Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 » »» родственна, тождественна реализму. Не случайно в качестве предшественников натурализма 3. называет Мольера, Реньяра, Бомарше и Бальзака. Натурализм, в понимании 3., наследует лучшие традиции предшествующих эпох в развитии театр. иск-ва. Выступая в защиту создания "живых характеров", взятых в "типических положениях", 3. призывает использовать традиции драматургии Мольера, Корне-ля, Расина. Критически анализируя совр. ему франц. драматургию, 3. формулирует осн. принципы нату-ралистич. т-ра. Он требует сближения т-ра с жизнью, изучения человеческих проблем в формах самой реальности, призывает к созданию пьес, в к-рых вскрывалась бы взаимосвязь героя и среды, а вместо "марионеточных фигур" появлялись индивидуальные и живые, "научно исследованные" характеры. 3. считал, что необходим пересмотр всех компонентов т-ра - от иск-ва акт„ра до декорационного оформления. Осн. требование 3. к акт„ру: чтобы он "жил пьесой вместо того, чтобы играть е„". 3. беспощаден к напыщенному стилю игры, декламационности, неправдоподобию поз и жестов акт„ра, издавна утвердившихся на сцене и поддерживаемых рутин„рами. В качестве примера нового понимания задач иск-ва 3. приводит игру итал. акт„ра Т. Сальвини в роли Коррадо ("Гражданская смерть" Джакометти). Останавливаясь на вопросах оформления спектакля, он прослеживает историю развития декорац. иск-ва, выступает против абстрактных декораций франц. классицистского т-ра и против традиций шекспировской сцены, лиш„нной декораций. 3. считает необходимым заменить декорации, "не приносящие пользы драматическому действию" такими, к-рые с документ, правдивостью передают примеры "социальной среды во всей е„ сложности". Одновременно он предостерегает против "точнейшего копирования природы", упрощ„нно-нату-ралистич. использования декораций. Принцип "возможно больше приблизиться к жизни" был основополагающим в его высказываниях о роли театр. костюма и бутафории. Теория натуралистич. т-ра, разработанная 3., содержала в себе противоречия между реалистич. принципами воссоздания действительности (психологич. исследование современного человека) и эклектизмом в оценке прекрасного. Справедливо ополчаясь на романтиков за их отход от современности к изображению историч. событий, 3. полемически утверждал, что "поэзия - решительно всюду и во всем... у всякого факта, во всякое время есть своя поэтическая возвышенная сторона". Исходя из этого положения, 3. выдвигал в качестве одной из задач совр. т-ра - извлекать "возвышенную поэзию... из буржуа нашей эпохи", т. е., призывая поэтизировать буржуа конца 19 в. в духе "Отца Горио" и "Дельца" Бальзака, отдавал дань конформистским иллюзиям. Теоретич. взгляды и практика 3.- драматурга оказали огромное воздействие на творчество его современников и последователей - драматургов А. Бека, О. Мирбо, П. Алексиса во Франции, А. Стриндберга в Швеции, на акт„рское и режисс„рское иск-во А. Ан-туана. В 20 в. сатирич. тенденции, характерные для пьес "Наследники Рабурдена" и "Розовый бутон", развивают в своих произв. франц. комедиографы М. Паньоль, А. Салакру. Значит, роль в утверждении принципов реализма во франц. т-ре сыграли инсценировки, созданные В. Бю-знаком по романам и новеллам 3. при участии самого 3.: "Западня" (совм. с О. Гастино, 1879, т-р "Амбигю комик"), "Нана" (1881, там же), "Накипь" (1883, там же), "Чрево Парижа" (1887, "Т-р де Пари"), "Жак д'Амур" (1887, "Свободный т-р"), "Жерминаль" (1888, т-р "Шатле"), "Мечта" (1891, "Опера комик"), "Страница любви" (1893, т-р "Одеон"), "Земля" (1902, Т-р Антуана), "Проступок аббата Муре" (1907, "Одеон") и др. Место и значение драматургии 3. для нац. т-ра и драматургии определил А. Антуан: "Благодаря Золя мы завоевали свободу в театре, свободу постановки пьес с любыми сюжетами, на любую тему, свободу выводить на сцену народ, рабочих, солдат, крестьян - всю эту многоголосную и великолепную толпу". С о ч.: Les oeuvres completes, v. 1 -50, P., 1927-38; Le naturalisme au theatre, P., 1928; Nos auteurs dramatiques, P., 1928: в рус. пер.Натурализм в театре, Полное собр. соч., т. X, Киев, 1903; "Тереза Ракен", СПБ, 1891. Лит.: Б а р б ю с А., Золя, пер. с франц.,М.-Л., 1933; К о г а н П. С., Очерки по истории западно-европейского театра, М.-Л., 1934; Гвоздев А. А., Западно-европейский театр на рубеже 19 и 20 столетий, Л.-М., 1939; К л е-м а н М. К., Эмиль Золя, Л., 1934; Р е и з о в Б. Г., Вопросы эстетики Золя, в кн.: Ученые записки ЛГУ, ј 184. Серия филологич. наук. Л., 1955, вып. 22; Alexis P., Emile Zola. Notes d'un ami. P., 1882; В г u n e a u A., A l'ombre d'un grand cosur, P.,193 2; Antoine A., Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1922; Le В 1 о u d-Z о 1 a, D., Emile Zola raconte par sa fille, P., 1931; D ou с е t F., L'esthetique d'Emile Zola et son application a la critique, P., 1923; Martine P., Le naturalisme francaic, P., 1923. В. Бал. ЗОН, Борис Вульфович [р. 12(24).1.1898]- русский советский режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1934). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та и в Студии при Т-ре им. Комиссаржевской в Москве (педагоги: Ф. Ф. Комиссаржевский, В. Г. Сах-новский, И. Н. Певцов). Сце-нич. деятельность начал в 1917 как акт„р в Т-ре им. Комиссаржевской. 3.- один из осн. деятелей тюзовского движения. В 1921-35 рабо-" тал в Лентюзе, сначала как акт„р, позднее и как режисс„р. Пост.: "Том Сойер" по Твену (1924), "Дон Кихот" по Сервантесу (1926, инсценировка 3. к А. Я. Бруштейн), "Плоды просвещения" (1928), "Винтовка 492116" Крона (1930), "Клад" Шварца (1934). Вместе с Бруштейн писал пьесы для детского т-ра. В 1935-45 - директор и художественный руководитель ленинградского Нового театра юных зрителей. Поставил спектакли: "Музыкантская команда" Дэ-ля (1935), "Сказки Пушкина" (193 7, инсценировка 3.), "Борис Годунов" (1938), "Снежная королева" Шварца (1939). Работал также как режисс„р и в других драм. и муз. т-рах. Пост.: "Свадьба Фигаро" в Малом оперном театре (1935), Большом т-ре (1936), "Хождение по мукам" по А. Н. Толстому в Т-ре им. Ленсовета (1947). С 1923 вед„т педагогич. работу. С 1940 - профессор Ле-нпнгр. театр. ин-та (ныне Ин-т т-ра, музыки и кинематографии). Автор статей по т-ру. Лит.: Д p е Й д е н С., Режисс„р Октябрьского поколения, "Рабочий и театр", 1937, J 5; Бруштейн А., Борис Зон и Новый ТЮЗ, "TeaTps 1940, .ј 11. Л. Ю. ЗОННЕНТАЛЬ (Son-nenthal), Адольф фон (21. XII. 1834 -4. IV. 1909)-австрийский акт„р. В 1856 был принят в венский "Бургте-атр" Г. Лаубе, у к-рого прош„л школу сценич. иск-ва. 3. получил признание в 1863 после исполнения роли Уриэ-ля Акосты (о. п. Гуц-кова). В течение Страницы: «« « 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |