|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 » »» полувека 3. был одним из ведущих акт„ров "Бург-театра", играл роли
молодых героев в бюргерской драме, светских комедиях, а также в
трагедиях Шиллера - Фиеско, Позу ("Заговор Фиес-ко", "Дон Кар-лос") и
Фердинанда. Прекрасная внешность, элегантность способствовали успеху 3.
в салонных пьесах В. Сарду и Э. Ожье. Творчество 3. развивало традиции
"Бургтеатра" - естеств. простоту в передаче чувств героя, высокое
мастерство сценич. слова, стремление создавать гармонич. ясные образы.
Проповедь гуманистич. идеалов, пафос человеческой мысли привлекали к
акт„ру демократич. зрителя. В его игре проявлялась благородная
изысканность, тонкость и изящество. В классич. репертуаре, сыгранном
3. в 80-90-х гг., наиболее значит, были роли: Гамлет, Отелло;
Валленштейн (о. п. Шиллера), Натан Мудрый (о. п. Лессинга). В спектакле
"Месяц в деревне" Тургенева (1884) 3. исполнял роль Ракитина. В конце
своего творч. пути сыграл роль Геншеля ("Возчик Геншель" Гауптмана),
внеся в натуралистич. пьесу поэзию и подлинный драматизм. С 1887 3. был
членом режисс„рской коллегии "Бургтеатра".
Соч.: Briefwechsel, hrsg. von H. v. Sonnenthai, Bd l, Stuttg.- B.,
1912. '
Лит.: Laub e H., Das Burgtheater, Lpz., 1868; Richter H.,
Schauspieler-Charakteristiken, Lpz.-Harab., 1914;
Игнатов С. С., История западноевропейского театра ново'-го времени,
М.-Л., 1940, с. 198. д Лоб.
3OHOB, Аркадий Павлович (г. рожд. неизв.-ум. 25. VII.1922) - русский
советский режисс„р. Окончил драм. отд. (кл. Вл. И. Немировича-Данченко)
Моск. филармонич. уч-ща (1899). Участвовал в спектаклях МХТ (с 1898
играл под псевд. Павлов). Роли: Голубь-отец, 2-й волхв ("Царь Ф„дор
Иоаннович" и "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого). С 1902 был
режисс„ром в труппе Мейерхольда и Кашеверова в Херсоне, затем работал с
Мейерхольдом в Тифлисе и Москве. В 1907-08 - реж. труппы В. Ф. Комиссар'
жевской, Передвижного театра П. П. Гайдебурова (пост. "Отелло", 1910), с
1914- в Москве в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской (пост. "Ночные
пляски" Соллогуба). С 1916 - в Камерном т-ре (пост. "Ирландский герой"
Синга, "Виндзорские проказницы" Шекспира и др.), Гос. показательном т-ре
(пост. "Разбитый кувшин" Клейста), Моск. т-ре для детей (пост.
"Прекрасный Иосиф" Чумаченко, 1922) и др. В„л педагогическую работу. В
1922 организовал студию "Зоновцы" (пост. "Кандида" Шоу).
Творчество 3. отмечено неустанными поисками точных выразит, средств,
стремлением к глубокому осмыслению образов.
Лит.: Марков П., Памяти учителя, "Театр и музыка", М., 1923, ј 8(21),
с. 714-15; С а х н о в с к и и В., Бог Лар театра, "Мастерство театра",
М., 1922, ј 1, с. 70-75. С. Г.
ЗОНТАГ (Sontag), Генриетта [наст. имя и фам.- Гертруда Вальбурга
Зоннтаг (Sonntag)] [3.1. 18U6(?), Кобленц,-17.VI.1854, Мехико] -
немецкая певица (колоратурное сопрано). Родилась в акт„рской семье, с
малых лет выступала в детских ролях в странствующей труппе. Училась в
Пражской консерватории. С 1820 пела в итал. и нем. операх в Вене. Первая
исполнительница заглавной партии в "Эврианте" Вебера (1823). С огромным
успехом выступала в Лейпциге, Берлине, Париже, в итальянском (Россини,
Беллини, Доницетти) и нем.оперном репертуаре (одна из лучших партий -
Агата в "Вольном стрелке" Вебера). С триумфом исполнила партию Розины в
"Севильском цирюльнике" в Лондоне. В 1828 тайно обвенчалась в Лондоне с
итал. дипломатом графом Росси. В 1830 3. совершила концертную поездку по
Европе, выступала в Петербурге и Москве; первая из иностр. певиц
исполнила с колоратурными украшениями романс Алябьева "Соловей".
Изящное, трогательное и виртуозное пение 3. вызвало горячие отклики в
рус. прессе, письмах и воспоминаниях современников. Е„ иск-во было
воспето в стихотворениях (в т. ч. И. И. Козлова), восторженные отзывы о
3. сохранились в переписке ?.?. Жуковского, П. А. Вяземского, позднее А.
Н. Серова, В. В. Стасова, Ф. Шопена. В 1830 3. оставила сцену, но
продолжала выступать в концертах. Жила в Германии, в 1838-43 - в
Петербурге, где е„ муж находился в качестве посланника Сардинии, пела в
благотворительных концертах. По словам Стасова, 3. "сохранила чисто
рафаэлевскую красоту и грацию выражения" ("Русская старина", 1881, с. 265). В 1848 из-за материальных затруднений 3. вынуждена была
вернуться на сцену; выступала в т-рах и концертных залах Зап. Европы и
(с 1852) Америки. В 1836 на парижской сцене была пест. опера Обера "Жена
посла", либр. Э. Скриба. Прототипом примадонны Генриетты, героини оперы,
явилась 3.
Лит.: G u n d l i n g J., Henriette Sontag, Bd 1-2, Lpz., 1861; S t u
m с k e H., Henriette Sontag, B., 1913; P i r ? h a n E., Henriette
Sontag, W., 1946; K u h n e r H., Gro?e Sangerinnen der Klassik und
Romantik, Stuttg., 1954;
G a u t i e r Th., L'ambassadrice. Biogr. de la comtesse Rossi, P.,
1850; Беспристрастные мысли о пении г-жи Зон-таг, "Лит. газета", 1830,
.ј 53, с. 136-39 (см. также ј 57, с. 170-71); Генриэтта Зонтаг,
"Библиотека для чтения", 1850, т. 101, ч. 2; Ш т е и н ? ? е с с Б.,
Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956, с. 234-36. Б. Ш.
ЗООЦЙРК (от греч. ???? - животное) - вид цирка, в программах к-рого
преобладают номера с дрессированными животными. Обычно находится при
зверинце. Первый большой 3. был создан в 1887 торговцем животными К.
Гагенбеком в Гамбурге. Здесь выступали укротители львов, тигров, слонов,
белых медведей и др. животных. Крупные 3. за рубежом: К. Кроне и К.
Зембаха (ФРГ), братьев Кни (Швейцария), национализированные предприятия
Буш и Аэрос (ГДР) и др.
В России в 20 в. имелись передвижные зверинцы Г. Бойко, Е.
Жеребиловой, А. Фарруха, И. Филатова и др., в которых выступали
укротители и дрессировщики.
В СССР имеется (1960) 13 3., состоящих из передвижного зверинца и
манежа для выступлений артистов различных жанров, в т. ч. артистов,
выступающих с номерами дрессированных животных.
Лит.: Гагенбек К.,О животных и людях, М., 1912. ю. д.
ЗОРАБЯН, Левон Богданович [р. 1 (13).XI. 1892] - армянский советский
акт„р. Нар. арт. Арм. ССР (1947). Сценич. деятельность начал в Батуми в
1910 в т-ре рус. драмы, в 1913 переш„л в арм. т-р. В 1919-21 учился в
театр. студии в Батуми. С 1930- акт„р Ленинаканского т-ра. Один из
ведущих мастеров арм. т-ра. 3. утверждает своим творчеством реа-листич.
направленность нац. сценич. иск-ва. Детально разрабатывая характеры
персонажей, он выражает сущность этих характеров. 3. создал
разнообразные сценич. образы, отличающиеся конкретностью, ярким
своеобразием, мягким юмором и в то же время остротой внешнего рисунка.
Страницы: «« « 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |