|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 » »» выступая в опереттах "цыганского жанра". 3. обладала красивым голосом,
страстной и выразительной манерой пения. Лучшие роли 3.: Перикола (о. п.
Оффенбаха), Стеша ("Цыганские песни в лицах") и др.
ЗОРИЧ, Зинаида Николаевна [р. 2(14).IV.1892]- русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1912 дебютировала на сцене т-ра Нар.
дома попечительства трезвости (Петербург). Роли: Лидия Че-боксарова
("Бешеные деньги"), Мелисанда ("Принцесса Гр„за" Ростана). С 1914 играла
в Казанском т-ре, в Самаре, Саратове, Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде,
Ростове-на-Дону и др. городах. Образы Кручининой, Анны Карениной, Любови
Яровой;
Софьи ("Последние" Горького), Комиссара ("Оптимистическая трагедия"),
созданные 3., отличались силой и глубиной чувств. Жизнерадостностью,
юмором было проникнуто исполнение 3. ролей Катарины ("Укрощение
строптивой"), Мирандолины; Глафиры ("Волки и овцы"). С 1944 - актриса
Московского драматич. т-ра (леди Хилкрист - "М„ртвая хватка" Голсуорси).
Вед„т режисс„рскую и педагогическую работу. Е. Ген.
ЗбРИЧ (наст. фам.- Чернобривец), Стефания Петровна (1893-17.11.1954)
-русская советская артистка оперы (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1937). С
1908 была хористкой Кременчугской укр. труппы Колесниченко, с к-рой
выступала в городах Украины, в Воронеже, Туле под сценич. фамилией
Зирка. С 1914 - солистка укр. труппы Д. А. Гайдамаки, работавшей в эти
годы в Москве. Здесь училась у С. Н. Ле-вицкой-Амфитеатровой. В 1918
поступила в студию В. М. Зарудной и М. М. Ипполитова-Иванова при Моск.
консерватории. В 1919 пела в оперной труппе б. Сергиевского нар. дома. С
1920 3.- солистка Большого т-ра Союза ССР. За 20 лет работы в Большом
т-ре спела основные партии лирич. и лирико-колоратур-ного сопрано:
Татьяна; Мария ("Мазепа"), Лиза, Тамара, Тоска, Мими, Микаэла,
Чио-Чио-сан; Триль-би (о. п. Юрасовского) и др. Созданные 3. образы
отмечены большим лирическим дарованием, искренностью и простотой
вокального исполнения.
Лит.: Шавердян А. И., Большой театр Союза ССР, М., 1952. А. Ив.
ЗбРМА (Sorma), Агнсс (наст фам.- 3 а р е м б а;
17.V.1865-10.II.1927) - немецкая актриса. С 14 лет начала выступать
на сцене, играла в т-рах Бреславля (ныне Вроцлав), Веймара. В 1883 была
приглашена в только что организованный Немецкий т-р в Берлине, где
работала до 1890. В первые годы она играла роли наивных, шаловливых,
кокетливых девушек, впоследствии - драматич. героинь:
Кетхен ("Кетхен из Хейльбронна" Клейста), Кор-делия ("Король Лир"),
Офелия; Джульетта ("Ромео и
Джульетта"), Порция ("Венецианский купец"), Минна ("Минна фон
Барнхельм" Лессинга) и др. В 1899- 1902 гастролировала в "Лессинг-т-ре".
3. обладала красивым, выразительным голосом. С большим искусством
актриса передавала благородство чувств, лиризм и нежность тончайших
движений женской души. В пьесах Ибсена, Зудермана, Гауптмана 3.
показывала стремление женщин бурж. общества к духовной и материальной
независимости. В 1890-94 3. играла в Берлинском т-ре (рук. Барнай), где
исполнила роль Дездемоны. С успехом играла роль Норы (впервые выступила
в этой роли на гастролях в Петербурге). Ибсен считал 3. лучшей
исполнительницей роли Норы. Сочувствуя прогрессивным устремлениям нем.
интеллигенции, 3. в 1889 участвовала в первом спектакле "Свободного
т-ра" - роль Регины ("Привидения", впоследствии в др. т-рах играла фру
Альвинг). В 1894 - 3. вновь в Немецком т-ре, где наряду с класспч.
пьесами она выступала в пьесах Гауптмана; была первой исполнительницей
роли Раутенделейн в "Потонувшем колоколе". Реалистич. иск-во 3.
противостояло декадентским тенденциям в нем. театр. иск-ве конца 19 -
нач. 20 вв. В нач. 1-й мировой войны была сестрой милосердия, выступала
на фронте в концертах. Затем уехала в США. И. Н. Лит.: Barnav L.,
Erinnerungen, 2. Aufl., В., 1954.
ЗОТОВ, Василий Сергеевич [30.1(11.II).1882-4.VI. 1932] - русский
советский акт„р и режисс„р. Засл. арт. Республики (1926). Выступал в
любительских спектаклях. Проф. сценич. деятельность начал в 1902 в
Рижском т-ре; играл в пьесах Горького: П„тр, Васька Пепел, Влас
("Мещане", "На дне", "Дачники"), Работал с режисс„рами К. А.
Мард-жановым, Г. В. Гловацким. С 1905 играл в Вильно, Но-вочеркасске,
Самаре, Нижнем Новгороде, Ташкенте и др.городах. С 1910 занимался также
режиссурой. В 1912-15 был акт„ром и режисс„ром, в 1919-24- художеств.
руководителем Казанского т-ра. В 1924-25 работал в Одессе, в 1926-30 - в
Астрахани. Выдающийся акт„р и режисс„р, 3. обладал большим обаянием,
бурным, захватывающим темпераментом, сценич. культурой, достигал
высокого мастерства перевоплощения. Его работы отмечены психоло-гич.
глубиной, тонкостью сценич. рисунка. С 1919 'в„л педагогич. работу.
Роли: Иоганнес ("Одинокие" Гауптмана), Бранд (о. п. Ибсена), Карено
("У врат царства" Гамсуна), Протасов ("Живой труп", пост. 3.), Тихон
("Гроза"), Савва (о. п. Андреева, пост. 3.), профессор Бородин ("Страх")
и др. В.З.-Б.
ЗОТОВ, Рафаил Михайлович [1796-17(29).IX. 1871 ] - русский драматург,
писатель, театральный критик. Служил секретар„м при директоре
императорских т-ров А. Л. Нарышкине. С 1818 заведовал в Петербурге
репертуаром немецкой, а в 1826-36 - рус. драм. труппы. Представитель
реакц. направления в лит-ре и т-ре, 3. писал слабые в художеств.
отношении пьесы, пропагандирующие верноподданнические чувства и
сусальную добродетель. Сочинил и перев„л (начиная с 1814) более 100
пьес, широко ставившихся на сцене. Среди них - комедии ("Ревнивая жена",
1816, и др.). мелодрамы ("Разбойник богемских лесов", 1830, "Проезд
вице-губернатора", 1838), водевили и т. н. историч. драмы, исполненные
трескучей риторики, ходульности и пошлости, чуждые подлинного историзма
в воспроизведении эпохи и характеров ("Юность Иоанна III, или Нашествие
Тамерлана на Россию", СПБ,
1823, и др.). Против драматургии 3. и его ближайших соратников - Н.
В. Кукольника, П. Г. Ободовского и др., резко выступала прогрессивная
критика во главе с В. Г. Белинским.
На протяжении многих лет 3. печатал в "Северном наблюдателе",
"Северной пчеле", "Репертуаре рус. т-ра" и др. изданиях театр.-критич.
статьи, обзоры, очерки об отдельных акт„рах. Боролся против крнтпч.
направления в т-ре, против "натуральной школы", возглавляемой Гоголем.
Попытки правдиво показать жизнь простого народа представлялись ему
лишенными "благопристойности". Противопоставляя принципам реализма
плоско-утилитарный взгляд на т-р, рассматривая его как орган, служащий
интересам правительства, 3. сводил его задачи к созданию нравоучительных
"образцов" и тем самым отрывал сцену от реальной жизни. 3. является
Страницы: «« « 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |