Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 944   945   946   947   948   949   950   951   952  953   954   955   956   957   958   959   960   961   962  » »»

департамент с огромным  количеством  чиновников.  Прогрессивные  акт„ры,
режисс„ры, драматурги вели постоянную борьбу с Дирекцией И. т.  В  конце
19 в. в  И.  т.  были  проведены  преобразования,  поднявшие  их  худож.
уровень. В 1881  комиссия  "по  искусственной  части",  в  состав  к-рой
входили А. Н. Островский, Д. В. Аверкиев, А. А. Потехин, Э. Ф. Направник
и др., выработала цикл театр. реформ; в 1882 была упразднена  бенефисная
система, изданы новые "Правила для внутр.  управления  И.  т.".  В  1885
заведующим репертуаром моек. И. т. назначается А. Н.  Островский,  к-рый
стремился осуществить театр. реформы. Он выступал в печати со  статьями,
писал докладные  записки  в  Дирекцию  И.  т.  и  министерство  двора  о
положении  т-ра  в  России,  о  причинах  упадка  драматич.  иск-ва,  об
обстоятельствах, препятствующих  развитию  драматич.  иск-ва  в  России,
устройстве рус.  нац.  т-ра  в  Москве,  о  пренебрежительном  отношении
Дирекции И. т. к рус. нац. реалистич.  драматургии.  Но  Островскому  не
удалось преодолеть сопротивление чиновников двора,  царской  цензуры.  В
1898 в Москве был создан Новый И. т., просуществовавший 9 лет.
   Молод„жной группой этого т-ра руководил  А.  П.  Ленский,  пытавшийся
осуществить здесь свои творч. замыслы,  освободить  И.  т.  от  шаблона,
рутины, каз„нщины, мешавших плодотворному развитию рус. сце-нич. иск-ва.
Однако  чиновники  министерства  и  Дирекция  И.  т.  не  дали  Ленскому
возможности провести эти  реформы  в  жизнь.  В  20  в.  театр.  реформы
осуществили частные т-ры (МХТ, Моск. частная  опера  Мамонтова  и  др.).
Октябрьская  революция,   сделав   бывшие   И.   т.   (Большой,   Малый,
Александрийский, Мариин-ский) достоянием народа,  сохранила  накопленные
ими культурные ценности и создала благоприятные условия для их развития.
   Лит.: Погожев В. П., Столетие  организации  императорских  Московских
т-ров,  т.  1-3,  СПБ,  1906-1908;  Т  а-н  e  ев  С.  В.,  Из  прошлого
императорских  т-ров,  вып.1,СПБ,  1885;  Д  р  и   з   e   н   H.   В.,
Стопятидесятилетие императорских т-ров, [СПБ, 1906]; Теляковский В.  А.,
Воспоминания, П., 1924; e г о же. Императорские т-ры  и  1905  год.  Л.,
(926; Борисоглебский M. [сост. ], Материалы по истории русского  балета,
т. 2, Л., 1939, с. 127-308; В а л ь ц  К.  Ф.,  Шестьдесят  пять  лет  в
театре, Л., 1928; Данилов С. С., Очерки по  истории  русского  драматич.
т-ра, М.-Л., 1948; Архив дирекции императорских т-ров, СПБ, 1892;
   Ежегодник императорских т-ров. Сезон 1891-1892, СПБ, 1893. С.  Г.,  А
Д.
   ИМПРЕСАРИО  (итал.  impresario,  от  impresa  -  предприятие)   -   в
буржуазных  странах  частный  предприниматель,   организатор   зрелищных
предприятий, устроитель концертов, а также агент, действующий  от  имени
крупного артиста-гастрол„ра, заключающий для него контракты и  т.  п.  В
Италии 16-18 вв.  И.-  организатор,  владелец  частной  оперной  труппы,
директор  т-ра,  определявший  его  репертуар.  См.  также  Антрепрен„ра
Антреприза.
   ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impressionismo, от impression - впечатление)  -
художественное течение, провозгласившее основной целью  иск-ва  передачу
мимол„тных впечатлений, чувственных, субъективных ощущений и  настроений
художника. И. связан с отходом от больших идейно-обществ. задач  иск-ва.
Муз. И. сложился во  Франции  на  рубеже  80-90-х  гг.  19  в.  и  затем
распространился в др. странах. И. в муз.  т-ре  представлен  сочинениями
К.Дебюсси (опера "Пел-леас и Мелизанда"), М.  Равеля  (опера  "Испанский
час"), М. де Фальи (балет "Любовь и колдовство"), П. Дюка (опера "Ариана
и Синяя Борода").  Наиболее  известным  образцом  И.  в  опере  является
"Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси на либр. по пьесе Метерлинка.  Муз.  стиль
оперы отличается камерностью, тонкостью деталей, изысканностью.  В  рус.
музыке И. не получил широкого распространения.  Влиянию  И.  подверглись
лишь нек-рые второстепенные композиторы, напр.  Ребиков  (оперы  "‚лка",
"Бездна"), Черепнин (балет "Павильон Армиды").
   Чертами И. отмечено творчество  ряда  крупных  режисс„ров  и  акт„ров
конца 19 и нач. 20 вв. (во Франции - режисс„р А. Антуан в своих  поздних
постановках в Свободном т-ре, актриса  Г.  Режан,в  Италии  -  акт„р  Э.
Цаккони, в Германии - режисс„р О. Брам, акт„ры С. Моисеи, Г.  Эйзольдт).
Импрессионистич. характер носили нек-рые спектакли М. Рейнхардта (напр.,
"Сон в  летнюю  ночь"  и  "Укрощение  строптивой"  Шекспира).  В  России
тенденции И. проявились в иск-ве МХТ (1907-09), в деятельности режисс„ра
Ф. Ф. Комиссаржевского, акт„ра П. Н. Орле-нева и др.
   ИМПРОВИЗАЦИЯ (франц. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный)
(в театре) - сценическая игра, не обусловленная тв„рдым драматургическим
текстом и не подготовленная на  репетициях.  С  древних  врем„н  в  нар.
обрядовых и бытовых играх возникали несложные драматич. тексты на  злобу
дня, к-рые создавали участники  этих  игр  и  тут  же  их  исполняли.  В
дальнейшем из среды нар. лицедеев-импровизаторов стали выделяться  проф.
акт„ры (мимы, гистрионы, скоморохи, жонгл„ры и пр.). С И.  были  связаны
проф. формы нар. т-ра: др.-греч. мим, др.-рим. фесценнины, др.-рус.  т-р
скоморохов, итал. комедия дель арте, франц. ярмарочный  театр  и  др.  В
т-рах, пользовавшихся И., представление создавалось на  основе  сюжетной
схемы-сценария. По ходу действия  акт„ры  сочиняли  текст,  прибегали  к
сатирич. шуткам и комич. выходкам, обращались с репликами к  толпившимся
вокруг подмостков  зрителям.  Акт„ры-импровизаторы  широко  использовали
богатый  опыт  нар.  театр.  иск-ва.  И.   пользовались   нар.   акт„ры,
выступавшие  в  ролях  постоянных  персонажей-масок  и  сохранявшие   из
спектакля в спектакль свои сценнч. функции  -  имена,  черты  характера,
внешности (костюм,  грим).  Среди  выдающихся  акт„ров-импровизаторов  -
Пилад и  Бафилл  (др.-рим.  т-р),  знаменитое  франц.  фарсовое  трио  -
Гро-Гильом, Тюрлюпен, Го-тъе-Гаргилъ (17 в.)  и  особенно  акт„ры  итал.
комедии  дель  арте  -  Д.  и  Т.  Мартинелли,  И.  и  Ф.  Андреини,  Д.
Бьянколелли, А. Сакки и др. (16-18 вв.). Аристо-кратизация комедии  дель
арте  привела  к  упадку  иск-ва  И.:  импровизированные   представления
вырождаются в пустое, чисто внешнее  зрелище,  приобретают  формалистич.
характер. Иск-во И. было воспринято  и  переработано  в  18-19  вв.  мн.
виднейшими драматургами (Мольер, Гоцци, Гольдони)  и  акт„рами  (Шредер,
Фредерик-Леметр,  Живокини).  Реалп-стич.  сатирич.  тенденции  т-ра  И.
плодотворно осваивались в процессе дальнейшего развития театр. иск-ва. В
1919-37 в Москве существовал т-р И.- "Семпе-ранте".
   К И. обращались мн. крупные  художники  сцены.  Свидетельством  этого
является анализ игры П. С. Мо-чалова, сделанный В. Г.  Белинским  в  его
статье "Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (Собр. соч.,  т.
1, 1948). Деятели передового рус. и сов. т-ра- К. С.  Станиславский,  Е.
Б. Вахтангов, а также М. Горький,  утверждали  ценность  И.  в  процессе
создания спектакля. И. может присутствовать в игре акт„ра в большей  или
в  меньшей  степени.  Если  действия  акт„ра   в   роли   (словесные   и

Страницы: «« « 944   945   946   947   948   949   950   951   952  953   954   955   956   957   958   959   960   961   962  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия