|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 » »» родственна, тождественна реализму. Не случайно в качестве
предшественников натурализма 3. называет Мольера, Реньяра, Бомарше и
Бальзака. Натурализм, в понимании 3., наследует лучшие традиции
предшествующих эпох в развитии театр. иск-ва. Выступая в защиту создания
"живых характеров", взятых в "типических положениях", 3. призывает
использовать традиции драматургии Мольера, Корне-ля, Расина. Критически
анализируя совр. ему франц. драматургию, 3. формулирует осн. принципы
нату-ралистич. т-ра. Он требует сближения т-ра с жизнью, изучения
человеческих проблем в формах самой реальности, призывает к созданию
пьес, в к-рых вскрывалась бы взаимосвязь героя и среды, а вместо
"марионеточных фигур" появлялись индивидуальные и живые, "научно
исследованные" характеры. 3. считал, что необходим пересмотр всех
компонентов т-ра - от иск-ва акт„ра до декорационного оформления. Осн.
требование 3. к акт„ру: чтобы он "жил пьесой вместо того, чтобы играть
е„". 3. беспощаден к напыщенному стилю игры, декламационности,
неправдоподобию поз и жестов акт„ра, издавна утвердившихся на сцене и
поддерживаемых рутин„рами. В качестве примера нового понимания задач
иск-ва 3. приводит игру итал. акт„ра Т. Сальвини в роли Коррадо
("Гражданская смерть" Джакометти). Останавливаясь на вопросах оформления
спектакля, он прослеживает историю развития декорац. иск-ва, выступает
против абстрактных декораций франц. классицистского т-ра и против
традиций шекспировской сцены, лиш„нной декораций. 3. считает необходимым
заменить декорации, "не приносящие пользы драматическому действию"
такими, к-рые с документ, правдивостью передают примеры "социальной
среды во всей е„ сложности". Одновременно он предостерегает против
"точнейшего копирования природы", упрощ„нно-нату-ралистич. использования
декораций. Принцип "возможно больше приблизиться к жизни" был
основополагающим в его высказываниях о роли театр. костюма и бутафории.
Теория натуралистич. т-ра, разработанная 3., содержала в себе
противоречия между реалистич. принципами воссоздания действительности
(психологич. исследование современного человека) и эклектизмом в оценке
прекрасного. Справедливо ополчаясь на романтиков за их отход от
современности к изображению историч. событий, 3. полемически утверждал,
что "поэзия - решительно всюду и во всем... у всякого факта, во всякое
время есть своя поэтическая возвышенная сторона". Исходя из этого
положения, 3. выдвигал в качестве одной из задач совр. т-ра - извлекать
"возвышенную поэзию... из буржуа нашей эпохи", т. е., призывая
поэтизировать буржуа конца 19 в. в духе "Отца Горио" и "Дельца"
Бальзака, отдавал дань конформистским иллюзиям.
Теоретич. взгляды и практика 3.- драматурга оказали огромное
воздействие на творчество его современников и последователей -
драматургов А. Бека, О. Мирбо, П. Алексиса во Франции, А. Стриндберга в
Швеции, на акт„рское и режисс„рское иск-во А. Ан-туана. В 20 в. сатирич.
тенденции, характерные для пьес "Наследники Рабурдена" и "Розовый
бутон", развивают в своих произв. франц. комедиографы М. Паньоль, А.
Салакру.
Значит, роль в утверждении принципов реализма во франц. т-ре сыграли
инсценировки, созданные В. Бю-знаком по романам и новеллам 3. при
участии самого 3.: "Западня" (совм. с О. Гастино, 1879, т-р "Амбигю
комик"), "Нана" (1881, там же), "Накипь" (1883, там же), "Чрево Парижа"
(1887, "Т-р де Пари"), "Жак д'Амур" (1887, "Свободный т-р"), "Жерминаль"
(1888, т-р "Шатле"), "Мечта" (1891, "Опера комик"), "Страница любви"
(1893, т-р "Одеон"), "Земля" (1902, Т-р Антуана), "Проступок аббата
Муре" (1907, "Одеон") и др.
Место и значение драматургии 3. для нац. т-ра и драматургии определил
А. Антуан: "Благодаря Золя мы завоевали свободу в театре, свободу
постановки пьес с любыми сюжетами, на любую тему, свободу выводить на
сцену народ, рабочих, солдат, крестьян - всю эту многоголосную и
великолепную толпу".
С о ч.: Les oeuvres completes, v. 1 -50, P., 1927-38; Le naturalisme
au theatre, P., 1928; Nos auteurs dramatiques, P., 1928: в рус.
пер.Натурализм в театре, Полное собр. соч., т. X, Киев, 1903; "Тереза
Ракен", СПБ, 1891.
Лит.: Б а р б ю с А., Золя, пер. с франц.,М.-Л., 1933;
К о г а н П. С., Очерки по истории западно-европейского театра,
М.-Л., 1934; Гвоздев А. А., Западно-европейский театр на рубеже 19 и 20
столетий, Л.-М., 1939; К л е-м а н М. К., Эмиль Золя, Л., 1934; Р е и з
о в Б. Г., Вопросы эстетики Золя, в кн.: Ученые записки ЛГУ, ј 184.
Серия филологич. наук. Л., 1955, вып. 22; Alexis P., Emile Zola. Notes
d'un ami. P., 1882; В г u n e a u A., A l'ombre d'un grand cosur, P.,193
2; Antoine A., Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1922; Le В 1 о u
d-Z о 1 a, D., Emile Zola raconte par sa fille, P., 1931; D ou с е t F.,
L'esthetique d'Emile Zola et son application a la critique, P., 1923;
Martine P., Le naturalisme francaic, P., 1923. В. Бал.
ЗОН, Борис Вульфович [р. 12(24).1.1898]- русский советский режисс„р.
Засл. арт. РСФСР (1934). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Учился на
юридич. ф-те Моск. ун-та и в Студии при Т-ре им. Комиссаржевской в
Москве (педагоги: Ф. Ф. Комиссаржевский, В. Г. Сах-новский, И. Н.
Певцов). Сце-нич. деятельность начал в 1917 как акт„р в Т-ре им.
Комиссаржевской. 3.- один из осн. деятелей тюзовского движения. В
1921-35 рабо-" тал в Лентюзе, сначала как акт„р, позднее и как режисс„р.
Пост.: "Том Сойер" по Твену (1924), "Дон Кихот" по Сервантесу (1926,
инсценировка 3. к А. Я. Бруштейн), "Плоды просвещения" (1928), "Винтовка
492116" Крона (1930), "Клад" Шварца (1934). Вместе с Бруштейн писал
пьесы для детского т-ра. В 1935-45 - директор и художественный
руководитель ленинградского Нового театра юных зрителей. Поставил
спектакли: "Музыкантская команда" Дэ-ля (1935), "Сказки Пушкина" (193 7,
инсценировка 3.), "Борис Годунов" (1938), "Снежная королева" Шварца
(1939). Работал также как режисс„р и в других драм. и муз. т-рах. Пост.:
"Свадьба Фигаро" в Малом оперном театре (1935), Большом т-ре (1936),
"Хождение по мукам" по А. Н. Толстому в Т-ре им. Ленсовета (1947). С
1923 вед„т педагогич. работу. С 1940 - профессор Ле-нпнгр. театр. ин-та
(ныне Ин-т т-ра, музыки и кинематографии). Автор статей по т-ру.
Лит.: Д p е Й д е н С., Режисс„р Октябрьского поколения, "Рабочий и
театр", 1937, J 5; Бруштейн А., Борис Зон и Новый ТЮЗ, "TeaTps 1940, .ј
11. Л. Ю.
ЗОННЕНТАЛЬ (Son-nenthal), Адольф фон (21. XII. 1834 -4. IV.
1909)-австрийский акт„р. В 1856 был принят в венский "Бургте-атр" Г.
Лаубе, у к-рого прош„л школу сценич. иск-ва. 3. получил признание в 1863
после исполнения роли Уриэ-ля Акосты (о. п. Гуц-кова). В течение
Страницы: «« « 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |