) - русский певец и драматический акт„р. Будучи студентом Моск. ун-та, выступал в любительских спектаклях; первая роль - мельник Фадей ("Мельник - колдун, обманщик и сват" Аблесимова и Соколовского). В конце 90-х гг. 3., не окончив курса в ун-те, поступил в труппу Медокса в Москве, в к-рой играл до 1812. Затем переш„л на сцену имп. Петерб. т-ра (дебютировал в партии Феррандо - "Монтенерский замок" Далейрака, 1813). 3. выступал в муз. партиях "благородных отцов..., для которых требовался певец и актер с достоинством" ("Драматический альбом", М., 1850, с. LI). Лучшая партия - Сусанин ("Иван Сусанин" Кавоса). Успешно выступал в операх Гретри, Керубини, Буальдь„, а также в водевилях с пением. Блестяще исполнял роль старосты в опере-водевиле "Крестьяне, или Встреча незваных" (муз. Титова, слова Шаховского). Как драм. акт„р 3., по словам С. П. Жихарева, "был всюду хорош, где горячиться не нужно" ("Записки современника", с. 109); играл преим. роли резон„ров. Лучшие роли:. Тесей, Димитрий Донской ("Эдип в Афинах" и о. п. Озерова), пастор ("Сын любви" Коцебу). Лит.: Жихарев С. П., Записки современника, М.-Л., 1955, с. 28, 99. 109, 185; Глинка М., Записки, Л., 1953, с. 35. В. Вир. Страницы: «« « 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |