Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 913   914   915   916   917   918   919   920   921  922   923   924   925   926   927   928   929   930   931  » »»

полувека 3. был одним  из  ведущих  акт„ров  "Бург-театра",  играл  роли
молодых  героев  в  бюргерской  драме,  светских  комедиях,  а  также  в
трагедиях Шиллера - Фиеско, Позу ("Заговор Фиес-ко",  "Дон  Кар-лос")  и
Фердинанда. Прекрасная внешность, элегантность способствовали успеху  3.
в салонных пьесах В. Сарду и Э. Ожье. Творчество 3.  развивало  традиции
"Бургтеатра" -  естеств.  простоту  в  передаче  чувств  героя,  высокое
мастерство сценич. слова, стремление создавать гармонич.  ясные  образы.
Проповедь гуманистич. идеалов, пафос  человеческой  мысли  привлекали  к
акт„ру  демократич.  зрителя.  В  его   игре   проявлялась   благородная
изысканность, тонкость и изящество. В классич. репертуаре, сыгранном
   3. в  80-90-х  гг.,  наиболее  значит,  были  роли:  Гамлет,  Отелло;
Валленштейн (о. п. Шиллера), Натан Мудрый (о. п. Лессинга). В  спектакле
"Месяц в деревне" Тургенева (1884) 3. исполнял роль  Ракитина.  В  конце
своего творч. пути сыграл роль  Геншеля  ("Возчик  Геншель"  Гауптмана),
внеся в натуралистич. пьесу поэзию и подлинный драматизм. С 1887 3.  был
членом режисс„рской коллегии "Бургтеатра".
   Соч.: Briefwechsel, hrsg. von H. v. Sonnenthai, Bd  l,  Stuttg.-  B.,
1912. '
   Лит.:  Laub  e  H.,  Das  Burgtheater,  Lpz.,   1868;   Richter   H.,
Schauspieler-Charakteristiken, Lpz.-Harab., 1914;
   Игнатов С. С., История западноевропейского театра  ново'-го  времени,
М.-Л., 1940, с. 198. д Лоб.
   3OHOB, Аркадий Павлович (г. рожд. неизв.-ум. 25. VII.1922) -  русский
советский режисс„р. Окончил драм. отд. (кл. Вл. И.  Немировича-Данченко)
Моск. филармонич. уч-ща (1899). Участвовал  в  спектаклях  МХТ  (с  1898
играл под псевд. Павлов). Роли:  Голубь-отец,  2-й  волхв  ("Царь  Ф„дор
Иоаннович" и "Смерть Иоанна  Грозного"  А.  К.  Толстого).  С  1902  был
режисс„ром в труппе Мейерхольда и Кашеверова в Херсоне, затем работал  с
Мейерхольдом в Тифлисе и Москве. В 1907-08 - реж. труппы В. Ф. Комиссар'
жевской, Передвижного театра П. П. Гайдебурова (пост. "Отелло", 1910), с
1914- в Москве  в  Театре  имени  В.Ф.  Комиссаржевской  (пост.  "Ночные
пляски" Соллогуба). С 1916 - в Камерном т-ре (пост.  "Ирландский  герой"
Синга, "Виндзорские проказницы" Шекспира и др.), Гос. показательном т-ре
(пост.  "Разбитый  кувшин"  Клейста),  Моск.  т-ре  для   детей   (пост.
"Прекрасный Иосиф" Чумаченко, 1922) и др. В„л педагогическую  работу.  В
1922 организовал студию "Зоновцы" (пост. "Кандида" Шоу).
   Творчество 3. отмечено неустанными поисками точных выразит,  средств,
стремлением к глубокому осмыслению образов.
   Лит.: Марков П., Памяти учителя, "Театр и музыка", М., 1923, ј 8(21),
с. 714-15; С а х н о в с к и и В., Бог Лар театра, "Мастерство  театра",
М., 1922, ј 1, с. 70-75. С. Г.
   ЗОНТАГ (Sontag), Генриетта [наст.  имя  и  фам.-  Гертруда  Вальбурга
Зоннтаг  (Sonntag)]  [3.1.  18U6(?),  Кобленц,-17.VI.1854,   Мехико]   -
немецкая певица (колоратурное сопрано). Родилась в  акт„рской  семье,  с
малых лет выступала в детских ролях в странствующей  труппе.  Училась  в
Пражской консерватории. С 1820 пела в итал. и нем. операх в Вене. Первая
исполнительница заглавной партии в "Эврианте" Вебера (1823). С  огромным
успехом выступала в Лейпциге, Берлине, Париже, в  итальянском  (Россини,
Беллини, Доницетти) и нем.оперном репертуаре (одна из  лучших  партий  -
Агата в "Вольном стрелке" Вебера). С триумфом исполнила партию Розины  в
"Севильском цирюльнике" в Лондоне. В 1828 тайно обвенчалась в Лондоне  с
итал. дипломатом графом Росси. В 1830 3. совершила концертную поездку по
Европе, выступала  в  Петербурге  и  Москве;  первая  из  иностр.  певиц
исполнила  с  колоратурными  украшениями  романс   Алябьева   "Соловей".
Изящное, трогательное и виртуозное пение 3. вызвало  горячие  отклики  в
рус. прессе, письмах  и  воспоминаниях  современников.  Е„  иск-во  было
воспето в стихотворениях (в т. ч. И. И. Козлова), восторженные отзывы  о
3. сохранились в переписке ?.?. Жуковского, П. А. Вяземского, позднее А.
Н. Серова, В. В. Стасова, Ф.  Шопена.  В  1830  3.  оставила  сцену,  но
продолжала выступать в  концертах.  Жила  в  Германии,  в  1838-43  -  в
Петербурге, где е„ муж находился в качестве посланника Сардинии, пела  в
благотворительных концертах. По  словам  Стасова,  3.  "сохранила  чисто
рафаэлевскую красоту и грацию выражения" ("Русская старина", 1881, с. 265).  В  1848  из-за  материальных  затруднений  3.  вынуждена  была
вернуться на сцену; выступала в т-рах и концертных залах Зап.  Европы  и
(с 1852) Америки. В 1836 на парижской сцене была пест. опера Обера "Жена
посла", либр. Э. Скриба. Прототипом примадонны Генриетты, героини оперы,
явилась 3.
   Лит.: G u n d l i n g J., Henriette Sontag, Bd 1-2, Lpz., 1861; S t u
m с k e H., Henriette Sontag, B., 1913; P i r ?  h  a  n  E.,  Henriette
Sontag, W., 1946; K u h n e r H.,  Gro?e  Sangerinnen  der  Klassik  und
Romantik, Stuttg., 1954;
   G a u t i e r Th., L'ambassadrice. Biogr. de la comtesse  Rossi,  P.,
1850; Беспристрастные мысли о пении г-жи Зон-таг, "Лит.  газета",  1830,
.ј 53, с.  136-39  (см.  также  ј  57,  с.  170-71);  Генриэтта  Зонтаг,
"Библиотека для чтения", 1850, т. 101, ч. 2; Ш т е и н ? ?  е  с  с  Б.,
Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956, с. 234-36. Б. Ш.
   ЗООЦЙРК (от греч. ???? - животное) - вид цирка, в  программах  к-рого
преобладают номера с дрессированными  животными.  Обычно  находится  при
зверинце. Первый большой 3. был создан в  1887  торговцем  животными  К.
Гагенбеком в Гамбурге. Здесь выступали укротители львов, тигров, слонов,
белых медведей и др. животных. Крупные 3. за  рубежом:  К.  Кроне  и  К.
Зембаха (ФРГ), братьев Кни (Швейцария), национализированные  предприятия
Буш и Аэрос (ГДР) и др.
   В  России  в  20  в.  имелись  передвижные  зверинцы  Г.  Бойко,   Е.
Жеребиловой,  А.  Фарруха,  И.  Филатова  и  др.,  в  которых  выступали
укротители и дрессировщики.
   В СССР имеется (1960) 13 3., состоящих  из  передвижного  зверинца  и
манежа для выступлений артистов различных  жанров,  в  т.  ч.  артистов,
выступающих с номерами дрессированных животных.
   Лит.: Гагенбек К.,О животных и людях, М., 1912. ю. д.
   ЗОРАБЯН, Левон Богданович [р. 1 (13).XI. 1892] - армянский  советский
акт„р. Нар. арт. Арм. ССР (1947). Сценич. деятельность начал в Батуми  в
1910 в т-ре рус. драмы, в 1913 переш„л в арм. т-р. В  1919-21  учился  в
театр. студии в Батуми. С  1930-  акт„р  Ленинаканского  т-ра.  Один  из
ведущих мастеров арм. т-ра. 3. утверждает своим творчеством  реа-листич.
направленность нац.  сценич.  иск-ва.  Детально  разрабатывая  характеры
персонажей,  он   выражает   сущность   этих   характеров.   3.   создал
разнообразные  сценич.   образы,   отличающиеся   конкретностью,   ярким
своеобразием, мягким юмором и в то же время остротой внешнего рисунка.

Страницы: «« « 913   914   915   916   917   918   919   920   921  922   923   924   925   926   927   928   929   930   931  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия