Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 948   949   950   951   952   953   954   955   956  957   958   959   960   961   962   963   964   965   966  » »»

разоблачающая англ. плантаторов, сатирич. пьеса "Бенгали  бабу"  Мустафи
(1872)    о    низкопоклонстве     перед     англичанами     бенгальских
высокопоставленных   чиновников,   патриотич.   драма    "Мать    Индия"
Бондопаддхая  (1873),  "В  тисках  голода"  Таркоротно  (1876)   и   др.
Антибританская направленность  этого  т-ра  вызвала  беспокойство  англ.
администрации. В 1876 был издан "Закон о драматических  представлениях",
вводивший  жестокую  полицейскую  цензуру  на  все   драматич.   произв.
Полицейские преследования мешали появлению пьес на  темы  современности,
поэтому бенгальские драматурги обращаются к историч. сюжетам и воплощают
патриотич. идеи в  героич.  образах  дал„кого  прошлого  ("Чандра-гупта"
Диджендролал Рая, "Вождь Шиваджи", "Мир Касим"  Гхоша  и  др.).  Большая
заслуга в становлении бенгальского т-ра принадлежит Р. Тагору.  В  сво„м
творчестве драматурга, режисс„ра, акт„ра и композитора  Тагор  отстаивал
простоту формы и глубину содержания драмы.
   В последней четверти 19 в.  в  Индии  возникает  т.  н.  т-р  парсов,
преследующий коммерческие цели. Первая театр. компания парсов  "Ориентал
театрикал компании под рук. П. Фрамджи  была  организована  в  Бомбее  в
1870.  Позднее  были  созданы  компании  "Орджинал  театрикал  компани",
"Виктория",  "Олд  парси  тиэтр"  и   др.,   во   главе   к-рых   стояли
предприимчивые коммерсанты. Т-р парсов существовал в Индии в течение  50
лет. Прогрессивная инд. интеллигенция выступила  против  монополии  этих
т-ров,  ставивших  низкосортные  пьесы.   Т-рам   парсов   противостояли
любительские  театр.  коллективы,  получившие  в  70-80-е  гг.   широкое
распространение в колледжах, школах и ун-тах.  Первый  любительский  т-р
был осн. в 1888 в Канпуре, в  1898  организовано  об-во  "Рамлила  натак
мандали",  в  1907  -  "Бенаресское  общество  драматургии  хинди".  Эти
коллективы, а также любительские  театр.  группы  в  Джайпуре,  Лакхнау,
Калькутте и др.  городах  Индии  пользовались  большой  популярностью  в
кругах инд. интеллигенции, их поддерживали передовые драматурги.
   Во 2-й пол. 19 в. зарождается новая драматургия и  в  др.  провинциях
Индии. Становление драмы хинди связано с именем Бхаратенду  Харишчандры,
в творчестве к-рого органически сочетаются традиции нац.  и  зап.-европ.
драматургии. В 1907 Харишчандра основал  любительские  театр.  труппы  и
любительское театр. об-во  "Бхаратенду  натак  мандали",  к-рое  сыграло
большую  роль  в  развитии  т-ра  и  драмы  хинди.  Дальнейшее  развитие
драматургии хинди связано с именем Джайшанкара Прасада. Испытав  значит.
влияние  зап.  лит-ры,  Прасад  отходит  от   условных   форм   классич.
драматургии и вводит в действие трагедийные финалы, обращается  к  новым
героям,  новой   тематике.   Его   драматургии   свойственны   драматич.
насыщенность сюжета, психологизм.
   Идеи  нац.-освободит,  движения,  требование  независимости,  широкая
волна стачечного движения находят отражение в драматургии 20-40-х гг. 20
в.  В  произв.  Премчанда  впервые  появляются  образы  тружеников  инд.
деревни, поднимающихся на борьбу с помещиками - заминдарами  ("Борьба").
Пафосом  патриотизма  пронизано  творчество  драматурга  С.  Говинддаса,
создавшего  в  своих  пьесах  яркие  образы  борцов  против  британского
колониализма ("Путь служения", "К  чему  страдания?"  и  др.).  Проблема
индо-мусульманского  единства,  разрабатывавшаяся   мн.   прогрессивными
драматургами  Индии,  находит  выражение  в  драмах  Харикришны   Преми,
призывавшего  к  единению  индусов  и  мусульман,  к  общей  борьбе   за
независимость рэдины ("Принятие еды", 1945, и др.).
   Развитие драмы на хинди, как и на др. новоинд. и дравидийских языках,
происходит в трудных условиях. Отсутствие  проф.  т-ров  почти  во  всех
крупных городах страны и конкуренция со стороны кино мешают развитию  И.
т. ид.
   С 30-х гг.  в  драматургии  хинди  утверждается  одноактная  пьеса  -
эканки, способствующая развитию реалистич. направления в  инд.  т-ре.  В
этом  жанре  работают  драматурги  Рамкумар  Варма  и  Упендранатх  Ашк,
сочетающий в сво„м творчестве реалистич. принципы европ.  драматургии  с
нац. традициями инд. т-ра.
   В нач. 40-х  гг.  театр.  жизнь  страны  значительно  активизируется.
Возникает много любительских и проф. театр. коллективов, ставящих  перед
собой задачу помогать народу в борьбе  против  колониального  гн„та.  Их
деятельность способствовала  пробуждению  классового  самосознания  инд.
трудящихся  и  консолидации  прогрессивных  сил  страны  в   борьбе   за
независимость родины. В  1943  в  Индии  созда„тся  Ассоциация  народных
театров Индии (ИПТА), деятельность  к-рой  оказала  значит,  влияние  на
дальнейшее  развитие  театр.  культуры  Индии.  То  обстоятельство,  что
население всех штатов Индии состоит из ряда  национальностей  и  плем„н,
употребляющих разл. языки и диалекты, заставило Ассоциацию обратиться  к
формам нар.  танцевального  представления.  Использование  этой  древней
театр. формы давало возможность ИПТА показывать спектакли во всех частях
страны. Наибольшим успехом пользуются спектакли, получившие  форму  нар.
танцевальных драм (лилы, наутанки и др.). При  Ассоциации  была  создана
труппа "Малый балет" (1952) под руководством Шанти Бардхана, сочетавшего
в сво„м творчестве лучшие традиции нар. иклас-сич. танцевального иск-ва.
Творч. метод балетмейстера оказал большое влияние  на  всю  деятельность
Ассоциации инд. нар. т-ров. Становлению совр. инд. балета способствовало
также иск-во инд.  танцовщика  и  хореографа  Удая  Шанкара,  талантливо
объединившего  в  своих  пост.   выразит,   при„мы   классич.   и   нар.
танцевального иск-в.
   Значит, этапом в развитии совр. инд. т-ра  явилось  создание  в  1944
режисс„ром, акт„ром и драматургом Притхвирадж  Капуром  в  Бомбее  проф.
драм. т-ра. Капур  осуществил  в  сво„м  т-ре  постановку  многих  пьес,
поднимающих актуальные проблемы совр. жизни страны ("Стена", "Патхан"  и
др.).
   После установления независимости страны (1947) в Индии был создан ряд
театр.  учреждений,  способствующих  своей  деятельностью  подъ„му  нац.
культуры. В столице  Республики  Дели  с  1951  проводятся  традиционные
фестивали драмы, в  к-рых  участвуют  многочисл.  любительские  и  проф.
театр.  коллективы  разл.  штатов  страны  (в  1954  на  фестивале  было
исполнено св. 25 пьес на  14  языках  народов  Индии).  В  1953  в  Дели
основана Индийская академия  музыки  и  драмы  (Сангит  натак  академи),
имеющая филиалы в др. штатах. Академия проводит  работу  по  изучению  и
популяризации нац. культуры  в  области  т-ра,  музыки  и  танцевального
иск-ва. В 50-е гг. в Дели создан экспериментальный профессиональный  т-р
"Хиндустани тиэтр". Основатель т-ра драматург Кудзии  Зайди  (М.  Мишра)
пост. здесь " Шакунталу" Калидасы в переработке на хиндустани, а молодой
режисс„р Хабиба Танвира - "Глиняную повозку"  Шудраки  (спектакль  пост.
как  нар.  представление  -  наутанки).  "Хиндустани  тиэтр"  отстаивает

Страницы: «« « 948   949   950   951   952   953   954   955   956  957   958   959   960   961   962   963   964   965   966  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия