Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 912   913   914   915   916   917   918   919   920  921   922   923   924   925   926   927   928   929   930  » »»

родственна,   тождественна   реализму.   Не    случайно    в    качестве
предшественников натурализма 3. называет  Мольера,  Реньяра,  Бомарше  и
Бальзака.  Натурализм,  в  понимании  3.,  наследует   лучшие   традиции
предшествующих эпох в развитии театр. иск-ва. Выступая в защиту создания
"живых характеров",  взятых  в  "типических  положениях",  3.  призывает
использовать традиции драматургии Мольера, Корне-ля, Расина.  Критически
анализируя совр. ему франц. драматургию, 3.  формулирует  осн.  принципы
нату-ралистич. т-ра.  Он  требует  сближения  т-ра  с  жизнью,  изучения
человеческих проблем в формах самой  реальности,  призывает  к  созданию
пьес, в к-рых  вскрывалась  бы  взаимосвязь  героя  и  среды,  а  вместо
"марионеточных  фигур"  появлялись  индивидуальные  и   живые,   "научно
исследованные"  характеры.  3.  считал,  что  необходим  пересмотр  всех
компонентов т-ра - от иск-ва акт„ра до декорационного  оформления.  Осн.
требование 3. к акт„ру: чтобы он "жил пьесой вместо того,  чтобы  играть
е„".  3.  беспощаден  к  напыщенному   стилю   игры,   декламационности,
неправдоподобию поз и жестов акт„ра, издавна утвердившихся  на  сцене  и
поддерживаемых рутин„рами. В качестве  примера  нового  понимания  задач
иск-ва 3.  приводит  игру  итал.  акт„ра  Т.  Сальвини  в  роли  Коррадо
("Гражданская смерть" Джакометти). Останавливаясь на вопросах оформления
спектакля, он прослеживает историю развития декорац.  иск-ва,  выступает
против  абстрактных  декораций  франц.  классицистского  т-ра  и  против
традиций шекспировской сцены, лиш„нной декораций. 3. считает необходимым
заменить  декорации,  "не  приносящие  пользы  драматическому  действию"
такими, к-рые с  документ,  правдивостью  передают  примеры  "социальной
среды во всей  е„  сложности".  Одновременно  он  предостерегает  против
"точнейшего копирования природы", упрощ„нно-нату-ралистич. использования
декораций.  Принцип  "возможно  больше   приблизиться   к   жизни"   был
основополагающим в его высказываниях о роли театр. костюма и бутафории.
   Теория  натуралистич.  т-ра,  разработанная  3.,  содержала  в   себе
противоречия между реалистич.  принципами  воссоздания  действительности
(психологич. исследование современного человека) и эклектизмом в  оценке
прекрасного.  Справедливо  ополчаясь  на  романтиков  за  их  отход   от
современности к изображению историч. событий, 3. полемически  утверждал,
что "поэзия - решительно всюду и во всем... у всякого факта,  во  всякое
время есть  своя  поэтическая  возвышенная  сторона".  Исходя  из  этого
положения, 3. выдвигал в качестве одной из задач совр. т-ра -  извлекать
"возвышенную  поэзию...  из  буржуа  нашей  эпохи",  т.   е.,   призывая
поэтизировать буржуа  конца  19  в.  в  духе  "Отца  Горио"  и  "Дельца"
Бальзака, отдавал дань конформистским иллюзиям.
   Теоретич.  взгляды  и  практика  3.-  драматурга   оказали   огромное
воздействие  на  творчество  его  современников   и   последователей   -
драматургов А. Бека, О. Мирбо, П. Алексиса во Франции, А. Стриндберга  в
Швеции, на акт„рское и режисс„рское иск-во А. Ан-туана. В 20 в. сатирич.
тенденции,  характерные  для  пьес  "Наследники  Рабурдена"  и  "Розовый
бутон", развивают в своих произв. франц.  комедиографы  М.  Паньоль,  А.
Салакру.
   Значит, роль в утверждении принципов реализма во франц. т-ре  сыграли
инсценировки, созданные В.  Бю-знаком  по  романам  и  новеллам  3.  при
участии самого 3.: "Западня" (совм. с  О.  Гастино,  1879,  т-р  "Амбигю
комик"), "Нана" (1881, там же), "Накипь" (1883, там же), "Чрево  Парижа"
(1887, "Т-р де Пари"), "Жак д'Амур" (1887, "Свободный т-р"), "Жерминаль"
(1888, т-р "Шатле"), "Мечта" (1891,  "Опера  комик"),  "Страница  любви"
(1893, т-р "Одеон"), "Земля"  (1902,  Т-р  Антуана),  "Проступок  аббата
Муре" (1907, "Одеон") и др.
   Место и значение драматургии 3. для нац. т-ра и драматургии определил
А. Антуан: "Благодаря  Золя  мы  завоевали  свободу  в  театре,  свободу
постановки пьес с любыми сюжетами, на любую тему,  свободу  выводить  на
сцену народ,  рабочих,  солдат,  крестьян  -  всю  эту  многоголосную  и
великолепную толпу".
   С о ч.: Les oeuvres completes, v. 1 -50, P., 1927-38; Le  naturalisme
au theatre,  P.,  1928;  Nos  auteurs  dramatiques,  P.,  1928:  в  рус.
пер.Натурализм в театре, Полное собр. соч., т. X,  Киев,  1903;  "Тереза
Ракен", СПБ, 1891.
   Лит.: Б а р б ю с А., Золя, пер. с франц.,М.-Л., 1933;
   К о г а н П.  С.,  Очерки  по  истории  западно-европейского  театра,
М.-Л., 1934; Гвоздев А. А., Западно-европейский театр на рубеже 19 и  20
столетий, Л.-М., 1939; К л е-м а н М. К., Эмиль Золя, Л., 1934; Р е и  з
о в Б. Г., Вопросы эстетики Золя, в кн.:  Ученые  записки  ЛГУ,  ј  184.
Серия филологич. наук. Л., 1955, вып. 22; Alexis P., Emile  Zola.  Notes
d'un ami. P., 1882; В г u n e a u A., A l'ombre d'un grand cosur, P.,193
2; Antoine A., Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1922; Le В 1 о  u
d-Z о 1 a, D., Emile Zola raconte par sa fille, P., 1931; D ou с е t F.,
L'esthetique d'Emile Zola et son application a la  critique,  P.,  1923;
Martine P., Le naturalisme francaic, P., 1923. В. Бал.
   ЗОН, Борис Вульфович [р. 12(24).1.1898]- русский советский  режисс„р.
Засл. арт. РСФСР (1934). Чл.  Коммунистич.  партии  с  1944.  Учился  на
юридич. ф-те Моск. ун-та и в  Студии  при  Т-ре  им.  Комиссаржевской  в
Москве (педагоги: Ф.  Ф.  Комиссаржевский,  В.  Г.  Сах-новский,  И.  Н.
Певцов). Сце-нич. деятельность  начал  в  1917  как  акт„р  в  Т-ре  им.
Комиссаржевской. 3.-  один  из  осн.  деятелей  тюзовского  движения.  В
1921-35 рабо-" тал в Лентюзе, сначала как акт„р, позднее и как режисс„р.
Пост.: "Том Сойер" по Твену (1924), "Дон  Кихот"  по  Сервантесу  (1926,
инсценировка 3. к А. Я. Бруштейн), "Плоды просвещения" (1928), "Винтовка
492116" Крона (1930), "Клад" Шварца  (1934).  Вместе  с  Бруштейн  писал
пьесы  для  детского  т-ра.  В  1935-45  -  директор  и   художественный
руководитель  ленинградского  Нового  театра  юных  зрителей.   Поставил
спектакли: "Музыкантская команда" Дэ-ля (1935), "Сказки Пушкина" (193 7,
инсценировка 3.), "Борис  Годунов"  (1938),  "Снежная  королева"  Шварца
(1939). Работал также как режисс„р и в других драм. и муз. т-рах. Пост.:
"Свадьба Фигаро" в Малом оперном театре  (1935),  Большом  т-ре  (1936),
"Хождение по мукам" по А. Н. Толстому в Т-ре  им.  Ленсовета  (1947).  С
1923 вед„т педагогич. работу. С 1940 - профессор Ле-нпнгр. театр.  ин-та
(ныне Ин-т т-ра, музыки и кинематографии). Автор статей по т-ру.
   Лит.: Д p е Й д е н С., Режисс„р Октябрьского поколения,  "Рабочий  и
театр", 1937, J 5; Бруштейн А., Борис Зон и Новый ТЮЗ, "TeaTps 1940,  .ј
11. Л. Ю.
   ЗОННЕНТАЛЬ  (Son-nenthal),  Адольф  фон  (21.  XII.  1834   -4.   IV.
1909)-австрийский акт„р. В 1856 был принят  в  венский  "Бургте-атр"  Г.
Лаубе, у к-рого прош„л школу сценич. иск-ва. 3. получил признание в 1863
после исполнения  роли  Уриэ-ля  Акосты  (о.  п.  Гуц-кова).  В  течение

Страницы: «« « 912   913   914   915   916   917   918   919   920  921   922   923   924   925   926   927   928   929   930  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия