Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 922   923   924   925   926   927   928   929   930  931   932   933   934   935   936   937   938   939   940  » »»

философско-симво-лич.   воплощение   буржуазного   индивидуума   с   его
беспринципностью, приспособляемостью, эгоцентризмом.  Являясь  антиподом
Бранда, Пер Гюнт в то же время  родствен  ему  своим  гипертрофированным
индивидуализмом. Многообразие идейных и эстетич. задач,  решаемых  И.  в
"Пер Гюнте", предопределило многоплановость композиции  поэмы,  сложное,
но гармоничное  переплетение  гротеска,  социальной  сатиры  .и  лирики,
элементов реалистического  и  фантастического.  Окончательно  порывая  с
романтич. тенденциями, И. не отказывается от использования нар. поэзии и
сказок.
   В 70-е гг. в творчестве И. критика идеологии и практики капиталистич.
общества становится вс„ более последовательной и гневной. И. восхищается
рус. революц.-демократич. движением: "Россия-одна из  немногих\стран  на
земле, где люди еще любят  свободу  и  приносят  ей  жертвы.  Поэтому-то
страна и стоит так высоко в поэзии и искусстве" (цит. по кн.: Адмони В.,
Генрик Ибсен, 1956, с.  157).  Однако,  как  и  в  60-е  гг.,  понимание
несостоятельности и антигуманности капиталистич.  обществ  енно-политич.
системы не перерастало  у  И.  в  осознание  необходимости  пролетарской
революции:  позитивная  программа  драматурга  сводилась  к  отвлеч„нным
требованиям "всемирного потопа", "революции духа",  уничтожения  всякого
гос-ва. В своих следующих пьесах, написанных в жанре психологич.  драмы,
И. переходит от изображения широкой картины действительности  к  анализу
отдельных явлений совр. жизни.  Он  стремится  показать  контраст  между
благополучной видимостью и внутренней деградацией бурж. мира. И.  создал
новый  тип  аналитич.  драмы,  в  к-рой  особое   значение   приобретают
предыстория  персонажей,  скрытые,  внутренние  причины  их   поступков,
лаконичные  и  существенные  для  композиции   пьесы   бытовые   детали.
Действенное начало пьесы  заключается  не  столько  в  развитии  сюжета,
сколько в духовной борьбе персонажей. Новаторское содержание реализма И.
с  особой  силой  проявляется  в  ч„тком,  интеллектуально   насыщенном,
тщательно мотивированном диалоге, обладающем глубоким подтекстом.  Драмы
И. "...рисуют нам  хотя  маленький  и  среднебуржуазный,  но  совершенно
несоизмеримый с  немецким  мир  -  мир,  в  котором  люди  еще  обладают
характером и инициативой и  действуют,  хотя  зачастую  с  точки  зрения
иноземных понятий довольно странно,  но  самостоятельно"  (ЭнгельсФ.,  в
кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953,  с.  420).  Бунт  героев
против бурж. среды всегда связан с активным утверждением прав  свободной
и цельной личности, но никогда не приводит их  к  пониманию  гл.  причин
трагич. положения, к-рое они стремятся преодолеть.  В  сатирич.  комедии
"Союз молод„жи" (1869, Христианийский т-р), в драмах  "Столпы  общества"
(1877,  там  же),  "Враг  народа"  (1882,  там  же  -  1883)  социальная
проблематика получила выражение в критич. изображении порочных экономич.
и политич. основ общества. Но чаще И.  приходит  к  подобной  постановке
вопроса,  к  острым  социально-критич.  выводам,   разрабатывая   сугубо
нравственные  психологич.  темы.  В   пьесе   "Кукольный   дом"   (1879,
Королевский т-р в Копенгагене)  тема  освобождения  личности,  обличение
ханжества бурж. семейных отношений перерастают  в  обобщ„нное  обвинение
бесчеловечности обществ, устройства. В "Привидениях"  (1881,  труппа  И.
Весселя, Чикаго- 1882) трагедия фру Альвинг и е„ сына  раскрывается  как
следствие общего распада бурж. семьи, морали,  религии,  их  лицемерной,
компромиссной сущности.
   В 80-90-х  гг.  в  драматургич.  методе  И.  происходят  существенные
изменения. Тончайший психологич. анализ, реалистич. обрисовку характеров
и среды И. органично сочетает с разработанной  им  в  "Бран-де"  и  "Пер
Гюнте" системой символов, "со стремлением обобщить  действительность  до
синтетических образов" (Луначарский А. В., Лит. газета, 1931, 29 марта).
Сила социального обличения ослабевает, трагич. неспособность И.  увидеть
конкретные, действенные формы борьбы за радикальное  изменение  обществ,
отношений приводит его к пересмотру проблемы  "брандовского"  стоицизма,
проблемы героя-бунтаря. Эта тенденция характеризует драмы  "Дикая  утка"
(1884, "Норвежский т-р"  в  Бергене),  "Росмерсхольм"  (1886,  там  же),
"Женщина с моря" (1888, Христианийский т-р-1889). Но гуманистич. позиции
И. находят новое выражение в стремлении развенчать индивидуализм  героев
драм "Гедда Габ-лер" (1890,  Христианийский  т-р),  "Строитель  Сольное"
(1892, Христианийский т-р-1893), "Йун Габриель Боркман" (1896, Драматич.
т-р в Стокгольме). Основу драмы  "Маленький  Эйольф"  составляет  борьба
гуманистич.  и  эгоистич.  начал  в   человеке   (1894,   Христианийский
т-р-1895). В "драматическом эпилоге" "Когда мы,  м„ртвые,  пробуждаемся"
(1899,   Королевский   т-р   в   Копенгагене   -   1900)   И.   осуждает
антиобщественное, лиш„нное человечности искусство.
   Творчество И. оказало большое влияние на развитие мировой  реалистич.
драматургии и театр. культуры. Это  влияние  проявляется  в  произв.  Г.
Гауптмана, Б. Щоу, Дж. Голсуорси, Г. Хейберга, Н. Грига, А. Миллера, Дж.
Пристли  и  др.  драматургов.  Пьесы  И.   способствовали   формированию
идейно-эстетич.  принципов  крупнейших  акт„ров  и  театр.   коллективов
скандинавских стран, Германии, Франции, США, Англии, Италии, Польши. Они
входят в репертуар т-ров мн. стран.
   В России И. получил известность в конце 19 в. Среди лучших пост.  его
пьес на рус. сцене: "Кукольный  дом"  (1884;  Нора  -  Савина),  "Пир  в
Сульхауге" (1896; Маргит - Савина, Снгне - Мичурина-Самойлова,  Баутесен
- Давыдов) в Александрийском т-ре;
   "Воители в Хельгеланде" (1892; Йордис - Федотова, Дагни  -  Ермолова,
Сигурд  -  Южин),  "Джон  Габриель  Боркман"  (1904;  Элла  -  Ермолова,
Гунхильд- Федотова), "Привидения" (1909; фру Альвннг - Ермолова, Освальд
- Остужев) в Малом т-ре; "Кукольный  дом"  (1904),  "Строитель  Сольнес"
(190о), "Гедда Габлер" (1905) в Т-ре В.  Ф.  Комиссаржевской  (гл.  роли
здесь играла В. Ф. Комиссаржевская, в е„ трактовке  этих  ролей  зрители
видели резкий протест против бурж. общества); "Маленький Эйольф"  (1905)
в Передвижном т-ре под рук. П.  Гайдебурова  п  Н.  Скар-ской.  В  ролях
Бранда и Освальда выступал П. Ор-ленев. В  Моск.  Художеств.  т-ре  были
созданы наиболее значит, в дореволюционной России ибсеновские спектакли:
"Гедда Габлер" (1899; Гедда - Андреева,  Тесман  -  Москвин,  Левборг  -
Станиславский),  "Доктор  Штокман"  ("Враг  народа",  1900;  Штокман   -
Станиславский),  "Когда  мы,  м„ртвые,  пробуждаемся"  (1900;  Рубек   -
Качалов,  Ирена  -Савицкая,  Майя  -  Книппер),  "Дикая   утка"   (1901;
Верле-Вишневский, Яльмар - Качалов), "Столпы общества" (1903; Бер-ник  -
Станиславский), "Бранд" (1906; Бранд - Кача лов), "Пер Гюнт" (1912;  Пер
Гюнт - Леонидов, Сольвейг - Коренева, Осе - Халютина). Нек-рые пост. МХТ
("Доктор  Штокман",  "Бранд")  выразили  ан-тибурж.  пафос   драматурга,
раскрыли своеобразие его реализма. Передовые деятели рус. т-ра  работали
над драмами И. в сложной обстановке, когда ряд критиков (К. Бальмонт, Д.

Страницы: «« « 922   923   924   925   926   927   928   929   930  931   932   933   934   935   936   937   938   939   940  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия