Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 915   916   917   918   919   920   921   922   923  924   925   926   927   928   929   930   931   932   933  » »»

выступая в опереттах "цыганского жанра". 3. обладала  красивым  голосом,
страстной и выразительной манерой пения. Лучшие роли 3.: Перикола (о. п.
Оффенбаха), Стеша ("Цыганские песни в лицах") и др.
   ЗОРИЧ,  Зинаида  Николаевна  [р.  2(14).IV.1892]-  русская  советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1912 дебютировала на сцене т-ра  Нар.
дома попечительства  трезвости  (Петербург).  Роли:  Лидия  Че-боксарова
("Бешеные деньги"), Мелисанда ("Принцесса Гр„за" Ростана). С 1914 играла
в Казанском т-ре, в Самаре, Саратове, Киеве, Одессе,  Нижнем  Новгороде,
Ростове-на-Дону и др. городах. Образы Кручининой, Анны Карениной, Любови
Яровой;
   Софьи ("Последние" Горького), Комиссара ("Оптимистическая трагедия"),
созданные 3., отличались силой  и  глубиной  чувств.  Жизнерадостностью,
юмором  было  проникнуто  исполнение  3.  ролей   Катарины   ("Укрощение
строптивой"), Мирандолины; Глафиры ("Волки и овцы"). С  1944  -  актриса
Московского драматич. т-ра (леди Хилкрист - "М„ртвая хватка" Голсуорси).
Вед„т режисс„рскую и педагогическую работу. Е. Ген.
   ЗбРИЧ (наст. фам.- Чернобривец), Стефания Петровна  (1893-17.11.1954)
-русская советская артистка оперы (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1937).  С
1908 была хористкой Кременчугской  укр.  труппы  Колесниченко,  с  к-рой
выступала в городах Украины,  в  Воронеже,  Туле  под  сценич.  фамилией
Зирка. С 1914 - солистка укр. труппы Д. А. Гайдамаки, работавшей  в  эти
годы в Москве. Здесь училась у С.  Н.  Ле-вицкой-Амфитеатровой.  В  1918
поступила в студию В. М. Зарудной и М. М. Ипполитова-Иванова  при  Моск.
консерватории. В 1919 пела в оперной труппе б. Сергиевского нар. дома. С
1920 3.- солистка Большого т-ра Союза ССР. За 20 лет  работы  в  Большом
т-ре спела  основные  партии  лирич.  и  лирико-колоратур-ного  сопрано:
Татьяна;  Мария  ("Мазепа"),  Лиза,  Тамара,   Тоска,   Мими,   Микаэла,
Чио-Чио-сан; Триль-би (о. п. Юрасовского)  и  др.  Созданные  3.  образы
отмечены  большим  лирическим  дарованием,  искренностью   и   простотой
вокального исполнения.
   Лит.: Шавердян А. И., Большой театр Союза ССР, М., 1952. А. Ив.
   ЗбРМА (Sorma), Агнсс (наст фам.- 3 а р е м б а;
   17.V.1865-10.II.1927) - немецкая актриса. С 14 лет  начала  выступать
на сцене, играла в т-рах Бреславля (ныне Вроцлав), Веймара. В 1883  была
приглашена в только что  организованный  Немецкий  т-р  в  Берлине,  где
работала до 1890. В первые годы она  играла  роли  наивных,  шаловливых,
кокетливых девушек, впоследствии - драматич. героинь:
   Кетхен ("Кетхен из Хейльбронна" Клейста), Кор-делия  ("Король  Лир"),
Офелия; Джульетта ("Ромео и
   Джульетта"),  Порция  ("Венецианский  купец"),  Минна   ("Минна   фон
Барнхельм" Лессинга) и др. В 1899- 1902 гастролировала в "Лессинг-т-ре".
3.  обладала  красивым,  выразительным  голосом.  С  большим  искусством
актриса передавала благородство  чувств,  лиризм  и  нежность  тончайших
движений  женской  души.  В  пьесах  Ибсена,  Зудермана,  Гауптмана   3.
показывала стремление женщин бурж. общества к  духовной  и  материальной
независимости. В 1890-94 3. играла в Берлинском т-ре (рук. Барнай),  где
исполнила роль Дездемоны. С успехом играла роль Норы (впервые  выступила
в  этой  роли  на  гастролях  в  Петербурге).  Ибсен  считал  3.  лучшей
исполнительницей роли Норы. Сочувствуя прогрессивным  устремлениям  нем.
интеллигенции, 3. в 1889  участвовала  в  первом  спектакле  "Свободного
т-ра" - роль Регины ("Привидения", впоследствии в др. т-рах  играла  фру
Альвинг). В 1894 - 3. вновь в  Немецком  т-ре,  где  наряду  с  класспч.
пьесами она выступала в пьесах Гауптмана; была  первой  исполнительницей
роли  Раутенделейн  в  "Потонувшем  колоколе".  Реалистич.   иск-во   3.
противостояло декадентским тенденциям в нем. театр. иск-ве  конца  19  -
нач. 20 вв. В нач. 1-й мировой войны была сестрой милосердия,  выступала
на фронте в концертах. Затем уехала  в  США.  И.  Н.  Лит.:  Barnav  L.,
Erinnerungen, 2. Aufl., В., 1954.
   ЗОТОВ, Василий  Сергеевич  [30.1(11.II).1882-4.VI.  1932]  -  русский
советский акт„р и режисс„р. Засл. арт.  Республики  (1926).  Выступал  в
любительских спектаклях. Проф.  сценич.  деятельность  начал  в  1902  в
Рижском  т-ре;  играл  в  пьесах  Горького:  П„тр,  Васька  Пепел,  Влас
("Мещане",  "На  дне",  "Дачники"),  Работал   с   режисс„рами   К.   А.
Мард-жановым, Г. В. Гловацким. С 1905 играл  в  Вильно,  Но-вочеркасске,
Самаре, Нижнем Новгороде, Ташкенте и др.городах. С 1910 занимался  также
режиссурой. В 1912-15 был акт„ром и режисс„ром,  в  1919-24-  художеств.
руководителем Казанского т-ра. В 1924-25 работал в Одессе, в 1926-30 - в
Астрахани. Выдающийся акт„р и режисс„р,  3.  обладал  большим  обаянием,
бурным,  захватывающим  темпераментом,   сценич.   культурой,   достигал
высокого мастерства перевоплощения.  Его  работы  отмечены  психоло-гич.
глубиной, тонкостью сценич. рисунка. С 1919 'в„л педагогич. работу.
   Роли: Иоганнес ("Одинокие" Гауптмана), Бранд (о. п.  Ибсена),  Карено
("У врат царства" Гамсуна), Протасов ("Живой  труп",  пост.  3.),  Тихон
("Гроза"), Савва (о. п. Андреева, пост. 3.), профессор Бородин ("Страх")
и др. В.З.-Б.
   ЗОТОВ, Рафаил Михайлович [1796-17(29).IX. 1871 ] - русский драматург,
писатель,  театральный   критик.   Служил   секретар„м   при   директоре
императорских т-ров А. Л.  Нарышкине.  С  1818  заведовал  в  Петербурге
репертуаром немецкой, а в 1826-36 -  рус.  драм.  труппы.  Представитель
реакц. направления в  лит-ре  и  т-ре,  3.  писал  слабые  в  художеств.
отношении  пьесы,   пропагандирующие   верноподданнические   чувства   и
сусальную добродетель. Сочинил и перев„л  (начиная  с  1814)  более  100
пьес, широко ставившихся на сцене. Среди них - комедии ("Ревнивая жена",
1816, и др.). мелодрамы  ("Разбойник  богемских  лесов",  1830,  "Проезд
вице-губернатора", 1838), водевили и т. н. историч.  драмы,  исполненные
трескучей риторики, ходульности и пошлости, чуждые подлинного  историзма
в воспроизведении эпохи и характеров ("Юность Иоанна III, или  Нашествие
Тамерлана на Россию", СПБ,
   1823, и др.). Против драматургии 3. и его ближайших соратников  -  Н.
В. Кукольника, П. Г. Ободовского и др.,  резко  выступала  прогрессивная
критика во главе с В. Г. Белинским.
   На  протяжении  многих  лет  3.  печатал  в  "Северном  наблюдателе",
"Северной пчеле", "Репертуаре рус. т-ра" и др.  изданиях  театр.-критич.
статьи, обзоры, очерки об  отдельных  акт„рах.  Боролся  против  крнтпч.
направления в т-ре, против "натуральной школы",  возглавляемой  Гоголем.
Попытки правдиво  показать  жизнь  простого  народа  представлялись  ему
лишенными  "благопристойности".  Противопоставляя   принципам   реализма
плоско-утилитарный взгляд на т-р, рассматривая его как  орган,  служащий
интересам правительства, 3. сводил его задачи к созданию нравоучительных
"образцов" и тем самым отрывал сцену  от  реальной  жизни.  3.  является

Страницы: «« « 915   916   917   918   919   920   921   922   923  924   925   926   927   928   929   930   931   932   933  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия