Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 907 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 » »» получивший название Оперный театр Зимина. Брал уроки пения у Н. Н. Кедрова, А. И. Барпала, Н. П. Миллера. В 1903 организовывал ученич. концерты, в 1904 - оперные спектакли Большого т-ра в саду "Гай" (Кусково, под Москвой). В состав Оперного т-ра Зимина вошла большая часть труппы "Товарищества артистов московской частной оперы", руководимого М. М. Ипполитовым-Ивановым (закрылась в 1904). В 1917, когда т-р 3. стал государственным, 3. продолжал в н„м работать в качестве члена дирекции. В 1918 и 1921-22 3.- художеств. консультант МХАТа, в 1919-20 - член дирекции "Малой гос. оперы", в 1922-24-председатель акционерного об-ва "Свободная опера С. И. Зимина". В 1924 - 42 - художеств. консультант филиала Большого т-ра. А. Ш. ЗИМИНА, Татьяна Анатольевна (р. 17.1.1928)- русская советская артистка балета. Нар. арт. РСФСР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1954. В 1947 окончила Моск. хореографич. уч-ще (класс Г. П. Петровой) и поступила в балетную труппу Новосибирского т-ра оперы и балета, дебютировала в па-де-труа в "Лебедином озере". Партии: Фадетта (о. п. Делиба), Одетта-Одиллия, Жи-зель; Хозяйка Медной горы ("Сказ о каменном цветке" Прокофьева), Сан Шень-му ("Драгоценный фонарь лотоса" Чжан Сяо-ху). Свободно владея техникой классич. танца, 3. гл. внимание уделяет созданию хореографич. образов. Выезжала на гастроли во Вьетнам, Данию, Китай, Румынию, Сирию, Болгарию и др. Юр. Б. ЗИН, Александр Георгиевич [р. 27.1Х(10.Х).1914]- советский акт„р. Нар. арт. Коми АССР (1960). Засл. арт. РСФСР (1961). Род. в семье крестьянина-бедняка. В 1932 поступил в Ленингр. театр. техникум, где была создана Коми нац. студия. По окончании уч-ща (1936) вош„л в труппу вновь созданного первого проф. Коми т-ра (Сыктывкар). Т-р открылся спектаклем "Егор Булычев и другие", в к-ром 3. играл роль Булычева. Работал в Коми т-ре до 1940 и с 1951. Роли: Чапаев, Платон Кречет, Незнамов; Павел Греков (о. п. Войтехова и Ленча) и др. Среди лучших ролей 50-60-х гг.: Вожак ("Оптимистическая трагедия"), Кряж ("Вес„лка" Зарудного), Гвоздилин ("Третья патетическая" Погодина), Прокофьев ("Сын века" Куприянова), Ф„дор Канов ("Сельские вечера" Леканова), Сердюк, Шварц ("Иркутская история", "Потерянный сын" Арбузова). С. Г. ЗЙНГШПИЛЬ (нем. Singspiel, от singen - петь и Spiel - игра) - музыкально-драматический жанр, распростран„нный в Германии и Австрии во 2-й пол. 18 и нач. 19 вв.; пьеса с муз. номерами или опера с разговорными диалогами (вместо речитативов), преим. компч. содержания. Музыка 3. проста, рассчитана на популярность, тесно связана с нар. муз. культурой. Занимает в пьесе гл. место, но количественно может быть ограничена (в 3. "Директор театра" Моцарта, кроме увертюры, всего 4 муз. номера). По содержанию 3. связаны с мещанской драмой. Строились на бытовых, "прозаических" сюжетах, но включали в себя и эле' менты сказочности, идилличности, иронии. Нек-рые 3. были пронизаны критич. отношением к действительности, им были присущи демократич. тенденции. 3. впитали традиции итал., франц., англ. комич. оперы. Классич. образцы 3.-у Моцарта ("Похищение из сераля", 1782, "Директор театра", 1786) характеризуются углубл„нной тематикой, усложн„нной муз. драматургией. Преодолевая узость жанра, Моцарт преобразует 3. в новый тип комич. оперы ("Волшебная флейта", 1791). Популярными авторами 3. были И. Штандфус ("Ч„рт на свободе", 1752), И. А. Гиллер, В. Мюллер, И. Шенк, К. Диттерсдорф ("Доктор и аптекарь", 1786), И. Андре, X. Г. Нефе, И. Ф. Ройхардт и др. В лит. развитии 3. принял участие Г„те, к-рый написал тексты к зингшпилям Рейхардта "Йери и Бетели" и "Эрвин и Эльмира". С развитием романтизма в музыке и распространением итал. оперы интерес к 3. снижается. В течение 1-й пол. 19 в. 3. и родственные ему формы (лидер-шпиль и др. образцы ранней комич. оперы) окончательно исчезают. Лит.: Schletterer H., Das deutsche Singspiel, Lpz., 1863; L ii t h g e A., Die deutsche Spieloper, Brunswick, 1924; C almu s G, Die ersten deutschen Singspiele von Standfu? und Hiller, Lpz., 1908; M o s e r H. J., Geschichte der deutschen Musik, Bd 1-3, В.- Stuttgart, 1928-30. Ал. M. ЗЙТЕК (Zitek), Вилем (9.1Х.1890-1947)-чехословацкий артист оперы (бас). Нар. арт. ЧССР (1946). Пению обучался в Пражском певческом училище у Пиводы. В 1926-38 гастролировал в Милане (1927, театр "Ла Скала"), Париже, Берлине и др. городах; в СССР выступал в 1933. С 1911 - стаж„р, с 1912 - солист Пражского национального театра. 3. завоевал успех исполнением партий в операх чеш. композиторов: Б. Сметаны (Малина - "Тайна", Кецал - "Проданная невеста", Хрудош - "Либуше"), А. Дворжака (Водяной -а "Русалка"), В. Блодека (Янек - "В колодце"), Б. Ф„рстера (Рубач - "Ева") и др. Обладая высоким артистизмом, создал сильные, эмоциональные муз.-сценич. образы, поражавшие тонкой отделкой деталей. Голос 3. отличался большой звучностью, благородством тембра, широтой диапазона (пел баритональные партии). Партии: Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Дон Жуан; Папаге-но ("Волшебная флейта"), Пизарро ("Фиделио" Бетховена), Мефистофель (о. п. Бойто и "Фауст"), Филипп ("Дон Карлос" Верди), Гремин ("Евгений Онегин"), Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Борис Годунов. Лит.: Narodni umelec Vilem Zitek, Praha, 1947; Korespondence Otakara Ostrcilas Vilemem Zitkem, Praha, 1951; Hudebni rozhledy, Praha, 1955, с. 704. Т. А. И Л. Мое. ЗЙТЕК (Zitek), Йосеф (4.IV.1832-2.VIII.1909)-чешский архитектор. По его проекту построено здание Нац. т-ра в Праге. Закладка фундамента состоялась в мае 1868, строительство осуществлялось на сред" ства народа и было закончено в ноябре 1881. Л. Сол. ЗЙТЕК (Zitek), Отакар (р.5. X 1.1892) - чехословацкий композитор и музыковед. Муз. образование получил в Праге и Вене. Выступал в печати со статьями по вопросам оперной драматургии. В 1921-29 - руководитель драматич. части в Нац. т-ре в Брно, в 1929-31 - директор того же т-ра. Работал директором т-ров в Пльзене (1931-39 и 1941-43), в Праге и Брно (1946-49). Автор опер: "Благородное сердце" (1918), "Падение Петра Крамнца" (1923, Брно), балета "Розы" (1942, Пльзень) и др. соч. Соч.: О novou zpevohru, Praha, 1920. Т. Ац. ЗИХ (Zich), Отакар (25.III.1879-9.VII.1934) - чешский композитор, музыкальный критик и теоретик. В 1902 окончил Карлов ун-т в Праге. В 1911 ив 1934 - проф. этого ун-та, с 1920 - проф. эстетики в ун-те в Брно. Занимался изучением нар. песенного творчества; позже - вопросами муз. и театр. эстетики ("Эстетика драматического искусства", 1931, и др.). В своих критич. Страницы: «« « 907 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |