|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 938 939 940 941 942 943 944 945 946 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 » »» спектаклей из жизни узб. народа и народов зарубежного Востока. Лучшие
спектакли характеризуются выразительным цветовым решением, удачной
сценич. планировкой.
Среди работ И.: "Маска сорвана" Фатхуллина (1932), "Улица радости"
Зархи (1933), "Любовь Яровая" (1937);
"Предатели" Фатхуллина (1938), "Уйганыш" Сафарова (1939), "Бай и
батрак" Хамзы (1939), "Хамза" Яшена (1949 и 1960). "Генерал Рахимов"
Яшена (1950), "Рассказ о Турции" Хик-мета (1953), "Священная кровь" по
роману Айбека (1954), "Дочь Ганга" по роману Тагора, "Крушение)' (1956)
и "Алжир - родина моя" по роману Диба "Большой дом" (1957), "Настоящая
любовь" (1955), "Дядя и племянник" (1959) Якубова, "Люди с верой"
Султанова (1960), "Мирза Улугбек" Шейхзаде (1961). Л. Ав.
ЙЛИЧ (Или?), Драгутин (14. II. 1858- 1. III. 1926)- югославский
(сербский ) писатель и драматург. Окончил юридич. ф-т в Белграде. Писал
пьесы (чаще всего в стихах): трагедии "Вукашин" (1878) из истории Сербии
18 ви "Королева Яквинта" (1883), драмы "За веру и правду" (1890),
"Прибислав и Божана" (1897), библейскую драму "Саул" (изд. 1903),
аллегорию "Видение Караджорджу" (1903), либр. оперы "Женитьба Милоша
Обилича" и др. Пьесы И. были пост. в Нар. т-ре в Белграде. И. -последний
представитель лит. поколения, продолжавшего традиции сербского
романтизма. М.Ник.
ИЛЛЕШ (Illes), Бела (р. 22. II 1.1895) - венгерский писатель и
драматург. Коммунист, участник революции 1919. Один из основоположников
революц. лит-ры в Венгрии. Драматургич. деятельность начал в 20-х гг.,
находясь в эмиграции в СССР. Первая пьеса И. "Купите револьвер!" (1926,
Т-р Революции) написана под впечатлением в енг. революции 1919. Вострой,
экспрессионистич. форме И. рисует картины жизни и борьбы политич.
эмигрантов, проживавших в Вене. После освобождения Венгрии от фашизма в
1948 вернулся на родину. В 1959 написал историко-революц. драму "Радуга"
(1959, т-р Нар. армии, Будапешт), рассказывающую о событиях в енг.
революции 1919. Лауреат пр. им. Кошута (1955).
Соч.: Купите револьвер, М., 1927. А. Гер.
ИЛЛЕШ (Illes), Эндре (р. 1902) - венгерский пи сагель, драматург и
театральный критик. Лит. деятельность начал в 30-х гг. Первые пьесы И.
"Яд" и
"Лгуны" рассказывали о нравах бурж. общества, После освобождения
Венгрии от фашистских захватчиков И. написал драмы "Тристан" (совм. с И.
Вашу 1957, Т-р им. Йокаи, Будапешт), "Нетерпимые влюбленные" (1958, там
же), в к-рой И. ставит вопросы формирования новой социалИстич. морали и
выступает против мещанства.
ЙЛЛИКА (Illica),Луиджи (9.V.1857-16.XII.1919)-итальянский либреттист,
драматург, журналист. Лит. деятельность начал в 1882. Автор комедий на
миланском диалекте: "Наследство Фелиса"(1891)идр., оперного либретто
"Вассал". В сотрудничестве с Дж.Джа-коза написал либр. опер Дж. Пуччнни:
"Богема" (1896, Турин), "Тоска" (1900, Рим) и "Чио-Чио-сан" (1904,
Милан). Творчество И. способствовало развитию веризма в итал. оперном
т-ре. На тексты И. сочинены мн. оперы композиторов-веристов, в т. ч.:
Масканьи ("Ирис", 1898, Рим; "Маски", 1901, Рим; "Изабо", 1911,
Буэнос-Айрес), Джордано ("Андре Шенье", 1896, Милан; "Сибирь", 1903, там
же; "Зевс в Помпее", совм. с А. Франкетти, 1921, Рим) и др. Либр. И.
отличаются сценичностью, правдивостью характеров, по-этич. свежестью
стиля.
Лит.: Musini N., L. TIlica, Fidenza, 1939; M o г i n i M., Il
carteggio Puccini-Illica-Ricordi, в кн.: Carteggi,. pucciniani, a cura
di. E Gara, Mil., 1958. Св. Г.
ИЛЛЮЗИОНИЗМ (от франц. illusionner - вводить в заблуждение) - вид
циркового искусства. Акт„р-иллюзионист демонстрирует исчезновения,
появления, превращения вещей, животных и людей, кажущиеся
сверхъестественными, а на самом деле построенные в основном на обмане
зрения (падение воды из пустого сосуда, возникновение женщины из огня).
В иллюзионных номерах используется обычно специальная аппаратура (ящики
с потайными пружинами, с двойным дном, разл. комбинации зеркал и др.),
создающая иллюзию нарушения привычных понятий о физич. свойствах
окружающих нас предметов. И. восходит к древнему искусству фокусников,
представлениям бродячих акт„ров (гистрионы, жонгл„ры). В 19 в. в Париже
выступал изобретатель иллюзионной аппаратуры И. Гуден. Когда для
совершенствования этой аппаратуры начали использовать новые достижения
техники, а трюки стали строиться на изучении законов оптики, механики,
химии, И. получил распространение в эстрадных и цирковых программах.
Наряду с развитием иллюзионной техники шла выработка особых при„мов
акт„рского мастерства, усложнение сюжета иллюзионных номеров. Многие
совр. иллюзионные номера включают и др. виды цирк. иск-ва
(жонглирование, акробатику). В 19 - 1-й пол. 20 вв. исполнители
иллюзионных номеров в Зап. Европе изображали людей, одар„нных
сверхъестеств. магич. силой, создавали атмосферу мрачной таинственности.
Среди зарубежных иллюзионистов - Данте, Ке-фало, Окито, Каленаг.
Иллюзионисты сов. цирка Кио (Э. Ф. Ренард), Алли-Вад (А.Вадимов), М.
Марчес, А. и Р. Сокол, А. Фурманов, Ван Ю-ли, Ван Тен-тау и др. создали
средствами своего жанра вес„лое увлекательное зрелище, включающее
театрализованные сценки, нередко насыщенные политич. сатирой.
Лит.: Кио, Фокусы и фокусники, М., 1958; В а д и м о в А. (Алли-Вад),
Искусство фокуса, М., 1959. jf 5,
ИЛЛЮЗИОНИСТ- цирковой и эстрадный артист (см. Иллюзионизм),
ИЛОВАЙСКИЙ, Серафим Дмитриевич (12.VIII. 1904-8. II. 1944) - русский
советский акт„р. Засл. арт. РСФСР (1942). Чл. Коммунистич. партии с
1939. Проф. сценич. деятельность начал в 1925. С 1929 играл в т-рах
Омска, Иркутска. С 1932 до конца жизни был акт„ром Новосибирского т-ра
"Красный факел", с 1939 - худ. рук. и режисс„р этого т-ра. В иск-в e
Иловайского дарование острохарактерного акт„ра сочеталось с
заразительным кипучим темпераментом, тонкой наблюдательностью, глубиной.
Роли: Грозный ("Смерть Иоанна Грозного.) А. К. Толстого), Каренпн
("Анна Каренина"), Фирс ("Вишн„вый сад"), Жув ("Интервенция" Славина),
Влас ("Дал„кое" Афиногенова), Скутаревский (о. п. Леонова), Забелин
("Кремл„вские куранты"), Гамлет и др. Э. К.
ИЛЬДАР, Мазит (наст. фам. и имя-Абдюшев Абдулмазит Хузиевич)
[10(22).1.1878-29.VI.1952] - татарский советский акт„р. Нар.арт.Тат.
АССР(1945). С 1919 играл в самодеятельных кружках, в 1920-23 работал
акт„ром и режисс„ром в тат. труппе Илецка, затем в Башкирском (Уфа),
Андижанском и др. т-рах. С 1933-акт„р Т-ра им. Камала. Играл характерные
роли. Перев„л на тат. яз. пьесы М. Горького, А. Арбузова, Г. Мдивани, К.
Страницы: «« « 938 939 940 941 942 943 944 945 946 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |