Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 920   921   922   923   924   925   926   927   928  929   930   931   932   933   934   935   936   937   938  » »»

   Др. роли: Сват Соловейчик ("200 ООО" Шолом Алейхема,  1923),  Нафтоли
Гоз ("Суд ид„т" Добрушина,  1929),  водовоз  Мендель  ("Земля"  Маркиша,
1930), доктор Бобрицкий ("Мера строгости" Бергельсона, 1933),  большевик
Станислав Бро-новский ("Четыре дня" Даниэля, 1931). 3. снимался в кино.
   Лит.: Добру шин И. М., В. Зускин, М., 1939;
   Гурштейн А. К., Об искусстве Зускина, "Альманах "Советиш"", М., 1935,
ј 2 (на евр. яз.). ?, 3.
   ЗТЕРМЕЙСТЕР (Sutermeister), Генрих (p.l2.VIII.  1910)  -  швейцарский
композитор. В юности изучал филологию в ун-тах Базеля и  Парижа.  Музыке
обучался в Мюнхенской муз. академии у В.  Курвуазье,  К.  Орфа.  Работал
пианистом-репетитором в Муниципальном т-ре в Берне, с 1943 посвятил себя
композиции. В раннем творчестве 3. заметно влияние К. Дебюсси, Д.  Мийо,
А. Онеггера. Под воздействием музыки Верди позднего периода  3.  созда„т
(гл. обр. на собств. либретто) оперы: "Ромео и Джульетта" (по  Шекспиру,
1940,  Гос.  опера,  Дрезден),  "Волшебный  остров"  (на  сюжет   "Бури"
Шекспира, 1942, там  же),  "Ниоба"  (1946,  Цюрих),  "Раскольников"  (по
роману Достоевского "Преступление и наказание", 1948, Королевская опера,
Стокгольм), "Красный сапог" (по сказке Хауфа,
   1951, там же). Оперы  3.  отличаются  мелодичностью,  изобретательной
оркестровкой.
   3. принадлежат также комич. оперы: "Рыжий Титус" (по пьесе "Талисман"
Нестроя, 1958, Базель), "Серафина, или Немая аптекарша" (на сюжет Рабле,
1960, Мюнхен), балет "Деревня под ледником" (1937, Карлсруэ) и др. соч.
   ЗХБА,  Минадора  Ивановна  [6  (19).  XI.  1909]-абхазская  советская
актриса. Нар. арт. Груз. ССР  (1958).  С  1935-актриса  Абхазского  т-ра
(Сухуми). В 1939 закончила студию при Т-ре  им.  Руставели,  ученица  А.
Хо-равыиА. Васадзе. Актриса большого сценич. обаяния, обладающая высокой
выразительностью  жеста,  мимики,  интонации,   3.   созда„т   правдивые
колоритные образы.
   Роли:   Ханума   (о.   п.   Цагарели,   1945),    Зейнаб    ("Измена"
Сумбатова-Южина, 1955), Софья ("Последние", 1954), Эсма ("Ч„рные  гости"
Г. Гулиа, 1955), Шесья ("Данакай" Лакербая, 1956). Трагедийное дарование
3. раскрылось наиболее полно в исполнении роли Медеи  (о.  п.  Еврипида,
1959).3. созда„т также и остросатирич. образы -  пустая,  нелепая  Уаква
("Мышь в амбаре" Джонуа и Хуа-тландзия, 1958). Tf. Л.
   ЗЮВАНОВ, Михаил Акимович [р.24.П(9.Ш). 1906] - белорусский  советский
артист оперы (бас). Нар.  арт.  БССР  (1954).  В  1951  окончил  Минскую
консерваторию. Впервые выступил на оперной сцене в Баку в  1938.  Пел  в
различных оперных т-рах страны. В 1949-62  3.  -  солист  Белорус.  т-ра
оперы и балета.
   Партии: Данила, Анищук ("Девушка  из  Полесья",  "Ми-хась  Подгорный"
Тикоцкого), Якуб ("Маринка" Пукста),  Сусанин,  Мельник,  Гмин,  Кончак;
Кецал ("Проданная невеста") и др.
   Лит.: Жураул„У Д., Шлях акп„ра [М.  Я.  Зюва-нау],  в  сб.:  "Майстры
беларускай сцэны", М?нск, 1960. ?p, С.
   ЗЮСМАЙР, Зюсмайер (Su?mayr, Sussmayer), Франц Ксавер (176617.IX.1806)
- австрийский композитор  и  дириж„р.  Ученик  Сальери,  ученик  и  друг
Моцарта. С 1792 3.- капельмейстер Национального т-ра, с  1794-композитор
и капельмейстер "Кернтнертортеатра" в Вене. Автор  многих  опер,  в  том
числе "Моисей" (1792, Т-р Шиканедера, Вена),  "Зеркало  Аркадии"  (1794,
там   же),   Длагород-ная   месть"   Ид]Яг   и   Земи-да"   (обе   1795,
"Кернтнер-тортеатр"),  "Добровольцы"   (1796,   там   же),   "Шарлатан",
"Сулейман II" (обе 1799, там же).  3.  дополнил  оперу  Гретри  "Двойное
испытание"  (пост.  под  назв.'  "Двойная   признательность"   в   1796,
"Керн-тнертортеатр", под упр. 3.), написал речитативы  к  опере  Моцарта
"Милосердие Тита" (для пост. в Праге, 1796) и закончил его "Реквием".
   Лит.: S i e v e r s G. L. Р.,  Mozart  und  Sussmayer,  Mainz,  1829;
Lehner W., F. X.  Sussmayer  als  Opernkomponist,  в  кн.:  Studien  zur
Musikwissenschaft, v.18, В., 1931.
   ИБАНЬЕС (Ibanez), Мария Игнасия (июль 1745- 22.IV.1771)  -  испанская
актриса. Начала артистич. деятельность в провинциальной т.руппе. В  1768
вступила в труппу М. Идальго, работавшую в т-ре "Де ла Крус" (Мадрид)  в
качестве второй актрисы. В  1769  перешла  в  т-р  "Принсипе",  занимала
положение первой актрисы в труппе X. Понсе,  с  успехом  исполняла  роли
влюбл„нных.  С  изяществом  и  мягкостью  играла  гл.  роль  в  трагедии
"Ормесинда" Моратина, роль графини ("Дон Санчо Гарсия, граф Кастильский"
Кадальсо).
   Лит.' Diaz de Escovar N., Siluetas escenicas del pasado, Madrid,  [s.
a.], c. 75-81.
   ИБАТУЛЛИН,   Ринат   l2(15).VI.1907-15.VIII.   1950]   -    советский
театральный художник. По нац. татарин.  В  1933-35  И.  учился  в  Моск.
художеств. ин-те им. Сурикова. В 1935-37 работал художником в Башк. т-ре
(Уфа). В 1937-46-в Магнитогорском т-ре, оформил там спектакли: "Горе  от
ума", "На дне", "Варвары", "Мещане", "Собака на сене", "Тар-тюф", "Ромео
и Джульетта", "В степях Украины", "Человек с ружь„м".  И.  вн„с  значит,
вклад в развитие нац. татарского иск-ва. В Т-ре имСамала  (Казань),  где
он работал в 1946-50, И. оЩрмил спектакли:
   "За тех, кто в море!" (1946), "Песня жизни" Амира (1947), "Пугач„в  в
Казани" Файзи (1948), "Слуга двух господ" (1948), "Без  вины  виноватые"
(1949), "Дочь бакенщика" по повести Г. Губая (1950).  Лучшие  работы  И.
отмечены хорошим вкусом и  яркой  фантазией.  Он  выразительно  переда„т
характерные черты эпохи, в к-рой происходит  действие  пьесы,  сохраняет
жанровые особенности драматургич. материала. X. К.
   ИБЕР  (Ibert),  Жак  (15.VIII.1890-6.П.1962)-французский  композитор.
Член Ин-та Франции (с 1956).  В  1910-14  обучался  музыке  в  Парижской
консерватории у А. Жедальжа и Г. Форе, позже - у П.  Ви-даля,  продолжал
занятия композицией в Риме, в Академии Франции (вилла Медичи) (1920-22),
директором к-рой он впоследствии становится (1937-55). Следовал гл. обр.
творч. принципам неоклассицизма. К импрессионистам И. близок стремлением
к  колоритной  оркестровке  и  изобретательным  гармониям.  Автор  опер:
"Анжелика" (1927, т-р "Фомина", Париж), "Персей и Андромеда" (1929,  т-р
"Гранд-Опера"), "Король из Ивето" (1930, т-р "Опера  комик"),  "Гонзага"
(1935, Монте-Карло), "Орл„нок" по Ростану (совм. с А. Онег-гером,  1937,
там  же)  и  др.;  балетов  "Встречи"   (пост.   В.   Нижинским,   1925,
"Гранд-Опера"), "Диана де Пуатье" (пост. И. Рубинштейном, 1934, там же),
"Странствующий рыцарь" по "Дон Кихоту" Сервантеса (1950, там же) и  др.;
музыки  к  спектаклям:  "Самосский  садовник"  Вильдрака   (1931,   "Т-р
Елисейских полей", Париж),  "14-е  июля"  Роллана  (1936,  т-р  "Одеон",
Париж), "Антоний и Клеопатра" по Шекспиру  и  Жиду  (1945,  т-р  "Комеди
Франсез", Париж), фильмам, в т. ч. "Дон Кихот" (1932) и "Макбет" (1949),

Страницы: «« « 920   921   922   923   924   925   926   927   928  929   930   931   932   933   934   935   936   937   938  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия