Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 944 945 946 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 » »» департамент с огромным количеством чиновников. Прогрессивные акт„ры, режисс„ры, драматурги вели постоянную борьбу с Дирекцией И. т. В конце 19 в. в И. т. были проведены преобразования, поднявшие их худож. уровень. В 1881 комиссия "по искусственной части", в состав к-рой входили А. Н. Островский, Д. В. Аверкиев, А. А. Потехин, Э. Ф. Направник и др., выработала цикл театр. реформ; в 1882 была упразднена бенефисная система, изданы новые "Правила для внутр. управления И. т.". В 1885 заведующим репертуаром моек. И. т. назначается А. Н. Островский, к-рый стремился осуществить театр. реформы. Он выступал в печати со статьями, писал докладные записки в Дирекцию И. т. и министерство двора о положении т-ра в России, о причинах упадка драматич. иск-ва, об обстоятельствах, препятствующих развитию драматич. иск-ва в России, устройстве рус. нац. т-ра в Москве, о пренебрежительном отношении Дирекции И. т. к рус. нац. реалистич. драматургии. Но Островскому не удалось преодолеть сопротивление чиновников двора, царской цензуры. В 1898 в Москве был создан Новый И. т., просуществовавший 9 лет. Молод„жной группой этого т-ра руководил А. П. Ленский, пытавшийся осуществить здесь свои творч. замыслы, освободить И. т. от шаблона, рутины, каз„нщины, мешавших плодотворному развитию рус. сце-нич. иск-ва. Однако чиновники министерства и Дирекция И. т. не дали Ленскому возможности провести эти реформы в жизнь. В 20 в. театр. реформы осуществили частные т-ры (МХТ, Моск. частная опера Мамонтова и др.). Октябрьская революция, сделав бывшие И. т. (Большой, Малый, Александрийский, Мариин-ский) достоянием народа, сохранила накопленные ими культурные ценности и создала благоприятные условия для их развития. Лит.: Погожев В. П., Столетие организации императорских Московских т-ров, т. 1-3, СПБ, 1906-1908; Т а-н e ев С. В., Из прошлого императорских т-ров, вып.1,СПБ, 1885; Д р и з e н H. В., Стопятидесятилетие императорских т-ров, [СПБ, 1906]; Теляковский В. А., Воспоминания, П., 1924; e г о же. Императорские т-ры и 1905 год. Л., (926; Борисоглебский M. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 127-308; В а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматич. т-ра, М.-Л., 1948; Архив дирекции императорских т-ров, СПБ, 1892; Ежегодник императорских т-ров. Сезон 1891-1892, СПБ, 1893. С. Г., А Д. ИМПРЕСАРИО (итал. impresario, от impresa - предприятие) - в буржуазных странах частный предприниматель, организатор зрелищных предприятий, устроитель концертов, а также агент, действующий от имени крупного артиста-гастрол„ра, заключающий для него контракты и т. п. В Италии 16-18 вв. И.- организатор, владелец частной оперной труппы, директор т-ра, определявший его репертуар. См. также Антрепрен„ра Антреприза. ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impressionismo, от impression - впечатление) - художественное течение, провозгласившее основной целью иск-ва передачу мимол„тных впечатлений, чувственных, субъективных ощущений и настроений художника. И. связан с отходом от больших идейно-обществ. задач иск-ва. Муз. И. сложился во Франции на рубеже 80-90-х гг. 19 в. и затем распространился в др. странах. И. в муз. т-ре представлен сочинениями К.Дебюсси (опера "Пел-леас и Мелизанда"), М. Равеля (опера "Испанский час"), М. де Фальи (балет "Любовь и колдовство"), П. Дюка (опера "Ариана и Синяя Борода"). Наиболее известным образцом И. в опере является "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси на либр. по пьесе Метерлинка. Муз. стиль оперы отличается камерностью, тонкостью деталей, изысканностью. В рус. музыке И. не получил широкого распространения. Влиянию И. подверглись лишь нек-рые второстепенные композиторы, напр. Ребиков (оперы "‚лка", "Бездна"), Черепнин (балет "Павильон Армиды"). Чертами И. отмечено творчество ряда крупных режисс„ров и акт„ров конца 19 и нач. 20 вв. (во Франции - режисс„р А. Антуан в своих поздних постановках в Свободном т-ре, актриса Г. Режан,в Италии - акт„р Э. Цаккони, в Германии - режисс„р О. Брам, акт„ры С. Моисеи, Г. Эйзольдт). Импрессионистич. характер носили нек-рые спектакли М. Рейнхардта (напр., "Сон в летнюю ночь" и "Укрощение строптивой" Шекспира). В России тенденции И. проявились в иск-ве МХТ (1907-09), в деятельности режисс„ра Ф. Ф. Комиссаржевского, акт„ра П. Н. Орле-нева и др. ИМПРОВИЗАЦИЯ (франц. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный) (в театре) - сценическая игра, не обусловленная тв„рдым драматургическим текстом и не подготовленная на репетициях. С древних врем„н в нар. обрядовых и бытовых играх возникали несложные драматич. тексты на злобу дня, к-рые создавали участники этих игр и тут же их исполняли. В дальнейшем из среды нар. лицедеев-импровизаторов стали выделяться проф. акт„ры (мимы, гистрионы, скоморохи, жонгл„ры и пр.). С И. были связаны проф. формы нар. т-ра: др.-греч. мим, др.-рим. фесценнины, др.-рус. т-р скоморохов, итал. комедия дель арте, франц. ярмарочный театр и др. В т-рах, пользовавшихся И., представление создавалось на основе сюжетной схемы-сценария. По ходу действия акт„ры сочиняли текст, прибегали к сатирич. шуткам и комич. выходкам, обращались с репликами к толпившимся вокруг подмостков зрителям. Акт„ры-импровизаторы широко использовали богатый опыт нар. театр. иск-ва. И. пользовались нар. акт„ры, выступавшие в ролях постоянных персонажей-масок и сохранявшие из спектакля в спектакль свои сценнч. функции - имена, черты характера, внешности (костюм, грим). Среди выдающихся акт„ров-импровизаторов - Пилад и Бафилл (др.-рим. т-р), знаменитое франц. фарсовое трио - Гро-Гильом, Тюрлюпен, Го-тъе-Гаргилъ (17 в.) и особенно акт„ры итал. комедии дель арте - Д. и Т. Мартинелли, И. и Ф. Андреини, Д. Бьянколелли, А. Сакки и др. (16-18 вв.). Аристо-кратизация комедии дель арте привела к упадку иск-ва И.: импровизированные представления вырождаются в пустое, чисто внешнее зрелище, приобретают формалистич. характер. Иск-во И. было воспринято и переработано в 18-19 вв. мн. виднейшими драматургами (Мольер, Гоцци, Гольдони) и акт„рами (Шредер, Фредерик-Леметр, Живокини). Реалп-стич. сатирич. тенденции т-ра И. плодотворно осваивались в процессе дальнейшего развития театр. иск-ва. В 1919-37 в Москве существовал т-р И.- "Семпе-ранте". К И. обращались мн. крупные художники сцены. Свидетельством этого является анализ игры П. С. Мо-чалова, сделанный В. Г. Белинским в его статье "Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (Собр. соч., т. 1, 1948). Деятели передового рус. и сов. т-ра- К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов, а также М. Горький, утверждали ценность И. в процессе создания спектакля. И. может присутствовать в игре акт„ра в большей или в меньшей степени. Если действия акт„ра в роли (словесные и Страницы: «« « 944 945 946 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |