|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 » »» разоблачающая англ. плантаторов, сатирич. пьеса "Бенгали бабу" Мустафи
(1872) о низкопоклонстве перед англичанами бенгальских
высокопоставленных чиновников, патриотич. драма "Мать Индия"
Бондопаддхая (1873), "В тисках голода" Таркоротно (1876) и др.
Антибританская направленность этого т-ра вызвала беспокойство англ.
администрации. В 1876 был издан "Закон о драматических представлениях",
вводивший жестокую полицейскую цензуру на все драматич. произв.
Полицейские преследования мешали появлению пьес на темы современности,
поэтому бенгальские драматурги обращаются к историч. сюжетам и воплощают
патриотич. идеи в героич. образах дал„кого прошлого ("Чандра-гупта"
Диджендролал Рая, "Вождь Шиваджи", "Мир Касим" Гхоша и др.). Большая
заслуга в становлении бенгальского т-ра принадлежит Р. Тагору. В сво„м
творчестве драматурга, режисс„ра, акт„ра и композитора Тагор отстаивал
простоту формы и глубину содержания драмы.
В последней четверти 19 в. в Индии возникает т. н. т-р парсов,
преследующий коммерческие цели. Первая театр. компания парсов "Ориентал
театрикал компании под рук. П. Фрамджи была организована в Бомбее в
1870. Позднее были созданы компании "Орджинал театрикал компани",
"Виктория", "Олд парси тиэтр" и др., во главе к-рых стояли
предприимчивые коммерсанты. Т-р парсов существовал в Индии в течение 50
лет. Прогрессивная инд. интеллигенция выступила против монополии этих
т-ров, ставивших низкосортные пьесы. Т-рам парсов противостояли
любительские театр. коллективы, получившие в 70-80-е гг. широкое
распространение в колледжах, школах и ун-тах. Первый любительский т-р
был осн. в 1888 в Канпуре, в 1898 организовано об-во "Рамлила натак
мандали", в 1907 - "Бенаресское общество драматургии хинди". Эти
коллективы, а также любительские театр. группы в Джайпуре, Лакхнау,
Калькутте и др. городах Индии пользовались большой популярностью в
кругах инд. интеллигенции, их поддерживали передовые драматурги.
Во 2-й пол. 19 в. зарождается новая драматургия и в др. провинциях
Индии. Становление драмы хинди связано с именем Бхаратенду Харишчандры,
в творчестве к-рого органически сочетаются традиции нац. и зап.-европ.
драматургии. В 1907 Харишчандра основал любительские театр. труппы и
любительское театр. об-во "Бхаратенду натак мандали", к-рое сыграло
большую роль в развитии т-ра и драмы хинди. Дальнейшее развитие
драматургии хинди связано с именем Джайшанкара Прасада. Испытав значит.
влияние зап. лит-ры, Прасад отходит от условных форм классич.
драматургии и вводит в действие трагедийные финалы, обращается к новым
героям, новой тематике. Его драматургии свойственны драматич.
насыщенность сюжета, психологизм.
Идеи нац.-освободит, движения, требование независимости, широкая
волна стачечного движения находят отражение в драматургии 20-40-х гг. 20
в. В произв. Премчанда впервые появляются образы тружеников инд.
деревни, поднимающихся на борьбу с помещиками - заминдарами ("Борьба").
Пафосом патриотизма пронизано творчество драматурга С. Говинддаса,
создавшего в своих пьесах яркие образы борцов против британского
колониализма ("Путь служения", "К чему страдания?" и др.). Проблема
индо-мусульманского единства, разрабатывавшаяся мн. прогрессивными
драматургами Индии, находит выражение в драмах Харикришны Преми,
призывавшего к единению индусов и мусульман, к общей борьбе за
независимость рэдины ("Принятие еды", 1945, и др.).
Развитие драмы на хинди, как и на др. новоинд. и дравидийских языках,
происходит в трудных условиях. Отсутствие проф. т-ров почти во всех
крупных городах страны и конкуренция со стороны кино мешают развитию И.
т. ид.
С 30-х гг. в драматургии хинди утверждается одноактная пьеса -
эканки, способствующая развитию реалистич. направления в инд. т-ре. В
этом жанре работают драматурги Рамкумар Варма и Упендранатх Ашк,
сочетающий в сво„м творчестве реалистич. принципы европ. драматургии с
нац. традициями инд. т-ра.
В нач. 40-х гг. театр. жизнь страны значительно активизируется.
Возникает много любительских и проф. театр. коллективов, ставящих перед
собой задачу помогать народу в борьбе против колониального гн„та. Их
деятельность способствовала пробуждению классового самосознания инд.
трудящихся и консолидации прогрессивных сил страны в борьбе за
независимость родины. В 1943 в Индии созда„тся Ассоциация народных
театров Индии (ИПТА), деятельность к-рой оказала значит, влияние на
дальнейшее развитие театр. культуры Индии. То обстоятельство, что
население всех штатов Индии состоит из ряда национальностей и плем„н,
употребляющих разл. языки и диалекты, заставило Ассоциацию обратиться к
формам нар. танцевального представления. Использование этой древней
театр. формы давало возможность ИПТА показывать спектакли во всех частях
страны. Наибольшим успехом пользуются спектакли, получившие форму нар.
танцевальных драм (лилы, наутанки и др.). При Ассоциации была создана
труппа "Малый балет" (1952) под руководством Шанти Бардхана, сочетавшего
в сво„м творчестве лучшие традиции нар. иклас-сич. танцевального иск-ва.
Творч. метод балетмейстера оказал большое влияние на всю деятельность
Ассоциации инд. нар. т-ров. Становлению совр. инд. балета способствовало
также иск-во инд. танцовщика и хореографа Удая Шанкара, талантливо
объединившего в своих пост. выразит, при„мы классич. и нар.
танцевального иск-в.
Значит, этапом в развитии совр. инд. т-ра явилось создание в 1944
режисс„ром, акт„ром и драматургом Притхвирадж Капуром в Бомбее проф.
драм. т-ра. Капур осуществил в сво„м т-ре постановку многих пьес,
поднимающих актуальные проблемы совр. жизни страны ("Стена", "Патхан" и
др.).
После установления независимости страны (1947) в Индии был создан ряд
театр. учреждений, способствующих своей деятельностью подъ„му нац.
культуры. В столице Республики Дели с 1951 проводятся традиционные
фестивали драмы, в к-рых участвуют многочисл. любительские и проф.
театр. коллективы разл. штатов страны (в 1954 на фестивале было
исполнено св. 25 пьес на 14 языках народов Индии). В 1953 в Дели
основана Индийская академия музыки и драмы (Сангит натак академи),
имеющая филиалы в др. штатах. Академия проводит работу по изучению и
популяризации нац. культуры в области т-ра, музыки и танцевального
иск-ва. В 50-е гг. в Дели создан экспериментальный профессиональный т-р
"Хиндустани тиэтр". Основатель т-ра драматург Кудзии Зайди (М. Мишра)
пост. здесь " Шакунталу" Калидасы в переработке на хиндустани, а молодой
режисс„р Хабиба Танвира - "Глиняную повозку" Шудраки (спектакль пост.
как нар. представление - наутанки). "Хиндустани тиэтр" отстаивает
Страницы: «« « 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |