Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 929 930 931 932 933 934 935 936 937 938 939 940 941 942 943 944 945 946 947 » »» салонных пьесах, в к-рых ему вначале приходилось играть. Неожиданное признание публики И.-К. получил после исполнения роли Сдобного в русской бытовой драме П. Д. Боборыкина "В мире жить - мирское творить". После этого он начал получать ведущие роли, для него было пост. "Доходное место" и возобновлено "Горе от ума". Роли Жадова и Чацкого сделали И.-К. любимым акт„ром харьковского студенчества. Студенты убедили И.-К. сыграть Гамлета, знакомили его с книгами о Шекспире, со статьями В. Г. Белинского. В 1873, в свой бенефис, И.-К. впервые сыграл Гамлета. Несмотря на успех у публики, он считал, что роль еще требует доработки, п отказался от второго выступления. Рассорившись в результате этого с антрепрен„ром, И.-К. уехал в Москву, где при содействии Н. X. Рыбакова устроился в Общедоступный театр Урусова и Танеева (1874). В следующем сезоне И.-К. оставил Москву и начал жизнь акт„ра-гастрол„ра. Он играл в Одессе, Харькове, Казани и др. городах. В 1880 дебютировал в петерб. Александрийском т-ре. Однако, несмотря на большой успех, на казенную сцену он принят не был и вернулся в провинцию. В 1882-83 снова играл в Москве (т-ры Бренко, Корша). Иск-во И.-К.- любимого акт„ра демократич. интеллигенции- отличалось большой задушевностью, искренностью, простотой. По свидетельству его партн„рши М. И. Велизарий, у И.-К. был "сильный, наполненный правдой, чарующий бархатистый, напоминающий виолончель голос". Но играл он неровно, яркие вспышки таланта сменялись спадами. В лучших своих акт„рских работах - Краснов ("Грех да беда на кого не жив„т" Островского), Белугин ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва)И.-К. раскрывал залечат, качества рус. нац. характера: благородство смелость, удаль, доброту, а в Белугине - ещ„ и недюжинный ум. Вместе с тем акт„р подч„ркивал, что источник драмы его героев - в сословном и социальном неравенстве, столь тяжело пережитом в молодости им самим. На протяжении всей своей творч. жизни И.-К. продолжал усиленно работать над образом Гамлета. В Одессе, во время гастролей Т. Сальвини, игравшего Гамлета, И.-К., уплатив антрепрен„ру громадную неустойку, отказался от выступлений, чтобы иметь возможность изучить игру великого артиста. Только к концу 70-х гг. И.-К. решился включить роль Гамлета в свой репертуар. Он исполнял эту роль по собственному тексту, составленному из различных переводов. Заимствуя нек-рые детали у Саль-вини, И.-К. в основном продолжил традиции Мо-чалова и Рыбакова, стремясь раскрыть конфликт Гамлета с окружающим его миром. Вместе с тем в исполнение этой роли И.-К. вносил и сентиментальный оттенок, присущий вообще исполнительской манере акт„ра. Порой в спектакле протест подменялся состраданием, жалостливостью. Выступая в роли Шейлока, И.-К. отказался от тра-диц. трактовки Шейлока как злодея. Он передавал трагедию несчастного отца, оскорбл„нное нац. достоинство, стремление отомстить за поруганную дочь. Играя роль Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова), И.-К. показывал своего героя как мыслителя-бунтаря, борющегося за правоту своих убеждений. С огромным пафосом играл И.-К. роль Кина ("Гений и беспутство" А. Дюма-отца), раскрывая трагедию художника в чуждом и враждебном ему аристократич. обществе. Меньше удавались И.-К. роли в пьесах Шиллера: Франц Моор и Фердинанд. Достигая в них лишь внешнего эффекта, "театральности", он часто изменял правде, простоте и сердечности. В 80-е гг., с усилением правительств, реакции в стране, в творчестве И.-К. отч„тливо выявляется основная тема: драма одинокого человека, задыхающегося в невыносимо тяж„лых обществ, условиях. Наследуя традиции А. Е. Мартынова, он с большим"'сочувствием и теплотой исполнял роли маленьких людей- забитого несчастного чиновника Рожнова ("Горе-злосчастье" В. А. Крылова), бывшего каторжника Сергея Артамонова ("От судьбы, не уйд„шь" Аркадьева). Играя роль Артамонова, Й-К. достиг высокого мастерства перевоплощения. Трудное детство, юность, борьба за право быть акт„ром, унижения сделали И.-К. человеком замкнутым, с неуравновешенным характером. Постепенно болезненно-самолюбивый эгоцентризм усиливался. Разгульный образ жизни прив„л к постепенному увяданию дарования И.-К. и охлаждению со стороны зрителей. Семейная драма - разрыв с женой - окончательно подорвала его душевные силы. С 1891 он редко появлялся на сцене. В 1895 И.-К. заболел тяж„лым пси-хич. расстройством. В судьбе И.-К. отразились особенности его эпохи. Атмосфера жестокой политич. реакции, бесправие вызвали неудовлетвор„нность художника действительностью. Его творчество выражало протест против этой действительности, но отсутствие цели, непонимание путей борьбы наполняли образы акт„ра безысходной скорбью. Творчество И.-К. явилось как бы переходной ступенью от героического искусства его предшественников - П. С. Мочалова и Н. X. Рыбакова - к творчеству акт„ров-"неврастеников" 20 в., ярчайшим представителем к-рых был почитатель и ученик И.-К.- П. Н. Орленев. Лит.: Россов П. Н., Мысли и воспоминания об Ива-нове-Козельском, "Театр и искусство", 1898, ј 7; С е л и-в а н о в Т. Н., Воспоминания о М. Т. Козельском, "Театр и искусство", 1898, ј 25-29; Давыдов В. Н. Рассказ о прошлом, [2 изд.]. Л., 1962; Синельников Н. Н.. Шестьдесят лет на сцене. Записки, [Харьков], 1935; В е л и-з а р и и М. И., Путь провинциальной актрисы. Л.-М.,1938; Морозов М., Митрофан Трофимович Иванов-Козельский, М.-Л., 1947; Курочкин Ю., Из театрального прошлого Урала..., Свердловск, 1957; Прозоровский Л., Из прошлых лет. Театральные мемуары, М., 1958. Д. Ял. ИВАНОВСКИЙ, Владимир Викторович [р. 8(21)VI. 1912]-русский советский артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1956. В 1940 окончил Моск. театр .-муз. училище им. Глазунова и в том же году был принят в труппу Т-ра оперы и балета им. Кирова. В 1941-44 работал в Т-ре Балтфлота. С 1944 - вновь в Т-ре оперы и балета им. Кирова. С 1952-в Большом т-ре. И. обладает сильным, звучным голосом, его исполнение отличается эмоциональной фразировкой. Гастролировал за границей - Хельсинки, Прага, Бухарест, Пхеньян и др. Партии: Павка ("Семья Тараса" Кабалевского.; Гос. пр. СССР, 1951), Герман; Андрей ("Мазепа"), Самозванец ("Борис Годунов"), Ионтек ("Галька" Монюшко), Флорестан ("Фиделио" Бетховена), Банк Бан (о. п. Эркеля), Канио, Хозе. Е. В. ИВАНОВСКИЙ (Иванов), Николай Павлович (3.VIII.1893-28.XII.1961)русский советский артист балета. По окончании Петерб. балетного уч-ща (1911) был зачислен в кордебалет труппы Мариинского т-ра. В 1912 переш„л в антрепризу С. П. Дягилева. С 1915 - Страницы: «« « 929 930 931 932 933 934 935 936 937 938 939 940 941 942 943 944 945 946 947 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |