Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 938   939   940   941   942   943   944   945   946  947   948   949   950   951   952   953   954   955   956  » »»

спектаклей из жизни узб. народа и народов  зарубежного  Востока.  Лучшие
спектакли  характеризуются  выразительным  цветовым  решением,   удачной
сценич. планировкой.
   Среди работ И.: "Маска сорвана" Фатхуллина  (1932),  "Улица  радости"
Зархи (1933), "Любовь Яровая" (1937);
   "Предатели" Фатхуллина (1938),  "Уйганыш"  Сафарова  (1939),  "Бай  и
батрак" Хамзы (1939), "Хамза" Яшена (1949  и  1960).  "Генерал  Рахимов"
Яшена (1950), "Рассказ о Турции" Хик-мета (1953), "Священная  кровь"  по
роману Айбека (1954), "Дочь Ганга" по роману Тагора, "Крушение)'  (1956)
и "Алжир - родина моя" по роману Диба "Большой дом"  (1957),  "Настоящая
любовь" (1955), "Дядя  и  племянник"  (1959)  Якубова,  "Люди  с  верой"
Султанова (1960), "Мирза Улугбек" Шейхзаде (1961). Л. Ав.
   ЙЛИЧ (Или?), Драгутин (14.  II.  1858-  1.  III.  1926)-  югославский
(сербский ) писатель и драматург. Окончил юридич. ф-т в Белграде.  Писал
пьесы (чаще всего в стихах): трагедии "Вукашин" (1878) из истории Сербии
18 ви "Королева Яквинта"  (1883),  драмы  "За  веру  и  правду"  (1890),
"Прибислав и  Божана"  (1897),  библейскую  драму  "Саул"  (изд.  1903),
аллегорию "Видение Караджорджу" (1903),  либр.  оперы  "Женитьба  Милоша
Обилича" и др. Пьесы И. были пост. в Нар. т-ре в Белграде. И. -последний
представитель   лит.   поколения,   продолжавшего   традиции   сербского
романтизма. М.Ник.
   ИЛЛЕШ (Illes), Бела (р.  22.  II  1.1895)  -  венгерский  писатель  и
драматург. Коммунист, участник революции 1919. Один из  основоположников
революц. лит-ры в Венгрии. Драматургич. деятельность начал в  20-х  гг.,
находясь в эмиграции в СССР. Первая пьеса И. "Купите револьвер!"  (1926,
Т-р Революции) написана под впечатлением в енг. революции 1919. Вострой,
экспрессионистич. форме  И.  рисует  картины  жизни  и  борьбы  политич.
эмигрантов, проживавших в Вене. После освобождения Венгрии от фашизма  в
1948 вернулся на родину. В 1959 написал историко-революц. драму "Радуга"
(1959, т-р Нар. армии,  Будапешт),  рассказывающую  о  событиях  в  енг.
революции 1919. Лауреат пр. им. Кошута (1955).
   Соч.: Купите револьвер, М., 1927. А. Гер.
   ИЛЛЕШ (Illes), Эндре (р. 1902) - венгерский пи  сагель,  драматург  и
театральный критик. Лит. деятельность начал в 30-х гг. Первые  пьесы  И.
"Яд" и
   "Лгуны" рассказывали о  нравах  бурж.  общества,  После  освобождения
Венгрии от фашистских захватчиков И. написал драмы "Тристан" (совм. с И.
Вашу 1957, Т-р им. Йокаи, Будапешт), "Нетерпимые влюбленные" (1958,  там
же), в к-рой И. ставит вопросы формирования новой социалИстич. морали  и
выступает против мещанства.
   ЙЛЛИКА (Illica),Луиджи (9.V.1857-16.XII.1919)-итальянский либреттист,
драматург, журналист. Лит. деятельность начал в 1882. Автор  комедий  на
миланском диалекте:  "Наследство  Фелиса"(1891)идр.,  оперного  либретто
"Вассал". В сотрудничестве с Дж.Джа-коза написал либр. опер Дж. Пуччнни:
"Богема" (1896, Турин),  "Тоска"  (1900,  Рим)  и  "Чио-Чио-сан"  (1904,
Милан). Творчество И. способствовало развитию веризма  в  итал.  оперном
т-ре. На тексты И. сочинены мн. оперы композиторов-веристов,  в  т.  ч.:
Масканьи  ("Ирис",  1898,  Рим;  "Маски",  1901,  Рим;  "Изабо",   1911,
Буэнос-Айрес), Джордано ("Андре Шенье", 1896, Милан; "Сибирь", 1903, там
же; "Зевс в Помпее", совм. с А. Франкетти, 1921, Рим)  и  др.  Либр.  И.
отличаются сценичностью,  правдивостью  характеров,  по-этич.  свежестью
стиля.
   Лит.: Musini N., L. TIlica, Fidenza, 1939;  M  o  г  i  n  i  M.,  Il
carteggio Puccini-Illica-Ricordi, в кн.: Carteggi,. pucciniani,  a  cura
di. E Gara, Mil., 1958. Св. Г.
   ИЛЛЮЗИОНИЗМ (от франц. illusionner - вводить  в  заблуждение)  -  вид
циркового  искусства.  Акт„р-иллюзионист   демонстрирует   исчезновения,
появления,   превращения   вещей,   животных    и    людей,    кажущиеся
сверхъестественными, а на самом деле построенные в  основном  на  обмане
зрения (падение воды из пустого сосуда, возникновение женщины из  огня).
В иллюзионных номерах используется обычно специальная аппаратура  (ящики
с потайными пружинами, с двойным дном, разл. комбинации зеркал  и  др.),
создающая  иллюзию  нарушения  привычных  понятий  о  физич.   свойствах
окружающих нас предметов. И. восходит к древнему  искусству  фокусников,
представлениям бродячих акт„ров (гистрионы, жонгл„ры). В 19 в. в  Париже
выступал  изобретатель  иллюзионной  аппаратуры  И.  Гуден.  Когда   для
совершенствования этой аппаратуры начали использовать  новые  достижения
техники, а трюки стали строиться на изучении законов  оптики,  механики,
химии, И. получил распространение в  эстрадных  и  цирковых  программах.
Наряду с развитием иллюзионной  техники  шла  выработка  особых  при„мов
акт„рского мастерства, усложнение  сюжета  иллюзионных  номеров.  Многие
совр.  иллюзионные   номера   включают   и   др.   виды   цирк.   иск-ва
(жонглирование,  акробатику).  В  19  -  1-й  пол.  20  вв.  исполнители
иллюзионных  номеров  в  Зап.   Европе   изображали   людей,   одар„нных
сверхъестеств. магич. силой, создавали атмосферу мрачной таинственности.
   Среди зарубежных иллюзионистов  -  Данте,  Ке-фало,  Окито,  Каленаг.
Иллюзионисты сов. цирка Кио (Э. Ф.  Ренард),  Алли-Вад  (А.Вадимов),  М.
Марчес, А. и Р. Сокол, А. Фурманов, Ван Ю-ли, Ван Тен-тау и др.  создали
средствами  своего  жанра  вес„лое  увлекательное  зрелище,   включающее
театрализованные сценки, нередко насыщенные политич. сатирой.
   Лит.: Кио, Фокусы и фокусники, М., 1958; В а д и м о в А. (Алли-Вад),
Искусство фокуса, М., 1959. jf 5,
   ИЛЛЮЗИОНИСТ- цирковой и эстрадный артист (см. Иллюзионизм),
   ИЛОВАЙСКИЙ, Серафим Дмитриевич (12.VIII. 1904-8. II. 1944) -  русский
советский акт„р. Засл. арт. РСФСР  (1942).  Чл.  Коммунистич.  партии  с
1939. Проф. сценич. деятельность начал в 1925.  С  1929  играл  в  т-рах
Омска, Иркутска. С 1932 до конца жизни был акт„ром  Новосибирского  т-ра
"Красный факел", с 1939 - худ. рук. и режисс„р этого  т-ра.  В  иск-в  e
Иловайского   дарование   острохарактерного    акт„ра    сочеталось    с
заразительным кипучим темпераментом, тонкой наблюдательностью, глубиной.
   Роли: Грозный ("Смерть Иоанна Грозного.)  А.  К.  Толстого),  Каренпн
("Анна Каренина"), Фирс ("Вишн„вый сад"), Жув  ("Интервенция"  Славина),
Влас ("Дал„кое" Афиногенова),  Скутаревский  (о.  п.  Леонова),  Забелин
("Кремл„вские куранты"), Гамлет и др. Э. К.
   ИЛЬДАР,  Мазит  (наст.  фам.  и  имя-Абдюшев   Абдулмазит   Хузиевич)
[10(22).1.1878-29.VI.1952] -  татарский  советский  акт„р.  Нар.арт.Тат.
АССР(1945). С 1919 играл в самодеятельных  кружках,  в  1920-23  работал
акт„ром и режисс„ром в тат. труппе Илецка,  затем  в  Башкирском  (Уфа),
Андижанском и др. т-рах. С 1933-акт„р Т-ра им. Камала. Играл характерные
роли. Перев„л на тат. яз. пьесы М. Горького, А. Арбузова, Г. Мдивани, К.

Страницы: «« « 938   939   940   941   942   943   944   945   946  947   948   949   950   951   952   953   954   955   956  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия