Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 » »» разоблачающая англ. плантаторов, сатирич. пьеса "Бенгали бабу" Мустафи (1872) о низкопоклонстве перед англичанами бенгальских высокопоставленных чиновников, патриотич. драма "Мать Индия" Бондопаддхая (1873), "В тисках голода" Таркоротно (1876) и др. Антибританская направленность этого т-ра вызвала беспокойство англ. администрации. В 1876 был издан "Закон о драматических представлениях", вводивший жестокую полицейскую цензуру на все драматич. произв. Полицейские преследования мешали появлению пьес на темы современности, поэтому бенгальские драматурги обращаются к историч. сюжетам и воплощают патриотич. идеи в героич. образах дал„кого прошлого ("Чандра-гупта" Диджендролал Рая, "Вождь Шиваджи", "Мир Касим" Гхоша и др.). Большая заслуга в становлении бенгальского т-ра принадлежит Р. Тагору. В сво„м творчестве драматурга, режисс„ра, акт„ра и композитора Тагор отстаивал простоту формы и глубину содержания драмы. В последней четверти 19 в. в Индии возникает т. н. т-р парсов, преследующий коммерческие цели. Первая театр. компания парсов "Ориентал театрикал компании под рук. П. Фрамджи была организована в Бомбее в 1870. Позднее были созданы компании "Орджинал театрикал компани", "Виктория", "Олд парси тиэтр" и др., во главе к-рых стояли предприимчивые коммерсанты. Т-р парсов существовал в Индии в течение 50 лет. Прогрессивная инд. интеллигенция выступила против монополии этих т-ров, ставивших низкосортные пьесы. Т-рам парсов противостояли любительские театр. коллективы, получившие в 70-80-е гг. широкое распространение в колледжах, школах и ун-тах. Первый любительский т-р был осн. в 1888 в Канпуре, в 1898 организовано об-во "Рамлила натак мандали", в 1907 - "Бенаресское общество драматургии хинди". Эти коллективы, а также любительские театр. группы в Джайпуре, Лакхнау, Калькутте и др. городах Индии пользовались большой популярностью в кругах инд. интеллигенции, их поддерживали передовые драматурги. Во 2-й пол. 19 в. зарождается новая драматургия и в др. провинциях Индии. Становление драмы хинди связано с именем Бхаратенду Харишчандры, в творчестве к-рого органически сочетаются традиции нац. и зап.-европ. драматургии. В 1907 Харишчандра основал любительские театр. труппы и любительское театр. об-во "Бхаратенду натак мандали", к-рое сыграло большую роль в развитии т-ра и драмы хинди. Дальнейшее развитие драматургии хинди связано с именем Джайшанкара Прасада. Испытав значит. влияние зап. лит-ры, Прасад отходит от условных форм классич. драматургии и вводит в действие трагедийные финалы, обращается к новым героям, новой тематике. Его драматургии свойственны драматич. насыщенность сюжета, психологизм. Идеи нац.-освободит, движения, требование независимости, широкая волна стачечного движения находят отражение в драматургии 20-40-х гг. 20 в. В произв. Премчанда впервые появляются образы тружеников инд. деревни, поднимающихся на борьбу с помещиками - заминдарами ("Борьба"). Пафосом патриотизма пронизано творчество драматурга С. Говинддаса, создавшего в своих пьесах яркие образы борцов против британского колониализма ("Путь служения", "К чему страдания?" и др.). Проблема индо-мусульманского единства, разрабатывавшаяся мн. прогрессивными драматургами Индии, находит выражение в драмах Харикришны Преми, призывавшего к единению индусов и мусульман, к общей борьбе за независимость рэдины ("Принятие еды", 1945, и др.). Развитие драмы на хинди, как и на др. новоинд. и дравидийских языках, происходит в трудных условиях. Отсутствие проф. т-ров почти во всех крупных городах страны и конкуренция со стороны кино мешают развитию И. т. ид. С 30-х гг. в драматургии хинди утверждается одноактная пьеса - эканки, способствующая развитию реалистич. направления в инд. т-ре. В этом жанре работают драматурги Рамкумар Варма и Упендранатх Ашк, сочетающий в сво„м творчестве реалистич. принципы европ. драматургии с нац. традициями инд. т-ра. В нач. 40-х гг. театр. жизнь страны значительно активизируется. Возникает много любительских и проф. театр. коллективов, ставящих перед собой задачу помогать народу в борьбе против колониального гн„та. Их деятельность способствовала пробуждению классового самосознания инд. трудящихся и консолидации прогрессивных сил страны в борьбе за независимость родины. В 1943 в Индии созда„тся Ассоциация народных театров Индии (ИПТА), деятельность к-рой оказала значит, влияние на дальнейшее развитие театр. культуры Индии. То обстоятельство, что население всех штатов Индии состоит из ряда национальностей и плем„н, употребляющих разл. языки и диалекты, заставило Ассоциацию обратиться к формам нар. танцевального представления. Использование этой древней театр. формы давало возможность ИПТА показывать спектакли во всех частях страны. Наибольшим успехом пользуются спектакли, получившие форму нар. танцевальных драм (лилы, наутанки и др.). При Ассоциации была создана труппа "Малый балет" (1952) под руководством Шанти Бардхана, сочетавшего в сво„м творчестве лучшие традиции нар. иклас-сич. танцевального иск-ва. Творч. метод балетмейстера оказал большое влияние на всю деятельность Ассоциации инд. нар. т-ров. Становлению совр. инд. балета способствовало также иск-во инд. танцовщика и хореографа Удая Шанкара, талантливо объединившего в своих пост. выразит, при„мы классич. и нар. танцевального иск-в. Значит, этапом в развитии совр. инд. т-ра явилось создание в 1944 режисс„ром, акт„ром и драматургом Притхвирадж Капуром в Бомбее проф. драм. т-ра. Капур осуществил в сво„м т-ре постановку многих пьес, поднимающих актуальные проблемы совр. жизни страны ("Стена", "Патхан" и др.). После установления независимости страны (1947) в Индии был создан ряд театр. учреждений, способствующих своей деятельностью подъ„му нац. культуры. В столице Республики Дели с 1951 проводятся традиционные фестивали драмы, в к-рых участвуют многочисл. любительские и проф. театр. коллективы разл. штатов страны (в 1954 на фестивале было исполнено св. 25 пьес на 14 языках народов Индии). В 1953 в Дели основана Индийская академия музыки и драмы (Сангит натак академи), имеющая филиалы в др. штатах. Академия проводит работу по изучению и популяризации нац. культуры в области т-ра, музыки и танцевального иск-ва. В 50-е гг. в Дели создан экспериментальный профессиональный т-р "Хиндустани тиэтр". Основатель т-ра драматург Кудзии Зайди (М. Мишра) пост. здесь " Шакунталу" Калидасы в переработке на хиндустани, а молодой режисс„р Хабиба Танвира - "Глиняную повозку" Шудраки (спектакль пост. как нар. представление - наутанки). "Хиндустани тиэтр" отстаивает Страницы: «« « 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |